Научно-иследовательская деятельностьучащихся и учителей в условиях развития современного образования
статья по теме

Анастасия Владимировна Гелюс

Особое внимание в научно-исследовательской деятельности уделяется учителю. Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического творчества, источником его преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта. Между тем, современная школа стоит на пороге глобальных изменений, которые охватывают весь широчайший спектр педагогических проблем, и прежде всего – профессиональную деятельность современного преподавателя-исследователя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                  «Ученик это не сосуд, который нужно наполнить,                                                         а факел, который нужно зажечь»

АНО СОШ «Димитриевская» - инновационное общеобразовательное учреждение. Одним из направлений научно-методической работы школы является организация научно-исследовательской деятельности как педагогов, так и учащихся.

Эффективности организации научно-исследовательской работы в школе способствуют следующие составляющие педагогического процесса: профессиональный состав педагогических кадров; развивающаяся материально-техническая база школы; сотрудничество с научными и общественными организациями города. Цель, стоящая перед администрацией и учителями школы, - создать условия для подготовки ученика к непрерывному образованию в рыночных условиях, обеспечивая конкурентоспособность лицеиста на рынке труда и при этом дальнейший профессиональный рост педагогического коллектива.

Какие условия созданы  для реализации этого направления?

Во-первых, это мотивация учителей и учащихся на выполнение научно-исследовательской деятельности через различные формы-семинары, практикумы и др.

 Во-вторых, создание научного общества учащихся. Главная цель общества – дать школьникам возможность развить свой интеллект и творческие способности через участие в научно-исследовательской деятельности. Исходя из интересов, пожеланий учащихся были открыты 3 предметных секций.

В соответствии с уровнем подготовки ребят руководители составили планы работы и определили тематику заседаний секций. Работа в секциях велась по самым различным направлениям: от решения задач повышенной сложности до проведения индивидуально-экспериментальной работы. Учащимся предлагался широкий выбор деятельности в НОУ. Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно–исследовательской и научно-экспериментальной деятельности под руководством опытных педагогов гимназии, а каждому учителю – повышать свой профессиональный уровень, методологическую компетентность и педагогическое мастерство.

Особое внимание в научно-исследовательской деятельности уделяется учителю. Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического творчества, источником его преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта. Между тем, современная школа стоит на пороге глобальных изменений, которые охватывают весь широчайший спектр педагогических проблем, и прежде всего – профессиональную деятельность современного преподавателя-исследователя.

Исследование факторов направленности педагогической деятельности на научно-исследовательское обучение, проведенное в школе, позволяет констатировать, что:

  • 64% преподавателей школы считает, что научно-исследовательская деятельность позволяет актуализировать самореализацию и творческое развитие личности учителя;
  • 11% связывают исследование с возможностью повышения статуса учебного заведения;
  • 19% – с профессионально-квалификационным ростом учителя-исследователя;
  • 6% – с возможностью получить качественно новое знание (инновацию).

Организация научно-исследовательской деятельности влияет на развитие личности педагога, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию, активно участвовать в педагогическом образовательном пространстве.

Исследованием, проведенным в гимназии, были выявлены следующие факторы, способствующие научно-исследовательской деятельности в школе:

  • повышение собственного профессионального уровня исследовательских умений и навыков (58%);
  • создание в школе научной школы как единства научно-исследовательской позиции, концептуальных подходов к развитию творчества (9%);
  • совершенствование педагогических технологий развития научного творчества учащихся (33%).

Современный учитель является важнейшей фигурой в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества, к готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Таким образом, особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно профессиональное становление.

Среди трудностей, с которыми сталкивается учитель при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, преподаватели  назвали следующие:

  • слабое владение методологией научного исследования (40 % респондентов)
  •  недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы (18%);
  • большая загруженность учащихся, отсутствие времени (35%);
  • преобладание в традиционном обучении репродуктивных методов, вступающих в противоречие с исследовательскими методами (7%).

Среди причин, препятствующих научному творчеству в образовательном процессе, были названы:

  • боязнь вовлечь детей в «несвойственную им научную деятельность»;
  • наукообразие в образовательном процессе, т.е. оторванное от жизни, схоластическое знание.

Стратегия развития научного творчества в образовательном процессе школы органически соотносится с необходимостью совершенствования научно-исследовательской деятельности учащихся.

