Рабочая программа по алгебре для 8 класса к УМК Макарычев Ю.Н
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_algebra_8_klass.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа пос. Литовко
Амурского муниципального района Хабаровского края
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № ___________ от «____»___________ 2015года Руководитель ШМО ________/_____________ роспись Ф.И.О | Согласовано Заместитель директора по УВР ______/_Татарницкая Н.А.____ роспись Ф.И.О. | Утверждено Директор МБОУ СОШ пос. Литовко _______ Н.Н. Максимец |
Рабочая программа
по алгебре
8 класс
Составитель: Макарова Валентина Гавриловна
Учитель математики МБОУ СОШ пос. Литовко
Принято на педагогическом совете. Протокол № 6 от22.05.2015
Срок реализации программы 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ пос. Литовко
- Авторской программы «Программы по алгебре 7-9 кл.» автор: Ю.Н.Макарычев и др. (составитель Т.А. Бурмистрова, Москва «Просвещение» 2014 г.) и обеспечена линией учебников к учебному комплексу для 7-9 классов /авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк– М: «Дрофа», 2014 г.
Соответственно учебному плану рабочая программа предусматривает базовый уровень обучения в объёме 102 часов, в неделю 3 часа.
Формы и методы организации учебного процесса:
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, ИКТ.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование, работа по карточке.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных.
Цели обучения:
Цели программы обучения: развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений учащихся до уровня, позволяющего уверенно использовать при решении задач математики и смежных предметов (физики, химии и др.); усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач; осуществление функциональной подготовки школьников.
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения
смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном
обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической
культуры.
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства
моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости
математики для научно-технического прогресса;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать
их при решении задач математики и смежных предметов, усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства
математического моделирования прикладных задач.
Задачи обучения:
- развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения
устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять
их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для
описания и анализа реальных зависимостей;
- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об
особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации,
- приводить примеры , использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования
реальных процессов и явлений.
Общая характеристика учебного предмета
Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящих , в природе.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся пр и изучении алгебры способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности: Настойчивость, целеустремленность, творческую активность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления. Умение аргументировано отстаивать свои взгляды, убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения..
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
АРИФМЕТИКА
уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
АЛГЕБРА
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, ), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- понимания статистических утверждений.
Содержание тем учебного курса
Рациональные дроби (23ч). Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умножение дробей. Возведение дроби в степень. Деление дробей. Преобразование рациональных выражений. Функция и ее график. Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений. Знать: основное свойство дроби; правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями; правила умножения и деления дробей; свойства обратной пропорциональности. Уметь: находить допустимые значения переменной; сокращать дроби после разложения на множители числителя и знаменателя; выполнять действия с алгебраическими дробями; упрощать выражения с алгебраическими дробями; осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выполнять преобразование рациональных выражений, правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции); строить график обратной пропорциональности, находить значения функции y=k/x по графику, по формуле.
Квадратные корни (19 ч). Понятие об иррациональном числе. Общие сведения о действительных числах. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Уравнение. Нахождение приближенных значений квадратного корня. Функция и ее график. Квадратный корень из произведения и дроби. Квадратный корень из степени. Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие числа; выработать умение выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Знать: определения квадратного корня, арифметического квадратного корня; какие числа называются рациональными, иррациональными, как обозначается множество рациональных чисел; свойства арифметического квадратного корня. Уметь: применять свойства арифметического квадратного корня к преобразованию выражений; вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни; решать уравнение; находить квадратный корень из произведения, дроби, степени, выносить множитель из-под знака корня, вносить множитель под знак корня; строить график функции и находить значения этой функции по графику и по формуле.
Квадратные уравнения (21 ч). Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения. Формулы корней квадратного уравнения. Решение задач с помощью квадратных уравнений. Теорема Виета. Решение дробных рациональных уравнений. Решение задач с помощью рациональных уравнений. Цель: выработать умения решать квадратные уравнения, простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач. Знать: что такое квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение; способы решения неполных квадратных уравнений; формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, терему Виета и обратную ей. Уметь: решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена; решать квадратные уравнения по формуле; решать неполные квадратные уравнения; исследовать квадратное уравнение по дискриминанту и коэффициентам; решать уравнения, сводящиеся к квадратным; решать дробно-рациональные уравнения; решать уравнения графическим способом; решать квадратные уравнения с помощью теоремы, обратной теореме Виета, использовать теорему Виета для нахождения коэффициентов и свободного члена квадратного уравнения; решать текстовые задачи с помощью квадратных и дробно-рациональных уравнений.
