Подготовка к ЕГЭ по математике. Задание №19. Базовый уровень
план-конспект занятия по алгебре (10, 11 класс) на тему
На занятии рассматривается решение задач №19 из базового ЕГЭ по математике на применение признаков делимости и свойств делимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 18.43 КБ |
chisla_i_ih_svoystva.pptx | 2 МБ |
opornyy_signal.docx | 46.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи: | 1) Повторить признаки делимости. Составить опорный сигнал для решения задач базового ЕГЭ (№19) 2) формировать навыки применения признаков делимости и свойств делимости 3) способствовать развитию логического мышления, внимания, математической интуиции, умению анализировать, систематизировать, интерпретировать полученные результаты; применять знания в нестандартных ситуациях |
Аннотация | На занятии рассматривается решение задач №19 из базового ЕГЭ по математике на применение признаков делимости и свойств делимости. |
Орг. момент | Проверяется готовность учащихся к уроку |
Целеполагание | Учащимся демонстрируется условия задач 1) Вычеркните в числе 123456 три цифры так, чтобы получившееся трёхзначное число делилось на 27. В ответе укажите получившееся число[1] 2) Найдите наименьшее трёхзначное число, которое при делении на 2 даёт остаток 1, при делении на 3 даёт остаток 2, при делении на 5 даёт остаток 3 и которое записано тремя различными нечётными цифрами.[1] 3) Найдите наименьшее пятизначное число, кратное 55, произведение цифр которого больше 50, но меньше 75.[1] Вопрос: «Как вы думаете, какой теоретический материал будет использоваться при решении данных задач? Заслушиваются ответы учащихся, объявляется тема и формулируется цель занятия |
Актуализация знаний | Задание №1. В группах по цепочке продолжите предложения 1) Если число делится на 2 и делится на 3, то … 2) Если число кратно 15, то оно… 3) Если число делится с остатком на 5 , то остатки …. 4) Если число при делении на 3 дает остаток 2, то … Задание №2. 1-я группа должна вспомнить известные ей признаки делимости. 2-я группа найти информацию о признаках делимости в сети Интернет (перед занятием дается заранее это задание на дом) 3-я группа самостоятельно сформулировать признаки делимости на 6 , 12 и 15 Заслушиваются ответы групп. 4-я группа. Как записать число, если оно состоит из двух цифр a и b? Как записать число, если оно состоит из трех цифр a, b и с? Как записать четырехзначное число, если оно состоит из четырех цифр а, b, с и d? |
Составление опорного сигнала для решения задач №19 | В ходе выполнения задания №2. Учащиеся фиксируют теоретический материал в своих справочниках. Некоторым из них предлагается продемонстрировать свое оформление сигнала всем (Опорный сигнал ) |
Решение задач | Задача №1. Найдите наименьшее четырехзначное число, кратное 15, произведение цифр которого больше 40, но меньше 50 [1] (слайд 2) Задача №2. Вычеркните в числе 123456 три цифры так, чтобы получившееся трехзначное число было кратно 35[1] (слайд 3) Задача №3. Вычеркните в числе 123456 три цифры так, чтобы получившееся трехзначное число было кратно 27 [1] (слайд 4) Предлагается решить в группах самостоятельно и сверить с образцом решения. Задача №4. Найдите наименьшее трехзначное число. Которое при делении на 2 дает остаток 1, при делении на 3 дает остаток 2, а при делении на 5 дает остаток 4 и которое записано тремя различными нечетными цифрами [1] (слайд 5) Задача № 5. Найдите наибольшее пятизначное число, которое записывается только цифрами 0, 5 и 7 и делится на 120 [1] (слайд 6) Предлагается для самостоятельного решения в группах Задача №6 Найдите четырёхзначное число, кратное 4, сумма цифр которого равна их произведению [1] (слайды 7-8). |
