Математическая школьная регата. Автор: Петрашова В.Н., учитель математики высшей категории МОУ СШИ №2
план-конспект занятия по алгебре ( класс) по теме
Разработка
внеклассного мероприятия.
Математическая школьная регата.
Разработала учитель
Школы - интерната№2
г. Магнитогорска
Петрашова В.Н.
Правила проведения математической регаты.
1. В математической регате участвуют учащиеся 7-9 классов. В составе команды – 4 человека.
2. Соревнование проводится в три тура. Каждый тур представляет собой коллективное письменное решение трех задач. Любая задача оформляется и сдается в жюри на отдельном листе, причем каждая команда имеет право сдать только по одному варианту решения каждой из задач. Эти листы раздаются командам перед началом каждого тура. На листе указаны: номер тура, «ценность задач» в баллах и время, отведенное командам для решения. Получив листы с заданиями, команда вписывает на каждый из листов своё название, а уже потом приступает к решению задач.
3. Проведением регаты руководит Координатор. Он организует раздачу заданий и сбор листов с решениями; проводит разбор решений задач и обеспечивает своевременное появление информации об итогах проверки.
4. Проверка решений осуществляется жюри после окончания каждого тура.
5. Параллельно с ходом проверки, Координатор осуществляет для учащихся разбор решений задач, после чего школьники получают информацию об итогах проверки. После объявления итогов тура, команды, не согласные с тем, как оценены их решения, имеют право подать заявки на апелляции. В результате апелляции оценка решения может быть как повышена, так и понижена, или остаться без изменений.
6. Команды - победители определяются по сумме баллов, набранных каждой командой во всех турах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_regata.docx | 35.77 КБ |
regata_prezentatsiya.pptx | 1013.34 КБ |
resheniya_prezentatsiya.pptx | 152.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка
внеклассного мероприятия.
Математическая школьная регата.
Разработала учитель
Школы - интерната№2
г. Магнитогорска
Петрашова В.Н.
Правила проведения математической регаты.
- В математической регате участвуют учащиеся 7-9 классов. В составе команды – 4 человека.
- Соревнование проводится в три тура. Каждый тур представляет собой коллективное письменное решение трех задач. Любая задача оформляется и сдается в жюри на отдельном листе, причем каждая команда имеет право сдать только по одному варианту решения каждой из задач. Эти листы раздаются командам перед началом каждого тура. На листе указаны: номер тура, «ценность задач» в баллах и время, отведенное командам для решения. Получив листы с заданиями, команда вписывает на каждый из листов своё название, а уже потом приступает к решению задач.
- Проведением регаты руководит Координатор. Он организует раздачу заданий и сбор листов с решениями; проводит разбор решений задач и обеспечивает своевременное появление информации об итогах проверки.
- Проверка решений осуществляется жюри после окончания каждого тура.
- Параллельно с ходом проверки, Координатор осуществляет для учащихся разбор решений задач, после чего школьники получают информацию об итогах проверки. После объявления итогов тура, команды, не согласные с тем, как оценены их решения, имеют право подать заявки на апелляции. В результате апелляции оценка решения может быть как повышена, так и понижена, или остаться без изменений.
- Команды - победители определяются по сумме баллов, набранных каждой командой во всех турах.
Пояснительная записка.
В школьной математической регате участвуют учащиеся 7-9 классов. В состав каждой команды входит 4 человека.
Цель проведения регаты:
прививать интерес учащихся к предмету математики;
научить правилам математической регаты, ответственности за принятое решение;
воспитывать коллективизм, умение поддерживать товарища в трудной ситуации, сопереживать.
В состав жюри приглашаются учащиеся победившие в школьной олимпиаде.
Цель судейской команды:
найти различные решения задач, вошедших во все три тура;
правильно и грамотно оценить решения каждой команды, учтя все возможные варианты решений.
В состав помощников входят ученики 10 класса. На них возлагается большая ответственность по подготовке актового зала (или другого помещения) к проведению мероприятия: расставить столы и стулья для команд, для жюри, для болельщиков, для гостей. Это правильно и вовремя раздать и собрать задачи, передать их в жюри. Это и помощь Координатору в подключении компьютера и в работе с ним.
В разработанной математической регате, кроме участников команд, принимают участие и болельщики. Они отвечают на вопросы Координатора, тоже решают математические задачи, принося своими правильными ответами баллы команде, за которую они болеют.
По ранее проведенным командным соревнованиям в нашей школе, в которых участвовала и команда учителей, можно отметить результативность, высокую активность участников, взаимовыручку.
Учащиеся спорили, доказывали, убеждали без страха перед учителями, Координатором.
