Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
закрепить у учащихся умение выполнять действия сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_obyknovennye_drobi_.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме
«Обыкновенные дроби»
Цели:
Образовательные: закрепить у учащихся умение выполнять действия сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, учить выделять целую часть из неправильной дроби и наоборот.
Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учебе.
Развивающие: развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса; формирование представлений о соотношении целого и его частей (часть меньше целого), обучение представлению информации в различных видах (иероглифы, смешанное число и неправильная дробь), формирование представлений о математическом языке, его компонентах, историческом развитии.
Ход урока:
0. Организационный момент
I. Устный счёт
Ребята, давайте поиграем в игру “Счётная машина”?
Ученик, сидящий на последней парте, выполняет первое действие, результат передает человеку, сидящему перед ним, 2 ученик выполняет 2 действие, передает результат следующему и т.д. Ученик, сидящий на первой парте, выполняет последнее действие, идёт к доске и записывает конечный результат.
- а) дополните дроби до 1: ; ; ; ; ; .
б) найдите неизвестное число, если: + а = 1; k = 1; 1 − x =
в) в библиотеку привезли книги для младших и старших школьников, причём книги для старших школьников составляли всех привезённых. Каких книг больше? Почему?
– Ребята, посмотрите-ка на доску, здесь похозяйничал Незнайка. Давайте посмотрим, все ли задания он правильно выполнил.
- Выделить целую часть числа:
= 3; = 3; =
а) не умеет выполнять деление с остатком;
б) не до конца выделил целую часть;
в) поменял местами числитель и знаменатель.
- Превратить смешанное число в неправильную дробь:
3 = ; 7 = ; 3 = .
а) не прибавил ;
б) вычел ;
в) правильно.
- Выполните действия:
6 + = 6 7 − = 6
+ 2 = 2 5 + = 5
- Молодцы, ребята! Может ли Незнайка с нами вместе продолжать урок? Пусть он поучится у нас.
II. Работа на уроке
Игра «Отгадай слово»
Сегодня мы постараемся показать Незнайке свои знания по этой теме. А для этого мы поиграем в игру “Отгадай слово”. Вы будете решать примеры, записанные на доске, результат каждого примера связан со следующим примером. Решив 1 пример, вы получаете 1 букву слова,
2 пример – 2 буква. Ответы приведены ниже, вы выбираете и записываете рядом с ним букву.
2+= * 2- а; 2- ч;
* + = 2- е; 2 - н; 3-и
-= • 2 - з; 3 - н; -ь;
• - 2= - е; 1 - л; 1- m;
+1= - м; 1 - а
- = (слово “знаменатель”)
- =
-=
-= **
** + = •
• - =?
На доске была изображена фигура. Ученик по ошибке стер часть фигуры. Попробуйте восстановить всю фигуру, если известно, что оставшаяся часть составляет всей фигуры.
Молодцы! Многие успешно справились и угадали это слово, слово “знаменатель”.
Сейчас мы решим устно задачу.
Задача: На базаре продавали яблоки. Утром продали 21 кг, что составляет всех привезённых яблок. Сколько кг яблок привезли на базар?
1. Какой еще вопрос можно поставить к задаче?
2. Давайте составим обратную задачу и решим её.
3. Придумайте ещё задачу с такими же данными и сформулируйте её.
III. Самостоятельная работа
Сейчас вы выполните самостоятельную работу с зашифрованными ответами. Выполняйте работу в тетрадях, а мне сдадите на листочках шифр ответов.
1) 5 −
2) 6 + 2
А | B | C | |
1 | 4 | 5 | 5 |
2 | 8 | 9 | 8 |
3 | 2 | 2 | 1 |
4 | 12 | 8 | 7 |
5 | 5 | 9 | 9 |
3) 2 −
4) 10 + 2 5) 7 + 2
(Код: 1А, 2 B, 3 С, 4 А, 5 B)
IV. Итог.
Итак, ребята, чем же мы с вами сегодня занимались? Что делали?
Молодцы! Сегодня на уроке мы совершенствовали свои умения и навыки, применяя порученные знания. Но, оказывается, мы в этой теме ещё не все узнали. В этом году вы начали изучать новый предмет – историю. Математика тоже имеет свою историю
Мы уже говорили о том, что потребовались многие тысячи лет, чтобы люди научились считать целыми единицами 1, 2, 3,…
Потребовались ещё тысячи лет, прежде чем люди научились делить единицу на части, т.е. пришли к мысли о существовании дробей.
Изучение папирусов показало, что египтяне обозначали дроби не так, как мы: вверху – числитель, внизу – знаменатель.
У них черты для дроби не было, специально общего для всех дробей способа обозначения не было.
У египтян были в ходу специально составленные таблицы, при помощи которых они и производили действия над такими дробями.
Запись дробной чертой установилась не сразу.
В индийской рукописи, написанной около 4 в. н. э. дробь записывалась так
Это очень похоже на нашу запись, только не хватает дробной черты.
Таджикский учёный ал – Насави из города Наса (город Ашхабад) смешанное
число записывал так: , т.е. 1, а дробь , .
Учёный ал-Хассар в 13 веке одним из первых применяет горизонтальную черту, а итальянский учёный Леонардо Пизанский применяет эту черту регулярно. После него черта для дроби вошла во всеобщий обиход.
У нас есть поговорка “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит “попасть в дроби”, т.е. попал в очень трудное положение. Поговорка эта напоминает нам о том времени, когда дроби считались самым трудным и самым запутанным отделом математики. Тот, кто не знал дробей, не признавался сведущим в математике.
- Мы с вами уже научились некоторым действиям с дробями. Я, надеюсь, что и Незнайка, и вы умеете работать с дробями и, у вас не будет возникать при этом особых трудностей.
- Что вам сегодня понравилось на уроке?
V. Домашнее задание:
Сегодня вы хорошо потрудились! Я рад за вас!
- Откроем дневники и запишем домашнее задание:
- Сочинить и записать на листочках сказку об обыкновенных дробях. В сказке вы должны описать те действия, правила, с которыми мы уже знакомы, использовать полученные знания и умения. Можно сопроводить иллюстрациями.
- Кто не справился в классе с заданием “В свободную минутку”, подумать и закончить эту работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме:«Обыкновенные и десятичные дроби».Урок- сказка: «В 3/9 царстве, в 0,3 государстве».
Целями данного урока являются: Обобщить и систематизировать знания по теме « Обыкновенные и десятичные дроби», продолжить работу по совершен...
Разработка урока с использованием информационных технологий в 5-м классе по математике по теме "Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие).
Урок демонстрационный : как использовать презентации на уроке. На нём предложены приёмы контроля знаний учащихся по темам “Сложение и вычитание десятичных дробей” и «Умножение десяти...
Обобщающий урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби , смешанные числа "
Тип урока :Повторительно-обобщающий с использованием игровых технологий.Задачи урока :-закрепление изученных на прошлом уроке понятий « обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, смеша...
Обобщающий урок по теме "Дроби"
Обобщающий урок в форме путешествия на математическом поезде в страну "Дроби" для учащихся 5-го класса. Предлагается достаточно большое количество заданий для активизации знаний учащихся: устная работ...
Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" Оборудование: компьютерное обеспечение (презентация), раздаточный материал для каждого ученика.ЦЕЛИ И ЗАД...
Обобщающий урок экскурсия по теме "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа"
Урок- презентация по математике в 6 классе.Последний урок перед контрольной работой по теме "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа" Составлен в форме путешествиия в зоопарк. На этом уроке учащие...