В работе школы можно выделить несколько уровней прохождения учащегося через исследовательскую деятельность в структуре образовательного процесса:

1. уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров.

2. уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.

3. уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов, спецсеминаров.

4. уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.

Мы понимаем научно-исследовательскую деятельность учащихся как процесс совместной деятельности учащегося и педагога. Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности, движению индивида от абстрактного к конкретному и наоборот. Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.

Научно-исследовательская деятельность по своей структуре и задачам предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития дивергентного мышления, интуиции, воображения; способствует формированию положительной «Я-концепции»; помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности.

Исследовательская деятельность ведется на основе индивидуальных программ, программ спецкурсов, дополняющих и углубляющих предмет специализации, что позволяет использовать разнообразные виды исследовательского творчества учащихся с широким применением информационных технологий, включая Интернет-ресурсы. Исследование подводит к одной из сложнейших категорий современности – понятию интеллектуальной собственности, то есть исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития, образования.

О вполне осознанном выборе при определении важнейших ориентиров своей исследовательской деятельности, и ее значении для собственного личностного развития свидетельствуют следующие ответы учащихся школы: на вопрос «что я ожидал и что получил от научно-исследовательской деятельности» ребята ответили: в процессе научного исследования

  • я получил знания и умения, которые помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни  (22% респондентов);
  • работа над исследованием помогла моей самореализации (14%);
  •  я общался с интересными людьми, учеными, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (13%);
  • я понял, как важно много знать, как много надо читать (51%).

Научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития гимназии как инновационного учебного заведения нового типа. В гимназии формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, непрерывное совершенствование субъект-субъектных отношений, атмосфера духовной близости и сотворчества.

Оценивание успешности учащихся в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание успешности и результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, который должен оценить:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • практическое использование ЗУН;
  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • значение полученных результатов.

И именно поэтому мы считаем особенно важным проявлять объективность в оценке исследовательской деятельности учащихся.
Целесообразно использовать такую схему оценивания, которая даёт наиболее объективную оценку, что побуждает учащихся к активной созидательной, творческой деятельности.

Важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности исследовательской деятельности является мониторинг, позволяющий наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию.                                                                                         Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, в том числе и в ходе работы над исследовательской работой или учебным проектом. В процессе анализа и мониторинга выстраивается не только характер развития деятельности, но и понимание того, какие изменения в целом происходят при осуществлении этой деятельности.

Ведущее место в школьном мониторинге занимает педагогическая оценка. Очень важно, чтобы оценка была адекватной, справедливой и объективной.

В основе мониторинга проектной деятельности учащихся в нашей гимназии лежит методика  оценивания ключевых компетенций Е.С. Полат ("Новые педагогические технологии" / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1997).

Для оценивания работ учащихся создается Экспертный совет. Учащийся представляет в Экспертный совет работу, краткое описание работы, авторскую аннотацию, руководитель – рецензию на работу.

Во время обсуждения итогов выполнения работ анализируются результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы и в целом. Члены Экспертного совета заполняют на каждого учащегося Карты экспертной оценки научно-исследовательских работ учащихся. Далее результаты сводятся в Лист  экспертной оценки научно-исследовательских работ учащихся, на основании этого учителем выставляется итоговая оценка за работу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему "Повышение профессиональной компетентности педагога - необходимое условие развития современной школы"

Обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагогов в образовательном пространстве школы. Определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных ком...

инновационные технологии на уроках на уроках трудового обучения в условиях модернизации современного образования

Представлены методические разработки по использованию здоровьесберегающих,игровых,проблемных технологий на уроках трудового обучения.Представлена их интеграция в рамках педагогики сотрудничества....

Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования

В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования   и связанных с ним проб...

Презентация "Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».

На  педагогическом совете рассматриваются вопросыи понятия:компетенция; компетентность.коммуникативная компетентность ,презентация опыта работы по использованию современных методов и приемов в ко...

Доклад на тему: Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества

Эссе на тему "Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества", который поделен на три смысловые части: 1) раскрытие понят...

«Сохранение здоровья школьников в современных условиях развития системы образования»

Физкультурно-оздоровительная работа в современной школе...

КПК "Развитие профессионаьных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития цифрового образования"

КПК "Развитие профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития цифрового образования"...