Урок алгебры в 8 классе. Решение математических задач экономического содержания по теме "Энергосбережение"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Пимкина Вера Ивановна

Тип урока – урок – проблема «Легко ли быть хозяином?»

 Эпиграф: «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление! " Решение задач прикладного характера. Урок сопровождается компьютерной презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

11.12.2015. Тема: Решение  математических  задач экономического содержания

на тему  «Энергосбережение».

Автор: Учитель математики Пимкина В.И.

МОУ Волосатовской СОШ

 Селивановского района Владимирской области

Цели и задачи: 

Образовательные:

  • сформировать умения и навыки решать математические  задачи экономического содержания.

Воспитательные

  • привлечь внимание учеников  к проблеме экономии энергии и энергоресурсов;
  • способствовать воспитанию культуры энергопользования;
  • создать  мотивацию для сбережения ресурсов и энергии;
  • стимулировать интерес  учащихся к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе;
  • воспитывать умение работать в парах, в команде;

Равивающие

  •  развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
  •  развитие связной устной речи.

Оборудование: компьютер,  раздаточный материал для учащихся, медиапроектор, экран, презентация к уроку.

Формы ведения урока:

  1. диалог,
  2. объяснение,
  3. практическая работа,
  4. упражнения,
  5. демонстрация,
  6. наблюдение,
  7. самостоятельная работа,
  8.  использование ТСО,
  9.  проблемные ситуации.


 Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:  работа в парах, индивидуальная, общеклассная, работа с диаграммой.

Тип урока – урок – проблема «Легко ли быть хозяином?»

Эпиграф: «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление!

1. Организационный  момент.

Учитель:

 - Сегодня у нас необычный урок. Прочитайте эпиграф   нашего урока  и скажите, о чём пойдет речь?

-Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей) 

-Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать!  Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии. Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

-Как вы считаете, каким образом энергия приходит в наши дома? в школу? (Ответы детей)

-Итак, энергия это тоже электричество, которое поступает к нам по проводам.

2. Целеполагание и мотивация.

Сегодня на уроке  мы поведем речь  о, пожалуй, самом главном помощнике в доме…

 К дальним сёлам, городам

Что идёт по проводам?

Светлое величество!

Это … ?  (электричество)

Учитель:

Электричество приносит нам большую пользу.

- Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом, есть электричество – есть и жизнь! 

Учитель:  

- Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты, которые, к сожалению, приводят к гибели лесов и др. природных ресурсов. Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход. 

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь часть  энергии  у нас в школе.

 На уроке будем решать задачи и рассматривать проблемы, затронутые в них.

Учитель:   А вначале  давайте хотя бы  на минутку представим, что мы оказались с вами в 18 веке, когда  не было электричества, или вдруг  наша  школа на один  день оказалась без света.  

 Учитель:

- А как раньше люди обходились без электричества? Как освещали свои жилища?

 Послушаем, рассказы ребят.

 (выступления детей)

Ученик 1:

- Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр трением древесины и высеканием искры,  который давал людям тепло и свет. Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как называли эту палку? (факел)

Ученик 2:

- Время шло, и люди  совершенствовали свои жилища.

Когда наступал вечер, люди брали маленькие тонкие деревянные щепки – лучины, вставляли их в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Таким образом, освещали свои дома.

Ученик 3:

- Освещение жилища лучиной вызывало свои неудобства и  тогда люди придумали свечи. Первые свечи появились около 2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало. Когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами.

Ученик 4: 

- На смену свечке пришла керосиновая лампа. Керосиновая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными. Подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.

Учитель: 

- А вот что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку: Составь слово

 Реши примеры по теме «Квадратные корни» – составь слово  (лампочка) (слайд 6).

 Время шло, лампы видоизменялись, совершенствовались. Сейчас  появились энергосберегающие лампочки, которые состоят из колбы, наполненной парами ртути и аргоном. При нагревании ртуть начинает создавать ультрафиолетовое излучение, которое преобразуется в видимый свет. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет получается мягкий и равномерный, более приятный  для глаз и лучше распространяется в помещении.

