Учебный проект "Как узнать правду?"
проект по алгебре (6 класс) на тему
В работе учащиеся исследовали различные способы выявления правды: от пыток до современного полиграфа. Ребята сконструировали и провели тестирования на модели кожно-гальванического детектора лжи. Познакомившись с проектом, вы сможете узнать, к каким выводам о честности современного общества пришли авторы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_uznat_pravdu.rar | 370.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
дворец творчества детей и молодежи города Смоленска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 29 с углубленным изучением отдельных предметов» города Смоленска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 имени академика Б.Н.Петрова»
Учебный проект
КАК УЗНАТЬ ПРАВДУ?
АВТОРЫ:
ученица 6 класса Е
КУЛИК Эльвира Олеговна (МБОУ « СШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Смоленска»)
ученик 6 класса Е
ГРИГОРЬЕВ Никита Андреевич (МБОУ « СШ № 29 суглубленным изучением отдельных предметов» г. Смоленска»)
ученица 6 класса В
ОСИПЕНКОВА Виолетта Андреевна (МБОУ «Лицей № 1 имени академика Б.Н. Петрова»)
ученик 6 класса В
КАУРКИН Владимир Владиславович (МБОУ «Лицей № 1 имени академика Б.Н. Петрова»)
РУКОВОДИТЕЛИ:
Учитель математики МБОУ «СШ №29 с углубленным изучением отдельных предметов г. Смоленска» НИЗОХИНА Марина Петровна
Учитель начальных классов МБОУ « Лицей №1 имени академика Б.Н.Петрова» ЯРЕМЧУК Анжелика Федоровна
Методист, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ ВАСИЛЬЕВА Надежда Владимировна
Начало работы: октябрь 2012 г. Завершение работы: октябрь 2014 г.
2014 – 2015 учебный год г. Смоленск
ПЛАН
Страница | |
1. ВВЕДЕНИЕ. | 3 |
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. | 4 – 26 |
2.1. Методы исследования и используемые ресурсы. | 4 |
2.2. Анализ информационных источников. | 5 |
2.3. Описание хода работы. | 6-25 |
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. | 26 |
4. ИСТОЧНИКИ. | 27 |
1. ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: во все времена люди стремились узнать правду, современный человек – не исключение. Чем больше человек знает, тем большее количество факторов он учитывает, это очень важный аспект, когда нужно принимать правильные решения. В наш век информации, победить может только тот, кто этой информацией обладает.
ПРОБЛЕМА: как узнать правду, как выявить ложь.
ГИПОТЕЗА: распознать правду – ложь можно с помощью психологических, физических, детективных, технических средств.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: методы выявления правды.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: классификация и обобщение методов выявления правды, разработка модели детектора лжи.
ЦЕЛЬ: создание классификации методов выявления правды, изучение современных полиграфов, конструирование модели детектора лжи, проведение социологических опросов на предмет выявления правды, театрализация «Сказка о Правде и Кривде».
ЗАДАЧИ:
- познакомиться с научной литературой;
- изучить различные методы выявления правды;
- познакомиться с историей возникновения детектора лжи, его классификациями, процедурой проведения тестирования;
- изучить применение полиграфа в криминалистической области и скрининговых исследованиях;
- рассмотреть примеры использования полиграфа в шоу-бизнесе;
- сконструировать модель полиграфа;
- провести социологические опросы на предмет выявления правды и проанализировать результаты с помощью математического аппарата;
- Театрализовать русскую народную сказку из сборника А.Н.Афанасьева «Правда и Кривда».
ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ: мультимедийный продукт (презентация), сконструированная модель детектора лжи, театрализация русской народной сказки из сборника А.Н.Афанасьева «Правда и Кривда».
В дальнейшем презентация, модель детектора лжи и театрализация могут быть использованы в качестве наглядного пособия на уроках физики в 8 классе (при изучении темы «Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников»), математики в 5 классе (при изучении темы «Задачи на проценты»), математики в 6 классе (при изучении темы «Вероятность»), на занятиях математического кружка «Занимательная математика», ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) (при изучении темы «Что значит быть моральным?»), окружающему миру (2 класс) (при изучении темы «Умеешь ли ты общаться?»), окружающему миру (4 класс) (при изучении темы «Как жить в мире людей?»), в театрализованных представлениях Дворца творчества детей и молодежи г. Смоленска.