Болельщики с удовольствием приняли участие в игре и отвечали на вопросы Координатора. Ребята активно решали различные задачи, принося своим командам дополнительные баллы.
Подведение итогов прошло на общешкольной линейке и результаты вывешены на досках объявлений при входе в школу, на переходе, в учительской и около расписания.
Оборудование.
- столы и стулья;
- доска;
- листы с задачами;
- задачи для болельщиков;
- экран;
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- слайды: таблица результатов, магический квадрат.
Шкала оценок.
1 балл – если есть только правильный ответ, нет решения.
3 балла (задача 1 или 2 тура) или 4 балла (задача 3 тура) – если есть решение, но отсутствуют важные обоснования или детали решения.
Если решение полное, дано теоретическое обоснование, геометрическая интерпретация, выбран правильный ответ, то максимальное количество: 1тур - 6 баллов, 2 тур – 7 баллов, 3 тур - 8 баллов.
Предварительная работа.
Повесить объявления о проведении математической регаты в учительской, при входе в школу, в переходе и около расписания, с приглашением всех желающих «поболеть» за свои команды.
В каждом классе кратко рассказать о намеченном мероприятии. Предложить выбрать капитана команды. Дальнейшую связь держать с капитаном.
Сбор капитанов.
План собрания капитанов:
а. разъяснение сути математической регаты;
б. заявка на участие в математической регате (показать образец заявки);
в. состав команды 4 человека (включая капитана);
г. название команды;
д. роль капитана в подготовке команды к регате, его действия.
Сбор судейской команды.
План первого собрания жюри:
а. разъяснение сути математической регаты;
б. разбить всех членов жюри на три группы, познакомить каждую группу с её
задачами;
Верещаг Д.(10кл.) и Гибадулин А.(10кл.) -№№ 1.2,2.2, 3.2.
Федорова (10кл.) и Кузнецова С. (8кл.) -№№ 1.1, 2.1, 3.1.
Маркина А. (10кл.) и Рожкова К.(10кл.) -№№ 1.3, 2.3, 3.3.
Выдать задачи всех трех туров для самостоятельного решения различными способами каждой группе.
Сбор судейской команды.
План второго собрания жюри:
а. разбор решений всех задач различными способами;
б. обсуждение оценки выставления баллов за различные способы решения (если дан лишь правильный ответ –1 балл, в решении отсутствуют отдельные моменты-3 или 4 балла, решение полное – 6-7-8 баллов).
Сбор группы помощников.
План проведения собрания:
а. разъяснение сути математической регаты;
б. разъяснение роли каждого (раздача и сбор листов по команде);
в. распределение обязанностей (установка столов и стульев в спортзале, установка
доски для решения задач);
Список помощников(10кл.):
Чех, Карымов , Соловьев, Акилов, Адольский.
Таблица результатов.
№ п/п | кл | Название команды | 1тур 1.1 | 1тур 1.2 | 1тур 1.3 | 2тур 2.1 | 2тур 2.2 | 2тур 2.3 | 3тур 3.1 | 3тур 3.2 | 3тур 3.3 | Общее кол-во баллов | Баллы от болель- щиков | Место |
7А | Умники | |||||||||||||
7Б | Эрудиты | |||||||||||||
8А | Овалы | |||||||||||||
8Б | Люди Х | |||||||||||||
8В | Всезнайки | |||||||||||||
9А | ||||||||||||||
9Б | Циферки |
Объявление.
Дорогие ученики!
2 марта 2016 года состоится математическая регата с 7-ого по 9-ый классы. Регата будет проходить в актовом зале в 12:10. Ждем команды от каждого класса в количестве 4 человек, и их болельщиков, воспитателей и учителей.
От каждого класса:
срочно сдать заявки на участие в Регате по образцу в кабинет 204 до 26.02.16
По всем вопросам обращаться к Петрашовой Валентине Николаевне, кабинет №204
Образец.
Заявка
на участие в математической регате
2 марта 2016года, от команды 6А класса «Знатоки».
Список участников:
- Сидоров П.
- Иванов Е.
- Петрова И.
- Морозова Г.
Капитан команды:
Сидоров П.
24.02.16г.
Поздравляем!
Команды 9 А и 9 Б классов
занявших 1 место в математической регате.
Команду 8 А класса
занявшую 2 место в математической регате.
6 баллов
1.1. По пути в столовую первый класс построился парами. Коля и Гена идут шестой парой, если считать спереди, и находятся в центре строя. Сколько детей в этом классе?
7 баллов
2.1. Какое наибольшее количество уголков вида , состоящих из трех квадратов 1х1, можно поместить в
прямоугольнике 5х7? (Уголки можно поворачивать и переворачивать, но нельзя накладывать друг на друга).