Домашнее задание | 1) Найдите наименьшее трёхзначное число, которое при делении на 2 даёт остаток 1, при делении на 3 даёт остаток 2, при делении на 5 даёт остаток 3 и которое записано тремя различными нечётными цифрами. [2] 2) Цифры четырёхзначного числа, кратного 5, записали в обратном порядке и получили второе четырёхзначное число. Затем из первого числа вычли второе и получили 1458. Приведите ровно один пример такого числа. [2] |
Итог урока | Ответьте на вопросы 1) В чем испытывали трудность? 2) Что было понятным? |
Литература
1. ЕГЭ 2015. Математика. Базовый уровень. 30 вариантов типовых тестовых заданий / под ред. Ященко И.В. – М.: Издательство «Экзамен»,2014г
2. http://mathb.reshuege.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
№1. Найдите наименьшее четырехзначное число, кратное 15, произведение цифр которого больше 40, но меньше 50 Произведение цифр кратно 5, а значит равно 45 Пусть число имеет вид abcd 40 < a b c <50 Так как число кратно 15, значит кратно 3 и кратно 5 Последняя цифра : d = 0 или d = 5 d = 0 не подходит, иначе произведение цифр =0 a b c a b c =1 3 х 1 0 х В 19 5 1 3 3
№2.Вычеркните в числе 123456 три цифры так, чтобы получившееся трехзначное число было кратно 35 Вычеркиваем цифру 6, цифру 5 оставляем Т.к. число кратно 35, то кратно 5, оканчивается либо 0, либо 5 Выполним подбор 35·3=105 35·5=175 35·7=245 Вычеркнем цифры 1 и 3 3 х 1 0 х В 19 4 5 2
№3. Вычеркните в числе 123456 три цифры так, чтобы получившееся трехзначное число было кратно 27 Проверим какое из чисел 126 и 135 кратно 27 3 х 1 0 х В 11 5 3 1 Т.к. число кратно 27, то кратно 9, Сумма цифр кратна 9 1+2+6=9 1+3+5=9 не кратно 27 135 кратно 27
№4. Найдите наименьшее трехзначное число. Которое при делении на 2 дает остаток 1, при делении на 3 дает остаток 2, а при делении на 5 дает остаток 4 и которое записано тремя различными нечетными цифрами Любое нечетное число при делении на 2 даст в остатке 1. Искомое число может состоять из: Суммы цифр 1+5+9=15, 5+7+9=21 исключаем, как кратные 3 1+3+9 =13 13 – 2 =11 1+9+7 = 17 17-2=15 3+5+9=17 17-2=15 Группа цифр 1,3,9 также исключается 1, 3,5 1,3,7 1, 3,9 1,5,7 1, 5,9 1,9,7 3, 5,9 3,5,7 5,7,9 Числа, которые при делении на 5 дают в остатке 4, оканчиваются либо на 9, либо на 4, но 4 - четное Рассмотрим числа 179, 359, 719, 539 Наименьшее: 179 3 х 1 0 х В 19 7 9 1
№5. Найдите наибольшее пятизначное число, которое записывается только цифрами 0, 5 и 7 и делится на 120 Искомое число оканчивается 0. 3 х 1 0 х В 11 5 0 0 0 7 Т.к число делится на 4, то две последние цифры 0. Т .к. число кратно 3, значит сумма цифр кратна 3 7+5+0+0+0 =12 кратно 3
№6. Найдите четырёхзначное число, кратное 4 , сумма цифр которого равна их произведению Так как а bcd (10с+ d ) и d - четное Пусть число – а bcd , тогда а+ b + c + d = a·b·c·d Среди цифр a , b , с и d Не может быть трех единиц, 1+1+1+ d = d –равенство невозможно Среди цифр a , b , с и d нет нулей иначе произведение равно 0 Среди цифр a , b , с и d Не может быть только одна единица, 1+ b + c + d = b·c·d –равенство невозможно
Рассмотрим двузначные числа кратные 4: 12; 16; 24 №6Найдите четырёхзначное число, кратное 4, сумма цифр которого равна их произведению Среди цифр a , b , с и d д ве единицы 1+с+1+2=1 ·с·1·2 Из 1 равенства с+4=2с, значит с=4 1+с+1+6=1 ·с·1·6 1+1+2+4=1 ·1·2·4 Из 2 равенства с+8=6с, с – дробное, чего быть не может 3-е равенство верное Искомые числа: 4112, 1412, 1124
