Урок "Разложение многочлена на множители"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме
показать применение различных способов для разложения на множители многочлена
- повторить способы разложения на множители и закрепить их знание в ходе упражнений
- вырабатывать навыки и умения учащихся в применении формул сокращенного умножения.
- развивать логическое мышление учащихся и интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разложение многочлена на множители | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя : Титова Ирина Григорьевна
МБОУ СОШ №288 территориального образования : г. Заозерск. Мурманская область
Тема урока :Разложение многочлена на множители с помощью комбинации
различных приемов
Класс: 7, уровень базовый.
Тип урока: «открытие нового знания»
Цели урока:
- показать применение различных способов для разложения на множители многочлена
- повторить способы разложения на множители и закрепить их знание в ходе упражнений
- вырабатывать навыки и умения учащихся в применении формул сокращенного умножения.
- развивать логическое мышление учащихся и интерес к предмету.
Планируемые результаты:
1)личностные: Использование различных приемов проверки правильности выполнения
задания (опора на изученные правила, алгоритм выполнения арифметических действий).
2)метапредметные : Регулятивные- обнаружение и формулирование учебной проблемы с
учителем.
Познавательные- делать предположения об информации, которая нужна для решения
предметной учебной задачи.
Коммуникативные- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом
речевых ситуаций.
Форма контроля : Индивидуальная, коллективная работа.Самостоятельная работа.
Ход урока:
1)Повторение:
Задание №1(на доске (или слайд) список алгебраических выражений, которые учащиеся должны рассмотреть):
(1) 4а2в(1+3а)
(2) (х-3)(х2+3х+9)
(3) 27х6у3-72х4у4+48х2у5
(4) (6а+1)2
(5) (8а-вс)(8а+вс)
(6) х2-у2+а2+2ха
(7) а2+10а+25-в2
(8)х(х-5)(15+2х)
(9) а4+4в4
(10) -4а2+40ав-100в2
Распределите данные выражения на группы и объясните по какому признаку
проведено распределение.(Учащиеся сначала выделили две группы. В первую вошли
выражения 1,2,4,5,8, поскольку в каждом из них есть двучлен, выступающий в качестве
отдельного множителя. Во вторую группу все остальные множители, ведь ни в одном из
них не встречались «умножение друг на друга скобки».Некоторые обучающиеся отметили,
что во второй группе есть и двучлены (9),и трехчлены (3,10) ,и четырехчленны (6,7).
После анализа формулируется цель урока: « Разложение на множители с помощью
комбинирования различных способов» (многочлены из второй группы).
Задание №2 (устно), (запись на доске или слайд) :( х-у)2 =х2-2ху + у2.
Задание №2 .Найти ошибку:
1.( х-у)2 =х2-2ху - у2 ;
2.( х-у)2 =х2-ху + у2;
3.( х-у)2 =х-2ху + у ;
4. ( х-у)2 =х2+2ху - у2;
5.( х-у)2 =х2-2ху + у.
Задание №3 (устно) Найдите верные формулы, которые записаны в непривычном порядке
и содержащие ошибку ,исправьте ошибочную запись:
1.а2+в2-2ав=(а-в)2
2.х2+2ху-у2=(х-у)2
3.2рв-р2-в2=(р-в)2
4.2вс +с2+в2=(с+в)2.
Какие способы разложения на множители мы вспомнили?
Какие еще способы разложения на множители мы изучали?
(запись на доске) :ас+ вс= а(в+с) .Приведите пример.
ас+вс-ар-вр= (ас+вс) +(-ар-вр)=с(а+в)-р(а+в)=(а+в)(с-р)
Задание №4.
Провести классификацию данных многочленов по способу разложения на множители
(на доске (или слайд) список алгебраических выражений, которые учащиеся должны
классифицировать):
Методы разложения на множители.
Вынесение общего множителя за скобки | Формулы сокращенного умножения | Способ группировки |
20х3у2 + 4 х2у | a4 – b8 | 2bx – 3ay -6by + ax |
b(a + 5) – c(a +5) | 27b3 +a6 | a2 + ab – 5a – 5b |
15a3b + 3a2b3 | x2+6x +9 | 2an -5bm-10bn + am |
2y(x -5) +x(x – 5) | 49m4 - 25n2 | 3a2 + 3ab -7a -7b |
С остальными учащимися даем характеристику каждому перечисленному приему.
Новый материал:
Задание №5.
Преобразуйте выражения 3,10,6,7 (письменно).№3 и№6-работа вместе с учителем,
№10 и №7-самостоятельно.
№3. 27х6у3-72х4у4+48х2у5
С какого способа следует начать? (ответ : вынесение общего множителя)
3х2у3(9х4-24х2у+16у2).
Что можно сказать о выражении стоящем в скобках? (ответ: квадрат разности)
3х2у3 (3х-4у)2. (№10 -самостоятельно.)
