"Квадратные уравнения, содержащие неизвестную под знаком модуля"
план-конспект занятия по алгебре по теме
Предварительный просмотр:
"Квадратные уравнения, содержащие неизвестную под знаком модуля"
Цели:
дидактическая: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: “Квадратные уравнения, содержащие неизвестную под знаком модуля”, ликвидация пробелов в знаниях и умениях учащихся, установление внутри предметных связей изученной темы с другими темами курса математики;
развивающая: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжать формирование математической речи, вырабатывать умение анализировать и сравнивать;
воспитательная: воспитание чувств коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело, воспитание воли, упорства в достижении поставленной цели.
Задача: провести повторение, обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме “Квадратные уравнения. Квадратные уравнения, содержащие неизвестную под знаком модуля ”.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Организационные формы общения: работа в группах, индивидуальная работа.
Форма проведения урока: беседа с элементами самостоятельной работы учащихся, работа у доски, индивидуальная и групповая работа по выполнению учебных заданий.
Оборудование: ПК, проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Приветствие учащихся и проверка готовности к уроку.)
– Квадратные уравнения в школьном курсе математики занимают ведущее место. На их изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему школьного курса. Сила теории уравнений в том, что она не только имеет теоретическое значение для познания естественных законов, но и служит конкретным практическим целям. Большинство задач о пространственных формах и количественных отношениях реального мира сводится к решению уравнений. Овладевая способами их решения, люди находят ответы на различные вопросы из науки и техники (транспорт, сельское хозяйство, промышленность, связь и т. д.), сегодня на уроке мы должны суметь применить все свои знания и умения к решению квадратных уравнений с параметром и модулем.
II. Постановка цели.
– Тема урока: “Квадратные уравнения, содержащие неизвестную под знаком модуля”. Сегодня у нас урок по решению квадратных уравнений, содержащих неизвестную под знаком модуля. Ребята, как можно сформулировать цель нашего урока исходя из его темы?
– Иными словами, повторить, обобщить и систематизировать весь предшествующий опыт решения квадратных уравнений, квадратных уравнений, содержащих неизвестную под знаком модуля. Для возможности выбора рационального пути решения.
– Итак, наша цель: обобщить опыт решения квадратных уравнений, квадратных уравнений с параметром и модулем, научиться выбирать рациональный путь решения.
III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний:
– Прежде всего, вспомним некоторый, изученный материал.
– Выполним устно задания теста.
– Итак, весь необходимый материал повторили, я приглашаю вас на презентацию решения квадратных уравнений, содержащих неизвестную под знаком модуля. Для начала заполним карточки, которые лежат у каждого на столе. Приложение 3
Проверим. Возьмите в руки простой карандаш, сверим ответы.
Поднимите руки те, кто безошибочно справились с работой. Молодцы! Передайте свои заполненные карточки вперед.
IV. Обобщение и систематизация знаний, их применение для выполнения практических заданий:
1. Пример: Решите уравнение: x2-5│х│= 0.
Решение. Используя свойство модуля: |a|2=a2, перепишем данное уравнение в виде: │х│* (│х│– 5) = 0. Произведение двух множителей равно нулю, если хотя бы один из них равен нулю, а второй при этом не теряет смысла, или когда оба равны нулю. Решив уравнение, имеем: х1= 0, х2,3= +5.
Ответ: -5;0;5.
2. Пример: Существует ли на окружности, заданной уравнением (х-3)2 + (у+1)2 = 7, точка: а) с абсциссой, равной 1,5; б) с ординатой, равной – 3?
Решение. а) (у+1)2 = 7 – (1,5 – 3)2>0 – такая точка существует; б) (х+3)2=7-(-3+1)>0-такая точка существует.
3.Пример: дано соотношение 2а2+4а + 2b2 -4b – 5(a+1)(b-1) +4 = 0. Выразите b через а.
Решение. Имеем 2(а2+2a)+2(b2-2b) – 5(a+1)(b-1) +4 = 0;
2(a2+2a+1) +2(b2-2b+1)-5(a+1)(b-1)=0; 2(a+1)2-5(a+1)(b-1)+2(b-1)2=0.
Рассматривая это равенство, как квадратное уравнение относительно а+1, получим a+1 = 2(b-1) или a+1=(b-1)/2. Следовательно, b = (a+3)/2 или b= 2a+3.
V. Физкультминутка.
4. Пример: Решите уравнение:│х2+х-3│=х.
Решение. Решим методом замены уравнения совокупностью, по определению модуля получаем систему:
Ответ: 1, √3.
5.Пример: Решите уравнение: │х+3│=│2х2+х-5│.
Решение. Решим методом замены уравнения совокупностью двух уравнений, по определению модуля получаем:
Ответ: +2, (-1+√5)/2.
