Конспект урока по математике в 6 классе по теме: "Сложение и вычитание чисел с разными знаками"
план-конспект занятия по алгебре (6 класс) на тему
Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание чисел с разными знаками" проходит в форме игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_slozhenie_i_vychitanie_chisel_s_raznymi_znakami_.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике
для 6 класса на тему:
«Сложение и вычитание
положительных и отрицательных чисел».
Тип урока: обобщающий урок – игра.
Цели урока:
Образовательная цель:
- закрепить изученные понятия, научить применять и пользоваться полученными знаниями;
- продолжить формирование навыков работы с целыми числами;
- познакомить учащихся с некоторыми фактами из истории математики, привить интерес к науке.
Воспитательная цель:
- воспитание нравственных качеств личности, таких как ответственность, аккуратность, дисциплинированность;
- воспитание культуры общения.
Развивающая цель:
- развитие у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
- развитие психических процессов, таких как память, внимание, мышление, а также наблюдательности, активности, самостоятельности.
Требования к ЗУНам учащихся:
Учащиеся должны знать:
- правило сложения отрицательных чисел;
- правила сложения и вычитания чисел с разными знаками;
- имена великих ученых-математиков, сделавших вклад в развитие теории чисел.
Учащиеся должны уметь:
- применять правила при выполнении упражнений.
Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, плакат-мозаика, рабочие листы, карточки с заданиями, тесты, листы с домашним заданием.
Организационный период:
- подготовка выступлений троих учащихся (правила в стихах );
- оформление презентации.
План урока:
- Организационный момент, постановка цели - 2 мин.
- Историческая справка – 5 мин
- Разминка – «Вспомни правила», дидакт. игра «Реши и прочти» – 8 мин.
- Собери мозаику – 5 мин.
- Физминутка. 1 мин.
- Дидактическая игра «Поле чудес» -10 мин.
- Тест – 10 мин.
- Постановка домашнего задания - 1 мин.
- Подведение итогов – 5 мин.
Ход урока:
- Организационный момент. Постановка цели.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность помещения к уроку.
Ребята, сегодня мы с вами завершаем изучение темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». Урок сегодня немного не обычный – в виде игры, но это не значит, что нужно расслабиться и ничего не делать. У каждого есть шанс заработать две хорошие оценки. А для этого вы должны быть активны и внимательны. Перед каждым на парте лежит чистый лист – черновик и рабочий лист с таблицами к заданиям. По ходу урока вы должны будете их заполнить.
Вы знаете как выглядят отрицательные числа, где они расположены на координатной прямой. А знаете ли Вы когда и где они появились, имена каких великих ученых связаны с их открытием, кому обязаны отрицательные числа своим существованием? Сегодня на уроке мы постараемся в этом разобраться. А также закрепить знания по данной теме. Но для этого вам нужно будет применить все свои знания по выше названной теме.
- Историческая справка.
Выступление учащегося.
- Разминка – «Вспомни правила», дидактическая игра «Реши и прочти» (устно).
Ребята, давайте вспомним правила, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках.
А сделаем мы это необычно - в стихах:
1-ый ученик:
Числа отрицательные, новые для нас,
Лишь совсем недавно изучил наш класс.
Сразу поприбавилось всем теперь мороки –
Учат – учат правила дети все уроки.
2-ой ученик:
Если уж захочется вам сложить
Числа отрицательные, нечего тужить:
Надо сумму модулей быстренько узнать,
К ней потом знак «минус» взять да приписать.
3-ий ученик:
Если числа с разными знаками дадут,
Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут.
Больший модуль быстро очень выбираем.
Из него мы меньший вычитаем.
Самое же главное – знак не позабыть!
- Вы какой поставите? – мы хотим спросить
- Вам секрет откроем, проще дела нет,
Знак, где модуль больше, запиши в ответ.
