открытый урок по теме "Окружность и круг"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Черепанова Валентина Сергеевна

открытый урок в 5 классе по фгос по теме "Окружность и круг"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики по теме «Окружность и круг», 5 класс, (учебник Н.Я.Виленкин и др. )

Тема урока: « Окружность и круг»

Цели урока:

  • сформировать представление об окружности и её элементах (центре, диаметре, радиусе, дуге), о круге, полукруге,  путём исследования элементов окружности сформулировать её свойства, познакомить с новым чертёжным инструментом – циркулем
  • развивать умение строить окружность с помощью циркуля, расширять представление учащихся об окружающем мире, развивать внимание, мышление, память, речь учащихся, творческие способности;
  • воспитывать чувство коллективизма, формировать самооценку; заботиться о здоровьесбережении.

Оборудование:   циркули, линейки, карточки с творческим заданием для групповой работы, тесты по теме урока.

План урока.

1.Оргмомент.

2.Актуализация опорных знаний.

Ход урока.

1. Организационный момент                                                    2 мин

Звонок голосистой птицей

Опять пролетел поутру.

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью, добру…

Путь этот цветами не выстлан,

Тернисты его рубежи,

Но в классе сидит любопытство,

Которому в будущем жить.

                     (С.Горшкова «Начинаем учиться»)

 - Какой сегодня день?  

 - Какая сегодня погода?

 - А что мы можем сделать, чтобы стало тепло и радостнее? (улыбнуться)

2. Актуализация знаний.                                                          5 мин

 - Итак, зима вступила в свои права.

 - Наша страна огромная, и почти всю её покрыло снегом. Давайте решим задачи, связанные с ним.

Устный счёт

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

- Посмотрите на экран. Что это? (карта)

 - Как она называется? (Карта Орловской области)

 - Что обозначает понятие область? (Область – часть страны)

 - А что же такое область в математике? (это часть плоскости, ограниченная линией)

 - Кто же покажет границу Орловской области?  

 - Что такое граница? (Граница – линия, отделяющая одну область от другой)

 - Вспомните определение границы в математике. (Граница – замкнутая кривая линия)

- Кто сможет на доске нарисовать замкнутую линию?, кривую линию?, прямую линию?

Слайд 7        Тема урока.   (На экране появляются тема урока)

- Записываем в тетрадях число и тему нашего сегодняшнего урока.

Слайд 8                                                                                    3 мин

  • - Какой фигура лишняя и почему ? (Данные вопросы задаются с целью найти закономерность, которая поможет выявить каждую фигуру как лишнюю. Точки – это деревья. 1) лишний прямоугольник, т.к. в оставшихся фигурах есть в центре точка-дерево, а у прямоугольника – нет. 2) лишний треугольник, т.к. на границе оставшихся «посажено» по три дерева, а на границе треугольника – одно. 3) лишний овал, т.к. две другие фигуры – замкнутые ломаные линии, а овал – замкнутая кривая (или с углом и без углов). А затем строится  работа над уяснением понятия «окружность», отталкиваясь от этого вывода.)

Слайд 9                     Основной материал урока.                      

( Практическая работа)  Возьмите тарелки и попытайтесь одним пальчиком  зафиксировать ее в равновесии

- Где на тарелке находиться кончик вашего пальца? (в центре) . Поставьте точку на тарелке, где находился ваш палец.

- А какая тарелка? (круглая)

- Чем является эта точка для круга и окружности) (центром)

Слайд 10

«Открытие» детьми нового знания.

Проводит фронтальный опрос, используя исследовательские листы.

Слайд 11                                                                                             3 мин

  • Какие из нарисованных фигур можно назвать линиями?

  • Какие из них являются ломаными, какие – кривые?

  • Разделите кривые линии на замкнутые и незамкнутые.

  • В замкнутых кривых 3,6,8 расставлены точки, можно ли утверждать, что расстояние от точки О до точек А, В, С, D в каждой фигуре одинаковое? Измерьте расстояние до данных точек с помощью линейки. Запишите ответы.                                                  3 мин

Слайд 12 (отгадать загадку)                                                           5 мин

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18     (Предложить обучающимся, не нарушая закономерностей, построить в исследовательском листе радиусы в последних окружностях.)

Физкультминутка                                                                4 мин

Слайд 19  (выполнить самостоятельно задание 3 в исследовательских листах)

                                                                                                                3 мин

Слайд 20

Слайд 21 (вводит понятие хорды, дуги окружности)                       5 мин

Слайд 22  (Даёт задание: перечислить все  диаметры, хорды и радиусы окружности. )

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25 (Предлагает выполнить задание в исследовательских листах: используя циркуль, постройте в тетради две окружности с одинаковым радиусом, равном 3 см, закрась внутреннюю область одной окружности.)

