Обучение математике в 5 классе в условиях реализации ФГОС.
статья по алгебре (5 класс) на тему

Статья помогает правильно организовать работу на уроке математики в 5 классе при переходе к новым образовательным стандартам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Обучение математике в 5 классе в условиях реализации ФГОС.

     В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого предмета.

     В основной школе преобладает уровневая дифференциация, поэтому  на уроках математики в 5 классе  целесообразно  активно использовать технологию дифференцированного обучения. Обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику,  пятиклассники могут усваивать материал на различном уровне. Основным  является уровень обязательной подготовки, и на его основе формируется более высокий уровень овладения учебным материалом.

    Перед применением дифференцированного обучения необходимо собрать информацию о результатах обучения пятиклассников в начальной школе, провести диагностику, чтобы постепенно включить учащихся в учебный процесс.

    Основная  задача учителя -  сформировать у пятиклассников желание осуществить творческое преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

    Во время проведения современного урока учитель использует все возможности для развития личности ученика, активизации его умственных способностей, используя самостоятельный поиск учащихся, исследовательскую деятельность учащихся, различные виды творческих работ.

    Очень важно создать при изучении нового материала проблемную ситуацию и направить учащихся на путь  её решения. Для создания проблемной ситуации можно использовать различные методы:

1. Сравнение, обобщение, сопоставление фактов, обучение умению делать выводы в создавшейся ситуации.

2. Новый учебный материал представлен в противоречии с предыдущей темой и предлагается найти способ разрешения данного противоречия.

3. Возможность услышать различные точки зрения по изучаемому материалу, дать возможность учащимся высказать свое мнение  в практической деятельности выбрать правильное решение.

4.Постановка вопросов, требующих обобщения, рассуждения, обоснования.

5. Использовать в работе проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера.

6. Задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.

     Для того чтобы пятиклассник захотел самостоятельно и творчески учиться, необходимо выработать у школьника мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться»), обучить способам ее осуществления («как учиться?) Любой человек лучше усваивает то, что обсуждает с другими, а лучше всего помнит то, что объясняет другим.  Эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа.

Например, работа парах на этапе закрепления изученного материала течение этого Во время этой работы  каждый ученик получит возможность  продемонстрировать свои знания или уточнить применение этого правила, еще раз получить разъяснение. Каждый  выступает в роли эксперта -  такие упражнения можно проводить при изучении самых разных тем. Работая в парах или группах, учащиеся навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается и процесс обучения становится более успешным.

     Современному человеку в условиях быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективной, творческой, самостоятельной, ответственной, коммуникабельной личностью, лидером, способным решать проблемы личные и коллектива. Современный человек должен познавать новое, умение находить и отбирать полезную информацию.

    Эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

    Анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы и собственный педагогический опыт позволяют выделить следующие методы формирования предметной компетентности у учащихся:

  1. создание проблемной поисковой ситуации;
  2. воспитание, развитие творческих способностей;
  3. обучение их системе активных умственных действий;
  4. использование практического опыта;
  5. творческий поиск.

     Математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты, т.е. математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

    Обычно в повседневной жизни возникают следующие ситуации, для разрешения которых требуются знания и умения, формируемые при обучении математике: показывает, что перечень необходимых для этого предметных умений невелик:

  1. умение проводить вычисления, включая округление и оценку результатов действий, использовать для подсчетов известные формулы;
  2. умение извлечь и интерпретировать информацию, представленную в различной форме (таблицы, диаграммы, графики, схемы и др.);
  3. умение применять знание элементов статистики и вероятности для характеристики несложных реальных явлений и процессов;
  4. умение вычислять длины, площади и объемы реальных объектов при решении практических задач.

     Поэтому творческий характер работ и перспективность деятельности могут формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету. Если учащиеся видят перспективы развития науки и возможности приложения ее к практике, если учение носит творческий характер, то познавательные интересы расширяются и углубляются. Предмет также должен преподаваться в атмосфере дружелюбного отношения.

    При целенаправленной и регулярной деятельности педагога по развитию познавательного интереса,  у пятиклассников достигается высокий уровень познавательного интереса, что ведет за собой  рост качества результатов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

Преемственность в обучении и адаптация между I и II ступенями обучения 5 классов в условиях реализации ФГОС в школе YIII вида

Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного...

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с...

"Площади и периметры" Урок математики в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Прилагается технологическая карта урока, а также рабочий лист учащегося.Урок построен на технологии деятельностного подхода.Основной упор делается н...

Рабочая программа по математике 6 класс (в условиях реализации ФГОС) учебник Виленкина

Рабочая программа по математике 6 класс по учебнику Виленкина...

"Обучение русскому языку детей - билингвов в полиэтитческих классах в условиях реализации ФГОС"

quot;Обучение русскому языку детей - билингвов в полиэтитческих классах в условиях реализации ФГОС"...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...