Хорошо. Правила вы знаете, а умеете ли вы их применять? Сейчас мы это узнаем. Необходимо по порядку выполнить 11 заданий, вписать ответы в таблицу на рабочем листе и упорядочить полученные числа по возрастанию.
I II III IV V VI VII VIII IX X XI | Найти сумму -8 и 5 Найти сумму -12 и 5 Найти сумму -100 и 100 Найти модуль -38 Найти модуль суммы -10 и 5 Найти разность -13 и 7 Найти разность 40 и 90 Найти разность -400 и 50 Найти сумму -25 и -34 Найти разность -120 и -20 Найти сумму 56 и -110 | У Г П А Т А М Б А Р Х |
Итак, называем свои ответы по цепочке, начиная с первой парты первого ряда.
(Учащиеся решают примеры устно и одновременно записывают ответы в таблицу на рабочем листе.)
У | Г | П | А | Т | А | М | Б | А | Р | Х |
Ответы:
У | Г | П | А | Т | А | М | Б | А | Р | Х |
-3 | -7 | 0 | 38 | 5 | -20 | -50 | -450 | -59 | -100 | -54 |
Прошу одного ученика упорядочить числа по возрастанию
(Учащиеся упорядочивают числа по возрастанию.)
Ответ:
Б | Р | А | Х | М | А | Г | У | П | Т | А |
-450 | -100 | -59 | -54 | -50 | -20 | -7 | -3 | 0 | 5 | 38 |
Итак, загадано слово – БРАХМАГУПТА. Вы конечно же узнали имя индийского математика Брахмагупты, который жил в VII в. и один из первых стал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа этот математик представлял как «имущество», а отрицательные числа – как «долги». Вот правила сложения и вычитания, изложенные индийским математиком Брахмагуптой:
Современная запись | Правила Брахмагупты | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | a + b = c (- a) + (- b) = - c a + (- b) = a – b a + (- a) = 0 0 + (- a) = - a 0 + a = a 0 – (- a) = a 0 – a = - a | Сумма двух имуществ есть имущество. Сумма двух долгов есть долг. Сумма имущества и долга равна их разности. Сумма имущества и равного долга равна нулю. Сумма нуля и долга есть долг. Сумма нуля и имущества есть имущество. Долг, вычитаемый из нуля, становится имуществом. Имущество, вычитаемое из нуля, становится долгом. |
Постарайтесь перевести правила Брахмагупты на современный язык.
(Примерный ответ учащихся:
- Сумма двух положительных чисел – число положительное.
- Сумма двух отрицательных чисел - число отрицательное.
- Сумма положительного и отрицательного числа равна их разности.
- Сумма противоположных чисел равна нулю.
- Сумма положительного числа и нуля есть само число.
- Сумма отрицательного числа и нуля есть само число.
- Если из нуля вычесть отрицательное число, то получится число положительное.
- Если из нуля вычесть положительное число, то получится число отрицательное.)
- Собери мозаику.
Ребята, я хотела показать вам красивую мозаику, но когда я шла к вам на урок нечаянно её рассыпала, поэтому хочу попросить вас собрать мозаику заново. Но для этого вам нужно каждому выполнить задание, которое написано на обратной стороне составной части мозаики, и приложить эту часть к нужной ячейке на плакате: ответ на ячейке должен совпасть с ответом на задание.
(Учитель раздает ученикам части мозаики, на обратной стороне которых написаны задания)
(Учащиеся выполняют задания на черновиках, получают ответ и закрепляют свою часть мозаики на плакате.)
Молодцы! Спасибо за помощь.
- Физминутка.
- Дидактическая игра «Поле чудес».
Следующая игра, в которую мы поиграем – это «Поле чудес». Для того, чтобы отгадать фразу, вы снова должны вспомнить правила сложения отрицательных чисел, чисел с разными знаками и применив их решить примеры.
(учитель раздает каждому ученику карточку с 6-тью примерами. Всего вариантов карточек 5: примеры 1-6, 7-12, 13-18, 19-24, 25-30.)