Неравенства (20ч). Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Пересечение и объединение множеств. Применение свойств неравенств к оценке значения выражения. Числовые промежутки. Линейное неравенство с одной переменной. Система линейных неравенств с одной переменной. Цель: выработать умения решать линейные неравенства с одной переменной и их системы. Знать: определение числового неравенства, свойства числовых неравенств; понятие решения неравенства с одной переменной, что значит решить систему неравенств. Уметь: записывать и читать числовые промежутки, находить пересечение и объединение множеств; иллюстрировать на координатной прямой числовые неравенства; применять свойства числовых неравенств к решению задач; решать линейные неравенства; решать системы неравенств с одной переменной.
Степень с целым показателем. Элементы статистики (11 ч). Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Запись приближенных значений. Действия над приближенными значениями. Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации. Цель: сформировать умение выполнять действия над степенями с целыми показателями, ввести понятие стандартного вида числа. Знать: определение степени с целым показателем; свойства степени с целым показателем. Уметь: применять свойства степени с целым показателем для преобразования выражений и вычислений; записывать числа в стандартном виде; выполнять вычисления с числами, записанными в стандартном виде; представлять информацию в виде таблиц, столбчатых и круговых диаграмм; строить гистограммы.
Содержание материала | Количество часов |
Рациональные дроби | 23 |
Квадратные корни | 19 |
Квадратные уравнения | 21 |
Неравенства | 20 |
Степень с целым показателем. Элементы статистики | 11 |
Повторение | 8 |
Учебно-методическое обеспечение:
- Алгебра-8:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2014 год.
- Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2008—2009
- Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение,2001 -2007г.
- Алгебра: дидакт. материалы для 9 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2008.
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании ШМО Зам. директора директор МБОУ СОШ
Учителей математики, физики по УВР п. Литовко
Протокол № ___ от______ __________________ __________________
Руководитель ШМО _____
Календарно-тематическое планирование
Алгебра
2015-2016 учебный год
Класс: 8 класс
Учитель: Макарова Валентина Гавриловна
Количество часов:
- на учебный год: 102ч.
- в неделю: часов: 3ч.
Планирование составлено на основе рабочей программы по алгебре, принятой на педагогическом совете протокол №6 от22.05.2015 года
Учебник: Алгебра 8. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Пешков, С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2014 г.
№ урока | Содержание урока | Кол-во часов | Дата проведения | Применение ИКТ | примечание | |||
Глава I. Рациональные дроби. | 23 | |||||||
§ 1. Рациональные дроби и их свойства | 5 | |||||||
1,2 | Рациональные выражения. | 2 | ||||||
3-5 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 3 | ||||||
§ 2. Сумма и разность дробей. | 6 | |||||||
6-8 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 3 | ||||||
9-11 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 3 | ||||||
12 | Контрольная работа № 1 по теме «Сложение и вычитание дробей" | 1 | ||||||
§ 3. Произведение и частное дробей. | 10 | |||||||
13,14 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | 2 | ||||||
15,16 | Деление дробей. | 2 | ||||||
17-20 | Преобразование рациональных выражений. | 4 | ||||||
21,22 | Функция и ее график. | 2 | ||||||
23 | Контрольная работа № 2 по теме «Преобразование рациональных выражений». | 1 | ||||||
Глава II. Квадратные корни. | 19 | |||||||
§ 4. Действительные числа. | 2 | |||||||
24 | Рациональные числа. | 1 | ||||||
25 | Иррациональные числа. | 1 | ||||||
§ 5. Арифметический квадратный корень. | 5 | |||||||
26 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. | 1 | ||||||