Мультимедийное пособие составлено в соответствии с требованиями СанПинов:
- сочетание цветовой гаммы фона и шрифта одобрено психологами и медиками;
- минимальный размер шрифта 24 пт;
- все иллюстрации сжаты, откорректированы по контрастности, яркости и цвету;
- содержание слайдов не является полной копией содержания исследования, оно лишь иллюстрирует устный рассказ;
- демонстрация презентации в реальном времени на уроке при соблюдении требований СанПинов на восприятие каждого слайда не превышает норм.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: поиск и обработка (сравнительный анализ) информации, моделирование, беседа, интервью, анкетирование.
РЕСУРСЫ:
- временные ресурсы (2 года: октябрь 2012г. - октябрь 2014г.),
- информационные – книги, Интернет, документы и научная литература, предоставленная оперативно-розыскным отделом полиции УМВД России по Смоленской области,
- интеллектуальные – учитель математики МБОУ «СОШ №29 с углубленным изучением отдельных предметов» Низохина Марина Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №1 имени академика Б.Н.Петрова» Яремчук Анжелика Федоровна, методист, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ Васильева Надежда Владимировна,
- материально-технический – компьютер.
2.2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Отправной точкой исследования по теме стал спор между учащимися объединения «Школа творчества» во Дворце творчества детей и молодежи г. Смоленска на тему «Как узнать правду?»
Для решения спора обучающиеся обратились к своим учителям в образовательных учреждениях, которые посоветовали осуществить поиск ссылок на книги и статьи по теме исследования в библиотеке и Интернете. Обучающимися были прочитаны «Книга притчей Соломона», «Русские народные сказки из собрания А.Н.Афанасьева». С помощью преподавателей в информационной сети были найдены статьи о способах выявления правды в Средневековье, информация об истории возникновения детектора лжи.
Эта проблема заинтересовала педагогов в разных ее аспектах: образовательном, воспитательном и развивающем. Педагоги и обучающиеся из разных образовательных учреждений объединились в творческую группу для создания совместного проектного продукта: практико-ориентированного творческого учебного проекта на тему «Как узнать правду?»
Поиск и обработка найденной информации заняли большую часть времени исследования. Во время сбора информации обучающиеся совершили экскурсию в оперативно-розыскной отдел полиции УМВД России по Смоленской области.
Эмоционально насыщенными были периоды работы над театрализацией.
Проблемы, с которыми пришлось столкнуться:
— немногочисленность источников,
— отрывочность сведений,
— засекреченность информации,
— возрастные особенности учащихся.
Трудности при систематизации собранной информации были решены при поддержке педагогов.
2.3. ОПИСАНИЕ ХОДА РАБОТЫ.
Первый этап – формулирование и обоснование темы исследования; постановка проблемы и выдвижение гипотезы; определение объекта, предмета и цели исследования; постановка задач.
Второй этап – составление теоретической части исследования.
ПЛАН
1.Правда и ложь.
1.1.Сказка о Правде и Кривде.
1.2. Определения.
2.Методы выявления правды.
2.1. Физическое воздействие.
2.2. Метод провокации.
2.3 Дедуктивный метод.
3. Детектор лжи (полиграф).
3.1 История создания полиграфа,
- Каналы измерения информации,
- Виды полиграфов,
- Области применения полиграфов,
- Процедура тестирования,
- Результаты тестирования с использованием полиграфа,
- Описание и схема модели полиграфа.
4. Применение детектора лжи в развлекательных программах.
4.1 Развлекательное шоу «Детектор лжи»,
4.2 Социологический опрос с применение самостоятельно разработанной модели полиграфа с информационным каналом - измерение кожно-гальванической реакции.
5. Заключение.
1.Правда и ложь.
1.1.Сказка о Правде и Кривде.
Русская народная сказка «Правда и Кривда».
(из сборника А.Н.Афанасьева «Народные русские сказки»)
Однажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить — кривдой али правдой? Кривда говорила: лучше жить кривдою; а Правда утверждала: лучше жить правдою. Спорили, спорили, никто не переспорит. Говорит Кривда:
— Пойдем к писарю, он нас рассудит!
— Пойдем, — отвечает Правда.
Вот пришли к писарю.
— Реши наш спор, — говорит Кривда, — чем лучше жить — кривдою али правдою?
Писарь спросил:
— О чем вы бьетеся?
