Урок + презентация "Разложение многочлена на множители"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Урок обобщения знаний. Конспект представлен в виде технологической карты по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razlozhenie_mnogochlena_na_mnozhiteli.rar | 583.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Тёпловка
Новобурасского района Саратовской области»
Тема урока «Разложение многочлена на множители
с помощью комбинации различных приемов».
Алгебра, 7 класс.
Пашкина Любовь Владимировна
Урок обобщения и систематизации знаний
Автор учебника и программы: А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова и др. «Алгебра», 7 класс.
Тема урока: Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов.
Цели урока:
- Систематизировать, расширить и углубить знания, умения, учащихся применять различные способы разложения на множители и их комбинации.
- Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Побуждать ученика к самоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний.
- Воспитание интереса к математике через содержание учебного материала с учетом возможностей и склонностей ребенка.
Оборудование:
1.Экран.
2. Компьютер.
3.Карточки с дидактическим материалом (смотреть приложения №1 – № 7)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |
Предметные | Универсальные | |||
1.Организационный. | - Ребята! (Слайд№1) Ушинский писал, что ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит деятельность, хочет все делать сам. Нет детей ни к чему не способных. Способности можно развивать, не развивать или пригасить. «Страшная это опасность – безделье, безделье за партой; безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека» (Сухомлинский В.А.) | Дети рассуждают о том, что если на уроках ничего не делать, то их способности к учению не будут развиваться. | Эти рассуждения проводятся в начале урока для создания рабочей обстановки. | Учащиеся психологически настраиваются на урок. |
2.Мотивация и целеполагание. | -Вспомните, какую тему мы изучаем. -Сегодня у нас урок обобщения знаний по какой теме? -Ребята определите цели данного урока. | «Разложение многочлена на множители». -Закрепить знания и умения по изучаемой теме. -Рассмотреть примеры с применением различных способов разложения на множители. -Уметь правильно оценивать свои знания. | Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности во время урока.
| Самоопределение, смыслообразование, целеполагание. Умение грамотно излагать свои мысли и правильно формулировать цели урока. |
3. Планирование деятельности |
-А что вы должны воспитывать в себе на каждом уроке? Как мы спланируем нашу деятельность на уроке? | Внимательность и аккуратность. Поработаем устно, ответим на вопросы, которые готовили дома, обобщим и закрепим знания по теме, закрепим материал при выполнении самостоятельной работы, подведём итоги деятельности. | Постановка целей урока помогает учащимся отвечать на вопрос самообучения: чему учиться, осознавать свои возможности. На данном этапе целесообразно пошаговое планирование деятельности. Схема плана должна быть перед глазами детей на протяжении всего урока. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Прогнозирование -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. |
4.Повторение теоретического материала (проверка домашнего задания). | -Ребята у каждого на партах есть оценочные листы, по которым вы будете оценивать свою работу на уроке. -Ребята, сейчас вы будете выполнять задания теста№1(приложение№2) -За первое, второе, третье задания теста вы получаете по 2 балла, а в четвертом задании- по1 баллу за каждое выражение. (Слайды №2,3.) -Теперь, ребята, проверим правильность выполнения теста и оценим свою работу. -Молодцы, ребята! | Ученики знакомятся с оценочными листами (см. приложение 1).
Ученики работают с тестами и ставят в оценочные листы набранное число баллов в ходе проверки. Учащиеся проверяют свои работы и выставляют баллы в оценочные листы. | Анализ выполнения этих заданий позволяет оценить готовность учащихся к уроку, стремление преодолевать трудности. Умение применять полученные знания при выполнении теста; Умение работать с тестами. | Ответственность за выполненную работу; -быстрота выполнения задания. Умение оказывать взаимопомощь. |
5.Устная работа. | Работа по карточке математический тренажер (приложение№3) Задание: -Разложить на множители выражения в каждой строке А, Б, В, Г. Каким способом?
