Статья: "Внедрение ФГОС на уроках математики в 5 классе"
статья по алгебре (5 класс) на тему

Тимохина Ольга Борисовна

Предлагаю статью о внедрении ФГОС на уроках математики в 5 классе общеобразовательной школы. К статье прилагаются разработки трех уроеов по теме: "Прямой и развернутый угол" с технологическими картами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             

                                                                  Статья:

          «Внедрение ФГОС не уроках математики в 5 классе общеобразовательной школы.»

                                                           Тема: «Прямой и развернутый угол»

                                                                            Разработка трех уроков математики

                                                                                 с технологическими картами

                                                                                                                                        Автор: учитель математики

                                                                                                                                    ГБОУ № 618 г. Санк-Петербурга

                                                                                                                                         Тимохина Ольга Борисовна      

         

 

2015 год

Тема «УГОЛ. ПРЯМОЙ И РАЗВЕРНУТЫЙ УГОЛ. ЧЕРТЕЖНЫЙ  ТРЕУГОЛЬНИК»  (п. 41; 3 урока )

Цели деятельности учителя

Главная дидактическая цель :  сформировать понятие угла; познакомить учащихся с видами углов и чертежными инструментами, с помощью которого можно изображать углы; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно- действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе.

     Формировать  УУД :

Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные : умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действии на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

 Коммуникативные : умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные : умения  ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Планируемые образовательные результаты

Предметные:  знать понятие угла, виды углов; уметь чертить все виды углов.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

ориентироваться на успех в учебной деятельности.

Метапредметные :

 регулятивные- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

 проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

коммуникативные- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

познавательные- уметь ориентироваться в своей системе знаний ( отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания ( находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь использовать знаково- символические средства; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Задачи:

обучающие:  обобщить и систематизировать знания по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, наоборот, переводить смешанные числа в неправильные дроби.

Развивающие:

развивающие: способствовать развитию способности к сопоставлению, наблюдательности, внимания,  способности к

аналитико-синтетическому мышлению, расширение кругозора.

  • воспитательные: формирование потребности в знаниях, интереса к математике, целостного  отношения  к окружающему

 миру посредством математики,   развивать познавательный интерес через игровые моменты  взаимоконтроля, взаимопроверки,   способствовать пониманию необходимости  интеллектуальных усилий для успешного обучения,     положительного эффекта  настойчивости для достижения цели.

Цели :

  • Знать понятие угла;
  • Развивать умения читать и записывать углы;
  • Формировать понятия видов углов (острый,  прямой, развернутый , тупой);
  • Продолжить работу по формированию умения решать текстовые  задачи;
  • Развивать умения находить процент от числа и число по его проценту
  • Продолжить работу по формированию нахождения площади и периметра квадрата и прямоугольника.
  • Совершенствовать вычислительные навыки учащихся;.
  • Развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.
  • Воспитание культуры речи, усидчивости.

Методы

  • По источникам знаний: словесный, наглядный;
  • По степени взаимодействия учитель- ученик: эвристическая беседа;
  • Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично- поисковый

Основные понятия

Угол, стороны угла, вершина угла, прямой угол, развернутый угол, чертежный треугольник, сравнение углов.

Организация пространства

Фронтальная работа,  индивидуальная работа, работа в парах.

Ресурсы

  • Учебник, презентация «Углы»
  • Попов. М.А. Контрольные и самостоятельные работы по математике : 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика, 5 класс»,- М: Экзамен, 2016.
  • Ю.А.Глазков, В.И.Ахременкова, КИМ , Математика, 5 класс, - М: «ЭКЗАМЕН», 2014.
  • Г.С.Ковалева, О.Б.Логинова, Работаем по новым стандартам- Планируемые результаты. Система заданий.- М: «Просвещение», 2013.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА урока  № 1.

Тема «УГОЛ. ПРЯМОЙ и РАЗВЕРНУТЫЙ УГОЛ. ЧЕРТЕЖНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК»  

Тип урока :  урок «открытия» нового знания.

