Урок математики в 6 классе по теме "Масштаб"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Братчикова Елена Ивановна

Данный урок проводится по теме "Пропорции". Наданном уроке показывается практическое применение темы "Пропорции". Для проведения урока дети получили индивидуально задание.На уроке были разобраны задачи  на тему "Масштаб". Обучающиеся работали на уроке с картой Курской области. Ответы на задачи они сравнивали с теми ответами, которые им дал водитель школьного автобуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_masshtab.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 6-м классе по теме "Масштаб".

Цели урока:

  1. Ввести понятие масштаба, опираясь на знания учащихся из географии.
  2. Научить находить расстояние на карте и на местности, зная масштаб, и наоборот, зная расстояние на местности и на карте, вычислять масштаб.
  3. Активизировать познавательную и поисковую деятельность учащихся.

Оборудование:

  • карта России,
  • карта Курской области,
  • карта Большесолдатского района,
  • чертежные инструменты,
  • интерактивное оборудование. (Урок желательно провести в кабинете географии).

Класс разбивается на две группы по территориальному принципу. В классе учатся 2 ребенка из д. Шелеповка и 2 ребенка из д. Малый Каменец.

Накануне учащиеся получили задание:

1) Узнать у водителя школьного автобуса расстояние от своего населенного пункта (по спидометру) до школы.

2) Найти в учебниках географии 6 класса:

а) для чего нужен масштаб – задание 1 группе;

б) определение масштаба и виды масштабов – задание 2 группе;

в) информацию о численном и именованном масштабе – задание 1 группе;

г) информацию о линейном масштабе – задание 2 группе.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя: Называется тема и цель урока.

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы “Пропорции” и найдем практическое применение данной темы.

II. Повторение пройденного.

- Начнем урок с повторения пройденного, с решения устных упражнений:

1. Найдите отношение чисел:

а) 3 : 5; 
б) 14 : 7; 
в) 4 : 2; 
г) 9 : 15.

Можно ли из этих отношений составить пропорцию?

(3 : 5= 9 : 15; 14 : 7= 4 : 2; 15: 9 = 5 : 3; 7 : 14 = 2 : 4).

2. Решите задачу:

3 комбайнера закончат уборку урожая за 7 дней .За сколько дней закончат ту же работу 7 комбайнеров, работая с той же производительностью?

- Какая пропорциональная зависимость получается при решении задач?

Ответ обучающихся: - Обратная.

3 к 7 дн

7к х дн.

http://festival.1september.ru/articles/514138/img1.gif

Составим пропорцию и решим устно.

http://festival.1september.ru/articles/514138/Image2191.gif х = 3 (дня)

3. Проверим, как вы знаете математические термины. Проведем игру “10 из 10”. Я читаю вам 10 математических терминов дважды, вы должны записать их в тетрадь без грамматических ошибок.

Отношение

Частное

Часть

Величина

Процент

Деление

Пропорция

Свойство

Зависимость пропорциональная.

После выполнения работы на доске появляются: критерии оценки и правильный вариант выполнения задания. Обучающиеся проверяют и оценивают работы друг друга в паре.

Оценки:

“5” - 9-10 слов
“4” - 7-8 слов
“3” - 5-6 слов.

III. Изучение нового материала.

- Ребята сегодня на уроке мы познакомимся с темой “Масштаб”. Вы все получали домашнее задание: найти в учебнике географии данную тему, которую вы изучали в I четверти и подготовить сообщение.

Учитель: 1 группа напомнит нам, зачем нужен масштаб?

Примерный ответ 1 группы: Ни один географический объект – реку, мост, поселок – невозможно изобразить на топографическом плане, карте в натуральную величину. Люди всегда рисовали уменьшенные изображения местности, причем разные участки изображения уменьшали произвольно, в разной степени. Поэтому старинные чертежи местности не дают возможности понять, например, каково расстояние между берегами реки, чему равна длина реки и т.д.

Чтобы план местности был более точным, необходимо все его детали уменьшать в одинаково число раз с сохранением всех пропорций. Вот для чего нам нужен масштаб.

- Итак, ребята, чтобы изобразить длину реки на карте, построить железные и автомобильные дороги, здания, для этого на бумаге вычерчивают план. Можно ли изображать все это в натуральную величину?

(ответ обучающихся)

- Верно на бумаге не уместится, поэтому и применяют масштаб.

- О том, что такое масштаб и какие виды масштаба бывают, расскажет 2 группа.

Примерный ответ 2 группы: Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.

