«Графики функций y=|f(x)| и y=f(|x|) и их свойства».
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок (математики)
МБОУ СОШ №32
Учитель: Фифнер Е.П.
ТЕМА: «Графики функций y=|f(x)| и y=f(|x|) и их свойства».
Дата:21 сентября 2015г.
21 сентября 2015 г. 9е класс (с углубленным изучением).
ТЕМА: «Графики функций y=|f(x)| и y=f(|x|) и их свойства».
Цели: 1)Отработать навыки построения графиков, содержащих знак модуля;
2)Развитие логики, умение применять знания по назначению;
3)индивидуальное исследование заданий. (Орг.часть 1 мин.)
1. Проверка домашнего задания (5 мин). Как повторение основных понятий , необходимых для исследования функций.
1)Решить систему. (X – Y)3=2
X2+ 6Y + 1 = 0
X – Y = u, u ≥ 0.
Y=, y=u3 - возрастающая.
Y=2 – const.
Корень уравнения u=1
X – Y= 1
x2 + 6y + 1 = 0
Ответ
2) Каким правилом пользуемся?
- y= |f(x)|
2)y= |f(x)|
3) y= f(|x|)
3) Дана функция
Нули:2,4,10.
Найти нули функции
Ответ:-2,-4,-10,2,4,10. Вопрос: Почему? (графики симметричны относительно ОY , нули числа, или противоположные и нуль).
4) а)Дана функция ; E(y)=?
б)
а) б) m2=4-|x|
|x|-4=m2 |x|=m2-4
|x|=m2+4 m2-4 0
|x|0, m2
m2 +40 |m|
m2
5)Построить графики функций схематично.
а)y=(x+1)2-2 б)y=(|x|+1)-2
2.Устно (2мин)
А)исследовать на монотонность , дать объяснения.
1)y= (возрастает)
2)y= (убывает)
3)y=|x|+10x;x (возрастает)
4)+ (возрастает)
5)y=;x (возрастает)
Б)Одновременно - проверка домашнего задания в тетрадях
(Уч.№135 в,141г,136,172 в, 172 а,172 г.)
3. Самостоятельная работа с дальнейшей проверки у доски.(5мин)
А)1 вариант 2 вариант
Исследовать на чётность и нечетность
Y=|x2+2|x|+2| y=|x+4|-|x-4|
D(y) = R D(y)= R
Y (-x)=|(-x)2+2|-x|=2|= y(-x)=|-x+4|-|-x-4|=
=|x2+2|x|+2|=y(x) – чётная = (|x+4|-|x-4|) = -y(x) – нечётная
Анализ решения у доски , выставления оценок .
Б)одновременно у доски .
Построить график функций план решения у доски
1)y= а)y=x-1
б)y=|x-1|
в)y=|x-1|-1
2)y=|x2-4|x|+3| 12) y=x2-7|x|+6
3)y=|2|x|-x2| 13) y=
4)y=|1-x2|
5)y=|x2-6|x|+8|
6)y=
7) y=|x2-4|x|+3|
8) y=
9) y=
10) y= (|x|-2)2+3
11) y=
14) y= x2+6x+13
2,5x
15) y= 5 - а) сократить дробь;
16) y= б) выколотая точка.
17) y= 3 –
Физкультминутка (1 мин)
4.Просмотр презентаций учащихся(3 мин) (Гамаюнова, Нерозя ) с целью напоминания построения графиков функций y=|f(x)| и y=f(|x|) и их свойства:
1)нахождение D(y) ; E(y);2)чётность ,нечётность;3)ограниченность;
4)возрастание, убывание;5)нули.
Вопрос презентаций.
1)Какие преобразования графиков мы знаем?
Y=f(-x) из y=f(x) – симметрия относительно оси ординат;
y=-f(-x) из y=f(x) – относительно начала координат;
y=f(kx);k>1 из y=f(x) – сжатием в k раз к оси ординат;
y= f(kx ) при 0
2) является ли функция ограниченной? Как доказать?
Пусть m – произвольное число
= m; -4m2
16x = mx2+m m2
mx2 - 16x - m=0 |m|
D= 256-4m2; D ; E(y)=
256-4m2
Б)g(x)=.Пусть m-произвольное значение функции y.Тогда равенство
=m окажется верным при тех значениях m, при которых уравнение относительно x имеет корни. Найдём множество значений m ,при которых это уравнение имеет .Тем самым мы найдём область значения функции y.Возведём обе части уравнения =m в квадрат и выразим |x| через m.