Технология проведения

деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

деятельность учеников

Планируемые результаты

предметные

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

  • актуализировать

требования к ученику с позиций учебной деятельности;

  • создавать условия для

формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность,

устанавливать тематические рамки;

  • установить тематические

рамки;

  • уточнить тип урока и

наметить шаги учебной деятельности

Организует актуализацию требований к ученикам с позиций учебной деятельности. Устанавливает тематические рамки

- Разгадав кроссворд, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

1

2

По горизонтали :

1.Единица измерения времени (секунда

2.Единица измерения массы. ( Грамм)

3. Десятичная… (Дробь)

4.Единица измерения расстояния    

                                             (Километр)

Слайд 1

- Какая геометрическая фигура изображена на слайде?

- Из каких фигур она состоит?

- Попробуйте сформулировать определение угла.

- Сверьте определение, которое вы дали, с приведенным на слайде.

- Как называются части угла?.

- Разобрать, что такое внутренняя и внешняя область угла.

Слушают учителя, участвуют в беседе, способствую-щей постановке учебной проблемы и формулирова-нию темы, цели.

Могут сформулировать определение угла, верно использовать термины «угол», «вершина угла», «стороны угла».

Личностные : проявлять познавательный интерес к новой теме.

Познавательные : уметь   работать с информацией разного вида.

Коммуникативные- уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; формировать свои мысли в устной форме.

ІІ. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

Цели:

  • создать условия для

выполнения учащимися пробного учебного действия;

  • организовать фиксиро-

вание индивидуального затруднения;

  • выявить место ( шаг,

операцию) затруднения;

  • зафиксировать во внешней

речи причину затруднения.

Организует обобщение актуализированных знаний, фиксирование индивидуаль-ного затруднения, выявление места затруднения, фиксирование во внешней речи причины затруднения

Слайд 2

- Как вы думаете, какая фигура изображена на слайде?

- Из каких фигур она состоит?

- Попробуйте сформулировать определение этой фигуры.

- Сравните свое определение с определением на стр. 244 учебника.

Слайд 3

 - Как вы думаете, какая фигура изображена на слайде?

- Из каких фигур она состоит?

- Попробуйте сформулировать определение этой фигуры

- Сравните свое определение с определением на стр. 244 учебника.

- Начертите развернутый и прямой угол в тетради.

Под руководством учителя формулируют понятия. Записывают определения в тетрадях.

Знать определение развернутого и прямого угла.

Познавательные : уметь   ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного, преобразовывать  информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: уметь  слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной  и письменной форме.

ІІІ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

  • организовать усвоение

учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговарива-нием во внешней речи.

Работа с учебником :

стр. 245-247, № 1613

- Что нужно помнить при чтении и записи  углов?(читают и записывают).

- Есть ли среди данных углов прямые?, развернутые?

- Сколько равных углов вы видите ? ( 6)

- На сколько частей эти углы делят плоскость?

№ 1614 – 1615,

№1616

- Назовите острые углы, которые у вас получились.

№ 1626, 1627.

- Как найти % числа, число от %.

Под руководством учителя выполняют задания, отвечают на вопросы, фиксируют новое знание в речи и знаках. Записывают решение задач в тетради.

Уметь по чертежу называть углы, записывать их обозначения, изображать углы с пользованием чертежных инструментов и от руки

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные : строят предложения об  информации, необходимой для решения задачи

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других..

ІV. Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

Цель:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности

  • На уроке я работал      

                                 активно / пассивно

  • Своей работой на уроке я  

                            доволен / не доволен

  • Урок для меня показался  

                              коротким / длинным

  • За урок я            не устал / устал
  • Мое настроение

                       стало лучше / стало хуже

  • Материал урока мне был  

                              полезен / бесполезен

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали

 Осуществляют самооценку.

Уметь анализировать и оценивать свою деятельность .

Р: уметь проговаривать последовательность на уроке: оценивать правиль-ность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Л:  уметь  осуществлять самооценку  на основе критерия успешной учебной деятельности.

П - рефлексия способов и условий действия.

V. Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию.

п.41, стр. 248 - 249,

№ 1638, 1639, 1641, 1642 (а).

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно  трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

Записывают домашнее задание

Личностные: развитие ответственности.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения

Коммуникативные: умение слушать.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА урока 2.

Тема «УГОЛ. ПРЯМОЙ и РАЗВЕРНУТЫЙ УГОЛ. ЧЕРТЕЖНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК»  

Тип урока :  урок общеметодологической направленности ( закрепление новых знаний и способов действий при решении задач).

Технология проведения

деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

деятельность учеников

Планируемые результаты

предметные

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

- создавать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Устанавливает тематические рамки.