— О ста рублях.
— Ну ты, Правда, проспорила: в наше время лучше жить кривдою.
Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама все стоит на своем, что лучше жить правдою.
— Пойдем к судье, как он решит? — говорит Кривда. — Коли по-твоему — я тебе плачу тысячу рублей, а коли по-моему — ты мне должна оба глаза отдать.
— Хорошо, пойдем.
Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить? Судья сказал то же самое:
— В наше время лучше жить кривдою.
— Подавай-ка свои глаза! — говорит Кривда Правде; выколола у ней глаза и ушла куда знала.
Осталась Правда безглазая, пала лицом наземь и поползла ощупью. Доползла до болота и легла в траве. В самую полночь собрались туда черти. Набольшой стал всех спрашивать: кто и что сделал? Кто говорит: я душу загубил; кто говорит: я того-то обманул; а Кривда в свой черед похваляется:
— А я у Правды сто рублей выспорила да глаза выколола!
— Что глаза! — говорит набольшой. — Стоит потереть тутошней травкою — глаза опять будут!
Правда лежит да слушает.
Вдруг крикнули петухи, и черти разом пропали. Правда нарвала травки и давай тереть глаза: потерла один, потерла другой — и стала видеть по-прежнему; захватила с собой этой травки и пошла в путь-дорогу.
В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, того наградит. Правда приложила ей к очам травку, потерла и вылечила; царь обрадовался и наградил Правду.
1.2. Определения.
Что такое правда и что такое ложь? В научной литературе используется слово «истина». Самое известное определение истины было высказано Аристотелем. Истина - есть согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей.
В философии под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверки.
В логике истина – логическая правильность.
В значении «истина» условно употребляется также слово «правда». Слово «правда» является более бытовым и порой приобретает эмоциональную окраску. Кроме того, если под «правдой» подразумевать субъективное представление человека об истине, можно говорить о «нескольких правдах».
В толковом словаре русского языка В.И.Даля дается следующее определение правды.
Правда – истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость.
Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.
В двоичной логике ложь — одно из двух возможных состояний, противоположное истине.
В информатике ложь – это недостоверная информация.
2.Методы выявления правды.
Тысячи лет люди вынуждены жить рядом с ложью и обманом. И все это время они пытаются отыскать истину, как говорится, отделить зерна от плевел. По-разному можно идти к правде: напролом и окольными путями, и нет для этого готовых рецептов на все случаи жизни. Ибо сколько существует людей и конкретных ситуаций, столько есть и способов разоблачить обман. Все, что мы можем - это разобрать типовые методы выявления истины.
2.1 Физическое воздействие
Физическое воздействие (пытка) – это целенаправленное причинение мучений (как физических, так и психических) с целью получения информации (правды).
Применение пыток с целью узнать правду известно с древнейших времен. В частности, разнообразные пытки широко применялись в Древнем Египте, Ассирии, Древней Греции, Древнем Риме и других античных государствах. В Средние Века широкое применение пыток было связано с розыскной формой уголовного процесса. Пытки часто использовались в деятельности Инквизиции.
Тип пыток с целью узнать правду появился в обиходе человека сравнительно недавно, когда человек стал «цивилизованным». Информация требовалась самая различная: от дислокации противника и запасов еды, до промышленного шпионажа и наличия еретических мыслей.
Давя пальцы и выворачивая суставы, не давая спать и пить, используя электричество и металлические предметы, дознаватели быстро добивались желаемого. Инквизиция и тоталитарные режимы добились самых значительных успехов в этом деле. Одно упоминание о пыточных инквизициях, застенках гестапо вызывало у большинства современников страстное желание делиться любой информацией, даже той которой он не владел.
Орудия для пыток XIV-XIX веков
В России, так же как и повсюду в Средневековье, существовали пытки. По заведенной практике первым пытали доносчика, отсюда и поговорка: «Доносчику (доказчику) – первый кнут». Если он на пытке не отказывался от своего доноса, тогда вели на пытку обвиненного. Наиболее распространенным орудием пытки, наказания, а иногда и казни был кнут шириной в палец и длиной в пять локтей (2–2,5 м). Кнутом нередко забивали до смерти.
В настоящее время пытки, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание в России запрещены статьёй 21 Конституции: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Статья 117 УК РФ запрещает «Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями».
Россия является участницей ряда международных договоров, посвящённых борьбе с пытками и бесчеловечным обращением.
