Проектная деятельность учащихся
материал по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Ребенку и подростку не нужны обучение и воспитание как особым образом организуемые взрослыми виды работы, общения, поведения, взаимоотношения. Ему нужны естественные для него действия, в которых он сам экспериментирует и ищет, находит и реконструирует. Доверяя ребенку на уроке свободу действия, мы учим его принимать личные решения, адаптироваться к поведению других учащихся на уроке, к ситуациям, которые возникают на уроке, учим умению слушать и слышать своих одноклассников, оценивать их и себя в сравнении, завоёвывать авторитет у товарищей и учителя. То есть не урок его учит и воспитывает, а он сам учится и воспитывается на тех ситуациях, из которых и складывается жизненный путь или "траектория творческого развития" (новый термин и очень модный). На мой взгляд, именно такую возможность дает технология проектного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы. «Проектная деятельность учащихся»

Трапезникова Н.К., учитель математики МОУ СОШ № 10, г. Красногорска

В каждом ребенке – солнце, только дайте ему светить…

Шалма Амонашвили

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед системой образования, особо выделяется задача воспитания активной сознательной творческой личности.

 Дети любят учиться, но необходимо добавить: хорошо учиться. Учение - это труд, а труд от слова "трудно". Успех в учении - единственный источник внутренних сил для преодоления трудностей. Прочные знания - результат упорного, настойчивого труда. Как выработать привычку, стремление к преодолению возможных трудностей? Словом, как обеспечить успех в учебе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению? Верно, писал В.А. Сухомлинский: "Напрасный безрезультативный труд и для взрослого становится постылым, бессмысленным, а мы имеем дело с детьми". Успех - это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ребенок, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Бороться за успех в учении - значит учить детей учиться, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину труда.

За время работы в школе, я заметила, что традиционные методы передачи детям готовых знаний приводят к появлению стереотипов мышления. "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить", - говорил немецкий педагог XIX в. А. Дистервег. Возникает проблема: как организовать детей, чтобы умение превратилось для них в радостный процесс познания?

 Ребенку и подростку не нужны обучение и воспитание как особым образом организуемые взрослыми виды работы, общения, поведения, взаимоотношения. Ему нужны естественные для него действия, в которых он сам экспериментирует и ищет, находит и реконструирует. Доверяя ребенку на уроке свободу действия, мы учим его принимать личные решения, адаптироваться к поведению других учащихся на уроке, к ситуациям, которые возникают на уроке, учим умению слушать и слышать своих одноклассников, оценивать их и себя в сравнении, завоёвывать авторитет у товарищей и учителя. То есть не урок его учит и воспитывает, а он сам учится и воспитывается на тех ситуациях, из которых и складывается жизненный путь или "траектория творческого развития" (новый термин и очень модный). На мой взгляд, именно такую возможность дает технология проектного обучения.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Я предлагаю своим ученикам монопредметные и межпредметные проекты. Структура исследования включает триаду обязательных разделов:

подготовка > проведение > презентация.

1 этап – подготовка к исследовательской деятельности. На этом этапе необходимо научить ребят  работать с первоисточниками, научной и публицистической литературой, самостоятельно находить и анализировать информацию. Результатом может быть доклад на уроке.

2 этап – написание рефератов по теме по выбору. Ученики усваивают и закрепляют некоторые теоретические методы исследования, способы работы с литературой, приобретают навыки оформления научной работы. Здесь важно создать условия, чтобы эти исследования были представлены на уроках.

3 этап – собственно исследовательская работа учащихся, которая предполагает исследовательский поиск, творчество. Проводится презентация работы. Умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры,- важнейший социальный навык. Регламент презентации – 7-10 минут. Результаты могут быть представлены на научно-практических конференциях различных уровней.

Происходит раскрытие способностей учащихся; развитие коммуникативных и исследовательских навыков с учётом возрастных и психологических способностей школьников, расширяется  кругозор обучающихся.

Мои ученики, уже начиная с 5 класса, работают над проектами, в которых прослеживается связь математики и экологии, математики и экономики (проект электронного сборника задач «СиР - составь и реши», в котором собраны практические задачи, составленные учениками 5 -11 классов.), «Проценты с газетной полосы». Также ребята с удовольствием работают над проектами, в которых математика тесно связана с искусством (проекты «Симметрия в интерьере», «Золотое сечение и числа Фиббоначи»), Учащимся интересны и монопредметные проекты «Угадайка » - первое знакомство учеников пятых классов с объемными геометрическими фигурами, "Координатная плоскость". Старшеклассники с удовольствием работают над проектами «Великие математики», "Применение производной к решению практических задач", «Точка Торричелли». Многие из этих проектов стали победителями на районной ученической научно – практической конференции «Математика – это интересно», финалистами Международного конкурса «Математика и проектирование»

        Использование в педагогической практике новых информационных технологий открывают совершенно новые технологические варианты, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Они направлены на достижение следующих целей:

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей
  • формирование личности информационного общества;
  • максимальное усвоение учебного материала;
  • формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать оптимальные решения.

         Не правда ли цели проектного обучения и новых информационных технологий совпадают? Так почему же их не использовать совместно?

Компьютер на уроках позволяет моделировать математические процессы, которые практически невозможно показать на школьной доске. Ученик может строить сечения, изменяя данные задач, работать с графиками функций, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы. Следовательно, ученик может найти ответы на проблемные вопросы проекта.

Второе направление использования компьютера в обучении математики –программная поддержка курса. На каждом конкретном уроке могут быть использованы определенные программы, исходя из целей урока. При этом компьютерные технологии будут использоваться для повышения мотивации обучения на уроке, повышения уровня индивидуализации обучения и возможности организации оперативного контроля за усвоением знаний. Там где есть желание – там есть результат.

Использование на практике технологии проектного обучения позволяет школьникам и учителю увидеть результаты своего труда т.к. они материальны, т.е. оформлены (видеофильм, альбом, электронная газета, альманах и т.д.).

Анализируя свою работу по данной технологии, я сделала определенные выводы:

- любое задание требует от ученика не механического действия, а осмысленного решения;

- знания, добытые самим учеником, лучше воспринимаются и усваиваются;

- учащиеся успешно усваивают программу, учатся с интересом и дают хорошие стабильные результаты;

- у детей развивается память, мышление, внимание.

Системная работа по использованию проектной деятельности учащихся в образовательном процессе повышают активное участие ребят в предметных неделях, олимпиадах, научно - практических конференциях, повышают познавательный интерес к предмету, уровень математической культуры. Мои ученики готовы к сотрудничеству, ценят общение, свободны и верят в себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий в управление школой

В статье содержится информация об использовании проектно-целевого метода и проектных технологий при реализации Программы развития школы «Школа социального успеха»....

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Научно-иследовательская деятельностьучащихся и учителей в условиях развития современного образования

Особое внимание в научно-исследовательской деятельности уделяется учителю. Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического творчества, и...