8 баллов
3.1. Леня задумал число и разделил его на 100. В результате получилось число, которое на 34,65 меньше задуманного. Какое число задумал Леня?
6 баллов
1.2. Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое?
7 баллов
2.2. На какую цифру оканчивается произведение всех натуральных чисел от 21 до 26?
8 баллов
3.2. В одной четверти леса срубили 20% деревьев, а в остальной части леса – 10%. Какой процент деревьев срубили во всем лесу?
6 баллов
1.3. Найти периметр квадрата, площадь которого равна площади прямоугольника со сторонами 4 и 9.
7 баллов
2.3. Окно открыли в 2 часа дня. За первый час в комнату влетело 3 комара, за второй – 5 комаров, за третий – 7 комаров и т.д. За каждый следующий влетало на 2 комара больше, чем за предыдущий. В 9 часов окно закрыли, но спать в этой комнате было невозможно. Сколько в ней было комаров
8 баллов
3.3. В клетках квадрата 3х3 расставьте цифры от 1 до 9, так, чтобы сумма цифр по вертикалям, горизонталям и диагоналям была одинаковая.
Задачи для решения с болельщиками.
1. Назовите наименьшее шестизначное число. Назовите наибольшее шестизначное число.
Ответ: наименьшее-100000, наибольшее- 999999
2. Делится ли число 123456 на 9? Почему?
Ответ: число делится на 9, когда сумма цифр его делится на 9.
1+2+3+4+5+6=21
21:9=2.333 (не делится)
3. В коробке находится 5 белых и 7 черных шаров. Какое наименьшее число шаров нужно взять наугад из коробки так. Чтобы среди них наверняка оказалось 2 белых шара?
4. Какой цифрой оканчивается число 5 7 ? 3 7 ?
Ответ: 57=78125, 37=2187
5. Какова скорость течения реки, если скорость по течению 26 км\ч, а против течения 18 км\ч?
Ответ: 26-18=8 км/ч-разница между двумя течениями
8:2=4км/ч-течение реки
6. Сколько получится 22222 умножить на 5? Как это легко подсчитать?
Ответ:111110
Нужно разделит число на 2. Если в результате получилось целое число, то вконце этого числа пишем 0. Если получилось дробное число, то пропускаем запятую и получается целое число, которое и будет правильным ответом.
22222*5=111110
22222:2=11111+0=111110
7. В нашей школе 400 учеников. В регате участвует по 4 человека из 8 классов. Какую часть от всех учащихся школы, составили наши участники? А сколько это процентов?
Ответ: 8%
8. Когда нельзя сокращать сократимую обыкновенную дробь?
Ответ: Иногда обыкновенной дробью выражают нумерацию углового дома квартала (числитель-номер этого дома по одной улице, знаменатель-номер его по другой улице.
9. Три курицы за три дня снесут три яйца.
Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней?
4 курицы за 9 дней?
Ответ: 12; 12.
10. В школе 400 учеников. Почему среди учащихся этой школы обязательно найдутся хотя бы два ученика, родившихся в один и тот же день года?
Ответ: В году не более 366 дней, а учащихся – 400
11. Пильщики распиливают бревно на метровые бруски. Длина бревна 5 м. Распиловка бревна поперёк занимает полторы минуты. Сколько минут понадобилось, чтобы распилить бревно?
Решение:
1) 1 мин. 30 сек * 4 = 6 мин.
12. Каким уникальным свойством обладают числа 3 и 11, которого нет у других чисел?
Ответ: 3 (три) и 11 (одинннадцать) состоят из 3-ёх и 11-ти букв.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Желаем вам удачи!
