Методическая разработка урока по математике для 6 класса по теме "Пропорции"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Данный урок является первым в изучении темы «Пропорции». На этом уроке вводится
основное свойство пропорции, используя которое можно решать некоторые виды уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_matematike_po_teme_proportsii.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока математики в 6 классе на тему: «ПРОПОРЦИИ».
Учитель:Никерова Анна Алексеевна
Место работы: Красномаяковская ООШ Ковровского района Владимирской области
Цель. -Ввести понятия пропорции и ее членов, Сформулировать основное свойство пропорции.
- Развить воображение, математическую интуицию, память, мышление; формировать правильность математической речи.
- Активизировать познавательную и творческую активность учащихся..
Учебник: Математика: Учебник 6 кл. для общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В. И, Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбург.-22-е изд., испр.- М.: Мнемозина, 2008.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент
Проверить готовность учащихся класса к уроку.
II.Устные упражнения по карточкам
- Выразите в процентах числа:
0,8 | 0,18 | 1/2 | 2/5 | 3/4 | 1/20 | |||||
80% | 18% | 50% | 40% | 75% | 5% |
Оборотная сторона карточки.
- Сколько процентов составляет:
4 от 5 | 12 от 8 | 150 от 50 | 72 от 18 | 39 от 130 | 1/20 от 1/12 | |||||
80% | 150% | 300% | 400% | 30% | 200% |
- Найдите отношение:
6 к 20 | 8 к 40 | |||||||
5/11
| 2/3 | 8/9 | ||||||
|
- Что называется отношением двух чисел?
- Что показывает отношение двух чисел?
- Какую часть первое число составляет от второго?
- Сколько процентов одно число составляет от другого?
III. Изучение нового материала
- Устная работа.
-Придумайте отношения, равное 4
-Если наши отношения равны 4, я могу записать из них равенства:
200:50=80:20
12:3=160:40
36:9=280:70
-Как по-другому можно записать равенство? (Записать частное в виде дроби.)
40 12
--- ==---
10 3
Определение. Равенство двух отношений называют пропорцией.
- Работа над новой темой.
Общий вид пропорции:
a : b=c : d или
Чтение записи a : b=c : d следующее:
«Отношение a к b равно отношению c к d»; Чтение записи : «a так относится к b, как c относится к d».
Числа a и d называются крайними членами пропорции, а числа b и c – средними членами, a≠0, b≠0, c≠0, d≠0.
- Назовите крайние и средние члены пропорций.
средние
a : b = c : d
крайние
Задание 1. Установить является ли пропорцией равенство:
Вопросы к учащимся.
Формулируется определение понятия пропорции записывается учащимися в тетрадь.
(Задание записано на доске, Выполняется учениками устно)
а) [ пропорция, так как 0,3=0,3];
б) [равенство не является пропорцией, так как ].
Задание 2. В пропорции 2,4:0,6=8:2 найдем произведение её крайних и произведение её средних членов:
2,4·2=4,8 и 0,6·8=4,8.
Получим, что 2,4·2=0,6·8.
Задание 3. Найдите произведение крайних членов пропорции и произведение средних членов:
а) [6·9=3·18; 72=72];
б)
-Что интересного заметили?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: Произведение крайних членов равно произведению средних членов.
Итак,мы вывели основное свойство пропорции.
В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.
-Верно ли обратное утверждение? Сформулируйте его.
Приведите свой пример.[Если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верна.]
Запишем основное свойство пропорции:
; a · d= b · c.
или a : b = c : d; a · d= b · c.
И обратно: если a · d= b · c, то .
Далее создается проблемная ситуация: Можно ли из данной пропорции составить новые пропорции? Сколько?
На размышление учащимся дается две минуты, затем верное решение демонстрируется на доске
Вывод делают сами ученики.
Вопросы к учащимся.
Запись в тетрадях учащихся.
a : b = c : d
a · d= b · c
Задание 4. Используя верное равенство: 5·1,2=2·3, составьте четыре верные пропорции.
Решение. Из верного равенства 5·1,2=2·3 получаем четыре пропорции:
- верная пропорция, так как 5·1,2=2·3, 6=6.
- верная пропорция;
- верная пропорция;
- верная пропорция.
Используя основное свойство пропорции, можно найти ее неизвестный член, если все остальные члены известны.
Пример 1. Найдите в пропорции n:0,6=7:2,1 неизвестный крайний член n.
Решение. n:0,6=7:2,1;
n·2,1=0,6·7;
n=; n=; n=2.
Ответ: n=2.
Пример 2. Решим уравнение:
1 способ: 2 способ:
0,2·0,105=х·0,7.
Ответ: х=0,03. Ответ: х=0,03.
IV. Закрепление изученного материала
№762(в, д - устно, а, е -письменно).
Решение.
в) неверная пропорция; д) верная пропорция;
а) е)
- верная. - неверная.
№763(в,г,д,з). Решить уравнение.
Ответы. в) ; г) ; д) х=1,23; з) х=3.
V. Домашнее задание
§4, п. 21, №№776, 777(а, в), 781(а).
VI. Подведение итогов урока
1. Что такое пропорция?
2. Сформулируйте основное свойство пропорции.
3. Сколько можно составить новых пропорций из данной?
Сообщаются оценки учащимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по математике 5 класс "Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д."
Конспект урока, презентация к уроку, тест....
Методическая разработка урока по математике, 1 класс
В данном материале представлен конспект урока по математике для учащихся 1 класса, III четверть....
Методическая разработка урока по математике 6 класса по теме: «Пропорция. Решение задач» (игровые технологии, здоровьесберегающие технологии)
Цели: Закрепить знание понятий отношения, процент и пропорция; отработать навык определения вида зависимости величин, умение решать задачи с помощью пропорции; способствовать развитию матем...
Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Смешанные числа"
В данной презентации представлены задания, которые позволяют обобщить и систематизировать знания по теме «Смешанные числа»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, ...
Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Пропорции"
В данной презентации представлен обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Пропорции". Урок выстроен, используя УМК Н.Я. Виленкина и др 2019 года.Материал презентации позвол...
Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Умножение десятичных дробей"
В данной презентации представлен обобщающий урок по математике 5 класс по теме "Умножение десятичных дробей". При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и другие, ...
Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Умножение и деление рациональных чисел"
В данной презентации представлен обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Умножение и деление рациональных чисел".При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Ж...