Учебное пособие для подготовки к ОГЭ по математике (для учащихся очно-заочной формы обучения)
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) на тему
Учебное пособие в помощь учащимся для подготовки к ОГЭ по математике задания №2 и 3 из модуля "Алгебра". Задачи 2 и 3 - это просто задачи на действия с радикалами (в просторечии с корнями) и сревнение чисел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебное пособие для подготовки к ОГЭ по математике задания 2 и 3 модуль "Алгебра" | 489.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение Тугулымская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Учебное пособие для подготовки к ОГЭ по математике
в 2015-2016 учебном году
(для учащихся очно-заочной формы обучения)
МОДУЛЬ «АЛГЕБРА» ЗАДАНИЯ № 2 и 3
Составила: Т.Н.Сидорова,
учитель математики,
I кв.категории
р.п.Тугулым, 2015 г.
МОДУЛЬ «АЛГЕБРА» ЗАДАНИЯ № 2 и 3
I часть теоретическая
АРИФМЕТИЧЕСКИЙ КВАДРАТНЫЙ КОРЕНЬ
Определение: Арифметическим квадратным корнем из неотрицательного числа a называют неотрицательное число, при возведении которого в квадрат получается число a.
Корни могут быть как рациональными числами (числами вида m – целое (0;1; -1; 2; -2;…)
n – натуральное (1;2;3;…)), так и иррациональными числами, то есть бесконечными десятичными непериодическими дробями.
Чтобы найти квадратный корень из числа, необходимо хорошо знать квадраты чисел.
Часто используемые квадраты целых чисел:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 25 |
1 | 4 | 9 | 16 | 25 | 36 | 49 | 64 | 81 | 100 | 121 | 144 | 169 | 196 | 225 | 256 | 289 | 324 | 361 | 400 | 625 |
Например, , так как 72 = 49.
Например, , так как 192 = 19*19 = 361 и т.д.
Обрати внимание! , .
; = 9 - рациональные числа.
10
2,2; - иррациональные числа.
Если подкоренное число - десятичная дробь, то необходимо обращать внимание на количество цифр после запятой:
2 = 0,3*0,3 = 0,09;
; =? - Устно вычислить невозможно, т.к. результатом является бесконечная десятичная дробь.
Если подкоренное число заканчивается нулями, то необходимо обращать внимание на их количество:
1300; точно вычислить невозможно, т.к. результатом является бесконечная десятичная дробь.
СВОЙСТВА КВАДРАТНЫХ КОРНЕЙ
- Если а ≥ 0, b ≥ 0, то
- (Квадрат корня из неотрицательного числа есть само это число);
в) ; г) .
2. Если а ≥ 0, b >0, то
б) ;
СВОЙСТВА СТЕПЕНИ И АРИФМЕТИЧЕСКИХ КОРНЕЙ n - СТЕПЕНИ
Свойства | Примеры |
Любое число (кроме 0) в нулевой степени равно 1: 5= 1, 10= 1 и т.д. В общем случае: а=1. Единица в любой степени (кроме 0) равно 1: 1= 1, 1= 1 и т.д. В общем случае: 1=1. | |
| m1,5 ∙ m-2 = m1,5+(-2) = m-0,5 l,53х · 1,5 -0,5х = 1,52,5х =(0,25)-2 = 42 = 16 (5х)2 = 52х = (52)х = 25х m1,5 : m-2 = m1,5-(-2) = m3,5 l,53х : 1,5 -0,5х = 1,53,5х 32х · 52х = (3∙5)2х =152х =34=81 |
Свойства арифметических корней n-степени | Примеры |
| |
2) Если а0, b>0. то =· | == ==3 |
| -3=-3=-2 |
| = |
5) Если а0, n N, k N, то= |
3. Обрати внимание! Чем число больше положительное число, тем больше и квадратный корень из него.
Если a > b , то √a > √b при а > 0, b ≥ 0.
Например, 37 > 35, значит √37 > √35.