№6 . х2-у2+а2+2ха
Начнем ли мы в этом задании с вынесения общего множителя за скобки? (ответ:
Нет общего множителя, нужно попробовать группировку)
Попытка может быть такой : (х2-у2 )+ (а2+2ха)= (х-у)(х+у) +а (а+2х), тогда возникает вопрос что
делать дальше?
Сделаем другую группировку: (х2 +2ха) + (-у2+а2)=х(х+2а) +(а-у)(а+у),опять возникает вопрос что
делать дальше.
Может использовать другой способ разложения или использовали не все варианты
группировки? Слагаемые можно объединять не только парами, но и по три слагаемых.
Какие три слагаемых можно объединить? (ответ: слагаемые, в которых есть множители
х,а и ха).
(х2 +а2+2ха) -у2=(х+а)2-у2=(х+а-у)(х+а+у),(каждый этап комментируется учителем и
обучающимися).
Справились ли мы с поставленной задачей? (ответ: разложили на множители). Совокупность различных приемов разложения на множители позволяет легко и изящно производить арифметические вычисления, решать уравнения вида ах2 + вх + с = 0 (а0) – такие уравнения называются квадратными, мы начнем изучать в 8-м классе, решать задачи на делимость, доказывать тождества.
Задание №6
Решить уравнения:
а) х2 – 15х + 56 = 0
Решение.
х2 – 7х – 8х + 56 = 0,
(х2 – 7х) – (8х – 56) =0,
х(х – 7) – 8(х – 7) = 0,
(х – 7)(х – 8) = 0,
х=7, х=8
б) х2 + 10х + 21 = 0
Решение.
х2 + 10х + 25 – 4 = 0
(х + 5)2 – 4 = 0
(х + 5 -2)(х +5 +2) = 0
(х +3)(х + 7) = 0
х = -3, х = -7.
При разложении многочлена на множители мы увидели полный квадрат и таким образом применили еще один прием разложения на множители: метод выделения полного квадрата.
Рефлексия:
Задание № 7. Разложить многочлен на множители: учебник А.Г.Мордковича «Алгебра 7 № 34.1(а,в),
34.2(а,в),34.8(а,в),34.9(а,в)
Мы убедились, что на практике при решении примеров часто приходится использовать комбинацию различных приемов. Каков план их последовательного применения?
Ответ:
1.Вынести общий множитель за скобку (если он есть).
2.Попробовать разложить многочлен на множители по формулам сокращенного умножения.
3.Попытаться применить способ группировки (если предыдущие способы не привели к цели).
Задание № 8. Самостоятельная работа
Разложить на множители, используя различные способы.
Вариант 1 | Вариант 2 |
5а3 – 125ав2 | 63ав3 – 7а2в |
а2 – 2ав + в2 – ас + вс | m2 + 6mn + 9n2 – m – 3n |
(с – а)(с + а) – в(в – 2а) | (в – c)(в + c) – а(а + 2c) |
х2 – 3х + 2 | х2 + 4х + 3 |
х4 + 5х2 + 9 | х4 + 3х2 + 4 |
Самостоятельная работа проверяется на уроке .
Оценить работу учащихся и ориентировать в домашнем задании
Домашнее задание
- Если вы получили оценку “2” или “3” – № 34.6 (а, в), 34.4, 34.3.
- “4” – № 34.12 -3415.
- “5”– № 34.16-34.20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Разложение многочлена на множители" урок алгебры в 9 классе
Урок закрепления изученного материала в 9 классе для коррекционной школы I-II вида с презентацией...
Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители"
Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители" Цели урока: Организовать деятельность учащихся по закреплению навыков применения различных способов разл...
Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители"
Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители" Цели урока: Организовать деятельность учащихся по закреплению навыков применения различных способов разл...
Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов
Показать применение различных способов для разложения на множители многочлена; повторить способы разложения на множители и закрепить их знание в ходе упражнений; вырабатывать навыки и умения учащихся ...
Дистанционное обучение учащихся по алгебре. 7 класс. Тема 2 "Три способа разложения многочлена на множители". Учитель-Монакова Клара Захаровна
Методическая разработка поможет учащимся повторить материал к ГИА. Содержит готовые решения, подсказки, 10 заданий для самопроверки с выборочным ответом (А.В.С.Д.....
математическое лото на тему "Вынесение общего множителя за скобки и разложение многочлена на множители"
Данное математическое лото использовать на этапе закрепления учебного материала. Использовать при групповой деятельности. класс делим на 3 группы...
Конспект урока по алгебре в 7 классе по теме: «Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки»
Тип урока: урок закрепления знаний. Урок соответствует требованиям ФГОС. Рассмотрены задания типа: задания с проверкой по эталону, групповая работа, физкульминутка, рефлексия...