Приведите пример шестизначного натурального числа, которое записывается только цифрами 1 и 2 и делится на 72. В ответе укажите ровно одно такое число. Число кратно 72, значит кратно 9 и кратно 4 и 8 Сумма цифр кратна 9, значит в записи должны быть три двойки и три единицы, т.к. 1+1+1+2+2+2=9 кратно 9 Число из двух последних цифр делится на 4 , значит это 12 Число из трех последних цифр делится на 8 , значит это 112 122112 – одно из чисел 3 х 1 0 х В 19 2 2 1 1 2 1
Цифры четырёхзначного числа, кратного 5, записали в обратном порядке и получили второе четырёхзначное число. Затем из первого числа вычли второе и получили 2457. Приведите пример такого числа. Пусть а bcd – dcba =2457 3 х 1 0 х В 19 4 0 8 5 d= 0 или d =5, т.к. число кратно 5 d =0 – не подходит, иначе второе число трехзначное а bc 5 – 5 cba =2457 а=8 8 bc 5 – 5 cb 8=2457 с =0; b =4
Вычеркните в числе 53164018 три цифры так, чтобы получившееся число делилось на 15. В ответе укажите ровно одно получившееся число. Т.к. число кратно 15, то кратно 5 и 3, значит окачивается либо на 5, либо на 0, и сумма цифр кратна 3 Вычеркнем последние две цифры, тогда число оканчивается цифрой 0 5+3+1+6++4+0= 19 . Можно вычеркнуть либо 1, либо 4 3 х 1 0 х В 19 3 0 4 0 5 6
Автор шаблона презентации: Ермолаева И.А. Название сайта: http://www.nsportal.ru/ermolaeva-irina-alekseevna Для шаблона использовались http://lake.k12.fl.us/cms/cwp/view.asp?A=3&Q=427619
Предварительный просмотр:
Числа и их свойства.
Признаки делимости
По последней цифре | По сумме цифр | По группе последних цифр |
1) Если сумма цифр натурального числа кратна 3, то число делится на 3 без остатка 2) Если сумма цифр натурального числа кратна 9, то число делится на 9 без остатка | 1) Для того чтобы натуральное число делилось на 25 необходимо и достаточно, чтобы делилось на 25 число, образованное двумя последними цифрами этого числа. 2) Для того чтобы натуральное число делилось на 4 необходимо и достаточно, чтобы делилось на 4 число, образованное двумя последними цифрами этого числа. 3) Для того чтобы натуральное число делилось на 8 необходимо и достаточно, чтобы делилось на 8 число, образованное тремя последними цифрами этого числа. |
Признак делимости на 6:Чтобы натуральное число делилось на 6 необходимо, чтобы оно оканчивалось четной цифрой, и сумма всех его цифр делилась на три. Признак делимости на 7: Для того чтобы натуральное число делилось на 7 необходимо и достаточно, чтобы результат вычитания удвоенной последней цифры из этого числа без последней цифры делился на 7. Признак делимости на 11: Для того чтобы натуральное число делилось на 11 необходимо и достаточно чтобы сумма цифр с чередующимися знаками делилась на 11. Признак делимости на 15: Число делится на 15 тогда и только тогда, когда оно делится на 3 и на 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по математике 10 класс (базовый уровень)
Программа по математике 10 класс (базовый уровень)...
Программа по математике 11 класс (базовый уровень)
Программа по математике 11 класс (базовый уровень)...
Рабочая программа по математике, 10 класс, базовый уровень
Рабочая программа по математике, 10 класс, базовый уровень, учебник "Математика 10 класс" А.Г. Модкович, И.М.Смирнова...
Рабочая программа по математике 9 класс. (базовый уровень)
Рабочая программа по математике 9 класс. Базовый уровень. (А.Г.Мордкович, Л.С.Атанасян)...
Рабочая программа по математике 10 класс. (базовый уровень)
Рабочая программа по математике 10 класс. Базовый уровень (А.Г.Мордкович, Л.С.Атанасян Л.С.)...
Рабочая программа по математике 11 класс. (базовый уровень)
Рабочая программа по математике 11 класс.Базовый уровень. (А.Г.Мордкович, Л.С.Атанасян)...
Подготовка к устному зачету в 6 классе. Базовый уровень
Данные материалы помогут подготовиться к устному зачету, проводимому в конце года....