Технологическая карта урока Деление и дроби
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Хафизова Фанзиля Кашбеевна

Деление и дроби

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_i_drobi_1_5kl.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:         Математика

Авторы учебника:         Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.

Клаcc:  5

Учитель:         Хафизова Ф.К.

Тема урока:  «Деление и дроби».

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цели урока:

  • Образовательные: научить понимать дробь как запись действия деления, а дробную черту как знак деления.
  • Развивающие: развитие математической речи, познавательной активности.
  • Воспитательные: воспитание положительного отношения к предмету, чувства коллективизма.

Используемые технологии:
– информационно-компьютерные,
– проблемное обучение,
– групповые технологии.

Оборудование: яблоки, пластмассовые ножи,

Ход урока

Организационный момент.

– Приветствие.
– Готовность к уроку.

2. Актуализация знаний учащихся.

– Анализ самостоятельной работы (оценки, характерные ошибки).
– Устная работа: 1) Найдите значения х, при которых дробь
http://festival.1september.ru/articles/645668/img1.gifбудет правильной, а дробь http://festival.1september.ru/articles/645668/img2.gif– неправильной.

2) Выполните действия. Определите, будет ли результат правильной или неправильной дробью.http://festival.1september.ru/articles/645668/img3.gif

3) Из 12 дней зимних каникул Лена 7 дней гостила у бабушки. Какую часть каникул Лена гостила у бабушки?

4) Как разделить 3 яблока между четырьмя детьми?

3. Постановка проблемы

Учитель: скажите, встречались ли вы с такой задачей в своей жизни?

Предполагаемый ответ: да.

Учитель: кто помогал вам разрешить эту ситуацию?

Предполагаемый ответ: старшие.

Учитель: на основе имеющегося у вас опыта давайте попробуем сами решить эту задачу, используя полученные ранее знания.

Для решения задачи разобьемся на группы по 4 человека (4 человека – это 2 парты, как правило, учащиеся 1 парты поворачиваются к учащимся 2 парты.) Выберите старшего. В коне урока он оценит работу каждого члена группы (по оценочному листу).

4. Выдвижение гипотезы.

Проблема: как разделить 3 яблока между четырьмя детьми?

Ваша задача: предложить решение, как это можно сделать.

После обсуждения в группах заслушивается ответ каждой группы. Большинство приходят к мнению, что нужно разделить каждое яблоко на 4 части и взять по одной части от каждого яблока. В итоге каждый получит поhttp://festival.1september.ru/articles/645668/img4.gif яблока.

5. Проверка гипотезы (практическая работа).

Ребята предлагаю вам проверить вашу гипотезу. У вас на столе находится тарелка с 3 яблоками и ножичек. Пусть один из вас, соблюдая технику безопасности, разделит три яблока между вами.

Скажите, сколько частей получил каждый? (Ответ: 3.)

Как это выразить дробью? (Ответ: http://festival.1september.ru/articles/645668/img4.gif. )

Каким образом получилась эта дробь? (Ответ: она получилась при делении 3 яблок на 4 равные части.)

Учитель: 2:3 = http://festival.1september.ru/articles/645668/img5.gif. 2 – это делимое (числитель), 3 – делитель (знаменатель).

Как вы думаете, в чем заключается секрет дробной черты?

Ответы учащихся.

Анализируя ответы, учитель подводит учащихся к выводу, что черта дроби – это знак деления.

Пример.

http://festival.1september.ru/articles/645668/img6.gif

Учитель: представим число 15 в виде дроби. Это можно сделать так http://festival.1september.ru/articles/645668/img7.gif

 Учитель: запишем число 2 со знаменателем 3. Для этого надо найти такое число, при делении которого на 3 получилось бы 2. Таким числом является 3*2, то есть 6. Значит, http://festival.1september.ru/articles/645668/img8.gif

Вывод: с помощью дробей можно записать результат деление двух любых натуральных чисел. Если деление выполняется нацело, то частное – целое

число, если нет, то дробное. Пример: http://festival.1september.ru/articles/645668/img9.gif

6. Физкультминутка. 

7. Закрепление пройденного.

Работа в группах.

1)Задание: попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

После обсуждения (время на обсуждение ограничивать 2–3 минутами) каждая группа предлагает тему. Общими усилиями приходим к следующей теме: “Деление и дроби”.

Запишем тему в тетрадь по опорным конспектам. Дома вы самостоятельно составите опорный конспект по теме.

2)Каждая группа получает карточку с заданиями. Через 20 минут вы должны будете сдать карточку с решенными заданиями.

8. Домашнее задание.

Записать ОК, используя учебник стр. 162–163, №1076, 1077, 1082.

Приложение

Фамилии_____

1.Заполните пустые клетки таблицы (каждый член группы заполняет по одной строчке):

Частное

Дробь

Делимое

Делитель

Числитель

Знаменатель

2:5

1:10

15:8

7:1

2.Каждую дробь запишите в виде частного. Если возможно, упростите результаты.

Образец:  = 14:7=2.

=                                        =

=                                      =

=                                       =

=                                        =

3.Отгадайте кроссворд:

                                               1.Часть целого.

2.Число, показывающее, сколько берется частей целого.

     3.Число, показывающее,  на сколько частей делится целое.

                                       4.Дробь, у которой числитель меньше знаменателя.

 1

 2

 3

 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока: "Деление десятичной дроби на натуральное число"

В работе представлена разработка технодлогической карты урока с подробным описанием каждого этапа урока и метапредметных результатов....

Технологическая карта урока "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.", 5 класс

Технологическая карта урокаПредмет:     МатематикаКласс:    5Тема урока:    "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей."Тип урока: изучение и первичное ...

Технологическая карта урока "Деление дробей" 6 класс

Технологическая карта урока "Деление дробей"...

Технологическая карта урока "Деление обыкновенных дробей"

Данный урок является обобщающим уроком по теме "Деление обыкновенных дробей" к учебнику "Математика. Арифметика .Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений"...

Технологическая карта урока "Деление и дроби"

Технологическая картаурока "Деление и дроби" 5 класс...

Технологическая карта урока Деление на десятичную дробь 5 класс

Технологическая карта урока. Деление на десятичную дробь. 5 класс...