|
-В этих примерах выносим общий множитель за скобку. Или разлагаем на множители по формуле разности квадратов. Называют ответы. | Знают формулу разности квадратов и применяют ее Выполнение этих заданий нацеливают учащихся на урок. Так как примеры не сложные, то работа проходит быстро и с интересом. Анализ выполнения этих заданий дает возможность самооценки учащегося и уровня его подготовленности к уроку и усвоения теоретического материала. | Учащиеся хорошо ориентируются и определяют способ разложения на множители, выполняют задание быстро. |
6. Решение упражнений по теме. | 1.Классификация многочленов: -Проведите классификацию многочленов по способу разложения на множители. -У доски работают двое учащихся по карточкам (два варианта; приложение 4). -Теперь, ребята, проверьте правильность выполнения теста друг у друга и сверьте работу соседа с работой, выполненной на доске. Максимальная оценка-8 баллов. 2. Теоретические вопросы по типам разложения: -В чем же заключается способ вынесения общего множителя за скобки? -Что вы можете сказать о способе группировки? -Какой еще способ разложения на множители мы рассматриваем? -Хорошо, ребята, молодцы! 3. Работа в парах. - Ребята, выполним тест №2 (приложение№5). Максимальная оценка-5 б. (проверяем Слайд №4) 4. Математическая эстафета (приложение№6): (работа в группе, которая формируется по варианту) -А теперь проведем математическую эстафету. У вас на каждом ряду на последней парте лежит карточка с заданиями. Эти же задания вы видите на экране (Слайд№5). На карточке вы выполняете только два задания и передаете ее впереди сидящему, остальные задания выполняете в тетради. (Задания записаны на доске) Какой ряд быстрее закончит работу! (Ответы на слайде №6) Теперь рассмотрим примеры на комбинацию различных приемов разложения на множители. Здесь нужны не только знания, но и опыт. -Рассмотрим следующие примеры (три ученика выполняют работу на доске): 36а⁶в³96а⁴в⁴+64а²в⁵ Какую формулу сокращенного умножения применим? у³-3у²+6у-18 а²+2ав+в2 - с² -Какие формулы вы здесь использовали? |
Два ученика работают у доски. Остальные выполняют это же задание в тетради. Ученики оценивают работу соседа и выставляют баллы. Одновременно проверяется работа учеников у доски, и они также выставляют себе заработанное число баллов. -У каждого слагаемого, входящего в многочлен выносится некоторый одночлен, входящий в качестве множителя в каждое слагаемое. -Заключаем некоторые слагаемые в скобки, и у них появляется общий множитель, затем можно выделить общий множитель, являющийся многочленом. -Применение формул сокращенного умножения. Ученики оценивают работу и выставляют баллы. Ученики выполняют работу на время и оценивают свою работу по участию в эстафете - за каждый правильно решенный пример-1 балл, плюс три балла за быстроту выполнения. Ученики решают эти задания в тетради, проверка с комментированием каждого примера: 36a6b3-96a4b4+64a2b5+4a2b3(9a4-24a2b+16b2=4a2b3(3a-4b)2 -Мы используем два способа разложения на множители: Вынесение общего множителя за скобки и формулу сокращенного умножения. -Квадрат разности. Y3-3y2+6y-18=(y3-3y2) +(6y-18) = y2(y-3) +6(y-3) В этом выражении используется способ группировки и способ вынесения общего множителя. a2+2ab+b2-c2=(a2+2ab+b2)-c2=(а+b-с)(а+b+с) -При выполнении этого задания мы два раза воспользовались формулами сокращенного умножения. -Квадрат суммы и разность квадратов. | Выполнение этих заданий дает возможность проверить знание способов разложения многочленов на множители. Возможность самооценки и взаимооценки друг друга. Учащиеся учатся говорить грамотно, логически рассуждать и делать выводы. Знание правил разложения многочленов на множители.
