Конспект урока по математике в 6 классе по теме: "Сложение и вычитание чисел с разными знаками"
план-конспект занятия по алгебре (6 класс) на тему

Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание чисел с разными знаками" проходит в форме игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике  

для 6 класса на тему:

«Сложение и вычитание

положительных и отрицательных чисел».

Тип урока: обобщающий урок – игра.

Цели урока:

Образовательная цель: 

- закрепить изученные понятия, научить применять и пользоваться полученными знаниями;

- продолжить формирование навыков работы с целыми числами;

- познакомить учащихся с некоторыми фактами из истории математики, привить интерес к науке.

Воспитательная цель: 

- воспитание нравственных качеств личности, таких как ответственность, аккуратность, дисциплинированность;

- воспитание культуры общения.

Развивающая цель: 

- развитие у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;

- развитие  психических процессов, таких как память, внимание, мышление, а также наблюдательности, активности, самостоятельности.

Требования к ЗУНам учащихся:

Учащиеся должны знать:

- правило сложения отрицательных чисел;

- правила сложения и вычитания чисел с разными знаками;

- имена великих ученых-математиков, сделавших вклад в развитие теории чисел.

Учащиеся должны уметь:

- применять правила при выполнении упражнений.

 

Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, плакат-мозаика, рабочие листы, карточки с заданиями, тесты, листы с домашним заданием.

Организационный период:

- подготовка выступлений троих учащихся (правила в стихах );

- оформление презентации.

План урока:

  1. Организационный момент, постановка цели - 2 мин.
  2. Историческая справка – 5 мин
  3. Разминка – «Вспомни правила», дидакт. игра «Реши и прочти» – 8 мин.
  4. Собери мозаику – 5 мин.
  5. Физминутка. 1 мин.
  6. Дидактическая игра «Поле чудес» -10 мин.
  7. Тест – 10 мин.
  8. Постановка домашнего задания - 1 мин.
  9. Подведение итогов – 5 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность помещения к уроку.

Ребята, сегодня мы с вами завершаем изучение темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». Урок сегодня немного не обычный – в виде игры, но это не значит, что нужно расслабиться и ничего не делать. У каждого есть шанс заработать две хорошие оценки. А для этого вы должны быть активны и внимательны. Перед каждым на парте лежит чистый лист – черновик и рабочий лист с таблицами к заданиям. По ходу урока вы должны будете их заполнить.

Вы знаете как выглядят отрицательные числа, где они расположены на координатной прямой. А знаете ли Вы когда и где они появились, имена каких великих ученых связаны с их открытием, кому обязаны отрицательные числа своим существованием? Сегодня на уроке мы постараемся в этом разобраться. А также закрепить знания по данной теме.  Но для этого вам нужно будет применить все свои знания по выше названной теме.

  1. Историческая справка.

Выступление учащегося.

  1. Разминка – «Вспомни правила», дидактическая игра «Реши и прочти» (устно). 

Ребята, давайте вспомним правила, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках.

А сделаем мы это необычно - в стихах:

1-ый ученик:

Числа отрицательные, новые для нас,

Лишь совсем недавно изучил наш класс.

Сразу поприбавилось всем теперь мороки –

Учат – учат правила дети все уроки.

2-ой ученик:

Если уж захочется вам сложить

Числа отрицательные, нечего тужить:

Надо сумму модулей быстренько узнать,

К ней потом знак «минус» взять да приписать.

3-ий ученик:

Если числа с разными знаками дадут,

Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут.

Больший модуль быстро очень выбираем.

Из него мы меньший вычитаем.

Самое же главное – знак не позабыть!

- Вы какой поставите? – мы хотим спросить

- Вам секрет откроем, проще дела нет,

Знак, где модуль больше, запиши в ответ.

Хорошо. Правила вы знаете, а умеете ли вы их применять? Сейчас мы это узнаем. Необходимо по порядку выполнить 11 заданий, вписать ответы в таблицу на рабочем листе и упорядочить полученные числа по возрастанию.  