Помогает уточнить тип урока и назвать шаги учебной деятельности.

Организует беседу, побуждает к правильным ответам.

        Итак, друзья, внимание,

        Ведь прозвенел звонок.

        Садитесь поудобнее,

        Начнем скорей урок.

- Вспомните тему прошлого урока. Как вы  думаете, что мы будем изучать сегодня?

- Какие знания используем в работе?

- Как проверить, хорошо ли вы усвоили тему?

- Ответьте на вопросы на стр.245.

1. Прочитайте все углы, которые видите.

- Есть ли среди углов развернутый угол?

- Прямой?

-  Сколько прямых углов вы видите?

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклас-сниками.

Знать определение угла, прямого угла и развернутого угла.

Познавательные :

уметь использовать знаково - символические средства.

Коммуникативные:

уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме.

ІІ. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

Цели:

  • организовать  выполнение

пробного учебного действия;

  • выявить место ( шаг,

операцию) затруднения;

  • зафиксировать во внешней

речи причину затруднения.

Организует обобщение актуализированных знаний, фиксирование индивидуального затруднения, выявление места затруднения, фиксирование во внешней речи причины затруднения.

- Сегодня мы познакомимся с чертежным треугольником, с помощью которого можно определить и построить прямой угол.

Работа с учебником:

стр. 246, № 1617

-Что вы обнаружили, сравнивая углы?

№ 1618 –1619

-Возьмите в руки чертежный угольник и с его помощью выполните задание. 

№ 1620 – устно.

1621

- Какой инструмент нам понадобится?

-Обозначьте вершины буквами.

- Что вы можете сказать про углы прямоугольника и квадрата?

- Выпишите название всех углов.

- Найдите площадь и периметр прямоугольника и квадрата.

Выполняют задание по учебнику с комментированием у доски.

Познакомить-ся с чертежным треуголь-ником. Уметь строить все изученные виды углов при решении чертежного угольника. Знать формулы нахождения площади и периметра прямоугольника и квадрата. Знать в каких единицах измеряется площадь и периметр

Познавательные : уметь   ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного, преобразовывать  информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: уметь  слушать и понимать речь других участников образовательного процесса, оформлять мысли в устной  и письменной форме.

Регулятивные: уметь  проговаривать последовательность действий ,высказывать свое предположение.

ІІІ. Закрепление  материала с проговариванием во внешней речи

Цель:

- закрепить новое знание в речи и знаках

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

Работа с учебником :

стр. 247,

 № 1622,

- На сколько частей делят плоскость две пересекающие прямые? ( на 4 части).

- Посчитайте получившиеся развернутые углы.

№1623

- Расскажите, как разделить круг на 4 равные доли.

- Сколько прямых углов получилось в круге?

-Сколько развернутых углов?

-Сколько процентов круга вы закрасили?

- Сколько % круга остались незакрашенными?

Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Уметь выполнять построения с помощью чертежного треуголь-ника и циркуля

Познавательные : уметь  извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Личностные: осознавать ответственность за общее дело.

ІV. Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

Цель:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками

собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового

содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности

Подведем итог работы на уроке.

- Расскажите, чему вы научились.

- Оцените свою деятельность на уроке.

УРОК СЕГОДНЯ ЗАВЕРШЕН

НО КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

ПОЗНАНИЕ, УПОРСТВО, ТРУД

К УСПЕХУ В ЖИЗНИ ПРИВЕДУТ!

1). Ребята, что Вам понравилось на уроке?

2). Что показалось трудным?

3). Что нового узнали на уроке?

Отвечают на вопросы.

Осуществляют самооценку.

Рассказывают, что узнали, что получилось.

Уметь анализировать и оценивать свою деятельность Знать единицы измерения времени.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: уметь осуществлять самооценку  на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные - рефлексия способов и условий действия.

4. Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

п.41,  стр. 248 - 249,

 № 1640, 1642 (б), 1643.

Записывают домашнее задание

Личностные: развитие ответственности.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения

Коммуникативные: умение слушать.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА урока  № 3.

Тема : «УГОЛ. ПРЯМОЙ и РАЗВЕРНУТЫЙ УГОЛ. ЧЕРТЕЖНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК»  

Тип урока : урок общеметодологической направленности.

