Технологическая карта урока математики в 5 классе "Проценты"
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме
Технологическая карта разработана в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_gorneeva_o.d.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Горнеева Оксана Дмитриевна
Предмет | математика |
Класс | 5 |
Тип урока | Открытие нового знания. |
Технология построения урока | Системно-деятельностный подход |
Тема | Проценты |
Цель | Создать условия для открытия правил обращения десятичной дроби в проценты и перевода процентов в десятичную дробь; научиться применять эти правила |
Основные термины, понятия | Процент, обыкновенная дробь, десятичная дробь |
Планируемый результат | |
Предметные умения Уметь обращать десятичные и обыкновенные дроби в проценты и переводить проценты в десятичную дробь | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; ответственность за общее дело Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение Познавательные УУД: уметь отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно создавать алгоритм деятельности; извлекать из математических текстов необходимую информацию; использовать знаково-символические средства; строить логическую цепочку рассуждений Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; уметь выражать свои мысли четко, полно и точно |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, работа в группах, индивидуальная. | Книгопечатная продукция Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд, «Математика 5» Технические средства обучения мультимедиа-проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, презентация. |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Актуализация опорных знаний и умений | готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия |
Постановка учебной проблемы | выявление и фиксация места и причины затруднения |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации |
Открытие нового знания | построение и фиксация нового знания |
Первичная проверка понимания | применение нового знания в типовых заданиях |
Применение новых знаний | включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Рефлексия учебной деятельности | соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Метапредметные (УУД): познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний уметь добывать новые знания регулятивные: организация своей учебной деятельности. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Ребята, наш урок я хотела бы начать со слов Эдисона «Гений состоит из 1% таланта и 99% труда». Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? Совершенно верно – это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Ребята, давайте запишем её в рабочих тетрадях. А знакомо ли вам это слово, где вы его слышали или видели? Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием процентов (и в магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе.) Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). | Отвечают: «О процентах». Записывают в тетрадях число, «Классная работа», тему «Проценты» и включаются в деловой ритм урока. Отвечают на вопрос. Примеры (скидки, банки, кредиты, на молочных продуктах…) |
Актуализация опорных знаний и умений | Предметные: Повторить названия некоторых долей целого, правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000…, как перевести обыкновенную дробь в десятичную Метапредметные (УУД): познавательные: структурирование собственных знаний регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Давайте вспомним, как называют следующие доли: ½ , ¼ ,1/3 1/100 тоже часть имеет свое название – это процент. Процент обозначается знаком «%». Запишем в тетрадь 1% = 1/100 Как умножить (разделить) десятичную дробь на 10,100,1000? Устный счет: 5,2*10 35:100 0,67*1000 2,3:10 7,54*100 34,6:1000 12,5:100 0,456*10 234:100 если согласны - поднимаем 2 руки, если кто-то не согласен 1 руку.
Как перевести обыкновенную дробь в десятичную? Приведите примеры. | Отвечают: ½ - половина ¼ - четверть 1/3 – треть Делают записи в тетради надо перенести в дроби запятую на столько цифр вправо(влево), сколько нулей стоит после 1 в множителе (в делителе) Отвечают, оценивают правильность ответов Надо числитель дроби разделить на её знаменатель. Например, ½=1: 2 =0,5 ¾=3:4 = 0,75 |
Постановка учебной проблемы | Предметные: Уметь отличать десятичные и обыкновенные дроби Метапредметные (УУД): познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; умение использовать речь для регуляции своего действия, выполнять построение понятных для окружающих высказываний | Проблемная ситуация Запишите проценты в виде десятичной дроби: 1%, 6%, 35%, 40%, 125% Запишите в процентах дроби: 0,01; 0,05; 0,12; 0,78 1/100, 3/100, 15/100, 75/100 ½, ¼, 2/5, 17/50 | высказывают мнения |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Предметные: Уметь выделять неизвестное, неизученное Метапредметные (УУД): познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | Мы знаем, как перевести проценты в десятичную дробь и как обратить дробь в проценты? Давайте сформулируем цель нашего урока | -нет -научиться переводить проценты в десятичную дробь и обращать дробь в проценты |
Открытие нового знания | Предметные: Умножение и деление десятичных дробей на 100; перевод обыкновенных дробей в десятичные. Вывод правил перевода процентов в десятичную дробь и обращения дроби в проценты. Метапредметные (УУД): познавательные: формирование интереса к данной теме регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. коммуникативные: взаимодействие с учителем во время фронтальной работы, взаимодействие с одноклассниками во время групповой работы, выслушивание разных мнений своих сверстников, корректирование своего мнения. | У нас возникла проблема, какая? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проведем рассуждения на основе имеющихся знаний. Давайте вспомним какой дроби равен 1% ? Переведем эту обыкновенную дробь в десятичную. А какой дроби будут тогда равны 6% Переведем эту обыкновенную дробь в десятичную. Аналогичные действия выполним с 35%, 40%, 125%. Что происходит с числами? А теперь попробуем сформулировать правило перевода процентов в десятичную дробь. А теперь разобьемся на 3 группы и попробуем перевести дроби в проценты Запишите в процентах дроби: 1 группа: 0,01; 0,05; 0,12; 0,78 2 группа: 1/100, 3/100, 15/100, 75/100 3 группа: ½, ¼, 2/5, 17/50 (Группы формируются дифференцированно – в последней группе самые сильные). | - как переводить проценты в десятичную дробь и обращать дробь в проценты 1% = 1/100 1/100 = 1:100 = 0,01 Значит 1%= 0,01
6% = 6/100 6/100 = 6:100 = 0,06 Значит 6% = 0,06 35%=0,35 40%=0,40 125%=1,25 Они уменьшаются в 100 раз. Чтобы перевести проценты в дробь, надо разделить число процентов на 100. Ребята выполняют задания по группам и записывают свои результаты. |
Теперь от каждой группы мы попросим высказаться по одному эксперту и объяснить ход решения. По ходу объяснения корректирует ответы обучающихся, если у них возникают затруднения. Хорошо ребята. Вы молодцы. Давайте в этом еще раз убедимся. Обратимся к учебнику и прочитаем эти правила там на странице 237. | Один ученик от каждой группы рассказывает о своем решении и делает записи на интерактивной доске.