- Каким другим словом можно заменить слово “масштаб”.

(ответ обучающихся)

- Верно, иначе можно сказать отношение.

Значит масштаб – это отношение длины отрезка на карте (плане) к длине соответствующего отрезка на местности.

- Какие виды масштаба вы знаете:

Ответ обучающихся: -Численный, именованный и линейный.

- 1-я группа расскажет нам о численном и именованном масштабе.

Ответ обучающихся 1 группы: - Масштаб пишут по разному:

1) в виде отношения 1 : 100 (это означает, что 1 см плана заменяет 100 см на местности). Это численный масштаб.

2) можно просто записать в 1 см – 1 м. Масштаб, записанный таком виде называют именованным.

Учитель: 2-ая группа расскажет о линейном масштабе.

- Линейный масштаб представляет собой линию разделенную на равные отрезки.

http://festival.1september.ru/articles/514138/img2.gif

Отрезки справа от нуля показывают какому расстоянию на местности соответствуют расстояния на плане в 1 см, 2 см и т.д.

- Мы сейчас вспомнили все, что знаем о масштабе, а теперь применим свои знания при решении задач.

IV. Закрепление изученного.

Задача №1. Расстояние на карте Курской области между городами Суджа и и Курск равно 22 см.

Масштаб 1 : 400 000

Вычислите расстояние на местности.

Для решения задачи составляем пропорцию:

1 : 400 000 = 21: х

х = 22* 400 000

х = 8800000

х = 88 км - расстояние

между городами Суджа  и Курск  на местности.

Ответ: 88 км.

Задача №2. Расстояние между Курском  и Москва равно 533 км.

Масштаб 1 : 20 000 000

Вычислите расстояние между городам Курск и Москва на карте.

Для решения задачи составляем пропорцию

1 : 20 000 000 = х : 533 000 000

 х= 1*533000000:20000000=27 

х = 27см - расстояние между городами Курск и Москва на карте.

Ответ: 27 см.

Задача №3

Расстояние между г.Москва и Санкт-Петербург на карте 6,5 см. на местности 650 км. Найти масштаб карты.

Решение: 650 км = 65 000 000 см.

Найдем отношения

http://festival.1september.ru/articles/514138/Image2193.gifhttp://festival.1september.ru/articles/514138/Image2194.gif

Масштаб 1 : 10000000

Ответ: 1: 1 0000000 - масштаб карты.

Учитель: Ребята, мы решили 3 задачи. С каким масштабом мы работали?

Ответ обучающихся: с численным.

Учитель: Верно, а сейчас вспомните свое второе домашнее задание. Вы узнали у водителя сколько километров до д.Шелеповка.Каждая группа получает задание. Найти расстояние от школы до д. Шелеповка по карте, используя именованный масштаб. Карта Большесолдатского района лежит на столах у каждой группы.

Учитель: Задание выполнено, теперь сравним ваши результат с информацией полученной от водителея автобуса.

У какой группы расстояние совпало?

Ответ обучающихся: Не совпало. Расстояние, которое просчитывали сами, получилось меньше.

- А почему?

Ответ обучающихся. Автобусы ездят по автомобильным дорогам, которые построены по топографическому плану, объезжая поля, реки, леса, болота. А мы находили расстояния по прямой линии от одного населенного пункта до другого, и поэтому наше расстояние меньше, чем то что мы узнали у водителей.

V. Итог урока:.

- Чему вы научились сегодня на уроке?

Ответы обучающихся:

- Узнали определение масштаба.

- Вспомнили, какие виды масштаба бывают и закрепили свои знания по географии на математике.

- Научились находить расстояние на карте и на местности, используя масштаб.

- Молодцы. Я вами довольна.

VI. Домашнее задние:

По карте Курской области, используя масштаб найти:

а) расстояние между городами Курск и Железногорск;
б) каждой группе придумать по одной задаче по данной теме (для обмена заданий с другими группами).

Литература:

Учебник математики: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.

Учебник географии: Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в классе - комплекте (5,6 класс) по теме "Решение уравнений и задач при помощи уравнений"

Презентация составлена к уроку математики в 5 и 6 классах по теме: "Решение уравнений и задач при помощи уравнений" в классе - комплекте сельской малокомплектной школы....

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Технологические карты на уроках математики, 5 класс;алгебры 7.8 классы

Технологическая карта является продуктом  на завершающем этапе  работы  городской экспериментальной площадки  на базе нашей школы. Работа по такому маршруту на уроке  существе...