Чем же хороши такие лампы? (ответы детей)

-такие лампочки потребляют  меньше  электроэнергии;

-экономят  деньги;

срок  службы больше;

дают ровный  свет 

У нас в школе практически все лампочки – энергосберегающие. Давайте сравним две лампы энергосберегающую и обычную в плане потребления энергии, решим   задачу.

Устная работа

 Задача1.

Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 100 Вт·ч, а энергосберегающая лампа - 20 Вт·ч. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания?(Вычисления детей) 

Учитель : Лампа сутки погорит – 
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?
 

(На экране картинка с изображением ярко светящейся лампочки.)        

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей) 

- Выключать электрический свет, если в классе  никого нет.

- Не включать свет, когда солнце освещает помещение.

- Не закрывать окна шторами в дневное время.

- Использовать энергосберегающие лампы.

 

Задача 2:  В нашей школе еще имеется 10  обычных ламп накаливания потреблением 100 Вт·ч.  Какую экономию за день  может получить наша школа, если заменить данные лампы на энергосберегающие мощностью в 20 Вт·ч при работе ламп в течение 1 часа. ( тариф за 1 кВт·ч равен 5 руб.)

Работа с классом: составляем план, решаем у доски

Итак, мы можем сэкономить 4р  только за 1 день. Какую экономию может получить школа за год?

 Вычисления детей    

4Х365 =1460  руб – экономия за год

Перед вами диаграмма   расхода электроэнергии  в нашей школе в течение  года

Учитель:

-Назовите месяц наибольшего потребления электричества?

- Назовите месяц наименьшего потребления электричества?

- Попробуйте определить причину возрастания потребления эл/энергии с октября по декабрь?

«Расчёт оплаты за квартал »

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Расход электроэнергии

кВт / час

9 146

кВт·ч 

14 344

кВт·ч

11 996

кВт·ч

7 630

кВт·ч 

7 240

кВт·ч 

4 035

кВт·ч 

905

кВт·ч

390

кВт·ч 

7 642

кВт·ч 

7 761

кВт·ч

9 905

кВт·ч 

14 266

кВт·ч

- Сколько же денег будет стоить электроэнергия, израсходованная нашей школой за год? В какой период года расход денег был максимальный?

- для того, чтобы сравнить расход, давайте рассчитаем оплату по квартально.

Квартал – это 3 месяца.

Тариф оплаты за 1 кВт·ч для нашей школы в среднем составляет 5 рублей.

-  Как  мы можем это узнать? (умножением стоимости 1  кВт·ч на количество израсходованной электроэнергии за 3 месяца)

 Работает у доски 1 человек, ведет расчет за 1 квартал.

Остальной расход за свет  вам предстоит вычислить самостоятельно.

  • Самостоятельная работа по группам

(Класс разделить на 3 группы)

 Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями и карточки с образцом выполнения задания.

Задача: вычислить расход денег поквартально (за 2,3,4 кварталы)

На каждом проводе висит по 5 лампочек

Всего на проводах:

3 лампочки по 40 ватт;

3 лампочки по 60 ватт

2 лампочки по 100 ватт

1 пара- 1 квартал

2 пара- 2 квартал

3 пара- 3 квартал

4 пара- 4 квартал

- Давайте проверим, что у нас получилось (проверка на доске).

-Как же теперь нам найти общий расход денег за год? (сложить полученные данные)

-Учащиеся выполняют вычисления.

- Могла ли наша школа сэкономить и как? (ответы учащихся) 

Учитель

Разминка «Игра с лампочками»

skf230

Напиши на каждой лампочке её мощность

Задача 3

 А теперь давайте посчитаем,  сколько мы можем сэкономить электроэнергии при выключении  света в учебных  кабинетах школы во время перемен за 1 учебный день?