Решив примеры, напротив каждого ответа поставьте букву, ему соответствующую. Для этого воспользуйтесь таблицей 3 на рабочем листе:
А | Б | Д | Е | Ж | И | К | М | О | П | Р | С | Т | У | Ь | Ч |
-7,6 | 9,3 | -3,5 | -6,1 | -9,2 | -5,4 | -2,9 | 8 | -8 | -5,2 | -42 | 5,7 | 0 | -8,3 | 5,3 | -9,6 |
(Учащиеся решают примеры на черновике, ответы записывают на карточки, напротив каждого ответа – соответствующую букву.)
Что же получилось? (Учащиеся по порядку называют ответ и соответствующую букву.)
Получили: ПОДРУЖИСЬ С МАТЕМАТИКОЙ УДАЧИ ТЕБЕ! Ну что же, победа за вами!
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
П | О | Д | Р | У | Ж | И | С | Ь | С | М | А | Т | Е | М | А | Т | И | К | О |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Й | У | Д | А | Ч | И | Т | Е | Б | Е |
- Тест.
А сейчас, ребята, вы еще раз покажете свои знания по теме и напишите небольшой тест. В тесте 5 заданий, для каждого задания предлагается 4 ответа, один из которых правильный. Вам необходимо отметить этот правильный ответ в табличке внизу.
(Учитель раздает учащимся листы с тестами)
(Взаимопроверка)
(Учащиеся выполняют задания теста.)
- Постановка домашнего задания.
Ваше домашнее задание будет необычным. Каждый из вас получит по карточке. Задача: решить примеры, результаты упорядочить по убыванию и получить слово, которое будет являться ответом на поставленный вопрос
- Подведение итогов.
Рефлексия.
Продолжите фразу
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни
Итак, сегодня на уроке мы завершили изучение темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». Теперь вы немного узнали историю отрицательных чисел и смело можете переходить к умножению и делению отрицательных чисел. Удачи вам!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Фамилия, имя_______________________________класс___________
- Реши и прочти.
У | Г | П | А | Т | А | М | Б | А | Р | Х |
Расположи полученные числа по возрастанию.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Собери мозаику.
- Поле чудес.
А | Б | Д | Е | Ж | И | К | М | О | П | Р | С | Т | У | Ь | Ч |
-7,6 | 9,3 | -3,5 | -6,1 | -9,2 | -5,4 | -2,9 | 8 | -8 | -5,2 | -42 | 5,7 | 0 | -8,3 | 5,3 | -9,6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Разрезаем плакат на прямоугольники, количество которых соответствует количеству учеников в классе. На обратной стороне плаката (там где нет изображения пишем задачи разного содержания, на доске вывешиваем ватман такого же размера как плакат. На нем написаны ответы.Дети решают задачи или примеры, а затем прикрепляют свои задачи к соответствующим ответам на доске, картинкой вверх. Если все задания решили правильно, то и плакат примет исходное изображение.