Выполнение такого ряда заданий приучает учащихся к аккуратности выполнения заданий у доски комментированию и объяснению своего решения всему классу, умению правильно и грамотно излагать свои мысли. | Умение проводить классификацию по типам разложения. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. Включение такого вида заданий дает учащимся ощутить дух соревнования, так как результат работы зависит и от работы всей группы. Развивает интерес к предмету Ответственность за выполненную работу; -быстрота выполнения задания. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания разного вида, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать |
7. Самостоятельная работа. | -Ребята, выполняя самостоятельную работу, вам нужно будет разложить многочлены на множители, используя различные способы (приложение№7). -Если вы справились с самостоятельной работой, то сделайте, дополнительно, задания со слайда № 9. (За самостоятельную работу оценка выставляется отдельно). | Ученики выполняют самостоятельную работу по вариантам. Ученики стараются выполнить и дополнительные задания, так как это задания из Открытого банка ОГЭ. | Учащиеся демонстрируют знание различных способов разложения на множители. Учащиеся учатся самостоятельно применять знания в схожей ситуации, учатся оценивать свои знания. | Умение правильно определить способы разложения на множители; Умение предвидеть ситуацию. |
8. Оценивание. | -Оцените свою работу на уроке. -Если вы получили к баллов и к > 30, то вы получаете отлично; 25< к <30 –«хорошо»; 17< к <25 – «удовлетворительно», а если меньше 17 баллов, то вам нужно восполнить пробелы в знаниях, занимаясь дополнительно. | Ученики выставляют себе оценку в оценочные листы и сдают их. | Оценивание результатов урока позволяют не только контролировать ученика, но и сам ученик ощущает свою значимость. |
Учащиеся получили желаемую оценку за урок, узнали какие у них недочеты, недоработки и пробелы в знаниях. |
9. Рефлексия. | Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока? _Заинтересовала - ли вас работа на уроке? | Я считаю, что мы достигли поставленных целей, так как: -Мне было интересно работать с тестами. -Мне не все было интересно, так как не всегда получалось выполнить задания правильно. | Рефлексия направлена на выявление, почему действия направлены так, а не иначе. Рефлексия дает возможность сохранить связь данного урока со следующим. | Самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; ученик ощущает свою значимость и само утверждается как личность.
|
10. Домашнее задание. | -Запишите в дневник домашнее задание. В домашнем задании у вас даны выражения, которые нужно разложить на множители- на «4» и «5» задания повышенной трудности, а на «3» - задания обязательного уровня. Перед выполнением домашнего задания повторите формулы сокращенного умножения. | Ученики записывают домашнее задание в соответствии с полученной оценкой: «5» →№34.21(а, в); ↘№34.23(а - в); ↗ «4»→№34.15 Остальные учащиеся: №34.12(а, в), №34.14. (Слайд 10) | Комментированное задание облегчит выполнение домашнего задания. Дифференцированное домашнее задание поможет ликвидировать пробелы в знаниях. | Ребята выбирают задание в соответствии с полученной оценкой; выполняют его с определенной целью. |
Приложения.
Приложение №1 «Оценочный лист».
Фамилия--------------------- Имя------------------------------ | ||
Этапы | Задания | Количество баллов |
1. тест№1 | №1 №2 №3 №4 | |
2. Решение с доской | ||
3. Тест №2 | ||
4. Эстафета | ||
Итоговое количество баллов | ||
ОЦЕНКА |
Приложение №2 «Тест №1».
Задание №1. Соединить линиями соответствующие части определения (2 балла).
Задание №2. Записать утверждение (2 балла)
Представление многочлена в виде произведения одночлена и многочлена называется….
Задание №3. Восстановить порядок выполнения действий при разложении многочлена на множители способом группировки (2 балла).
Ответ (буквы) записать в таблицу:
1 | 2 | 3 |
Задание №4. Отметить знаком «+» верные выражения (по 1 баллу за каждое верно найденное выражение):
а) a2+b2-2ab= (a - b )2
б) m2+2mn-n2= (m - n)2
в) 2рс-р2-с2= (р - с)2
г) 2сk+с2+k2= (с + k )2
Приложение №3 «Математический тренажёр».
