Рабочая программа по алгебре МордковичА.Г.
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы
- Пояснительная записка………………………………………………………3
- Планируемые результаты освоения учебного предмета (Личностные,
Метапредметны и предметные)…………………………...…………….......4
- Содержание учебного предмета………………………………………….…6
- Учебно-тематический план…………………………………………………..7
- Календарно-тематическое планирование…………………………….……..18
- Приложения:
- Контрольно-измерительные материалы…………………………….…
7.2. Планирование исследовательской и проектной деятельности…….
- Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по математике, утвержденной Министерством образования и науки РФ и реализуется на основе следующих документов:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Республики Башкортостан « Об образовании в Республике Башкортостан»;
- Программы. Математика. 5-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2012. – 64 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ Школа №130 городского округа город Уфа РБ.
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
- Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 31.03.2014 № 253.
- Приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253» от 08.06.2015 № 576.
Программа соответствует учебнику «Алгебра (в 2-х частях). ч. 1: Учебник. 7 класс» / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012 г. и задачнику «Алгебра (в 2-х частях). ч. 2: Задачник. 7 класс» А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2012 г.
Преподавание ведется по первому варианту – 3 часа в неделю, всего 102 часа.
На итоговое повторение в 7 классе по алгебре в конце года 9 часов, остальные часы распределены по всем темам.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
- В результате освоения курса алгебры 7 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
- Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- Развитие умения ясно и точно излагать свои мысли в устой и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию приводить примеры и контрпримеры
- Креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач
- Умение контролировать процесс и результат деятельности
- Способность к эмоциональному восприятию математических понятий, рассматриваемых задач.
- Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта
- Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об ее этапах развития, о ее значимости для развития цивилизации
- Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий. (УУД)
- Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни
- Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации
- Умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации
- Умение выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки
- Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач
- Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать по алгоритму
- Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения математических проблем
- Умение планировать и осуществлять исследовательскую деятельность, направленную на решение задач
- Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
- Предметная область «Арифметика»
- Переходить от одной формы записи чисел к другой, представить десятичную дробь в виде обыкновенной и наоборот, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки
- Выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа, находить в несложных случаях значение степеней с целым показателем, находить значения числовых выражений
- Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и избытком, выполнять оценку числовых выражений
- Пользоваться основными единицами длины, массы, времени скорости, площади, объема, выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот
- Решать текстовые задачи, связанные с отношениями и пропорциональностью величин, с дробями и процентами
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочников, калькулятора.
- Устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений различными способами
- Интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанными с реальными свойствами предметов и явлений.
- Предметная область «Алгебра»
- Составлять буквенные выражения и формулы по условию задачи, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки, выполнять, соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое, выражать из формул одну переменную через другую
- Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами, с алгебраическими дробями, выполнять разложение многочленов на множители, выполнять тождественные преобразования рациональных выражений
- Решать линейные уравнения и решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными
- Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать, полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи
- Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами, нахождение нужной формулы в справочниках
- Моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры
- Описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций
- Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения
- Вычислять среднее значение результатов измерений
- Находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные
- Находить вероятности случайных событий в простейших случаях
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Выстраивания аргументации при доказательстве и диалоге
- Распознавания логически некорректных рассуждений
- Записи математических утверждений, доказательств
- Анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, грфиков, таблиц
- Решения практических задач в повседневной жизни с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени и скорости
- Решения учебных задач, требующих систематического перебора вариантов
- Сравнения шансов наступления случайных событий в практической ситуации, сопоставление модели с реальной ситуацией
- Понимания статистических утверждений
,
Содержание учебного предмета, курса
- Математический язык. Математическая модель (12 часов)
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.
Основная цель изучения данной темы – выработать у учащихся умение выполнять действия над степенями с натуральным показателем.
- Линейная функция (11 часов)
Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М(а;b) в прямоугольной системе координат.
Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнение. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения.
Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции. Взаимное расположение графиков линейных функций.
- Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (12 часов)
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический способ решения уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи)
- Степень с натуральным показателем (6 часов)
Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.
5 . Одночлены. Операции над одночленами (8 часов)
Понятие одночлена. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены. Арифметические операции над одночленами.
- Многочлены. Арифметические операции над многочленами (15 часов)
Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных слагаемых членов многочлена. Стандартный вид многочлена.
Формулы сокращенного умножения. Деление многочлена на одночлен.
- Разложение многочленов на множители (18 часов)
Разложение многочлена на множители: с помощью формул сокращенного умножения, способ группировки, вынесение общего множителя за скобки, комбинированный способ. Метод выделения полного квадрата.
Основная цель изучения данной темы - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочлена на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений.
Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.
Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.
- Квадратичная функция (9 часов) Функция у=х2 и ее график. Графическое решение уравнений. Функциональная символика.
- Элементы описательной статистики.(4 часа) Данные и ряды данных. Упорядоченные ряды данных, таблицы распределения. Частота результата, таблица распределения частот, процентные частоты. Группировка данных.
10.Итоговое повторение (5 часов).
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Требования к знаниям и умениям | Всего часов | Том числе на: | Пример- ное количество часов на самостоятельные работы учащих-ся | |
Теоре-ти- ческие | Кон- троль- ные работы | |||||
Математический язык. Математи- ческая модель. |
| 12 | 11 | 1 | ||
Линейная функция. |
| 11 | 10 | 1 | ||
Системы двух линейных уравнений с двумя переменны-ми. |
| 12 | 11 | 1 | ||
Степень с натуральным показателем и ее свойства. |
| 6 | 6 | - | ||
Одночлены. Арифметические операции над одночлена- ми. |
| 8 | 7 | 1 | ||
МногочленыАрифмети- ческие операции над многочленами. |
| 15 | 14 | 1 | ||
Разложение многочленов на множители. |
| 18 | 17 | 1 | ||
Квадратич- ная функция |
| 9 | 8 | 1 | ||
Элементы описатель- ной статистики |
| 4 | 4 | - | ||
Итоговое повторение |
| 5 | 4 | 1 | ||
Итого: | 102ч |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Отметки учащимся ставятся за работу на уроке, за выполнение различных проверочных работ, домашних заданий. Четвертные отметки ставятся как среднее арифметическое всех отметок за четверть. Годовая оценка – совокупность оценок за четверть с учетом годовой контрольной работы.
В конце учебного года проводится промежуточная аттестация в форме контрольной работы.
1.Оценка письменных работ, обучающихся по математике:
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или есть два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах, графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере;
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задача, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов, обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «требования к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
2.Оценка тестовой работы обучающихся по математике: плохо, удовлетворительно, хорошо и отлично.
Каждому уровню присвоим интервал баллов:
- «2» - плохо – от 0 до 35%
- «3» - удовлетворительно от 36% до 50%
- «4» - хорошо – от 51% до 75%
- «5» -отлично – от 76% до 100%.
3.Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков, обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы при решении задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам относятся:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10-11 класс к учебнику "Алгебра и начала анализа10-11" мордкович А.Г.
Рабочая программа составлена на основе принципов коррекционно-развивающего обучения детей-инвалидов дистанционно....
Рабочая программа по алгебре 7-9 класс к учебнику "Алгебра " Мордкович А.Г.
Рабочая программа составлена на основе принципов коррекционно-развивающего обучения детей- инвалидов дистанционно....
Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян
рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...
Рабочая программа по Алгебре (Мордкович) 10 класса на 2018-2019 уч. год.
Для просмотра анотации к рабочей программе по алгебре перейдите по ссылке: https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2018/10/24/annotatsii-k-rabochim-programmam-po-matematike-i-algebre...
Рабочая программа по Алгебре (Мордкович) 11 класса на 2018-2019 уч. год.
Для просмотра анотации к рабочей программе по алгебре перейдите по ссылке: https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2018/10/24/annotatsii-k-rabochim-programmam-po-matematike-i-algebre...