Технологическая карта урока математики 5 класс "Сложение натуральных чисел и его свойства" ФГОС
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Технологическая карта урока по теме "Сложение натуральных чисел и его свойства" разработана с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_slozhenie_naturalnyh_chisel.doc | 123 КБ |
slozhenie_naturalnyh_chisel_5_klass.ppt | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Виртуальная образовательная среда МУ – www.moi-uni.ru
ФИО учителя: Плюснина Евгения Кирилловна
Должность: учитель
ОУ: МКОУ «Ключинская СШ»
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Сложение натуральных чисел и его свойства.
Базовый учебник: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014г.
Место в общей структуре курса: : Блок «Арифметика», раздел I «Натуральные числа и действия над ними», глава 1 «Натуральные числа», §2 «Сложение натуральных чисел и его свойства», п. 6, первый урок согласно календарно-тематическому плану.
Тип урок: Изучение нового материала
- Цель урока: актуализировать знания учащихся о сложении многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия сложения; повторить свойства сложения натуральных чисел. Учить применять свойства сложения.
Задачи урока - образовательные (формирование познавательных УУД):
научить использовать понятия слагаемое, сумма, периметр; научить применять свойства сложения; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях, находить периметр многоугольника
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
| ||
Планируемые результаты урока | ||
| Слагаемые, сумма, периметр | |
| Владение основным аппаратом понятий по данной теме, а именно обучающиеся научатся понимать особенности сложения натуральных чисел: 1) Какое число надо прибавить к натуральному числу, чтобы получилось следующее за ним число? 2) Какие числа называются слагаемыми? 3) Что называется суммой двух чисел? 4) Формулировать переместительное свойство сложения 5) Формулировать сочетательное свойство сложения. 6) Изменяется ли число, если к нему прибавить нуль? 7) Чему равна сумма нуля и числа? 8) Что такое периметр треугольника? На основе знаний будут уметь: - записывать следующее число, - читать и записывать выражения, содержащее действие сложения; - применять свойства сложения при нахождении значения выражения; - находить периметр треугольника.(многоугольника) | -читать и записывать выражения, содержащее действие сложения - использовать в ходе вычислений свойства сложения; - находить периметр треугольника.(многоугольника); - решать задачи «на больше» в несколько действий. - вычислять сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий; -раскладывать по разрядным слагаемым числа, - находить периметр треугольника.(многоугольника); -решать задачи «на больше» в несколько действий. |
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | Личностные УУД: осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявлять учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу ; ориентироваться на успех в учебной деятельности. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний(отличать новое от уже известного с помощью учителя);добывать новые знания( находить ответы используя учебник и информацию полученную на уроке);использовать знаково-символические средства. Регулятивные: определять и формировать цель на уроке с помощью учителя ; проговаривать последовательность действий на уроке ; работать по коллективно составленному плану ; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки ; планировать своё действие с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывать своё предложение; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию; Предметные: складывать натуральные числа ; знать и уметь применять на практике свойства сложения натуральных чисел. | |
Инструкции и пояснения | - | - |
| ||
| При работе в группах одна пара объединяется с парой соседней парты. По окончании работы и подведения итогов работы возвращаются в исходное положение. | 1) На этапе принятия цели учебно-познавательной деятельности обучающиеся. 2) частично-поисковая деятельность на этапе «Изучения нового материала» |
| Учитель напоминает в целом о работе на уроке (свод правил работы на уроке, выработанный совместно с обучающимися на первом уроке) и в частности (памятка «Работа в группе» есть у каждого обучающегося) о работе в группе: - внимание; - собранность; - дисциплина и самодисциплина; - уважительное отношение друг к другу; - подчинение требованиям командира группы; - не мешать другим группам; - соблюдение регламента работы. | |
| ||
Задание. Математическое лото» | Примеры, карточки-задания. | 1) Почему вы объединили данные понятия? 2) Почему зашел разговор о данных понятиях? 3) Тема нашего урока. |
Для того, чтобы подвести обучающихся к формулировке задач урока используется АМО «Вырасти цветок» | Описание в приложении | В результате работы выясняются ожидания, опасения обучающихся, способы преодоления страха (преград). Таким образом, озвучиваются задачи урока. |
| ||
Устные источники | Устные упражнения из учебника | №№ 182, 183. |
История чисел | Материал из учебника (с. 33 – 40), интернет -ресурсы | |
Письменные источники | Письменное выполнение устного счета. | Примеры из учебника |
Продуктивные задания | - М.Ю.Шуба Занимательные задания в обучении математики. М:Просвещение, 1994 - С.Г.Манвелов, Н.С.Манвелов Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся. 5 – 6 классы. М: Просвещение, 2005. - Заимствованные (переработанные) задания из учебника: - №187 (из учебника) | |
Задача – частично-поисковая деятельность (самостоятельное выполнение задания в группах по вариантам листах). | - № 192(1,3,5) (Взаимоконтроль: группы 1 и 4, 2 и 5, 3 и 6 обмениваются выполненными заданиями, проверяют и ставят оценку. Проверенные задания возвращаются и затем самоконтроль по образцу) | |
Задача повышенного уровня | № 189 (взаимоконтроль, самоконтроль) | |
Графические источники (схемы, диаграммы) | - | - |
Электронные источники | ||
