МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5-ГО КЛАССА ПО ТЕМЕ «ЗАДАЧИ НА ЧАСТИ»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА | 79.5 КБ |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "ЗАДАЧИ НА ЧАСТИ" математика, 5 класс | 942 КБ |
Предварительный просмотр:
Секция "Основное и среднее общее образование" для педагогов
Номинация: методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5-ГО КЛАССА
ПО ТЕМЕ
«ЗАДАЧИ НА ЧАСТИ»
Выполнила учитель математики
МОУ Каменниковской СОШ
Рыбинского МР
Варганова Любовь Юрьевна
2015 год
УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «Задачи на части»
Класс: 5
Объем учебного времени на тему: 4 часа
Место урока в теме: Это 1-й урок по теме. На данном уроке предстоит выработать алгоритм решения задач на части и провести первичное закрепление по решению задач с помощью этого алгоритма. На следующих уроках продолжится совершенствование умений решать задачи на части разного уровня сложности.
Цель: формирование умений решать задачи на части по выработанному алгоритму
Задачи:
- проанализировать предложенную задачу, постараться найти пути её решения;
- выработать алгоритм для решения задач данного типа;
- потренироваться решать задачи на части с помощью алгоритма;
- повторить необходимый материал для решения задач на части: правила решения задач, вычислительные операции;
Планируемые результаты:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению; развитие воли и настойчивости в достижении цели;
- развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- совершенствование умения понимать смысл поставленной задачи
метапредметные:
- умение ставить цели урока и задачи для их достижения;
- умение строить логическое рассуждение и делать выводы;
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, осознанно выбирать способ решения задачи;
- умение работать с учебным математическим текстом, выделять в нём главное;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение применять модели и схемы для решения учебных задач;
- развитие навыков самоконтроля и самооценки при решении учебных математических задач;
предметные:
- умение решать текстовые задачи на части арифметическим способом;
- умение отличать задачи на части среди других задач;
- выполнять вычисления с натуральными числами;
- находить соответствие между частями и величинами
Задачи педагога в реализации урока: научить учащихся различать задачи на части и правильно использовать правила их решения; подвести к выработке алгоритма решения задач на части
Критерии (показатели, индикаторы) достижения планируемых результатов: 100%-я активность участия во всех этапах урока; умение правильно построить ход решения задачи в соответствии с алгоритмом; верное решение предложенных задач
Способы контроля за результатами: наблюдение; самопроверка по предложенным ответам и самооценка; проверка решения задач для самостоятельной работы учителем и оценка правильности решения; рефлексия
Основные виды учебной деятельности обучающихся: решение примеров, определение темы урока и цели; составление алгоритма, анализ и решение задач на части с помощью этого алгоритма; осуществление самоконтроля.
Основные методы, формы, технологии и методики, используемые педагогом: технология деятельностного метода; фронтальная и индивидуальная формы работы; иллюстративно-объяснительный и частично-поисковый методы
Тип урока: урок открытия нового знания
Используемый УМК: Дорофеев Г.В, Шарыгин И.Ф. Суворова С.Б., Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС, - М.: Просвещение – 2013 г
Используемые электронные ресурсы: презентация (используется как план проведения всего урока; основная цель применения – наглядность изучаемого материала, образцы для самоповерки и самоконтроля)
Материально-техническое оснащение урока: компьютер, проектор, экран;
Методические комментарии:
Повторить с учащимися в ходе устной работы выполнение вычислений с натуральными числами. Проанализировать задачу и выяснить, что каждый объект в задаче имеет два вида данных: величина и части; выработать схему записи краткого условия задачи. С помощью подводящего диалога разработать план решения предложенной задачи. Провести анализ решения и составить алгоритм решения таких задач. Подвести учащихся к выводу, что в условии надо обязательно найти строчку, где известна и величина, и части. Выработать совместно с учащимися алгоритм решения задач на части. Закрепить умение применять этот алгоритм в ходе решения сначала однотипных задач, а затем чуть усложнить задачу: вместо двух объектов в задаче появляются три. Сравнение полученных ответов с верными способствует развитию навыков самоконтроля и самооценки. Фронтальное обсуждение предложенных задач и аргументация своего мнения позволят совершенствовать у учащихся умение устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы. Идёт развитие навыков смыслового чтения: умения работать с учебным математическим текстом и выделять главно; умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи. Технология деятельностного метода поможет учащимся развивать навыки самостоятельной работы и изучать новый материал в деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Технология проведения (этапы) | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Показатель достижения образовательного результата | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||||
Коррекция и актуализация опорных знаний 1-2 слайды | Ученики решают предложенные им примеры, записывают ответы в тетрадях, осуществляют самоконтроль с помощью таблицы на экране. | Предлагает задание для устной работы Наблюдает за выполнением предложенного задания. Поясняет, как выполнить самопроверку | 100% учащихся активно включены в этап, верно выполняют предложенное задание. Выполняют самоконтроль, в результате которого должна появиться фраза «Задачи на части» | Выполнить вычисления в предложенных на слайде примерах, записать ответы в тетрадь, проверить решение по таблице на экране: записать букву, соответствующую ответу | Выполнение арифметических действий с натуральными числами | Выполнение самоконтроля, самооценка, коррекция |
