Алгебра 7 класс. Умножение многочленов. Урок открытия новых знаний
план-конспект занятия по алгебре (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algebra_7_klass_umnozhenie_mnogochlenov_.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет, класс: Математика, 7 класс
Тема: «Умножение многочлена на многочлен»
Основные цели:
1) сформировать представление о «произведении многочленов»;
2) вывести правило умножения многочлена на многочлен;
3) формировать умение применять это правило для умножения многочленов;
4) формировать умения применять правило умножения многочленов при решении уравнений, доказательстве тождеств, а также для рационализации вычислений;
5) тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, речь, логическое мышление, навыки самоконтроля; коммуникативные и познавательные умения
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: продолжаем работать с многочленами
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении. И начать сегодняшнюю работу позвольте с высказывания Ж.Ж.-Руссо, французского философа, писателя: «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего - одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями». Как вы его понимаете? Пусть он будет девизом нашего урока.
– Какой темой мы занимались на предыдущих уроках? (теорией одночленов и многочленов)
- Какие действия с одночленами и многочленами вы уже умеете выполнять? (сложение, вычитание многочленов, умножение одночлена на многочлен, разложение многочлена на множители путём вынесения общего множителя)
- Напомните, в каких областях находит применение эта тема? (При решении уравнений, доказательстве тождеств, рационализации вычислений)
- Сегодня и в дальнейшем вам понадобятся эти знание и умения для получения новых знаний. А раз сегодня урок открытия новых знаний, то … (должны понять, что мы знаем, что мы ещё не знаем и сами найдём способ)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель этапа:
1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и вывести правило умножения многочлена на многочлен;
2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);
4) организовать обобщение актуализированных способов действий;
5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового
знания: анализ, аналогия, обобщение;
6) мотивировать к выполнению пробного действия;
7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Представьте в виде степени произведение: x5• x8, а9 • а, y2 • yp, xm • xm+1
- Представьте в виде одночлена стандартного вида: 4y • 2y, 3а2 • 2а3, -2xy2 •5x4, -7b •(-3b2c)
- Выполните умножение: 3x5(5x3 + a), -6ab(2a + 4b – b2), х(с + d), (а + в)(с + d)
- Кто не справился с последним заданием? Почему? (Я не могу выполнить умножение многочлена на многочлен; я выполнил задание неверно).
- Кто справился с заданием? У кого есть результат? Можете ли вы его обосновать? ( Я справился с заданием, но не могу обосновать правильность своего решения)
3. Выявление места и причины затруднения
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
-Какое задание вы должны были выполнить? (Найти произведение многочленов)
-В каком месте возникло затруднение? (Я не смог умножить многочлены)
-А почему оно возникло? ( Я не знаю правила умножения многочлена на многочлен)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа:
1)организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2)согласовать цель и тему урока
-Значит, какую цель вы перед собой поставите? (Вывести правило умножения многочленов, учиться его применять)
-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока (Умножение многочлена на многочлен)
-А какими средствами мы будем достигать поставленной цели? (можно найти соответствующий материал в учебнике, поискать правило в интернете, спросить у учителя, вывести новое свойство самостоятельно, используя уже известные алгоритмы, правила и свойства).
-Как вы будете действовать? Составим план ваших дальнейших действий (составление плана возможно совместно с детьми в диалоге):
1. Обозначим двучлен а+в через х;
2. Выполним умножение одночлена на многочлен
3. В полученном выражении вместо х обратно подставим двучлен а+в;
4. Выполним умножение одночлена на многочлен
5. Проанализируем полученный результат, сформулируем гипотезу
6. Установим её истинность
5. Реализация построенного проекта
Цель этапа:
1) вывести правило умножения многочлена на многочлен
2) зафиксировать новую формулу в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Каждый учащийся работает самостоятельно. На доске задание может быть выполнено по шагам и закрыто. По мере того как учащиеся выполняют задание, запись открывается.
1.Пусть а+в=х, тогда:
2.(а+в)(с+d)=х(с+d) = хс + xd
3. с(а+в) + d(а+в)
4. ас + вс + аd + bd
5. Проанализируйте полученный результат. Сопоставьте произведение (а+в)(с+d) с результатом ас + вс + аd + bd. Что вы замечаете? Сформулируйте гипотезу: как же выполняется умножение многочлена на многочлен?
6. А как установить её истинность? (сделать проверку с научным источником, т.е. с книгой).
(Учащиеся сопоставляют результат с материалом учебника)
- Вы достигли поставленную цель? (Да, мы получили правило умножения многочлена на многочлен)
- Как зафиксируем полученный результат? (Словесно и в виде формулы) (Формула фиксируется на доске)
Чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить.