1 | 2 | 3 | 4 | |
А | 3х+6у | 5а-15b | 9m+18 | 2а+4 |
Б | 4х2-у2 | a2-9b2 | b2-c2 | 16х2-m2 |
В | a2b-аb2 | х2у2-х3y3 | с4d2+с2d4 | b3c+bc3 |
Г | a(х-3) +b(х-3) | y(a-b) -х(a-b) | 2(х+2) -у(х+2) | 5(у-1) -с(у-1) |
Приложение №4 «Работа у доски».
Провести классификацию многочленов по способу разложения на множители (максимальный балл-8)
20х3у2+4х2у 15a3b+3a2b3
a4-b8 х2 +6х+9
2bх-3aу-6bу+aх 2am-5bn-10bn+am
b(a+5)-с(а+5) 2у(х-5)+х(х-5)
27b3+а6 49m4-25n2
a2+аb-5а-5b 3а2+3аb-7а-7b
Приложение №5 «Тест №2»: Вписать в таблицу многочлены, по способу их разложения на множители
(максимальный балл-5).
Многочлены: 20х3у2+4х2у; 4а2-5а+9; 2bх-3aу-6bу+aх; a4-b8; 15a3b+3a2b3; 9х2+5х+4;
2am-5bn-10bn+am; х2 + 6х+9; 4а4+25b2; 49m4-25n2; 3а2+3аb-7а-7b; 2у(х-5) + х(х-5).
Вынесение общего множителя за скобки | Формула сокращенного умножения | Способ группировки | Не раскладывается на множители |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №6 «Математическая эстафета» (правильно решенный пример-1 балл, плюс три балла за быстроту
выполнения).
1 ряд 2 ряд 3 ряд
1) 3а+12b 1) 10а+5с 1) 6х + 9у
2) 2а+2b+а2+аb 2) 4а2-9b2 2) 4а2-4аb+b2
3) 7а2b-14аb2+7аb 3) 4а2+28аb+49b2 3) 9а2-16b2
4) m2-m-mp+p 4) b(а+с) +2а+2с 4) 2(3с+bс) +асb+3са
Приложение №7 «Самостоятельная работа».
Вариант 1
- 5а3-125аb2
- а2-2аb+b2-ас+bс
- (с-а) (с+а) -b(b-2а)
- 16а2+8аb+b2
- 144а2-25b2
Вариант 2
1) 63аb3-7а2b
2) m2+6mn+9n2-m-3n
3) (b-с) (b+с) -а(а+2с)
4) 9а3b-18аb2-9а
5) 9а2-30аb+25b2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Разложение многочлена на множители способом группировки"
Урок по теме "Разложение многочлена на множители способом группировки". Учебный комплект Алимова Ш.А. Тип урока: изучение нового, проблемный. Формы организации учебной деятельгости: группова...
Урок "Разложение многочлена на множители"
показать применение различных способов для разложения на множители многочлена- повторить способы разложения на множители и закрепить их знание в ходе упражнений- вырабатывать навыки и умения учащихся ...
Информационная карта к уроку "Разложение многочлена на множители" (ФГОС)
информационная карта...
Урок "Разложение многочлена на множители"
Цели урока:формирование представления о разложении многочлена на множителиформирование способности к разложению многочлена на множители в простейших случаяхразвитие логического мышления, а...
Урок "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"
Цель урока систематизировать, углубить и расширить знания и умения в разложении многочлена на множители...
Презентация к уроку "Разложение многочлена на множители"
Полное сопровождение урока "Разложение многочлена на множители"...
Конспект урока по алгебре в 7 классе по теме: «Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки»
Тип урока: урок закрепления знаний. Урок соответствует требованиям ФГОС. Рассмотрены задания типа: задания с проверкой по эталону, групповая работа, физкульминутка, рефлексия...