Задача 1:
Сравним √80 и 9. Так как 9 = √81, то можно сравнить числа √80 и √81. Так как
80 < 81, то и √80 < √81, значит, √80 < 9.
Вынесение множителя под знак корня:
1) √12 = √4 · 3 = √4 · √3 = 2 · √3 = 2√3.
2) √a5b3 = √ a4 · a · b2 · b = √ a4 · √ b2 · √ab = a2 b √ab при а ≥ 0, b ≥ 0.
Внесение положительного множителя под знак корня
2 √5 = √4 · √5 = √20.
II часть практическая
Задание 3 . Вычисления.
Задание 3 (тип 1)
Найдите значение выражения
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) ; 2) ; 3) ; 4) 4
Решение.
Последовательно получаем:
При возведении произведения в степень, возводим в эту степень каждый множитель. При возведении в квадрат корня квадратного, получаем подкоренное выражение.
Правильный ответ указан под номером 1.
Реши по образу самостоятельно:
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
- Найдите значение выражения .
Задание 3 (тип 2) Найдите значение выражения
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 5 ; 2) ; 3) ; 4) 40
Решение.
Найдём значение выражения:
Правильный ответ указан под номером: 1.
Реши по образу самостоятельно:
- Найдите значение выражения:
Задание 3 (тип 3) Чему равно значение выражения
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 6 ; 2) 12 ; 3) 18 ; 4) 36
Решение.
Используем свойства степени:
Правильный ответ указан под номером: 3.
Реши по образу самостоятельно:
(6√3)2 ; (3√3)2; (4√5)2.
Задание 3 ( тип 4) Найдите значение выражения
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 198 ; 2) ; 3) 3564 ; 4) 2178
Решение.
Найдём значение выражения:
Правильный ответ указан под номером: 1.
Задание 3 ( тип 5) Найдите значение выражения
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 360 ; 2) ; 3) ; 4)
Решение.
Найдём значение выражения:
Правильный ответ указан под номером: 4.
Задание 3 ( тип 6) Найдите значение выражения
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) ; 2) ; 3) ; 4) 90
Решение.
Найдём значение выражения:
Правильный ответ указан под номером: 4.
Задание 3 ( тип 7) Найдите значение выражения
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) ; 2) 22 ; 3) ; 4)
Решение.
Применим формулу квадрата суммы: (a+b)2 = a 2 + 2ab + b 2.
Правильный ответ указан под номером: 3.
Задание 3 . Числа.
Задание 3 ( тип 1)
Расположите в порядке возрастания числа: , 7,5, .
Решение: Чтобы сравнить числа, необходимо их привести к одному виду:
внесем под знак корня, числа не стоящие под корнем.
=; ; теперь сравним и запишем в
порядке возрастания( от меньшего к большему).
Ответ:
Реши самостоятельно:
- Расположите в порядке возрастания числа: 4,5, , .
- Расположите в порядке возрастания числа: , , 3,5.
- Расположите в порядке возрастания числа: 5,5, , .
- Расположите в порядке возрастания числа: , 6,5, .
- Расположите в порядке убывания числа: , , 4,5.
Задание 3 ( тип 2)
Значение какого из выражений является числом рациональным?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) ; 2) ; 3) ; 4)
Решение.
Упростим каждое выражение.
1)
2)
3)
4) (применим формулу квадрат разности (a−b) 2=a 2−2ab+b 2 ).
Рациональным является значение первого выражения.
Задание 3 ( тип 3)
Значение какого из данных выражений является наименьшим?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) ; 2) ; 3) ; 4)
Решение.
Возведём каждое число в квадрат и сравним квадраты этих чисел:
Поскольку имеем:
Наименьшим является выражение под номером 4.
Задание 3 ( тип 4)
Какое из чисел является рациональным?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) ; 2) ; 3) ; 4) Все эти числа иррациональны.
Решение.
Преобразуем числа:
Корень из 10 является иррациональным числом, поэтому числа и — иррациональны. Число является рациональным числом.