2.2 Метод провокации
Провока́ция — действие или ряд действий с целью вызвать ответное действие (бездействие) провоцируемого, как правило, с целью искусственного создания таким образом тяжелых обстоятельств или последствий для провоцируемого.
Иными словами, метод провокации – это создание для проверяемого специальных условий, чтобы он сам выдал своим поведением или реакцией, что врет (или говорит правду).
Великим провокатором, мастером по выявлению правды этим методом был Царь Соломон. Приведем пример его таланта.
Суд мудрого царя Соломона над двумя женщинами.
Одна женщина обвиняла другую в краже грудного младенца. Она утверждала, что ее соседка ночью подменила своего мертвого ребенка на ее, живого, вторая же женщина все это отрицала. Так как каждая из женщин упорно отстаивала свои права на младенца, Соломон приказал разрубить ребенка на две части и дать каждой женщине по половинке. Одна из женщин согласилась с этим жестоким приговором, сказав: «Пусть будет так - ни мне, ни ей!», вторая же после решения царя отказалась от младенца и попросила отдать ребенка сопернице - лишь бы он остался жив. Мудрый Соломон, конечно, не собирался казнить ребенка - он только хотел выяснить, кто из двух женщин больше им дорожит, и по хладнокровной реакции выявил ложь.
Суд царя Соломона.
В настоящее время метод провокации используют сотрудники правоохранительных органов для выявления чиновников, склонных к коррупции, бизнесмены во время переговоров ставят оппонента в ситуации, чтобы выявить лжеца, а учитель может спровоцировать школьника, чтобы выяснить, не списал ли тот домашнее задание.
2.3 Дедуктивный метод
Дедукция (лат. deductio — выведение) — метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего, вывод по правилам логики.
Дедуктивный метод Шерлока Холмса:
- На основе всех фактов и улик строится полная картина преступления.
- Отталкиваясь от полученной картины преступления, ищется единственно соответствующий ей обвиняемый.
Ш.Холмс
С точки зрения терминологии, Холмс, скорее, пользовался «индуктивным методом» (общее суждение делается на основе частностей: окурок-оружие-мотив-личность, следовательно, мистер X — преступник). Дедукция, в этом случае, выглядела бы так: мистер Х — единственный человек с темным прошлым в окружении потерпевшего, следовательно, это именно он совершил преступление.
При составлении представления о картине преступления Холмс использует строгую логику, которая позволяет по разрозненным и мало значащим в отдельности деталям, восстановить единую картину так, как если бы он видел происшествие своими глазами.
По одной капле воды человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о возможности существования Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал. Всякая жизнь — это огромная цепь причин и следствий, и природу её мы можем познать по одному звену".
— «Этюд в багровых тонах»
"Наблюдатель, основательно изучивший одно звено в серии событий, должен быть в состоянии точно установить все остальные звенья — и предшествующие, и последующие. Но чтобы довести искусство мышления до высшей точки, необходимо, чтобы мыслитель мог использовать все установленные факты, а для этого ему нужны самые обширные познания…"
— «Пять апельсиновых зёрнышек»
Ключевыми моментами метода являются наблюдательность и экспертные знания во многих практических и прикладных областях науки, зачастую относящихся к криминалистике. Здесь проявляется специфический подход Холмса к познанию мира, сугубо профессиональный и прагматичный, кажущийся более чем странным людям, малознакомым с личностью Холмса. Обладая глубочайшими познаниями в таких специфических для криминалистики областях, как почвоведение или типографское дело, Холмс не знает элементарных вещей. К примеру, Холмсу не известен тот факт, что Земля вращается вокруг Солнца, потому что эти сведения совершенно бесполезны в его работе.
Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак.
— «Этюд в багровых тонах»
Далее, используя свой метод, который Холмс называет дедуктивным, он вычисляет преступника. Обычный ход его рассуждений таков: «Отбросьте все невозможное, то, что останется, и будет ответом, каким бы невероятным он ни казался».
— «Знак четырёх»
Например, при расследовании дела о пропаже сокровищ Агры, Холмс сталкивается с ситуацией, когда преступник, по приметам и оставленным уликам, оказывается человеком невысокого роста с ногой, которая никогда не знала обуви. Отбросив все варианты, Холмс останавливается на единственном: это малорослый дикарь с Андаманских островов, — каким бы парадоксальным ни выглядел этот вариант.