(а+в)(с+d) = ас + вс + аd + bd
− Какие задания вы теперь можете выполнять? (Мы теперь сможем выполнять умножение многочленов)
− Что теперь вы должны сделать? (Мы должны научиться применять новое правило.)
6.Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа: применение новой формулы в типовых заданиях
- Предлагается устная фронтальная работа с проговариванием: № 677(а,б,д,е) – устно
- Решение у доски с подробным объяснением: № 679(д,е)
- Работа в парах с проговариванием решения: № 680(д,е) (самопроверка по подробному образцу)
(а – 2)(4а3 – 3а2)=а•4а3 + а•(-3а2) -2•4а3 - 2•(-3а2) = 4а4 – 3а3 – 8а3 + 6а2 = 4а4 – 11а3 + 6а2
− Как вы выполняли задание?
− У кого выполнение задания вызвало затруднение?
− В каком месте?
− Почему у вас возникло затруднение?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа:
проверить своё умение применять новое свойство в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
− Что теперь необходимо сделать? (Надо проверить, правильно ли поняли применение нового правила.)
Задания для самостоятельной работы: № 677(в,г), 678(д,е), 680(б,в)
Эталон для самопроверки
№ 677 (в,г)
в) (а – х)(в – у) = ав – ау – вх + ху
г) (х + 8)(у – 1) = ху – х + 8у – 8
№ 678(д,е)
д) (2у – 1)(3у + 2) = 2у•3у + 2у•2 - 1•3у - 1•2 = 6у2 + 4у – 3у – 2
е) (5х – 3)(4 – 3х) = 5х•4 + 5х•(-3х) - 3•4 - 3•(-3х) = 20х – 15х2 – 12 + 9х = -15х2+ 29х – 12
№ 680(б,в)
б) (m2 – n)(m2 + 2n2) = m2•m2 + m2•2n2 - n•m2 - n•2n2 = m4 + 2m2n2 – nm2 – 2n3
в) (4а2 + в2)(3а2 – в2) = 4а2•3а2 + 4а2• (-в2) + в2•3а2 + в2• (-в2) = 12а4– 4а2в2 + 3а2в2 – в4 = 12а4– а2в2 –в4
− У кого задание вызвало затруднение?
− В каком месте возникло затруднение?
− Какое правило не выполнили?
− Кто может сказать, что правильно понял, как применять правило умножения многочлена на многочлен?
− Кому еще надо учиться?
8. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа:
1) тренировать навыки использования нового правила при решении уравнений, доказательстве тождеств;
2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.
− При выполнении каких заданий в алгебре вы можете применять новое правило? (При упрощении выражений, решении уравнений и доказательстве тождеств)
Задания выполняются на доске.
№ 687(а)
Упростить выражение: (3в – 2)(5 – 2в) + 6в2 = 15в – 6в2 – 10 + 4в + 6в2 = 19в – 10
№ 697(б)
Решить уравнение: (1 – 2х)(1 – 3х) = (6х – 1)х – 1
1 – 3х – 2х + 6х2 = 6х2 – х – 1
-3х – 2х + 6х2 – 6х2 + х = -1 – 1
-4х = -2
х = -2 : (-4)
х = 0,5
Ответ: 0,5
9. Рефлексия деятельности на уроке
Цель этапа:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Что использовалось при выведении нового правила?
– Какие знания нам помогли в работе?
– Оцените свою работу на уроке. Для этого определите истинность для себя одного из следующих утверждений:
1.Я понял, как применять правило умножения многочленов.
2.Я знаю, как применить новое правило, но допускаю ошибки.
3.Я знаю, как исправить ошибку, если я выполнил задание неверно.
4.У меня есть вопросы по данной теме.
−Что вам нужно сделать, чтобы хорошо и быстро применять новое правило? (Потренироваться дома в решении задач)
Д/з: п.29 – читать, № 678(а-г), 679(а – г), 681, 687(б,г), 697(а,в)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"
Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....
Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"
Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....
Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода «Умножение дробей» (урок открытия новых знаний)
Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода«Умножение дробей»(урок открытия новых знаний)...
Математика 6 класс. Понятие пропорции. Урок открытия новых знаний
Тема: «Понятие пропорции» Основные цели: 1) формировать способность к построению нового понятия и свойства, используя имеющиеся знания; умение использовать разные способы для определения, является л...
Конспект урока открытия нового знания в 7 классах по теме "Умножение одночлена на многочлен"
Разработка урока по алгебре по теме "Умножение одночлена на многочлен" по системно-деятельностной методике - урокоткрытия новых знаний....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Урок открытия новых знаний "Умножение многочленов", 7 класс
Презентация к уроку "Умножение многочленов", урок открытия новых знаний...