27 | Уравнение | 1 | ||||||
28 | Нахождение приближенных значений квадратного корня. | 1 | ||||||
29,30 | Функция и ее график. | 2 | ||||||
§ 6. Свойства арифметического квадратного корня. | 4 | |||||||
31,32 | Квадратный корень из произведения и дроби. | 2 | ||||||
33 | Квадратный корень из степени. | 1 | ||||||
34 | Контрольная работа № 3 по теме «Свойства арифметического квадратного корня». | 1 | ||||||
§ 7. Применение свойств арифметического квадратного корня. | 7 | |||||||
35-37 | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня. | 3 | ||||||
38-40 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 4 | ||||||
42/1 | Контрольная работа № 4 по теме «Применение свойств арифметического квадратного корня». | 1 | ||||||
Глава III. Квадратные уравнения. | 21 | |||||||
§ 8. Квадратное уравнение и его корни. | 10 | |||||||
43,44 | Неполные квадратные уравнения. | 2 | ||||||
45-47 | Формула корней квадратного уравнения. | 3 | ||||||
48-50 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 3 | ||||||
51,52 | Теорема Виета. | 2 | ||||||
53 | Контрольная работа № 5 по теме «Квадратное уравнение и его корни». | 1 | ||||||
§ 9. Дробные рациональные уравнения. | 9 | |||||||
54-57 | Решение дробных рациональных уравнений. | 4 | ||||||
58-62 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | 5 | ||||||
63/1 | Контрольная работа № 6 по теме «Решение рациональных уравнений». | 1 | ||||||
Глава IV. Неравенства. | 20 | |||||||
§ 10. Числовые неравенства и их свойства. | 8 | |||||||
64,65 | Числовые неравенства. | 2 | ||||||
66,67 | Свойства числовых неравенств. | 2 | ||||||
68,69 | Сложение и умножение числовых неравенств. | 2 | ||||||
70,71 | Погрешность и точность приближения. | 2 | ||||||
72 | Контрольная работа № 7 по теме «Числовые неравенства». | 1 | ||||||
§ 11. Неравенства с одной переменной и их системы. | 10 | |||||||
73,74 | Пересечение и объединение множеств. | 2 | ||||||
75,76 | Числовые промежутки. | 2 | ||||||
77-79 | Решение неравенств с одной переменной. | 3 | ||||||
80-82 | Решение систем неравенств с одной переменной. | 3 | ||||||
83 | Контрольная работа № 8 по теме «Решение неравенств». | 1 | ||||||
Глава V. Степень с целым показателем. Элементы статистики. | 11 | |||||||
§ 12. Степень с целым показателем и ее свойства. | 6 | |||||||
84,85 | Определение степени с целым отрицательным показателем. | 2 | ||||||
86,87 | Свойства степени с целым показателем. | 2 | ||||||
88.89 | Стандартный вид числа. | 2 | ||||||
90 | Контрольная работа № 9 по теме «Степень с целым показателем и ее свойства». | 1 | ||||||
§ 13. Элементы статистики. | 4 | |||||||
91,92 | Сбор и группировка статистических данных. | 2 | ||||||
93,94 | Наглядное представление статистической информации. | 2 | ||||||
Повторение | 8 | |||||||
95 | Повторение темы «Квадратные корни и квадратные уравнения» | 1 | ||||||
96 | Повторение по теме «Неравенства». | 1 | ||||||
97 | Повторение темы «Преобразование рациональных выражений» | 1 | ||||||
98 | Повторение темы «Функции , и их графики» | 1 | ||||||
99 | Повторение по теме «Неравенства». | 1 | ||||||
100,101 | Итоговая контрольная работа. | 2 | ||||||
102 | Обобщающий урок | 1 |
.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре для 7 класса ( Макарычев)
Рабочая программа по алгебре 7 – го класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с государственным стандартом основного общего ...
Рабочая программа по алгебре для 8 класса (Макарычев)
Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с государственным стандартом основного общего образов...
Рабочая программа по алгебре для 8 класса (Макарычев)
Рабочая программа по алгебре для 8 класса (Макарычев) составлена в соответствии с ФКГОС...
Рабочая программа по алгебре 7 класс, учебник Макарычев Н.Г.
Рабочая программа (базовый уровень) и календарно-тематическое планирование по алгебре 7 класс, учебник Макарычев Н.Г....
Рабочая программа по алгебре 9 класс УМК Макарычев Ю.Н. 3 часа в неделю
Рабочая программа...