№ | Задание | Ответ |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Вычислить: - 4 – (-80)= Решить уравнение: X + 0,4= – 2,3 Найти: 1000 – (-917)= Решить уравнение: -4,5+У=19 Вычислить: -80+84= Найти корень уравнения -6 + x = -13,1 Число, противоположное 45 Вычислить: -1,6 + (-4,7) = Число, которое не является ни положительным, не отрицательным Вычисли: -0,47+0,84 | 76 -2,7 1917 23,5 4 -7,1 -45 -6,3 0 0,37 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задания: 5 вариантов. Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 | - 3,4 + (- 1,8) – 3,2 + (- 4,8) -11,3 + 7,8 -37 + (- 5) - 4,8 + (- 3,5) -4,5 + (- 4,7) -0,5 + (- 4,9) – 21,4 + 27,1 – 11,3 + 16,6 15 + (- 9,3) - 4,1 + 12,1 - 3,5 + (- 4,1) 1,6 + (- 1,6) – 9,6 + 3,5 16,3 + (- 8,3) – 4,9 + (- 2,9) – 9,2 + 9,2 4,6 + (- 10) – 13,8 + 10,9 3,2 + (- 11,2) – 18 + 12,6 – 19,1 + 10,8 - 7,1 + 3,6 – 18,5 + 10,9 – 14,5 + 4,9 -13,7 + 8,3 37,1 + (-37,1) – 2,7 + (- 3,4) 15,1 + (- 5,8) 11,4 + (-17,5) | -5,2 -8 -3,5 -42 -8,3 -9,2 -5,4 5,7 5,3 5,7 8 -7,6 0 -6,1 8 -7,6 0 -5,4 -2,9 -8 -5,4 -8,3 -3,5 -7,6 -9,6 -5,4 0 -6,1 9,3 -6,1 | П О Д Р У Ж И С Ь С М А Т Е М А Т И К О Й У Д А Ч И Т Е Б Е |
- - 3,4 + (- 1,8)
- – 3,2 + (- 4,8)
- -11,3 + 7,8
- -37 + (- 5)
- - 4,8 + (- 3,5)
- -4,5 + (- 4,7)
- -0,5 + (- 4,9)
- – 21,4 + 27,1
- – 11,3 + 16,6
- 15 + (- 9,3)
- - 4,1 + 12,1
- - 3,5 + (- 4,1)
- 1,6 + (- 1,6)
- – 9,6 + 3,5
- 16,3 + (- 8,3)
- – 4,9 + (- 2,9)
- – 9,2 + 9,2
- 4,6 + (- 10)
- – 13,8 + 10,9
- 3,2 + (- 11,2)
- – 18 + 12,6
- – 19,1 + 10,8
- - 7,1 + 3,6
- – 18,5 + 10,9
- – 14,5 + 4,9
- -13,7 + 8,3
- 37,1 + (-37,1)
- – 2,7 + (- 3,4)
- 15,1 + (- 5,8)
- 11,4 + (-17,5)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Домашнее задание.
«Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на славянский язык переведенная и во едино собрана, и на две книги разделена...» Так была названа громадная книга, написанная в 1709 г. одним из самых образованных людей России XVIII в. Она содержала не только сведения из арифметики, но и основы знаний по алгебре, геометрии, астрономии, метеорологии. Эту книгу можно назвать энциклопедией математических знаний того времени. Автор этой книги родился в 1669 г., а умер в 1739 г. Кто был автором первого русского учебника арифметики?
1)Ломоносов;
2)Радищев;
3)Магницкий.
Вы узнаете его имя, если выполните следующее задание:
а) Решите приведённые ниже примеры;
б) Выберете максимальный и минимальный результаты;
в) От модуля минимального результата отнимите максимальный результат;
г) Возьмите только целую часть и отнимите от неё число 3- полученное число и будет являться ответом.
а)-0,47 - 0,75 ;
б) + (-1);
в) –0,36-0,83;
г)
д)-5,2+ 4,7;
е) 0,55 + (-0,84);
ж)
з)
и) ;
к) 2,56+(- 3,13);
л)-4+2
Ответ: 3 (Магницкий)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математике 5 класс по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок по математике в 5 классе по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей" Цель этого урока: отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей; развитие логического мышления; повышение...
Конспект урока по математике 5 класса Мерзляк по теме Ряд натуральных чисел
План-конспект урока по теме "Ряд натуральных чисел"...
Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"...
План-конспект урока алгебры в 7 классе на тему «Сложение и вычитание многочленов»
План - конспект урока....
Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру.
Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру....
Конспект урока по алгебре 8 класс по теме Сложение и вычитание алгебраических дробей
Конспект урока по алгебре 8 класс по теме Сложение и вычитание алгебраических дробей. Планируемые результаты: (знания, умения, представления):формулировать основное свойство алгебраической дроби ...