Рабочая программа по алгебре для 7 класса ( Макарычев)
рабочая программа (алгебра, 7 класс) по теме
Рабочая программа по алгебре 7 – го класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с государственным стандартом основного общего образования по математике (приказ МО РФ № 1089 от 05. 03. 2004 года ) на 2008-2009 год из расчета 5 часов в неделю в 1 четверти и 3часа в неделю в 2 -4 четвертях, всего 120 часов за учебный год в соответствии с базисным планом на 2009 – 2010 учебный год (приказ МО РФ №1312 9. 03. 2004г; приказ УО № 492).v
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_algebra_7_makarychev.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по алгебре 7 – го класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с государственным стандартом основного общего образования по математике (приказ МО РФ № 1089 от 05. 03. 2004 года ) на 2008-2009 год из расчета 5 часов в неделю в 1 четверти и 3часа в неделю в 2 -4 четвертях, всего 120 часов за учебный год в соответствии с базисным планом на 2009 – 2010 учебный год (приказ МО РФ №1312 9. 03. 2004г; приказ УО № 492).
Цель.
Изучение алгебры в 7 классах направлено на достижение следующей цели:
- продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания алгебры в 7 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Курс алгебры 7-го класса состоит из 8 тем:
- Выражения, тождества, уравнения – 18 ч
- Статистические характеристики – 6ч.
- Функции - 12 ч.
- Степень с натуральным показателем – 12 ч.
- Многочлены – 21ч.
- Формулы сокращенного умножения – 21 ч.
- Системы линейных уравнений - 18 ч.
- Повторение. Решение задач – 12 ч.
Основное содержание.
Тама | Знать | Уметь | Применять |
Выражения и их преобразования. Уравнения (18 ч.) | какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования». | осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов. |
Статистические характеристики (6 ч.). | простейшие статистические характеристики. | в несложных случаях находить эти характеристики для ряда числовых данных. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
Функции (12 ч.) | определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей. | правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций; |
Степень с натуральным показателем (12ч.) | определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2 , у=х3 . | находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду. | использовать приобретенные знания и умения преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем |
Многочлены (21 ч.) | определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители». | приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества. | использовать приобретенные знания и умения для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры |
Формулы сокращённого умножения (21 ч.) | формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители. | читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач. | использовать приобретенные знания и умения для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций; |
Системы линейных уравнений (15 ч.) | что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики. Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами. | правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций; |
Учебно-тематический план.
Тема | Содержание материала | Количество часов |
Выражения и их преобразования. Уравнения (18 ч.) | Числовые выражения | 3 |
Выражения с переменными | 2 | |
Сравнение значений выражений | 2 | |
Свойства действий над числами | 1 | |
Тождества. Тождественные преобразования выражений | 2 | |
Контрольная работа 1 «Выражения. Тождества». | 2 | |
Уравнение и его корни | 1 | |
Линейное уравнение с одной переменной | 3 | |
Контрольная работа № 2 на тему «Уравнение с одной переменной» | 2 | |
Статистические характеристики (6 ч.) | Среднее арифметическое, размах и мода | 3 |
Медиана как статистическая характеристика | 3 | |
Функции (12 часов) | Понятие функции. Вычисление значений функций по формуле | 2 |
График функции | 2 | |
Прямая пропорциональность и ее график | 3 | |
Линейная функция и ее график | 3 | |
Контрольная работа №3 на тему «Линейная функция» | 2 | |
Степень с натуральным показателем (12 часов) | Определение степени с натуральным показателем | 1 |
Умножение степеней и деление степеней | 2 | |
Возведение в степень произведения | 2 | |
Одночлен и его стандартный вид | 1 | |
Умножение одночленов. | 1 | |
Возведение одночлена в натуральную степень | 1 | |
Функция у = х2 и ее график | 2 | |
Контрольная работа №4 на тему «Степень с натуральным показателем» | 1 | |
Анализ контрольной работы | 1 | |
Многочлены (21 час) | Многочлен и его стандартный вид | 1 |
Сложение и вычитание многочленов | 3 | |
Умножение одночлена на многочлен | 3 | |
Вынесение общего множителя за скобки | 3 | |
Контрольная работа №5 на тему «Сложение и вычитание многочленов» | 1 | |
Анализ контрольной работы | 1 | |
Умножение многочлена на многочлен | 3 | |
Разложение многочлена на множители способом группировки | 4 | |
Контрольная работа № 6 на тему «Произведение многочленов» | 1 | |
Анализ контрольной работы | 1 | |
Формулы сокращенного умножения (21 час) | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 2 |
Возведение в куб суммы и разности двух выражений | 1 | |
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 2 | |
Умножение разности двух выражений на их сумму | 2 | |
Разложение разности квадратов на множители | 2 | |
Контрольная работа №7 «Формулы сокращенного умножения» | 1 | |
Анализ контрольной работы | 1 | |
Преобразование целого выражения в многочлен | 4 | |
Применение различных способов для разложения на множители | 4 | |
Контрольная работа № 8 на тему «Преобразование целых выражений» | 1 | |
Анализ контрольной работы | 1 | |
Системы линейных уравнений (18 часов) | Линейное уравнение с двумя переменными | 2 |
График линейного уравнения с двумя переменными | 2 | |
Системы линейных уравнений с двумя переменными | 2 | |
Способ подстановки | 3 | |
Способ сложения | 3 | |
Решение задач с помощью систем уравнений | 4 | |
Контрольная работа №9 на тему «Системы линейных уравнений » | 1 | |
Анализ контрольной работы | 1 | |
Повторение. Решение задач (12 часов) |
Требования к математической подготовке учащихся 7 класса.
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
- формулы сокращенного умножения;
- уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;
- решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами, строить графики линейных функций и функции у=х2;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Литература.
- Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004
- Тематическое приложение к вестнику образования №4, 2005 г.
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл., М.: Дрофа, 2002 г.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Немков К.И., Суворова С.Б. Алгебра, 7 класс, «Просвещение», 2010 г.
- Газета «Математика», №11, 2006 г. Приложение к газете «Первое сентября» Тематическое планирование и контрольные работы
- Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Дидактические материалы для 7 класса – М.: Просвещение, 2010
- Кононов А.Я. Задачи по алгебре для 7-9 кл.
- Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, - М.: Илекса, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочая программа по алгебре 9 класс, Макарычев Ю.Н.
Рабочая программа по алгебре 9 класс для работы по учебнику Макарычев Ю.Н., базовый курс...
Рабочая программа по алгебре.8 класс.Макарычев
Рабочая программа по алгебре для 8 класса по учебникуЮ.Н. Макарычева...
Рабочая программа по алгебре 7 класс (Макарычев)
Пояснительная записка, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, содержание материала, учебно-методическое обеспечение....
Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)
Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)...
Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)
Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)...
рабочая программа по алгебре 9 класс Макарычев
Рабочая программа по алгебре для учащихся 9 класса расчитана из расчёта 3 часа в неделю 102 часа в год....