«Психологическое сопровождение образовательного процесса для повышения качества образования».
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Белоомутская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»
Выступление на школьном методическом объединении воспитателей:
Тема: «Психологическое сопровождение образовательного процесса для повышения качества образования».
Подготовила:
педагог – психолог Влазнева Н.А.
10. 02.2023 г.
Знание психологических аспектов становления, развития личности обучающегося и умение их оценивать напрямую влияет на качество образования, не просто вооружает педагога необходимыми знаниями, но и позволяет принимать правильные решения.
Учитель и воспитатель в школе – интернате обеспечивают обучающимся образовательную и воспитательную траекторию. Но это невозможно сделать без знаний индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Я, как педагог-психолог, предоставляю эти данные педагогам после диагностического исследования.
Во время диагностики происходит изучение личностных особенностей обучающихся, особенностей взаимодействия между школьниками, с целью выявления и устранения моментов, негативно влияющих на развитие личности.
Одним из факторов, повышающих качество образования, является мотивация к обучению, поэтому в начале и конце учебного года, я провожу диагностику школьной мотивации обучающихся 1-9 классов. К сожалению, на начало 2022-2023 учебного года обучающихся имеющих высокий уровень составило 4%. Данные обучающиеся ориентированы на школьно – учебную деятельность. Внутренняя позиция школьника сформирована. Обучающихся, имеющих хорошую школьную мотивацию (20%). Они с удовольствием посещают школу, стремятся получать новые знания. Положительное отношение к школе имеют (33%), данные обучающиеся посещают школу, больше для общения с другими ребятами. Они чувствуют себя комфортно в школе, но не стремятся к получению знаний и умений. Низкий уровень имеют (43%) обучающихся. Они посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами. С выявленными обучающимися из двух последних групп в течение всего года проводится коррекционно – развивающая работа по развитию школьной мотивации. В эту деятельность включены все участники образовательного процесса. В рамках этой деятельности, после диагностического обследования, педагог-психолог проводит консультации с педагогами, родителями (законными представителями) по выстраиванию взаимодействия с обучающимися, коррекции негативных поведенческих проявлений и развитию интереса к учебе.
Для поддержания желания учиться, а главное для повышения качества образования обучающихся школы – интерната, очень важна система взаимодействия «педагог - психолог – педагоги - специалисты – обучающиеся – родители (законные представители)». Совместная работа обеспечивает постоянное сопровождение обучающихся, что в конечном итоге дает положительный результат.
Еще одним важным фактором, влияющим на качество образования, являются особенности поведение обучающихся. В последнее время участились случаи, связанные с негативными поведенческими проявлениями детей. Даже достаточно хорошо подготовленный ученик может продемонстрировать гиперактивность, агрессивность, конфликтность, нарушение правил школьной жизни. Дефицит общения современных детей затрудняет формирование адекватной самооценки, статуса ученика и в целом негативно влияет на становление социально-личностного развития, что, несомненно, осложняет образовательный и воспитательный процесс. Поэтому, как педагог – психолог школы-интерната, я провожу коррекционно – развивающую работу с обучающимися, направленную на формирование умения организации оптимального общения между обучающимися; предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов, эмоциональной и поведенческой саморегуляции; снятие эмоционального напряжения; оказание помощи в преодолении негативных переживаний; коррекцию поведения; формирования моральные представления и развитие адекватной самооценки.
Мною разработаны коррекционно – развивающие программы для каждого возрастного этапа. При составлении своих программ, я придерживаюсь единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие обучающегося, его успешный переход на следующую ступень образования.
Так в начальной школе я знакомлю обучающихся с эмоциями, они учатся распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека. Развивают социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и педагогами. В четвертом классе мы начинаем подготовку к переходу в среднее звено. С обучающимися мы прорабатываем различные упражнения на повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния, а также формируем адекватную установку в отношении школьных трудностей – установку преодоления. Начиная с 5 класса, идет профилактика дезадаптации, а далее выстраивается коррекционно-развивающая работа с подростками, которая направлена на то, чтобы научить положительному самоотношению и принятию других людей, формировать потребность в саморазвитии, а также развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы. В 8 классе, опираясь на все полученные знания мы начинаем готовиться к поступлению в профессиональные образовательные организации, на занятиях мы изучаем рынок профессий, а также выявляем личностные интересы и профессиональные склонности будущих выпускников, для того чтобы способствовать профессиональному самоопределению обучающихся и облегчить адаптацию к новому этапу в жизни.
Вывод. Существует прямая зависимость учебной мотивации и качества образования. При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и приемы приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание, активно концентрируется внимание обучающихся, возрастает их работоспособность.
Несмотря на то, что большинство обучающихся школы - интерната имеют низкие познавательные способности, нельзя забывать, что для развития этих способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне положительных эмоций, что помогает формированию школьной мотивации, а значит повышает желание учиться, что приводит к повышению качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса
Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....
Программа психологического сопровождения образовательного процесса
В данном материале представлены программа психологоческого сопровождения образовательного процесса, а также подпрограмма психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного...
Психологическое сопровождение образовательного процесса профессиональной подготовки автоводителей
Психологическая подготовка - одно из нововведений современных программ подготовки водителей. В процесс обучения Автошколы Самарского областного центра детско-юношеского технического творчества б...
Психологическое сопровождение образовательного процесса профессиональной подготовки автоводителей
Психологическая подготовка - одно из нововведений современных программ подготовки водителей. В процесс обучения Автошколы Самарского областного центра детско-юношеского технического творчества б...
ПРОГРАММА психологического сопровождения образовательного процесса педагога – психолога Касаткиной Ирины Леонидовны КОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида» на 2015 – 2016 учебный год
ПРОГРАММАпсихологического сопровождения образовательного процессапедагога – психолога Касаткиной Ирины ЛеонидовныКОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»на 2015 – 2016 учебный год...
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, как повышение качества образования
Выступление на педагогическом совете...