6.Пример: Решите уравнение: х2+(3-а)х-3а ‗0
Ответ: Нет решений при а = -3 и а = 4; при х = а данное уравнение имеет решение.
VI. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний:
7.Пример: Решите уравнение: │х-2│х2=10-5х.
Решение. Так как │х-2│х2=5(2-х), то х≤2.
Тогда уравнение примет вид (х-2)х2=5(2-х);
Ответ: 2, -√5.
8. Пример: Решите уравнение:
х2-(3b-1)х+2b2– 2b ‗0
х2-7х+6
Ответ: При b =7 или b = 2: один корень х = 2 b; при b = 1/2 или b = 3: один корень х = b – 1; при остальных b: два корня х = 2 b и х = b – 1.
VII. Оперирование ЗУН-ми в стандартных ситуациях:
9. Пример: Найдите сумму квадратов всех корней уравнения
x2-5│х│+ 1= 0.
Решение. Применив метод – введения новой переменной, решим уравнение. Пусть: t = │х│, получим уравнение t2 – 3t + 1 = 0, имеющее два корня t1 и t2 (так как D>0). Очевидно, что корни t1 и t2 – положительны (t1 + t2 >0, t1 * t2 >0). Следовательно, по свойству модуля исходное уравнение, равносильно совокупности уравнений
имеет четыре корня: + t1, + t2. Их сумма квадратов t12 + (-t1 )2 + t22 + (-t2 )2 = 2(t12+t22). Так как t12+t22 = (t1+t2)2 – 2 t1 t2 = 9 – 2*1 = 7, то искомая сумма квадратов всех корней равна 14.
Ответ: 14.
10.Пример: При каком значении параметра а уравнение (а + 4х – х2 -1)(а+1-│х – 2│) = 0 имеет три корня?
Решение. Данное уравнение равносильно совокупности уравнений:
Рассмотрим уравнение х2 – 4х + 1 – а = 0.
Так как ¼ D = 4 – 1 + а = 3 + а, то при а > – 3 оно имеет два корня;
при а = – 3 – один корень; при а < – 3 – корней нет.
Рассмотрим уравнение │х – 2│= а + 1. При а = – 1 оно имеет один корень, при а > – 1 – два корня. При а < – 1 корней нет. Очевидно, что при а = – 1 исходное уравнение имеет три корня. При а > – 1 каждое из уравнений имеет по два корня, симметричных относительно точки х0 = 2. В этом случае х = 2 не является корнем, а общее число корней уравнений четно.
Итак, исходное уравнение имеет три корня лишь при а = – 1.
Ответ: а = – 1.
IX. Выполнение упражнений:
11. Одна из цифр двузначного числа на 3 меньше другой, а сумма квадратов этого числа и числа, полученного перестановкой его цифр, равна 1877. Найдите это число.
Решение. Пусть а – одна из цифр числа, тогда а + 3 – другая цифра. Исходное число имеет вид 10а + (а + 3) = 11а + 3.
После перестановки цифр получится число 10(а + 3) + а = 11а + 30. Согласно условию, получаем уравнение (10а + 3)2+(11а+30)2 = 1877, откуда находим а = 1.
Ответ: 14 или 41.
X. Подведение итогов.
– Оценки на уроке выставляются: – за теоретический опрос;
– за индивидуальную работу у доски;
– за работу по карточкам;
– за самостоятельную работу.
XI. Домашнее задание и его инструктаж:
М.Л. Галицкий, А.М.Гольдман, Л.И.Звавич. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.
XII. Рефлексия.
(Учащимся предлагается выполнить задание на приготовленных карточках)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля 9 класс с углубленным изучением математики
Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля9 класс с углубленным изучением математикиТип урока: получение новых знаний (Мозговой штурм)...
Открытый интегрированный урок Алгебра+Информатика по теме "Построение графиков функций и уравнений, содержащих переменную под знаком модуля"
Результат урока нацелен на овладение учащимися программным и дополнительным материалом по данной теме и рассчитан на выход каждого ученика на свой уровень развития.Построение графиков является основны...
Решение уравнений, содержащих переменную, под знаком модуля
презентация содержит способы решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля....
Уравнения, содержащие неизвестное под знаком абсолютной величины
В базовых учебниках «Математика 6» мало внимания уделено решению уравнений со знаком модуля. На трех-четырех уроках после изучения понятия модуля я рассматриваю с учащимися уравнения с мо...
Конспект урока по теме: "Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля"
Конспект урока алгебры 7 класса по теме "Решеие уравнений, содержащих переменную под знаком модуля"...
Разработка урока по теме "Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля"
Разработка урока алгебры для 9 класса. Тема урока "Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля." Тип урока - урок рефлексии....
N39 Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Уравнения с параметром. за 2.06.20 для группы МЖКХ2
Задание:1. Законспектировать краткий справочный материал.2. Оформить решение типовых задач.3. Решить задание №1-№3....