Большое спасибо всем Участникам регаты! Организатор: Петрашова Валентина Николаевна Помогали: 10 класс
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача (6 баллов): 1.1. По пути в столовую первый класс построился парами. Коля и гена идут шестой парой, если считать спереди, и находятся в центре строя. Сколько детей в этом классе? Решение: Строй : 5 пар до Коли и Гены, далее Коля и Гена, затем ещё 5 пар детей . Всего: 5+1+5=11 (пар)- детей 11*2=22 (чел) Ответ : 22
Задача (7 баллов): 2.1 Какое наибольшее количество уголков вида , состоящий из трех квадратов 1х1, можно поместить в прямоугольнике 5х7? (Уголки можно поворачивать и переворачивать, но нельзя накладывать друг на друга). Решение: Площадь прямоугольника равна 35 клеткам, а площадь одного уголка равна 3 клеткам; таким образом, в прямоугольнике может быть помещено (без наложений) не более 35:3=11,(6) уголков, т.е. их не больше 11. На рисунке приведен пример, показывающий, как можно поместить в прямоугольнике 11 уголков (чёрным цветом отмечены клетки, не покрытые уголками). Ответ: 11
Задача (8 баллов): 3.1. Леня задумал число и разделил его на 100. В результате получилось число, которое на 34, 65 меньше задуманного. Какое число задумал Леня? Решение: Пусть задуманное число Х, тогда составим уравнение: Х:100=Х-34,65 умножим обе части уравнения на 100, тогда получим: Х=100*(х-34,65) и раскроем скобки: Х=100Х-3465 отсюда, перенося Х в левую часть, а 3465 в правую, получаем: 99Х=3465 Разделим обе части уравнения на 99 и получаем Х: Х=35 Ответ: 35
Задача (6 баллов): 1.2. Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое? Решение: В общем виде а-в=с, где а-уменьшаемое, в-вычитаемое, с-разность, значит а= в+с . По условию а+в+с =12, тогда подставим вместо а= в+с . Получим уравнение: в+с+в+с =12, где 2в+2с=12, тогда в+с =6. А это и есть а= в+с =6. Ответ: 6
Задача (7 баллов): 2.2. На какую цифру оканчивается произведение всех натуральных чисел от 21 до 26? Решение: Так как в ряду чисел от 21 до 26 есть чисо 25 оканчивающееся на «5» и числа четные, то на конце этого произведения будет «0». Ответ: 0
Задача (8 баллов): 3.2 В одной четверти леса срубили 20 % деревьев, а в остальной части леса – 10%. Какой процент деревьев срубили во всем лесу? Решение: Подсчитаем долю деревьев, срубленных во всём лесу. В 1/4 части 20%, т.е. одну пятую часть срубили. В 3/4 части 10%, т.е. одну десятую часть срубили. Нужно перемножить части и сложить: (1/4)*1/5 + (3/4)*1/10 = 1/20 + 3/40 = 5/40 = 1/8 Переведем в проценты умножив на 100, получаем 12,5 % Ответ: 12, 5
Задача (6 баллов): 1.3. Найти периметр квадрата, площадь которого равна площади прямоугольника со сторонами 4 и 9. Решение: Известно, что S кв.= S пр., S кв.=с ^2 , а S пр.=а*в, где а=4, в=9. Следовательно, S пр.=4*9=36= S кв. Из формулы S кв.=с ^ 2 следует, что с=√ S кв., то с=√36=6. Ркв=4*с, значит Ркв.=4*6=24. Ответ: 24
Задача (7 баллов): Окно открыли в 2 часа дня. За первый час в комнату влетело 3 комара, за второй – 5 комаров, за третий – 7 и т.д. За каждый следующий влетало на 2 комара больше, чем за предыдущий. В 9 часов окно закрыли, но спать в этой комнате было невозможно. Сколько в ней было комаров? Решение: 1). 9-2=7(ч.) – время, когда окно было открыто. 2). с каждым часом число комаров увеличивалось на 2, следовательно число комаров равно 3+5+7+9+11+13+15=63 Ответ: 63
Задача (8 баллов): В клетках 3 x3 расставьте цифры от 1 до 9, так, чтобы сумма цифр по вертикали, горизонталям и диагоналям была одинаковая. Решение: Допустим, расставим цифры от 1 до 9: Тогда должны быть равны суммы a+b+c = d+e+f = g+h+i = a+d+g = b+e+h = c+f+i = a+e+i = c+e+g = S. Число S называется константой магического квадрата. Чтобы найти её, заметим, что 3 S= a+b+c + d+e+f + g+h+i = 1+2+3+4+5+6+7+8+9=45. Отсюда S=15. Найдём теперь центральный элемент, e. Для этого рассмотрим четыре суммы: центральные вертикаль и горизонталь и обе диагонали. 4S = a+e+i + b+e+h + c+e+g + d+e+f = 3S+3e. Отсюда e=S/3=5. Затем заполняем углы и оставшиеся места. Ответ:
Спасибо за внимание! Удачи!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий прудового праздника "Снежинск - мой дом, украшенный трудом" Автор Н.И. Сибогатулина, учитель технологии высшей категории
Праздник "Снежинск - мой дом, украшенный трудом" посвященный 55 летнему юбилею города снежинска...
«Ребенок должен знать «вкус успеха». В.А.Сухомлинский Общие сведения о кружке «Юный математик» МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Руководитель кружка: Тахтаракова В.А., учитель математики высшей квалификационной категории
Программа кружка «Юный математик» реализовывалась для «младших» школьников 6 классов. Возраст учеников накладывал отпечаток на сам стиль занятий. Поэтому во время...
Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...
Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Методическое разработка занятия математического кружка для учащихся 8 класса «Диофантовы уравнения» Автор: Жукова Надежда Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...