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Найти сумму -8 и 5                        

Найти сумму -12 и 5                      

Найти сумму -100 и 100                

Найти модуль -38                          

Найти модуль суммы -10 и 5        

Найти разность -13 и 7                  

Найти разность 40 и 90                

Найти разность -400 и 50            

Найти сумму  -25 и -34                

Найти разность  -120 и -20            

Найти сумму 56 и -110                  

У

Г

П

А

Т

А

М

Б

А

Р

Х

Итак, называем свои ответы по цепочке, начиная с первой парты первого ряда.

(Учащиеся решают примеры устно и одновременно записывают ответы в таблицу на рабочем листе.)

У

Г

П

А

Т

А

М

Б

А

Р

Х

Ответы:

У

Г

П

А

Т

А

М

Б

А

Р

Х

-3

-7

0

38

5

-20

-50

-450

-59

-100

-54

  Прошу одного ученика упорядочить числа по возрастанию

(Учащиеся упорядочивают числа по возрастанию.)

Ответ: 

Б

Р

А

Х

М

А

Г

У

П

Т

А

-450

-100

-59

-54

-50

-20

-7

-3

0

5

38

 Итак, загадано слово – БРАХМАГУПТА. Вы конечно же узнали имя индийского математика Брахмагупты, который жил в VII в. и один из первых стал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа этот математик представлял как «имущество», а отрицательные числа – как «долги». Вот правила сложения и вычитания, изложенные индийским математиком Брахмагуптой:

Современная запись

Правила Брахмагупты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

a + b = c

(- a) + (- b) = - c

a + (- b) = a – b

a + (- a) = 0

0 + (- a) = - a

0 + a = a

0 – (- a) = a

0 – a = - a

Сумма двух имуществ есть имущество.

Сумма двух долгов есть долг.

Сумма имущества и долга равна их разности.

Сумма имущества и равного долга равна нулю.

Сумма нуля и долга есть долг.

Сумма нуля и имущества есть имущество.

Долг, вычитаемый из нуля, становится  имуществом.

Имущество, вычитаемое из нуля, становится долгом.

Постарайтесь перевести правила Брахмагупты на современный язык.

(Примерный ответ учащихся:

  1. Сумма двух положительных чисел – число положительное.
  2. Сумма двух отрицательных чисел - число отрицательное.
  3. Сумма положительного и отрицательного числа равна их разности.
  4. Сумма противоположных чисел равна нулю.
  5. Сумма положительного числа и нуля есть само число.
  6. Сумма отрицательного числа и нуля есть само число.
  7. Если из нуля вычесть отрицательное число, то получится число положительное.
  8. Если из нуля вычесть положительное число, то получится число отрицательное.)

  1. Собери мозаику.

 Ребята, я хотела показать вам красивую мозаику, но когда я шла к вам на урок  нечаянно её рассыпала, поэтому хочу попросить вас собрать мозаику заново. Но для этого вам нужно каждому выполнить задание, которое написано на обратной стороне составной части мозаики, и приложить эту часть к нужной ячейке на плакате: ответ на ячейке должен совпасть с ответом на задание.  

(Учитель раздает ученикам части мозаики, на обратной стороне которых написаны задания)

(Учащиеся выполняют задания на черновиках, получают ответ и закрепляют свою часть мозаики на плакате.)

 Молодцы! Спасибо за помощь.

  1. Физминутка.

  1. Дидактическая игра «Поле чудес».

 Следующая игра, в которую мы поиграем – это «Поле чудес». Для того, чтобы отгадать фразу, вы снова должны вспомнить правила сложения отрицательных чисел, чисел с разными знаками и применив их решить примеры.

(учитель раздает каждому ученику карточку с 6-тью примерами. Всего вариантов карточек 5: примеры 1-6, 7-12, 13-18, 19-24, 25-30.)