Необычная способность Холмса по мельчайшим признакам совершать поразительные догадки вызывает постоянное изумление Уотсона и читателей рассказов. Сыщик использует и тренирует эту способность не только в ходе следствия, но и в быту. Как правило, впоследствии Холмс досконально разъясняет ход своих мыслей, который постфактум кажется очевидным и элементарным.
3. Детектор лжи (полиграф).
3.1 История возникновения полиграфа
Еще в древности проблему распознавания лжи решали разными, в том числе и психологическими, способами. В Китае, например, подозреваемого в преступлении человека отправляли в темное помещение, где он должен был дернуть за хвост «священного» ишака. Хвост этот, втайне от испытуемого, предварительно обсыпали золой, и потому с чистыми руками из сарая выходил лишь тот, кто из страха перед разоблачением нарушал условие испытания.
В древности прибегали к различным ритуалам, «судам божьим», чтобы уличить лжеца и установить истину. Наш историк Н. М. Карамзин так описывает эти мероприятия: "… древние употребляли железо и воду для изобличения преступников — обыкновение безрассудное и жестокое… Обвиняемый брал в голую руку раскаленное железо или вынимал ею кольцо из кипятка, после чего судьям надлежало обвязать и запечатать оную. Ежели через три дня не оставалось язвы или знака на ее коже, то невиновность была доказана".
История донесла до нас и иные, менее жестокие испытания «на правду». Было выявлено, что у человека, совершившего преступление, при допросе страх перед разоблачением вызывает определенные изменения его психофизиологических функций. Например, в древнем Китае человек, подозреваемый во лжи, подвергался испытанием рисом. Он должен был набрать в рот горсть риса и выслушать обвинение. Предполагалось, что если рис оставался сухим (от страха разоблачения приостанавливалось слюноотделение), вина подозреваемого считалась доказанной.
Более жесткий способ выявления правды использовали в древней Спарте. Спартанские юноши, прежде чем попасть в специальные школы, проходили определенный отбор. Юношу ставили на скале над обрывом и спрашивали, боится ли он. Ответ всегда был отрицательный. Но правду или ложь сказал опрашиваемый субъект, определяли по цвету лица. Если юноша был бледен — он лгал. Данный тип реакции, по убеждению спартанцев, свидетельствовал о том, что юноша в бою не может быть ловким и сообразительным и его сбрасывали со скалы. Многолетние наблюдения помогли спартанцам сделать справедливый вывод: человек, бледнеющий от страха, не может быть хорошим воином.
В Древнем Риме этим же методом отбирали телохранителей. Кандидату задавали провокационные вопросы. Если он краснел, его брали в охрану. Считалось, что если человек краснеет при предъявлении ему провокационных вопросов, он не будет участвовать в заговорах.
В африканских племенах при определении виновного использовали свой метод. Колдун совершал специальный танец вокруг подозреваемых, интенсивно обнюхивая, «следователь» по насыщенности запаха тела делал заключение, кто из подозреваемых виновен в совершении расследуемого преступления.
На Ближнем Востоке еще в глубокой древности в качестве детектора лжи использовали показатели пульса подозреваемого. В качестве информативных признаков брали изменения в частоте пульса и особенности кровенаполнения артерии (пульсации). Метод использовался для выявления неверных жен и установлении личности любовника. Методика проверки была предельно проста. Специально тренированный человек прикладывал палец к артерии, а далее подозреваемому субъекту задавались вопросы с названием имен мужчин, которые теоретически могли бы вступить в интимную связь с подозреваемой личностью. В результате сильного эмоционального напряжения, в качестве реакции на имя любовника, у подозреваемой резко изменялись частота пульса и кровенаполнение артерии. В дальнейшем этот метод использовался и для решения других задач, при необходимости определить степень искренности того или иного человека.
Только в конце 18-го века были созданы условия для развития технических средств, впоследствии получивших название детектора лжи, вариографа, полиграфа, разоблачителя лжи, сыворотки правды, измерителя психологического стресса. В настоящее время, «полиграф» и «детектор лжи» являются наиболее широко распространенными и используемыми названиями в мире.