1) Для начала сосчитаем  количество учебных кабинетов (ответы детей)-5

2) Сколько ламп в каждом кабинете?  

8светильников по 2 лампы в каждом- 8х2=16 ламп

3) Продолжительность всех перемен -10 мин +15 мин+15 мин+10 мин + 10 мин =60 мин=1 ч

Мощность 1 лампы- 20 Вт

Вычисления:

1)Общее количество ламп во всех  учебных кабинетах?

8х2х5=80

2)Каков расход энергии?

80х20х1ч =1600 Вт·ч = 1,6 кВт·ч 

3) Какова стоимость электроэнергии исходя из тарифа:

1,6 кВт·ч х  5 руб=8 руб

Ответ : экономия составит 8 руб за 1 день

Учитель:

-  Давайте рассчитаем, какую сумму школьного  бюджета можно было бы сэкономить, если мы, благодаря советам по энергосбережению, сократили потребление электроэнергии за год на  20 %. Стоимость 1 кВт·ч составляет сейчас  5 руб.

-Учащиеся  выполняют  вычисления.

А знаете ли вы ,что   1 кВт электроэнергии достаточно, чтобы испечь 38 кг хлеба или сшить 2 пары обуви, произвести 14 кг сыра, 12 часов смотреть цветной телевизор, 2 часа пылесосить

 Такое же количество энергии потребляют за 10 часов бессмысленного горения лампочки в 100 Вт

Учитель:

- Ваши предложения по экономии эл /энергии в нашей школе.

   Ответы учащихся :

- при ненадобности свет отключать;

-периодически протирать лампочки (хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной);

 - замена ламп накаливания на энергосберегающие, которые  экономят до 80% электроэнергии.

Инсценировка по мотивам « Сказка о царе Салтане»
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
« Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
В тусклом свете не сидела б,
Люстра классная горела б.
День и ночь сиял бы свет
Очень долго, много лет».
« Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
Я б  к колодцу не ходила,
Кран с водой установила б.
Лихо бы лилась вода-
Подходи, бери всегда»
« Кабы я была царица,-   Третья молвила сестрица,-
Провела бы в каждый дом
Электричество, потом
Воду в каждую избу.
Газ, и свет, да и вода
Людям ведь нужны всегда.
Но при этом-то при всем
Счетчик надо в каждый дом»
Только вымолвить успела,
дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
« Здравствуй ,красная девица,-
Говорит он,-будь царица,
Будь хозяйкой в нашем царстве,
В тридесятом государстве.
С экономною женой-
Полной чашей дом родной!»

Учитель: Электричеством надо пользоваться экономно и дома, и в школе, выключать свет всегда и везде, когда он горит зря.

 Каждый год в последнюю субботу марта миллионы людей во всем мире выключают свет на час, потому что им важно будущее нашей планеты Земля. «Час Земли» – это символ бережного отношения к природе, заботы об ограниченных ресурсах нашей планеты.

  Итог  урока  (Рефлексия)

 Сегодня мы решали часть проблемы экономии бюджета школы. Вы получили ответы на вопросы, как можно сохранить этот бюджет и стать маленьким «хозяином» в школе? А что для этого необходимо?  (Ответы детей)

Экономить надо свет-

Это вовсе не запрет,

А для всех для нас совет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Решение задач на тему «Энергосбережение» Эпиграф : « Энергосбережение – не экономия, а умное потребление !»

Слайд 2

Цели и задачи : Привлечь внимание к проблеме экономии энергии и энергоресурсов. Способствовать воспитанию культуры энергопользования . Создать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии. Стимулировать интерес обучающихся к научным исследованиям и практическому применению знаний. Формировать умения и навыки решать математические задачи экономического содержания.

