Уравнения, содержащие неизвестное под знаком абсолютной величины
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему
В базовых учебниках «Математика 6» мало внимания уделено решению уравнений со знаком модуля. На трех-четырех уроках после изучения понятия модуля я рассматриваю с учащимися уравнения с модулем, переход от самых простых к более сложным:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uravneniya_soderzhashchie_neizvestnoe_pod_znakom_absolyutnoy_velichiny.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Уравнения, содержащие неизвестное под знаком абсолютной величины.
В базовых учебниках «Математика 6» мало внимания уделено решению уравнений со знаком модуля. На трех-четырех уроках после изучения понятия модуля я рассматриваю с учащимися уравнения с модулем, переход от самых простых к более сложным:
- 6)
- 7)
- 8) (1)
- 9)
- 10)
При решении данных уравнений школьники учатся применять определение модуля: получают навыки элементарных операций с модулем: привыкают о мысли о том, что знаком модуля могут быть как положительные, так и отрицательные выражения, но сам модуль может быть только неотрицательным числом. Тренируются в применении свойств уравнений.
При изучении темы мы руководствовались определением
. Это определение дает учащимся более четкое представление о том, что им надо делать в каждом конкретном случае: сменить ли знак у числа или оставить его без изменения. При решении уравнений из списка (1) обычно составляют систему, содержащую собственно уравнение, требующее решения, и неравенство учитывающее определение модуля. Но в «6» классе учащиеся еще не изучают решение числовых неравенств, поэтому мы вынуждены решать не систему, а лишь уравнение, опираясь на определение модуля, и в конце делать проверку, чтобы удалить значения переменной, не являющейся корнями уравнения.
Пример 1. Решение уравнения:
и Проверка:
и
В обоих случаях значение модуля оказались меньше нуля, что противоречит определению модуля. Значит , не являются корнями исходного уравнения.
Ответ: уравнение не имеет решения.
Пример 2. Проверка:
и
Ответ: 0; 2.
Пример 3. Проверка:
и
нет решения.
т.к. верно.
Ответ: -2; 4.
Данные уравнения развивают у учащихся умение анализировать полученное решение. Они позволяют показать, что уравнение может и не иметь корней или иметь посторонние корни. Эти наблюдения существенно расширяют представления учащихся об уравнении.
Пример 4. Данное уравнение можно решить, используя метод замены неизвестного. (Пример для учащихся «8» классов):
Положим тогда
Решением являются , ; поэтому исходное уравнение равносильно совокупности двух уравнений: , .Множество решения данных уравнений состоит из чисел: -2; 2; -3; 3 .
Пример 5. Данное уравнение равносильно совокупности
Уравнение первой системы имеет корни ; . Из двух этих решений посторонний корень.
Уравнений второй системы имеет корни ; .
Т.к. а то решением второй системы совокупности является число .
То данное уравнение имеет два корня : ; .
Приведу два способа замены уравнения :
Совокупностью систем.
1.способ.
2.способ.
Если в уравнении функция имеет более простой вид, чем , то целесообразно уравнение (1) заменять первой совокупностью систем , а если более простой вид имеет функция , то уравнение (1) целесообразно заменять второй совокупностью систем. В частности уравнение вида: , , при равносильно совокупности уравнений
При решении уравнения, в котором под знаком модуля находится выражение, также содержащее модуль, следует сначала освободится от внутренних модулей, а затем в полученных уравнениях раскрыть оставшиеся модули.
Пример 6.
Ответ: 0.
Решение уравнений вида
Допускают простую геометрическую интерпретацию. Решить уравнение (2) значит найти все точки на числовой оси ОX , которые отстоят от точки с координатой (а) на расстоянии (с) . Таких точек две: точка с координатой (с + а) и точка с координатой (а + с).
Решить уравнение значит найти все точки на числовой оси (о, х ) ,для каждой из которых сумма расстояний от нее до точек с координатами 1 и 3 равна 6. Ясно, что ни одна точка из отрезка не удовлетворяет этому условию, т.к. сумма указанных расстояний для любой из них равна . Вне этого отрезка существует только две искомые точки: точка с координатой (5) и точка с координатой (-1).
Аналогично интерпретуется решение уравнения вида (3).
Пример. . Нужно на числовой прямой О,Х., найти все точки , каждой из которых разность расстояний от нее до точки с координатой (1) и расстояния от нее до точки с координатой (3) равна 2. Т.к. длина равна 2 , то ясно , что любая точка с координатой удовлетворяет а, любая точка с координатой не удовлетворяет ему. То решением исходного уравнения является множество всех чисел з промежутка
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Графическое решение уравнений, содержащих неизвестную величину под знаком модуля
Одной из основных линий в изучении математики является тема «Решение уравнения». На уроках математики чаще используется аналитический метод решения уравнений. Но при решении уравнений также можн...
Открытый урок с использованием информационных технологии по теме «Решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины».
Математика в школе – это достаточно сложный предмет для ребенка. Использование на уроках математики новых информационных технологии позволяет повысить интерес к предмету и мотивацию учащих...
Образовательный модуль. Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком абсолютной величины.
В методическом пособии по образовательному модулю «Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком абсолютной величины» приведено примерное распределение учебного вре...
«Использование геометрической интерпретации модуля для решения уравнений, содержащих знак абсолютной величины».
Конспект урока в 8 классе по учебнику А.Г. Мордковича (профильный уровень) по теме "Алгебраические уравнения"....
"Квадратные уравнения, содержащие неизвестную под знаком модуля"
Урок математики...
Элективный курс «Уравнения и неравенства содержащие знак абсолютной величины»
Данный элективный курс выполняет функцию поддержки основных курсов цикла математического образования и ориентирован на углубление и расширение предметных знаний по математике....
N39 Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Уравнения с параметром. за 2.06.20 для группы МЖКХ2
Задание:1. Законспектировать краткий справочный материал.2. Оформить решение типовых задач.3. Решить задание №1-№3....