Определение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся. (3-й слайд) | Предполагают, чем будем заниматься на уроке и что надо уметь делать, чтобы решать задачи на части без затруднений | Подводит с помощью диалога к формулировке целей урока и темы, помогает сформулировать. | 100% учащихся активно участвуют в обсуждении тема урока и цель | Обсудить появление в результате самопроверки фразы «Задачи на части» | Умение самостоятельно ставить цели, анализировать, аргументировать свои рассуждения | |
Открытие нового знания (5-й слайд, 6-й слайд, 7-й слайд) | Анализ содержания предложенной задачи и обсуждение записи её краткого условия, а также выбор шагов её решения. Создание алгоритма решения задач на части. Запись краткого условия задачи и пошагового решения в тетради. | Организует деятельность учащихся, организует подводящий к созданию алгоритма диалог: что особенного в этой задаче, где главные слова, в каких единицах данные в задаче, как запишем краткое условие, какие действия будем выполнять. Одновременно на экране появляется необходимая информация | 100% учащихся активно включены в этап, правильно отвечают на вопросы, предлагают верные шаги решения задачи Создание алгоритма решения задач на части | Задача на экране | Умение решать задачи по алгоритму. Умение решать задачи на части | Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Выбор правильных действий для решения задачи. Умение сжато передавать содержание текста. Самостоятельное достраивание недостающих компонентов |
Первичное закрепление (8-й слайд) | Анализ содержания предложенных задачи, запись краткого условия, решение задачи по созданному алгоритму, самопроверка по образцу на экране | Обсуждает с учащимися шаги решения задачи в соответствии с созданным алгоритмом, контролирует правильность выполнения шагов при решении задачи | 100% учащихся активно включены в этап, участвуют в анализе предложенной задачи и правильно выполняют все шаги алгоритма. | № 342 (б) | Умение решать задачи по алгоритму. Умение решать задачи на части | Анализ текста задачи. Перевод текста задачи в символическую запись. Умение участвовать в коллективном обсуждении. Выполнять самопроверку |
Самостоятельное решение задач данного типа с незначительным усложнением (9-й слайд) | Решают ещё одну предложенную задачу самостоятельно. Анализируют текст задачи, сравнивают с двумя решёнными: в чём отличие. Выполняют решение задачи по алгоритму. Проговаривают решение задачи после завершения работы над нейСверяют решение с образцом на экране | Наблюдает за работой учащихся, при необходимости даёт консультацию. Проверяет решение задачи визуально. После того, как все решат задачу, выслушивает комментарии и ответы учащихся, оценивает правильность, высвечивает на экране пошаговое появление информации для самопроверки | 100% учащихся активно решают задачу. Все работают, вопросов при решении задачи и затруднений не возникает | № 344 (а) | Умение решать задачи по алгоритму. Умение решать задачи на части . | Самоконтроль и самооценивание |
Рефлексия (10-й слайд) | Просматривают предложенные на экране высказывания выбирают то, которое им подходит. Отмечают рядом с темой, как они усвоили новый материал | Проводит рефлексию: предлагает на экране несколько высказываний | 100% учащихся активно участвуют в рефлексии | Подумать и оценить свои умения решать задачи на части: научился (+), не очень научился (±), не научился (-) | Самооценивание | |
Сообщение и комментирование домашнего задания | Записывают Д/З, участвуют в комментировании Д/З | Проговаривает Д/З, комментирует. Предлагает сформулировать вопросы по Д/З. (если возникают) | 100% учащихся активно включены в этап | п.4.3 (прочитать), № 342 (а), № 344 (в), № 241 (в) |
Используемые источники информации
1. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: «Просвещение», 2012. – 287 с.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011. –342 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Управление образовательным процессом: учебно-методическое пособие под ред. С.К. Бережной, И.Г. Назаровой – Ярославль, 2013г. – 43 с
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвщение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
5. http://school-collection.edu.ru/collection/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по математике в 6 классе по теме "Масштаб"
Урок создан в виде презентации с игровыми элементами. Урок является уроком изучения нового материала. Повторяются такие понятия, как отношение, пропорция, затем вводится новое понятие масштаб. В игров...
Методическая разработка урока по математике для 6 класса по теме «Решение задач на составление пропорций»
Цель урока: совершенствовать навыки составления пропорций по условию задачи, сформировать умение применять пропорции при решении задач, использовать условие и решение задачи для сохранения и укреплени...
Методическая разработка урока по математике в 10 классе по теме:"Решение иррациональных неравенств"
Урок-закрепление , углубление знаний учащихся по решению иррациональных неравенств....
Методическая разработка уроке по математике в 6 классе по теме: "Умножение и деление десятичных дробей"
Данный материал поможет учителю в закреплении изученного матермала по теме....
Методическая разработка урока по математике в 5 классе по теме "Площадь прямоугольника".
Урок иучения новых знаний по теме "Площадь прямоугольника"...
Методическая разработка урока по математике для 6 класса по теме "Пропорции"
Данный урок является первым в изучении темы «Пропорции». На этом уроке вводитсяосновное свойство пропорции, используя которое можно решать некоторые виды уравнений....
Методическая разработка урока по математике в 5 классе по теме "Выполнение совместных действий с десятичными дробями"
Данная методическая разработка содержит материал для проведения урока на выполнение совместных действий с десятичными дробями. Это первый урок по данной теме. Материал может бы...