Полиграф (англ. «polygraph», от греч. «рoly» — «много» и «graph» — «пишу»), или «детектор лжи», «лай-детектор» — это специальным образом организованное оборудование, которое предназначено для проведения инструментальных психофизиологических исследований посредством одновременной регистрации параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, сопротивления кожи и других физиологических параметров с последующим представлением результатов регистрации этих параметров в аналоговом или цифровом виде.
Полиграф был изобретен в США Леонардом Киллером в 1933г. Леонард Киллер этот переносной полиграф запустил в серийное производство.
Полиграф Леонардо Киллера
В России первые полиграфы появились в 1950г. в КГБ, но позже они были запрещены. Вернулись полиграфы в нашу страну в МВД только в 1994г., а в Смоленской области первый полиграф появился в 1997году.
3.2 Каналы измерения информации
Классический полиграф измеряет реакцию организма в ответ на воздействие. Классические полиграфы имеют 4 (и более) каналов измерения информации.
- Измерение дыхания (верхнее – грудное, нижнее – брюшное);
- Измерение кожно-гальванической реакции (изменение электропроводимости кожи, потоотделение);
- Измерение сердечной деятельности (изменение давления, датчик фотоплетизмограммы);
- Измерение движения (под ножки стула подкладывается датчик тремора, под попу – подушка и измеряют колебания тела);
В современных полиграфах используют дополнительные каналы измерения информации:
- Измерение голоса (используют голосовой датчик, наблюдают изменение тембра, тональности и т.д.);
- Видеонаблюдение за зрачками;
- Измерение почерка (при написании заявления на согласие на тестирование измеряют расстояние между буквами, высоту букв, угол наклона и т.д.);
3.3 Виды полиграфов
Полиграфы бывают двух видов:
- Компьютер;
- Чернильно-пишущий – уже не используется.
Тестируемый может знать или не знать, что его проверяют на детекторе лжи, поэтому можно предложить следующую классификацию:
- Гласные полиграфы (человек знает о тестировании, он предупрежден и дал добровольное согласие);
- Негласные полиграфы (человек не знает о тестировании). Измерения в этом случае можно проводить дистанционно (измерять изменение голоса, тембр и т.д.), тремор (подушка – измеряет колебания движения), лазерным путем измерять дыхание, направленным микрофоном измерять сердцебиение , измерять цвет лица.
3.4 Области применения полиграфов
Полиграфы используют :
- В криминалистической области (ФСБ, МВД, ФСКМ, таможня, следственный комитет);
Вопросы криминалистов направлены на выявление причастности к совершению преступления, правдивости показаний свидетелей и потерпевших, выяснение подробностей преступления, хранения оружия.
- В скрининговых исследованиях (при трудоустройстве, периодических и служебных проверках)
Вопросы скрининговых исследований касаются употребления спиртного, наркотиков, связей с криминальным миром и т.д. Все сотрудники МВД и ГИБДД во время аттестации и назначения на ответственные должности проходят тестирование на полиграфе.
3.5 Процедура тестирования на полиграфе
Для тестирования на полиграфе у исследуемого берут обязательное добровольное согласие в письменном виде (заявление).
Запрещено проводить тестирование в отношении:
- Беременных женщин,
- При наличии данных о психических расстройствах или отклонениях у испытуемого,
- Лиц, страдающих наркоманией,
- Лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения,
- Лиц, находящихся под воздействием лекарств,
- Лиц, страдающих сердечными и легочными заболеваниями,
- Несовершеннолетних (только с разрешения родителя, опекуна или законного представителя).
Исследование на полиграфе проводится в форме тестирования по специально разработанным методикам. Покупка приборы не дает права на тестирование. Исследования может проводить сотрудник, который прошел специальное обучение и стажировку в течение года под руководством наставника.
Исследование проводится в форме тестов, внутри которых кроме контрольных вопрос задаются нейтральные для выявления и выделения искомых психологических реакций. Тесты повторяются многократно (не менее 3 раз) для чистоты эксперимента, для исключения случайных реакций.
Процедура тестирования проходит наедине с испытуемым в комнате со стенами нейтральных тонов, хорошей шумоизоляцией, комфортной температурой. Вопросы задаются медленно с интервалом 10 сек. Проверяемый отвечает «Да» или «Нет» без комментариев.
Специалист на экране полиграфа видит графики «полиграммы» (похожие на кардиограмму сердца).