Решив примеры, напротив каждого ответа поставьте букву, ему соответствующую. Для этого воспользуйтесь таблицей 3 на рабочем листе:

А

Б

Д

Е

Ж

И

К

М

О

П

Р

С

Т

У

Ь

Ч

-7,6

9,3

-3,5

-6,1

-9,2

-5,4

-2,9

8

-8

-5,2

-42

5,7

0

-8,3

5,3

-9,6

(Учащиеся решают примеры на черновике, ответы записывают на карточки, напротив каждого ответа – соответствующую букву.)

Что же получилось? (Учащиеся по порядку называют ответ и соответствующую букву.)

Получили: ПОДРУЖИСЬ С МАТЕМАТИКОЙ УДАЧИ ТЕБЕ! Ну что же, победа за вами!

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

П

О

Д

Р

У

Ж

И

С

Ь

С

М

А

Т

Е

М

А

Т

И

К

О

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Й

У

Д

А

Ч

И

Т

Е

Б

Е

  1. Тест.

 А сейчас, ребята, вы еще раз покажете свои знания по теме и напишите небольшой тест. В тесте 5 заданий, для каждого задания предлагается 4 ответа, один из которых правильный. Вам необходимо отметить этот правильный ответ в табличке внизу.

(Учитель раздает учащимся листы с тестами)

(Взаимопроверка)

(Учащиеся выполняют задания теста.)

  1. Постановка домашнего задания.

Ваше домашнее задание будет необычным. Каждый из вас получит по карточке. Задача: решить примеры, результаты упорядочить по убыванию и получить слово, которое будет являться ответом на поставленный вопрос

  1. Подведение итогов.

Рефлексия.

Продолжите фразу

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу…
  6. я почувствовал, что…
  7. я приобрел…
  8. я научился…
  9. у меня получилось …
  10. я смог…
  11. я попробую…
  12. меня удивило…
  13. урок дал мне для жизни

Итак, сегодня на уроке мы завершили изучение темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». Теперь вы немного узнали историю отрицательных чисел и смело можете переходить к умножению и делению отрицательных чисел. Удачи вам! 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фамилия, имя_______________________________класс___________

  1. Реши и прочти.

    У

    Г

    П

    А

    Т

    А

   М

    Б

    А

    Р

    Х

Расположи полученные числа по возрастанию.

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

  1. Собери мозаику.

  1. Поле чудес.

А

Б

Д

Е

Ж

И

К

М

О

П

Р

С

Т

У

Ь

Ч

-7,6

9,3

-3,5

-6,1

-9,2

-5,4

-2,9

8

-8

-5,2

-42

5,7

0

-8,3

5,3

-9,6

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Разрезаем плакат на прямоугольники, количество которых соответствует  количеству учеников в классе. На обратной стороне плаката (там где нет изображения пишем задачи разного содержания, на доске вывешиваем ватман такого же размера как плакат. На нем написаны ответы.Дети решают задачи или примеры, а затем прикрепляют свои задачи к соответствующим ответам на доске, картинкой вверх. Если все задания решили правильно, то и плакат примет исходное изображение.

Задание

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вычислить:  - 4 – (-80)=                                                                                      

Решить уравнение:  X + 0,4= – 2,3                                                                  

Найти: 1000 – (-917)=

  Решить уравнение: -4,5+У=19                                                                        

 Вычислить:  -80+84=

Найти корень уравнения  -6 + x = -13,1                                                      

Число, противоположное 45                                                                             Вычислить: -1,6 + (-4,7) =                                                                                                                                                                                                            

Число, которое не является ни положительным, не отрицательным              Вычисли: -0,47+0,84                                                                                        

76

-2,7

1917

23,5

4

-7,1

-45

-6,3

0

0,37

                                                                                     

                                                                                             

   

 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задания: 5 вариантов.                              Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

- 3,4 + (- 1,8)  

– 3,2 + (- 4,8)  

-11,3 + 7,8

-37 + (- 5)

- 4,8 + (- 3,5)

-4,5 + (- 4,7)

-0,5 + (- 4,9)

– 21,4 + 27,1

– 11,3 + 16,6

15 + (- 9,3)

 - 4,1 + 12,1

- 3,5 + (- 4,1)

1,6 + (- 1,6)

– 9,6 + 3,5

16,3 + (- 8,3)