Видео источники | ||
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) | ||
Источники информации для учащихся подбирает учитель | Совместная работа учитель – ученик – родитель | |
| ||
Устные упражнения из учебника | Чтение и запись натуральных чисел | |
История чисел | Работа с учебной литературой, отбор материала по заданной теме. | |
Письменные источники | Обсуждение, анализ, синтез, выбор, частично-поисковая деятельность, решение задач. Сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы в образовательном процессе. | |
| ||
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) | ||
Самооценка | ||
Взаимооценка | ||
| ||
Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уйдете с урока? смайлики | Выявление отношения обучающихся к прошедшему уроку |
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время (в мин.) | УУД | |||||||
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | |||||||||||||
1 | Организацион-ный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; | Приветствуют учителя Слайд 1 | 2 | -строить, осознанно и произвольно, речевые высказывания, -прогнозировать результаты своей деятельности - выделять нравственный аспект поведения. | |||||||
2 | Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | Вступительное слово учителя. Устный счет. Повторение пройденного на прошлом уроке. Беседа с проблемным вопросом по будущей теме (игра «Математическое лото»). Задает учащимся наводящие вопросы. Историческая справка. | Решают примеры устного счета. Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопросы. Приложение 2 Слайд 2-6 | Примеры для устного счета (приложение) | 6-7 | анализировать логически объекты с целью выделения признаков. - выделять необходимую информацию. ставить учебную задачу на основе известного. выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, слушать и вступать в диалог | ||||||
3 | Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Вместе с учениками определяет цель урока. | Определяют цель урока. Слайд7 | 3-4 | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Целеполагание
| |||||||
4 | Первичное усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение натуральных чисел и его свойства. | Создает ситуацию, входе решения которой учащиеся делают необходимый вывод. | Вспоминают названия компонентов при сложении. Делают выводы по свойствам сложения натуральных чисел. | Работа по учебнику. Стр.33-34 - Какое число следует прибавить к натуральному числу, чтобы получить следующее при счете? (слайд 6) - Как называются компоненты действия сложения? (слайд 7) 2. На доске: 563; 300; 3; 312; 464. (слайд 8) -Прочитайте числа. - Из двух чисел составьте такой пример, чтобы сумма была четырехзначным числом (563 + 464 = 1000) - Прочитайте пример всеми возможными способами. | 5-7 | искать и выделять необходимую информацию. -структурировать знания. -анализировать объекты. -строить логическую цепь рассуждений. -планировать, прогнозировать -слушать и вступать в диалог Самоопределение | ||||||
5 | Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | 2 | |||||||||
6 | Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Направляет работу учащихся. | Самостоятельно решают задачи. Отвечают на вопрос. | 4-5 | выделять и формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия. анализировать объекты и синтез планировать свою деятельность для решения поставленной задачи и контроль полученного результата -слушать и вступать в диалог, обсуждать, коллективно, проблемы (при необходимости) Ориента- ция в межлично-стных отношениях | |||||||
6 | Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы. | Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении творческого задания. | Учащиеся выполняют в группах творческое задание Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку. | Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам. Обмениваются тетрадями и проверяют решение. №184,186 слайд | 10 | выделять и формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия. планировать свою деятельность для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу; поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. | ||||||
7 | Подведе ние итогов урока | Самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Подводит итоги работы в классе. | Отвечают на поставленные вопросы. Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке | 2-3 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся | |||||||
8 | Информа ция о домашнем задании, инструктаж по его выполне нию. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задает дозированное домашнее задание | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока | П6 № 229,№239 | 2 | оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна Нравственно -этическая ориентация | ||||||
9. | Рефлексия. | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уйдете с урока? | Оценивают свою работу и работу одноклассников. | 1-2 | Оценка своей деятельности и других людей Смыслообразование |
Приложение 1
АМО «Вырасти цветок»
Цель: выяснить ожидания, опасения обучающихся, выявить способы преодоления страха (преград).
Материал: рисунок, ручка.
Время работы: 1 - 2 минуты
Структура работы: Обучающиеся объединяются в группы. Учитель предлагает виртуально вырастить цветок-знание на листе бумаги. Раздает рисунки с изображением цветка. При этом оговаривает: «Чтобы ваш цветок-знание зацвёл необходимо: 1) Создать благоприятные условия (почва, солнце, вода) – вписать свои ожидания (т.е. то, что вы ожидаете получить на этом уроке). 2) Бороться с негативными факторами (тучи, кролик, снег) – обозначить свои страхи (т.е. то, что у вас пока не получается по данной теме). 3) Продумать способы спасения цветка на случай опасности (зонтик, лампа) – определить способы борьбы со страхом (т.е. что надо сделать, чтобы преодолеть свои страхи)».
После того, как обучающиеся пропишут ожидания, опасения и способы борьбы со страхом, они их озвучивают (один от группы). Остальные внимательно слушают.