Современный полиграф
3.6 Результаты тестирования с использованием полиграфа
Результаты опроса с применением полиграфа до последнего времени не являлись доказательством в суде, но сейчас проводятся психофизиологические экспертизы, результаты которых хоть и носят вероятностный характер, принимаются судом как доказательство.
В США и Японии результаты опросов с применением полиграфа принимаются как доказательства, если обе стороны процесса до тестирования договорились об этом.
- Описание и схема модели полиграфа
Рассмотрим элементарную модель полиграфа по измерению кожно-гальванической реакции.
Она состоит из : PnP – транзистора, который используется как усилитель, двух резисторов, с сопротивлением 10 и 5,1 Ом , микроамперметра, выключателя и 4 проводов.
Схема модели полиграфа по измерению кожно-гальванической реакции
Резистор – элемент, основное функционально значение которого, оказывать сопротивление электрическому току с целью регулирования тока и напряжения. Чем выше сопротивление резистора, тем меньший ток по нему протекает.
Модели полиграфа по измерению кожно-гальванической реакции
Когда человек кладет палец на сенсорную пластину, микроамперметр реагирует на изменение сопротивления кожи (когда человек волнуется, кожа увлажняется и сопротивление уменьшается). По показаниям микроамперметра специалист делает выводы о лжи.
Проверка на детекторе лжи
4. Применение детектора лжи в развлекательных программах.
4.1 Развлекательное шоу «Детектор лжи»
Интерес людей во всем мире к данной теме широко используется в шоу-бизнесе. На Первом канале с 2010 г. по 2011г. выходила телепередача «Детектор лжи», ведущий программы – Андрей Малахов. «Детектор лжи» - псевдопсихологичекое шоу, аналог американского проекта «The Moment of Truth», в котором участники не должны говорить ничего, кроме правды. Главный приз – 1 миллион рублей.
Развлекательное шоу «Детектор лжи» на Первом канале
Правила игры
Перед игрой участник проходит испытания на полиграфе. Ему задают 80 вопросов, во время ответов на которые состояние человека фиксируется детектором. На игру участник приходит со своими родными и знакомыми людьми, которые сидят на диване. Сам участник садится в кресло. Из 80 вопросов отбираются 21. Именно эти вопросы прозвучат во время игры. Чтобы заработать деньги, участник должен давать честные ответы на вопросы. Разрешается отвечать только «Да» или «Нет».
Вопросы сгруппированы в 6 блоков, каждый из которых имеет свою стоимость. Ответив правильно на все вопросы блока, человек получает соответствующую сумму. Каждый следующий блок содержит более сложные с точки зрения психологии вопросы, однако количество вопросов уменьшается, а стоимость блоков растет.
Если участник отвечает неправду (детектор фиксирует это командой «ложь» на любом вопросе, то все заработанные им деньги сгорают и он покидает игру ни с чем. Тем не менее, у него есть право закончить игру в любой момент и забрать деньги, но до того, как будет задан вопрос. Если вопрос прозвучал, участник обязан на него ответить.
Группа поддержки имеет право один раз за игру нажать красную кнопку. Этим решением они просят заменить текущий вопрос.
В судии присутствуют 2 психолога, которые комментируют ответы участников.
Все вопросы в игре касаются профессиональной и личной жизни человека и специально отбираются редактором на основе биографии человека. Кандидаты проходят кастинг, потом собеседование у психолога, затем, после подписания контракта – проверку на полиграфе.
- Социологический опрос с применением самостоятельно разработанной модели полиграфа с информационным каналом - измерение кожно-гальванической реакции.
Сценарий фрагмента проведения социологического опроса на школьном Дне науки (классном часе, уроке, занятиях кружка и т.д.)
Перед нами, ребята, самостоятельно сконструированная модель детектора лжи, который измеряет кожно-гальваническую реакцию в зависимости от того, лжет человек или говорит правду. Этот прибор реагирует на малейшие увлажнение кожи. Когда человек говорит неправду, руки его потеют, и это фактор может выдать его обман, детектор издаст вот такой сигнал (демонстрируется).
А сейчас я предлагаю выбрать группу желающих, которые готовы пройти испытание на детекторе лжи. (10 человек)
Каждому из вас будут предложены по 10 вопросов, на которые вы должны отвечать «Да» или «Нет» без комментариев. При правдивом ответе детектор издает вот такой сигнал (звук 1), а если детектор определит ложь, то сигнал будет таким (звук 2).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ:
- Ваше имя Иван?