 

Технология проведения

деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

деятельность учеников

Планируемые результаты

предметные

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

-создать условия для выполнения учащимися самостоятельной работы на новое знание,

- выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует  выполнение учащимися самостоятель-ной работы на новое знание, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Эмоциональный настрой на урок.

 Дети, вам тепло? (Да!)

 В классе светло? (Да!)

 Прозвенел уже звонок? (Да!)

 Уже закончился урок? (Нет!)

 Только начался урок? (Да!)

 Хотите учиться? (Да!)

 Значит можно всем садиться!

Выполняют задания самостоятельно в тетради. Осуществляют проверку в парах.

Уметь выполнять построения углов и точек, которые находятся на сторонах угла, внутри и за пределами угла, выполнять арифметичес-кие действия с десятичны-ми дробями

Коммуникативные:

уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: осознавать ответственность за общее дело

ІІ. Самостоятельная работа

Цель:

- создавать условия для выполнения учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать выполнение места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует вы-полнение уча-щимися самос-тоятельной ра-боты на новое знание, выявле-ние места и причины затруднений, работу над ошибками.

Вариант 1

  1. Начертите угол АОВ. Отметьте

точки С и D , лежащие внутри угла АОВ, и точки Е иF , лежащие на сторонах угла ОАВ.

  1.  Начертите прямой и

развернутый угол. Какой из этих двух углов больше?

  1. Учебник, № 1636 (1).
  2. Учебник, № 1637 (1).

Вариант 2

  1. Начертите угол АОВ и

проведите из вершины угла О луч ОС так, чтобы он разбивал угол АОВ на два угла – угол АОС и угол СОВ

  1. Начертите прямой и острый

угол. Какой из этих двух углов больше?

  1. Учебник, № 1636 (2).
  2. Учебник, № 1637 (2).

Выполняют задания самостоятельно в тетради. Осуществляют проверку в парах.

Исправляют ошибки.

Уметь выполнять построения углов и точек, которые находятся на сторонах угла, внутри и за пределами угла, выполнять арифметичес-кие действия с десятичными дробями.

Регулятивные: уметь  выполнять работу по предложенному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

ІІІ. Повторение изученного материала.

Цель:

- организовать повторение изученного материала.

Организует повторение материала.

Работа с учебником :

стр. 247 - 248,

 № 1629- решение с комментированием

№ 1631

- Сколько клеточек составляют площадь поля?

- Ск. % занимает площадь всего поля?

- Ск. % приходится на одну клеточку?

- Ск. % занимает рожь?

 1632

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания в тетрадях и у доски

Уметь находить процент от числа и число по его проценту

Познавательные: уметь использовать знаково- символические средства, строить логические цепочки рассуждений.

Коммуникативные: уметь формулировать и аргументировать свое мнение в коммуникации.

Регулятивные: уметь критически оценивать полученный ответ.

ІV. Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

Цель:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует рефлексию, проверку, самооценку учебной деятельности.

  - Чему вы научились на уроке?

                Я -  УЗНАЛ…

                Я -  НАУЧИЛСЯ…

                Я - ПОВТОРИЛ…

                Я - ЗАКРЕПИЛ…

- Оцените свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали, что получилось

Осуществляют самооценку учебной деятельности.

Уметь анализиро-вать и оценивать свою деятельность

Регулятивные: уметь оценивать правильность  выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов.

Личностные: уметь осуществлять самооценку  учебной деятельности.

V. Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

п. 41,  стр. 248,

№  1644, 1645, 1646,

принести транспортир.

Записывают домашнее задание.

Личностные: развитие ответственности.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения

Коммуникативные: умение слушать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 6 класс "Нахождение дроби от числа" с учетом требований ФГОС

С учетом требований нового стандарта я попыталась создать технологическую карту урока в 6 классе. Может кому-нибудь поможет....

Презентация к уроку математики 5 класс по ФГОС

Презинтация к уроку математики 5 класс по ФГОС по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Урок Математика 5 класс (ФГОС)

Тема: Вычитание натуральных чисел...

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

научная статья«Внедрение информационных технологий на занятиях математики»

Одной из причин использования новых информационных технологий в образовательном процессе является то, что преподаватели вынуждены постоянно решать дилемму – как «уложить» растущий объём изучаемого мат...

Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе: метапредметные подход в преподавании математики.

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать инф...