Правильный ответ указан под номером: 2.
Задание 3 ( тип 5)
Какое из данных чисел принадлежит промежутку [6; 7]?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) ; 2) ; 3) ; 4)
Решение.
Возведём все числа в квадрат:
Заметим, что следовательно, Таким образом, число
принадлежит промежутку [6; 7].
Правильный ответ указан под номером: 4.
Задание 3 ( тип 6)
Между какими числами заключено число
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 8 и 9 ; 2) 72 и 74 ; 3) 24 и 26 ; 4) 4 и 5
Решение.
Сравним квадраты приведённых в условии чисел:
Число 73 лежит между числами 64 и 81, поэтому заключено между числами 8 и 9.
Правильный ответ указан под номером 1.
Задание 3 ( тип 7)
Значение какого из данных выражений является наименьшим?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) ; 2) ; 3) ; 4)
Решение.
Возведём числа в квадрат:
Заметим, что поэтому
Таким образом, — наименьшее из представленных чисел.
Правильный ответ указан под номером: 4.
Задание 3 ( тип 8)
Сравните числа и 12.
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) ; 2) ; 3)
Решение.
В силу цепочки неравенств
первое число меньше второго.
Правильный ответ указан под номером 1.
Задание 3 ( тип 9)
Какое из чисел больше: или ?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) ; 2) ; 3)
Решение.
В силу цепочки неравенств
первое число меньше второго.
Правильный ответ указан под номером 1.
Задание 2 (числа на прямой).
Задание 2 (тип1)
Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу . Какая это точка?
Решение: Возведем 72= 49 65; 82 = 6465, зхначит М соответствует числу .
Ответ: М.
Реши по образцу самостоятельно:
- Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу . Какая это точка?
- Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу . Какая это точка?
- Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу . Какая это точка?
- Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу . Какая это точка?
- Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу . Какая это точка?
Задание 2 (тип2)
Какое из чисел отмечено на координатной прямой точкой A?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) ; 2) ; 3) ; 4)
Решение.
Возведём в квадрат числа :
Число лежит между числами и и ближе к числу Поэтому точкой отмечено число
Правильный ответ указан под номером 2.
Задание 2 (тип 3)
На координатной прямой отмечены точки A, B, C, D. Одна из них соответствует числу Какая это точка?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) точка A; 2) точка B ; 3) точка C ; 4) точка D
Решение.
Возведём в квадрат числа 7, 8, 9:
Число 53 лежит между числами 49 и 64 и находится ближе к числу 49, поэтому соответствует точке A.
Правильный ответ указан под номером 1.
Разноуровневые проверочные работы по теме «Квадратный корень».
С-1. Квадратный корень из степени.
Вариант 1
1. Вычислите значение корня: а) ; б) ;
в) .
2. Найдите значение корня: а) ; б) ; в) .
3. Упростите выражение: а) ; б) .
4. Сравните числа: и .
Вариант 2
1. Вычислите значение корня: а) ; б) ;
в) .
2. Найдите значение корня: а) ; б) ; в) .
3. Упростите выражение: а) , при ;
б) , при .
4. Сравните числа: и .
Вариант 3
1. Вычислите значение корня: а) ; б) ;
в) .
2. Найдите значение выражения:.
3. Упростите выражение: а) , при ; б) .
4. Сравните значения выражений: и .
С-2. Квадратный корень из произведения.
Вариант 1
1. Вычислите значение корня, используя теорему о корне из произведения: а) ; б) ; в) .
2. Вычислите: а) ; б) ;
в) ; г) ; д) ; е); ж).
Вариант 2
1. Вычислите значение корня: а) ; б) ; в) .
2. Вычислите: а) ; б) ; в) ;
г) ; д) ; е); ж).
Вариант 3
1. Вычислите значение корня: а) ; б) ;
в) .
2. Вычислите: а) ; б) ; в) ;
г); д); е);
ж).
С-3. Квадратный корень из дроби.
Вариант 1
1. Вычислите значение корня, используя теорему о корне из дроби: а) ; б) ; в) .