- Вы живете в Японии?
- Вы когда-нибудь прогуливали уроки?
- Вы списывали домашнее задание?
- Вы когда-нибудь брали то, что вам не принадлежит?
- Вы родились в ноябре?
- Вам нравится девочка (мальчик)из вашего класса?
- Хотели бы Вы всегда не учиться?
- Могли бы Вы ударить человека просто так?
- Хотели бы Вы, чтобы в школе на уроках применяли полиграф?
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ:
Из 10 человек, подвергшихся тестированию, 7 человек (70%) всегда сказали правду, 2 человека один раз солгали (20%), 1 человек солгал 2 раза (10%). Таким образом, вероятность того, что вам скажет неправду человек из этой аудитории:
Р = число всех благоприятных исходов/ число всех исходов
Р = 7/10=0,7=70%
Результаты подобного социологического исследования, проведенного Институтом социологии РАН следующие:
Из 10 человек, подвергшихся тестированию на детекторе лжи (10 вопросов) 8 человек соврали 1 раз (80%), 1 человек соврал 2 раза (20%) и был только один честный человек (10%)! Таким образом вероятность, что вам соврет человек на улице составляет Р(А)= 1/10=0,1=10%
ВЫВОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ:
Сегодня в нашей аудитории присутствуют очень честные люди, это очень хорошо. Правда спасет мир! Поэтому давайте оставаться правдивыми людьми, не оскорблять своих родных ложью, доверять своим друзьям и быть уверенными, что мы друг с другом всегда будем правдивы!
Третий этап – оформление продукта проектной деятельности (мультимедийного пособия к уроку - презентации).
Четвёртый этап – работа над устной защитой.
Пятый этап – презентация исследования на школьном Дне науки, на занятиях объединения «Школа творчества» во Дворце творчества детей и молодежи г. Смоленска.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Нам удалось в результате сплоченной совместной работы коллектива преподавателей из разных учреждений, оказывающих образовательные услуги, и группы обучающихся, объединенных общей проблемой и идеей, доказать, что правду можно узнать различными методами: психологическими, техническими, детективными. Цели учебного проекта достигнуты, задачи решены. Были рассмотрены методы выявления правды и создана классификация, изучен современный полиграф. Мультимедийное пособие (презентация) к проекту получилась интересной и лаконичной. Наибольший интерес вызвало социологическое исследование среди участников школьного дня науки с использованием самостоятельно сконструированной модели полиграфа для измерения кожно-гальванической реакции. Украшением выступления на Дне науки стала театрализация «Правда и Кривда».
Взятая для исследования тема имеет перспективы для дальнейшей работы в старших классах. Например, можно выделить следующие проблемы:
- Можно ли «обмануть» полиграф?
- Как выяснить правду в беседе?
- Что такое «сыворотка правды?»
ИСТОЧНИКИ
- «Книга притчей Соломона» Издательство Духовное просвещение. 2013г.
- «Русские народные сказки» (из собрания А.Н.Афанасьева), Издательство «Белый город», 2009 г.
- Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. Даль В.И. Астрель, 2006
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%E6%FC
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%F2%E8%ED%E0
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%F2%E5%EA%F2%EE%F0_%EB%E6%E8_(%F2%E5%EB%E5%EF%E5%F0%E5%E4%E0%F7%E0)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Институт_социологии_РАН
- http://rusdetektor.ru/leonard-killer
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по природоведению 5 класс " Что мы узнали о жизни на Земле?"
Цель урока: Обобщить знания учащихся об одноклеточных и многоклеточных организмах, их строении, жизнедеятельности, совместном существовании в природном сообществе. Продолжить формирование у...
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
Литературно - музыкальная гостиная "Романса голос узнаю"
Встреча в литературно-музыкальной гостиной, знакомство с историей романса, что означает слово "романс"...
Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"
В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...
"Я узнаю мир": план занятий на второе полугодие 2017-2018 учебного года
План занятий научно-популярного кружка "Я узнаю мир", ориентированный на учащихся начальной школы, а также учащихся 5-7 классов средней школы....
Электронная учебная игра "Узнай фразеологизм"
Игра разработана с целью расширить знания по теме "Фразеология"....
Мастер-класс Творческий проекткак способ формирования метапредметных компетенций
Примеры тематики творческих проектов:1.«Органическая химия и моя будущая профессия»2.«Органические вещества – средства гиг...