Слайд 3

Энергия – это сила, приводящая предметы в движение К дальним сёлам, городам Что идёт по проводам? Светлое величество! Это … ? Электричество

Слайд 4

Электричество

Слайд 5

История электричества

Слайд 6

Устный счет л о а ч м к п а

Слайд 7

«Только там народ богат, где энергию хранят, Где во всем царит расчёт и всему известен счёт».

Слайд 8

Устная работа Задача1. Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 100 Вт·ч , а энергосберегающая лампа - 20 Вт·ч. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания ?

Слайд 10

- Выключать электрический свет, если в классе никого нет. - Не включать свет, когда солнце освещает помещение. - Не закрывать окна шторами в дневное время.

Слайд 11

Задача 2 Задача 2: В нашей школе еще имеется 10 обычных ламп накаливания потреблением 100 Вт·ч. Какую экономию за день может получить наша школа, если заменить данные лампы на энергосберегающие мощностью в 20 Вт·ч при работе ламп в течение 1 часа. ( тариф за 1 кВт·ч равен 5 руб.)

Слайд 13

Месяц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Расход электроэнергии кВт / час 9 146 кВт·ч 14 344 кВт·ч 11 996 кВт·ч 7 630 кВт·ч 7 240 кВт·ч 4 035 кВт·ч 905 кВт·ч 390 кВт·ч 7 642 кВт·ч 7 761 кВт·ч 9 905 кВт·ч 14 266 кВт·ч

Слайд 14

Задача 3 А теперь давайте посчитаем, сколько мы можем сэкономить электроэнергии при выключении света в учебных кабинетах школы во время перемен за 1 учебный день? 1) Для начала сосчитаем количество учебных кабинетов 2) Сколько ламп в каждом кабинете?

Слайд 15

Энергосберегающие лампы

Слайд 16

Экономить надо свет- Это вовсе не запрет, А для всех для нас совет

Слайд 17

Энергосбережение очень важно для улучшения окружающей среды — и в том месте, где мы живем, и на всей планете. Никто не может сделать все, но каждый может сделать что-то, и если каждый что-то делает, мы многого можем достичь вместе! 11 ноября - Международный день энергосбережения Международный оргкомитет SPARE: spare-coordination@spareworld.org

Слайд 18

Замена ламп накаливания компактными люминесцентными лампами обеспечит, по крайней мере, 4-х-кратную экономию электроэнергии!

Слайд 19

Энергосбережение – это использование энергии, находящейся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно. ____– Энергосбережение –

Слайд 20

Расход энергии

Слайд 21

Памятка «Краткие рекомендации по энергосбережению в быту» Уходя, гасите свет. Максимально используйте естественное освещение. Регулярно проверяйте чистоту ламп, плафонов, окон. 4. Попробуйте использовать вместо обычных ламп накаливания энергосберегающие (экономия будет составлять до 75%). 5. Отключайте все электроприборы, когда они не используются, полностью - вынимайте вилку из розетки (для удобства можно использовать розетки с кнопкой полного отключения электропитания). 6. Регулярно удаляйте накипь внутри чайника, она увеличивает затраты энергии на кипячение воды. Диаметр днища кастрюль должен быть равным диаметру конфорок. 8. Холодильник должен быть установлен в прохладном месте, подальше от электроплиты и батарей, его задняя стенка должна быть чистой и не должна примыкать вплотную к стене. Не заслоняйте батареи шторами и мебелью, тогда теплый воздух будет поступать свободно. 10. В холодное время года при слишком мощном отоплении не открывайте окна в помещении, лучше отрегулируйте температуру обогрева.



Предварительный просмотр:

Ученик 1:

- Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр трением древесины и высеканием искры,  который давал людям тепло и свет. Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как называли эту палку? (факел)

Ученик 2:

- Время шло, и люди  совершенствовали свои жилища.

Когда наступал вечер, люди брали маленькие тонкие деревянные щепки – лучины, вставляли их в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Таким образом, освещали свои дома.

Ученик 3:

- Освещение жилища лучиной вызывало свои неудобства и  тогда люди придумали свечи. Первые свечи появились около 2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало. Когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами.