=m2
|x|=9 – m2
Так как |x|,то 9 – m2 ,m2,|m|. Но m – значение функции g(x)=,которая может принимать неотрицательные значения. Поэтому 0 g(x) Отсюда E(g)=. следовательно, функция - ограниченная.
Вопрос: Ограниченна ли данная функция? Объяснить. Ответ: да.
Y=
X2+1-8mx=0
X2-8mx+1=0
D=64m2-1
64m2-10
m2>
|m|=
m<
m>
Ответ:E(y) =.
Основные правила на доске:
|f(x)|= f(x),если f(x)0
- f(x) ,если f(x)<0
f|(x)|= f(x),если 0
f(-x),если x<0
5.Работа с учебником.(1мин + 1мин + 3мин)(всего 5 мин)
Прочитать стр.51.
Вопросы: Что нужно помнить ,для успешного построения графиков функций? Каковы этапы построения?
А) y=|f(x)|
1)y=f(x)
2)оставить на месте ту часть ,где f(x)0 и симметрично отобразить относительно оси х другую его часть, где f(x)0 .
Б) y=f(|x|)
1) y= f(x)
2)Оставить на месте ту часть графика функций y=f(x) ,которая соответствует неотрицательной части области определения функции y=f(x).Отобразив эту часть симметрично относительно Y,получим другую часть графика, соответствующую отрицательной части области определения.
6.Решение заданий на доске.(1 мин).
1)y= |f(x)|
2)y= |f(x)|
3) y= f(|x|)
4)а)y=;D(y)=?;x (5мин)
1)x; y=
2)-5
3)
б)y=;D(y)=?;
1)x<-5, y=
2) -5
3)
7.Одновременно с 6.(20 мин)
Решение заданий по карточкам с дальнейшей проверкой у доски.№12(3);1;8;5;4;2;3;9;7;11(2);6;10(1);8;13(4).Тесты ОГЭ.По желанию ребята показывают решение у доски .Задания анализируются, привлекая класс.
См. приложение.
Каждый этап урока ученик оценивает и ставит себе оценку – среднее арифметическое.На последнем этапе урока в конце ребята получают карточки – контроля, с помощью которых могут поставить себе объективную оценку.
8.Итог урока. (1мин)
Схема на доске .Ребята заполняют отвечая на вопросы:
1)Какие свойства необходимо знать при построении;
2)Как влияют ограниченность, непрерывность, область определения, чётность, нечётность на построение графиков.
3)Где пригодится построение в жизни, на экзамене?(23 задание)
9.Объявление оценок: (обсуждение с классом) (1мин)
1)Гамаюнова 5 9)Коршунова 4
2)Спиридонов 5 10) Тороквей 5
3)Филинов 5 11) Имашева 5
4)Нерозя 5 12) Ли 5
5)Николаева 4 13) Пешехонов 4
6)Романова 4 14) Мирзоев 5
7)Усманов 4 15)Степанов 5
8)Белоглазов 5
10.Задание на дом.(1 мин)
Учебник: а)135а;140д;141г;136;164д; «5»+23 задание.
б)y= построить графики функций;
в)Ларин: тест з.23. «4»
г)над/з: 172в) Мирзоев
172а) Данилов
172б) Коршунова «3»
172г) Жегалина
172д) Усманов
172е) Пешехонов
Д/з. нулями функции являются числа 1,2,3.Найдите нули функции - дополнительная оценка.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по алгебре "Графики функций и их свойства" с презентацией 10 класс
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Графики функций и их свойства" с применением ИКТ. Формирование конструктивных навыков, эстетичности и аккуратности при выполнении графических работ чере...
Интегрированный урок по алгебре и началам анализа и информатике по теме «Показательная функция, ее свойства и график. Создание моделей графиков функций в среде программирования Visual Basic» (11 класс «А»)
Применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей....
Функции, их свойства. Чтение графиков функций
Презентация по теме функции и их свойства, чтение по графику функции...
Функция. Свойства и графики функций
Одним из самых важных вопросов при изучении алгебры является функция. Изучение начинается еще в 7 классе. Однако учащиеся часто воспринимают материал с большим трудом. И даже в 11 классе тема вызывает...
Конспект урока с презентацией «Функции. Графики функции и их свойства» 10 класс
Конспект урока по теме «Функции. Графики функции и их свойства» в 10 классе. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. К учебнику Алимова и др.Основная работа на уроке идет по презентации, т...
Методы построения графиков функций с использованием свойств функции
компьютерная презентация практических достижений (аттестация)...
Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функции, заданных различными способами. Свойства функции.
Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функции, заданных различными способами. Свойства функции....