1 группа: так как десятичная дробь наоборот переводится в проценты, то мы сделали обратное действие: умножили дроби на 100 0,01*100=-1% 0,05*100=5% 0,12*100=12% 0,78*100=78% 2 группа: мы тоже решили, что надо умножать дроби на 100, но сначала мы записывали обыкновенные дроби в виде десятичных 1/100=0,01*100%=1% 3/100=0,03*100%=3% 15/100=0,15*100%=15% 75/100=0,75*100%=75% 3 группа: мы тоже поняли, что надо умножать дроби на 100, но сначала мы переводили обыкновенные дроби в десятичные, а для этого делили числитель дроби на её знаменатель ½=1:2=0,5*100%=50% ¼=1:4=0,25*100%=25% 2/5=2:5=0,4*100%=40% 17/50 =17:50=0,34*100%=34% . -нет. -привести их к наименьшему общему знаменателю. Учащиеся приводят дроби к НОЗ. -да. Учащиеся формулируют правило. Учащиеся читают правило в учебнике. | ||
.Физкультминутка | Включает на интерактивной доске музыкальную физкультминутку. | Обучающиеся поднимаются с мест и выполняют упражнения Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | |
Первичная проверка понимания | Предметные: Первичное закрепление правил перевода процентов в десятичную дробь и обращения дроби в проценты. Метапредметные (УУД): познавательные: формирование интереса к данной теме регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Решите № 1564 – заполение таблицы (работа в парах) Пары, справившиеся быстрее других назначаются тьюторами в помощь тем, кому она требуется. | Выполняют в тетрадях. |
Применение новых знаний | Предметные: уметь переводить проценты в десятичную дробь и обращать дроби в проценты. Метапредметные (УУД): познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний; регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата; коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других | А теперь проверочный тест с самопроверкой. 1. Представьте 67% в виде десятичной дроби: a) 0,67; b) 67,00; с) 6,7. 2. Представьте 134% в виде десятичной дроби: a) 0,134; b) 13,4; с) 1,34. 3. Представьте десятичную дробь 0,47 в виде процентов: a) 4,7%; b) 47%; c) 0,47%. 4. Представьте десятичную дробь 0,087 в виде процентов: a) 0,87%; b) 8,7%; c) 87%. 5. Запишите обыкновенную дробь 4/5 сначала в виде десятичной, а затем в виде процентов: a) 8%; b) 0,8%; c) 80%. 6. Катя прочитала одну сотую книг в школьной библиотеке, а Витя 1% всех этих книг. Кто прочитал книг больше, Катя или Сережа? a) Катя прочитала книг больше, чем Сережа; b) Сережа прочитал книг больше, чем Катя; c) Катя и Сережа прочитали одинаковое количество книг. Сдаем тетради, я проверю как вы справились с тестом и как правильно проверили задания у соседа. | Выполняют задания в тетради, затем проверяют у соседа по парте карандашом. (нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3» 4-6 ошибок – «2») |
Рефлексия учебной деятельности | Метапредметные (УУД): познавательные: рефлексия. регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции. | Что нового мы узнали сегодня на уроке? Сформулируйте правило перевода процентов в десятичную дробь и обращения дроби в проценты. Учитель предлагает записать домашнее задание с комментариями. № 1598, 1599; Подготовить мини-сообщение (10-15 предложений) на одну из тем: - История возникновения знака% - Применение процентов в нашей жизни А теперь, ребята, я хотела бы предложить вам продолжить любые из данных предложений. Организует соотнесение результата деятельности с индивидуальными учебными задачами, оценивает работу обучающихся. | -научились переводить проценты в десятичную дробь и обращать дроби в проценты Чтобы перевести проценты в дробь, надо разделить число процентов на 100. Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, на число процентов умножить на 100. Если дробь обыкновенная, то надо ее сначала перевести в десятичную дробь, разделив числитель дроби на знаменатель. Ребята записывают в дневники д/з Осуществляют самооценку выполнения поставленной индивидуальной учебной задачи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Длина окружности» (учебник «Математика 6» Н.Я.Виленкин и др.).
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.Унифицированной, устоявшейся формы такой карты пока не существует.В ходе введения ФГОС...
Технологическая карта урока математики. Самоанализ урока.
Урок математики в 5 классе по теме "Решение задач на проценты". Технологическая карта урока, конспект урока, самоанализ конспекта урока....
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Технологическая карта урока математики по теме: «Делители и кратные» в 6 классе. Учебник «Математика, 6 класс» Г.К. Муравина, О.В. Муравин.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель урока: Формирование навыка употребления термина «делитель» не в привычном для них смысле одного из компонентов деления, а в связи с возможностью деления числ...
Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" с презентацией. Урок по ФГОС.
Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" с презентацией. Урок по ФГОС. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов де...
Технологическая карта урока математики в 5 классе «Решение текстовых задач базового типа с помощью умножения и деления.» (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)
Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Решение текстовых задач базового типа с помощью умноже...
Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»
Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...