Задаёт вопрос: чем можно объяснить, что первая фигура называется кругом, а не окружностью?

Слайд 26 Задание: назовите точки, лежащие во внутренней (внешней) области.

Тестовая работа с взаимоконтролем.

Слайд 27

Передайте друг другу для проверки

Слайд 28

Итог урока

Слайд 29

Задание на дом: № 821, 818


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«МБОУ «СОШ №8 г.Мценск» Учитель математики: Черепанова В.С.

Слайд 2

От снега была очищена дорога длиной 15 км . Сколько м дороги стало доступно для движения? 15 км = 15 000 м

Слайд 3

Площадь поверхности озера 10 000 м ² . Выразите в га площадь, покрытую льдом, если озеро замерзло полностью. 10 000 м ² = 1 га

Слайд 4

На постройку своего жилища эскимосу потребовалось 7 м ³ снега. Сколько кубических дециметров снега он использовал? 7 м ³ = 7000 дм ³ Иглу эскимоса

Слайд 5

Мой циркач, циркач лихой Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился и ни шагу. (Циркуль) Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. На одном конце у него — игла, на другом — карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша. Нельзя подносить циркуль иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”.

Слайд 6

О Определение: Окружность – это замкнутая линия, состоящая из всех точек плоскости, находящихся на равном расстоянии от данной точки.

Слайд 7

О М т. О –называется центром окружности А Отметим на окружности две точки А и М. Отрезки ОА и ОМ – называются радиусами окружности . Определение: Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой, лежащей на окружности, называется радиусом . Соединим точки О и М, О и А.

Слайд 8

О М А Сколько радиусов у окружности? Что можно сказать про них? Запишите в тетради: ОА=ОМ= r

Слайд 9

М А О К Запишите в тетради: АК= d Сравните радиус окружности и её диаметр. Запишите: d=2r

Слайд 10

М А О К Соедините точки М и К, А и М. Отрезки МК и АМ называются хордами окружности. Определение: Хорда – это отрезок, соединяющий две точки на окружности. Можно ли дать другое определение диаметра окружности?

Слайд 11

А В С D E F K L O Перечислите все радиусы , диаметры и хорды окружности.

Слайд 12

А В О Нарисуйте окружность с центром в точке О произвольного радиуса. Отметьте на окружности две точки А и В. Точки А и В разделили окружность на две части, которые называются дугами окружности. Чтобы было понятно о какой дуге идёт речь, возьмём на каждой дуге по одной точке Н и Р. Н Р ВНА, ВРА – дуги окружности.

Слайд 13

Проверьте свои знания:

Слайд 14

Итог урока: Не забудь нарисовать нашему «солнышку» улыбку или огорчение! Опиши свои впечатления о сегодняшнем уроке: Спасибо за… Я узнал… Хорошо, что… Мне понравилось… Меня удивило…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 6 классе по теме "Окружность, круг"

основные понятия и формулы, задачи по теме "Окружнось, круг"...

Открытые уроки. 6 класс. Длина окружности и площадь круга

6 класс. Длина окружности и площадь круга....

Открытый урок по теме "Окружность. Площадь круга"

Урок посвещен использованию ЦОР и ИОР на уроках математики. Содержит практическую работу....

Методическая разработка открытого урока по математике в 6-м классе по теме «Площадь круга» (ФГОС)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийТехнологии: здоровьесбережения, развитие исследовательских умений, развивающего обучения, проблемного обучения, самодиагностики и самокоррекции результ...

открытый урок по математике в 5б классе по теме "Окружность и круг"

данная разработка предназначена для учителей, работающих по УМК Смирновой. В разраболтке представлены презентации к уроку и технологическая карта урока...

Конспект открытого урока по физической культуре во 2 классе. Тема: Скольжение на груди и на спине с движением ног кролем. Игра «Мяч по кругу».

Цели и задачи:Обучение плаванию способами «кроль на груди», «кроль на спине» с движением ног.Укрепление здоровья, закаливание организма.Совершенствование умения плавать под водой.Развитие быстроты, ло...

Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 4 класс. Тема урока: «Цветовой круг".

Цель урока: ознакомить обучающихся с цветовым кругом.Задачи: - образовательные: сформировать понятие  о цветовом круге, основных и составных цветах, ахроматических и хроматических цветах, ко...