2. Найдите значение выражения: а) ; б) ; в) ; г) ; д); е).
Вариант 2
1. Вычислите значение корня: а) ; б) ; в) .
2. Найдите значение выражения: а) ; б) ;
в) ; г) ; д); е).
Вариант 3
1. Вычислите значение корня: а) ; б) ; в) .
2. Найдите значение выражения: а) ; б) ; в) ; г) ; д); е).
Например, = 5; (√5)6 = ((√5)2)3 = 53 = 5*5*5 = 125 (по свойству amn = (am)n ).
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 |
Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 | Вариант 9 | Вариант 10 |
|
|
|
| |
Вариант 11 | Вариант 12 | Вариант 13 | Вариант 14 | Вариант 15 |
Вариант 16 | Вариант 17 | Вариант 18 | Вариант 19 | Вариант 20 |
| ||||
Вариант 21 | Вариант 22 | Вариант 23 |
Ответы:
задания варианты | ||||||||
0,5 | 19/12 | -1 | 2,1 | 12 | 500 | |||
2/3 | -1/12 | 2 | -1,9 | 3 | 72 | |||
4,5 | 13/12 | 9 | 6,04 | 6 | 250 | |||
0,5 | -7/12 | -3 | -1,94 | 3 | 1125 | |||
1 | 31/12 | -11 | 0,55 | 18 | 225 | |||
1 | 11/12 | 4 | -0,45 | 8 | 108 | |||
3 | 19/18 | 3 | 3,4 | 14 | 175 | |||
9 | -11/18 | 3 | -0,6 | 4 | 40 | |||
2 | 7/18 | 6 | 29/40 | 25 | 4 | |||
48 | 1/18 | 46 | -21/40 | 5 | 216 | |||
8 | 23/18 | 8 | 10,1 | 16 | 9 | |||
1/8=0,125 | 51/77 | 3 | -1,9 | 4 | 24 | |||
2 | -37/77 | 5 | -6,9 | 1,2 | 48 | |||
2 | 165/130=33/26 | 14 | 2,1 | 3 | 98 | |||
0,5 | 35/130=7/26 | -1 | -1,9 | 6 | 539 | |||
2 | 43/40 | 2 | 6,07 | 2 | 36 | |||
2,5 | -13/40 | -3 | -5,86 | 0,6 | 625 | |||
0,4 | 83/117 | 6 | 1,7 | 6 | 4 | |||
1 | -47/117 | 5 | -2,8 | 0 | 24 | 80 | ||
2 | 48/45=16/15 | -43 | 2,38 | 3 | 63 | |||
2 | -12/45=-4/15 | -3 | -8,7 | 14 | 200 | |||
1 | 33/36=11/12 | 16 | 7,5 | 2 | 128 | |||
8 | 15/36=5/12 | -18 | -0,85 | 28 | 98 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.01 "Основы латинского языка и медицинской терминологии" (очно-заочная форма обучения).
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины "Основы латинского языка и медицинской терминологии" Волосова О.В. для специальности 060109 Сестринское дело и пред...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией". (очно-заочная форма обучения)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060501 ФГОС СПО Сестринское дело и адаптирова...
Рабочая программа по математике для 10 (очно-заочного) класса
Рабочая программа по математике для 10 (очно-заочного) класса...
Рабочая программа по математике для 11 (очно-заочного) класса
Рабочая программа по математике для 11 (очно-заочного) класса...
Методические указания и контрольные задания по дисциплине "Математика" для специальностей очной (заочной) формы обучения "Экономика бухучет (по отраслям)", "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"
Методические указания и контрольные работы по дисциплине "Математика" для студентов очной(заочной) формы обучения специальностей "Экономика и бухучет (по отраслям)", "Товарове...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы очно-заочная, заочная формы обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой....
«Использование инновационных технологий в работе с учащимися очно-заочной формы обучения»
Использование инновационных технологий в работе с учащимися на дому. ...