Ученик 4: 

- На смену свечке пришла керосиновая лампа. Керосиновая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными. Подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.

Инсценировка по мотивам « Сказка о царе Салтане»
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
« Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
В тусклом свете не сидела б,
Люстра классная горела б.
День и ночь сиял бы свет
Очень долго, много лет».
« Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
Я б  к колодцу не ходила,
Кран с водой установила б.
Лихо бы лилась вода-
Подходи, бери всегда»
« Кабы я была царица,-                                                                                                                                          Третья молвила сестрица,-
Провела бы в каждый дом
Электричество, потом
Воду в каждую избу.
Газ, и свет, да и вода
Людям ведь нужны всегда.
Но при этом-то при всем
Счетчик надо в каждый дом»
Только вымолвить успела,
дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
« Здравствуй ,красная девица,-
Говорит он,-будь царица,
Будь хозяйкой в нашем царстве,
В тридесятом государстве.
С экономною женой-
Полной чашей дом родной!»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7865ab364b19dbc4ad27ec7c3daa4717&n=22

http://wallpapers-fenix.eu/full/151004/220404537.jpghttp://blog.specialtygraphics.serigraph.com/Portals/109405/images/C--Users-jreichert-Desktop-Bright%20Ideas.jpg

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Расход

электроэнергии

кВт / час

9 146

кВт·ч 

14 344

кВт·ч

11 996

кВт·ч

7 630

кВт·ч 

7 240

кВт·ч 

4 035

кВт·ч 

905

кВт·ч

390

кВт·ч 

7 642

кВт·ч 

7 761

кВт·ч

9 905

кВт·ч 

14 266

кВт·ч

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Расход

электроэнергии

кВт / час

9 146

кВт·ч 

14 344

кВт·ч

11 996

кВт·ч

7 630

кВт·ч 

7 240

кВт·ч 

4 035

кВт·ч 

905

кВт·ч

390

кВт·ч 

7 642

кВт·ч 

7 761

кВт·ч

9 905

кВт·ч 

14 266

кВт·ч

        

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Расход

электроэнергии

кВт / час

9 146

кВт·ч 

14 344

кВт·ч

11 996

кВт·ч

7 630

кВт·ч 

7 240

кВт·ч 

4 035

кВт·ч 

905

кВт·ч

390

кВт·ч 

7 642

кВт·ч 

7 761

кВт·ч

9 905

кВт·ч 

14 266

кВт·ч

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Расход

электроэнергии

кВт / час

9 146

кВт·ч 

14 344

кВт·ч

11 996

кВт·ч

7 630

кВт·ч 

7 240

кВт·ч 

4 035

кВт·ч 

905

кВт·ч

390

кВт·ч 

7 642

кВт·ч 

7 761

кВт·ч

9 905

кВт·ч 

14 266

кВт·ч

http://news.vdv-s.ru/pics/240/29502.jpghttps://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=0aa65418006f65436d8620cd93875c17&n=33&h=190&w=196http://storage0.dms.mpinteractiv.ro/media/401/321/5109/2585777/1/neanderthal-540x380.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры 7 класс. Решение задач с помощью уравнений

                                                    ...

Интегрированный урок алгебры и химии "Решение химических задач различными способами"

Интегрированный урок  алгебры  и химии "Решение химических задач различными способами"...

Методическая разработка к уроку алгебры 7 класс "Решение практических задач по теме умножение и деление степеней"

В методических рекомендацциях содержится коеспект урока, технологическая карта и буклет...

Урок интегрированный по теие "Решение экстремальных задач геометрического содержания (2 ч)"

Конспект урока интегрированного (алгебра  + геометрия) по теме "Решение экстремальный задач геометрического содержания" содержит подборку заданий для итогового повторения тамы применени...

Урок алгебры по теме "Решение текстовых задач " 9 класс

Решение текстовых задач по математике...