– 4,9 + (- 2,9)

– 9,2 + 9,2

4,6 + (- 10)

 – 13,8 + 10,9

3,2 + (- 11,2)

– 18 + 12,6

– 19,1 + 10,8

- 7,1 + 3,6

– 18,5 + 10,9

 – 14,5 + 4,9

-13,7 + 8,3

37,1 + (-37,1)

– 2,7 + (- 3,4)

15,1 + (- 5,8)

11,4 + (-17,5)

-5,2

-8

-3,5

-42

-8,3

-9,2

-5,4

5,7

5,3

5,7

8

-7,6

0

-6,1

8

-7,6

0

-5,4

-2,9

-8

-5,4

-8,3

-3,5

-7,6

-9,6

-5,4

0

-6,1

9,3

-6,1

П

О

Д

Р

У

Ж

И

С

Ь

С

М

А

Т

Е

М

А

Т

И

К

О

Й

У

Д

А

Ч

И

Т

Е

Б

Е

  1.  - 3,4 + (- 1,8)  
  2.  – 3,2 + (- 4,8)  
  3. -11,3 + 7,8
  4.  -37 + (- 5)
  5.  - 4,8 + (- 3,5)
  6.  -4,5 + (- 4,7)

  1.  -0,5 + (- 4,9)
  2.  – 21,4 + 27,1
  3.  – 11,3 + 16,6
  4.   15 + (- 9,3)
  5.    - 4,1 + 12,1
  6.   - 3,5 + (- 4,1)

  1.   1,6 + (- 1,6)
  2.    – 9,6 + 3,5
  3.   16,3 + (- 8,3)
  4.   – 4,9 + (- 2,9)
  5.   – 9,2 + 9,2
  6.   4,6 + (- 10)

  1.   – 13,8 + 10,9
  2.   3,2 + (- 11,2)
  3.   – 18 + 12,6
  4.   – 19,1 + 10,8
  5.   - 7,1 + 3,6
  6.   – 18,5 + 10,9

  1. – 14,5 + 4,9
  2. -13,7 + 8,3
  3. 37,1 + (-37,1)
  4. – 2,7 + (- 3,4)
  5. 15,1 + (- 5,8)
  6. 11,4 + (-17,5)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Домашнее задание.

   

              «Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на славянский язык переведенная и во едино собрана, и на две книги разделена...» Так была названа громадная книга, написанная в 1709 г. одним из самых образованных людей России XVIII в. Она содержала не только сведения из арифметики, но и основы знаний по алгебре, геометрии, астрономии, метеорологии. Эту книгу можно назвать энциклопедией математических знаний того времени. Автор этой книги родился в 1669 г., а умер в 1739 г.  Кто был автором первого русского учебника арифметики?

1)Ломоносов;

2)Радищев;

3)Магницкий.

Вы узнаете его имя, если выполните следующее задание:

а) Решите приведённые ниже примеры;

б) Выберете максимальный и минимальный результаты;

в) От модуля минимального результата отнимите максимальный результат;

г) Возьмите только целую часть и отнимите от неё число 3- полученное число и будет являться ответом.

а)-0,47 - 0,75 ;  

б) + (-1);  

в) –0,36-0,83;

г) 

д)-5,2+ 4,7;  

е) 0,55 + (-0,84);  

ж)  

з)    

и) ;

к) 2,56+(- 3,13);

л)-4+2

Ответ: 3 (Магницкий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике 5 класс по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок по математике в 5 классе по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей" Цель этого урока: отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей; развитие логического мышления; повышение...

Конспект урока по математике 5 класса Мерзляк по теме Ряд натуральных чисел

План-конспект урока по теме "Ряд натуральных чисел"...

Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"...

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру.

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру....

Конспект урока по алгебре 8 класс по теме Сложение и вычитание алгебраических дробей

Конспект урока по алгебре 8 класс по теме Сложение и вычитание алгебраических дробей. Планируемые результаты: (знания, умения, представления):формулировать основное свойство алгебраической дроби ...