После того, как представители от всех групп выступили, вместе с учителем корректируют все предложения и общее решение записывается на доске в три колонки: 1) Ожидания. 2) Страхи (опасения). 3) Способы преодоления.
По ходу урока учитель выделяет красным мелом страхи, которые не оправдались, жёлтым – ожидания, которые удалось реализовать и зелёным – способы борьбы со страхом, которые были применены по ходу работы на уроке.
Приложение 2
Ребята, вы сможете сложить слово, если правильно решите примеры и закроете ответы в своей карточке.
1) 153 увеличить на 7;
2) 100 вычесть 6;
3) 90 разделить на 90;
4) 15 умножить на 3;
5) 284 увеличить на 6;
6) 17 увеличить в 3 раза;
7) 200 уменьшить на 10;
8) 238 увеличить на 3;
9) 80 уменьшить в 4 раза;
10) 40 уменьшить на 17;
11) 18 увеличить в 4 раза.
Какие числа остались открытыми?
Из соответствующих букв составьте слово. (СУММА)
Какое действие мы будем сегодня повторять?
12 С | 1 З | 13 М | 20 Н |
160 П | 21 У | 241 О | 23 Т |
48 М | 290 Е | 51 Ь | 336 А |
94 Р | 45 И | 190 Е | 72 Р |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С 12 З 1 М 13 Н 20 П 160 У 21 О 241 Т 23 М 48 Е 290 Ь 51 А 336 Р 94 И 45 Е 190 Р 72
Сложение натуральных чисел и его свойства.
Карл Фридрих Гаусс
Проблема: Найти сумму чисел от 1 до 100: 1+2+3+4+5+…+96+97+98+99+100=?
2 + 4 ??? Сумма Слагаемые = 6
Проверка Сложение чисел можно изобразить на координатном луче. 0 1 2 3 4 5 6 х ...+ ...= ... 2 4 6 Изобразим сложение на координатном луче: ...+ ...= ... 2 4 6
4 + Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых Первое свойство Переместительное свойство сложения = 6 2 2 + 4 = 6
3 + (8 + 6)= 3 +14 =17 и (3 + 8) + 6 = 11 + 6 =17 Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе.
От прибавления нуля число не меняется. 9 + 0 = 9 и 0 + 9 = 9. Третье свойство сложения – свойство нуля.
Свойства сложения Переместительное Сочетательное Свойство нуля Сумма не изменяется при перестановке слагаемых. Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме –второе слагаемое От прибавления нуля число не изменяется
Вычислим удобным способом: 37 + 48 + 23 + 12 = = (37 + 23) + (48 + 12) = = 60 + 60 120 60 60
А теперь, вычисли самостоятельно: 15 + 42 + 28 + 25 = Проверка 110 16 + 32 + 24 + 28 = = (15 + 25) + (42 + 28) = = 40 + 70 = (16 + 24) + (32 + 28) = = 40 + 60 100
Вариант 1. Вариант 2. 1. Как называется результат сложения ? 1. Как называются числа, которые складывают? 2. Чему равна сумма чисел 2538 и 3462 ? 2. Чему равна сумма чисел 5632 и 4368 ? 3. Чему равна сумма 5432 и 0 ? 3. Чему равна сумма 0 и 2538? 4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 385 + 548 + 615 4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 221 + 427 + 373
Проблема: Найти сумму чисел от 1 до 100: 1+2+3+4+5+…+96+97+98+99+100=?
Подсказка: попарные суммы с противоположных концов одинаковы: 1+100=101, 2+99=101 и т. д., и юный Гаусс получил результат мгновенно. Как?
Ответ: 1 + 100 = 101 2 + 99 = 101 3 + 98 = 101 и т.д. Таких сумм было 50 101 * 50 = 5050
Домашнее задание Стр.39, №229, Стр.41, №239, П.6
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе "Сложение натуральных чисел и его свойства"
Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Сложение натуральных чисел и его свойства " предназначена для учителей,работающих по ФГОС. Она поможет им в планировании современного...
Технологическая карта урока математики в 5 классе "Умножение натуральных чисел"
Технологическая карта урока математики в 5 классе "Умножение натуральных чисел" и приложения к уроку (Оценочный лист, устный счет, презентация, тест)...
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Умножение натуральных чисел"
Методический материал содержит технологическую карту урока, а так же тестовую работу, задания для устного счета и таблицу для самооценки учениками результатов освоения материала....
Технологическая карта урока математики.проведенного в 5 классе по теме "Умножение натуральных чисел"
...
Технологическая карта урока математики 5 класс "Дроби и деление натуральных чисел."
Технологическая карта урока математики 5 класс....
Технологическая карта урока математики 5 класс "Дроби и деление натуральных чисел."
Математика 5 класс. Технологическая карта урока. по теме "Дроби и деление натуральных чисел"...
Технологическая карта урока математики "Сравнение натуральных чисел" (Н.Я.Виленкин, 5 класс)
Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о сравнении натуральных чисел.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1.Познакомить обучающихся с понятием «Неравенство»...