Урок алгебры по теме "Решение текстовых задач " 9 класс
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

 учитель математики Шевченко Евгения Анатольевна

Решение текстовых задач по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_tekstovyh_zadach_po_algebre_9_klass.docx557.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока алгебры «Решение текстовых задач»

Предмет:  алгебра           

Класс: 9      

Учебник (УМК): Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др., Алгебра 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение 2010 г.

Тема урока: Решение текстовых задач                                                                 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: цифровые образовательные ресурсы, современные технические средства обучения, современные динамические пособия (раздаточный материал – авторская опорная таблица,  справочный материал, эмблемы команд, раздаточный материал с изображением олимпийских колец, медали)

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

-обобщают и систематизируют знания по теме «Решение  текстовых задач»;

- устраняют пробелы в знаниях по темам:  «Проценты», «Задачи на движение»,      « Вычисление вероятности», «Простейшие арифметические задачи», «Задачи на движение по окружности».

1-2 уровень —  самостоятельно решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;

-исследовать модели реальной ситуации с использованием аппарата вероятности;

- решать задачи, связанные отношением, пропорциональностью  величин, дробями, процентами.

Регулятивные

- определяют цель деятельности, определяют средства для ее осуществления в группе;

- работают по плану.

1 уровень – действовать по алгоритму, используя дополнительную помощь;

2 уровень — самостоятельно действовать по заданному алгоритму.

Познавательные

- находят информацию, необходимую для решения задач;

-анализируют и классифицируют типы задач;

-создают математические модели;

1 уровень — самостоятельно выполнять действия в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля.

- структурируют информацию в виде  выводов.

2 уровень — совместно действовать в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля.

Коммуникативные

- эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

1 уровень — выполнять действия по алгоритму под управлением тьютора;

2 уровень — самостоятельно выполнять действия с опорой на известный алгоритм.

Личностные

- осознавать обязательства свои и своей команды, учиться критически оценивать свои и чужие решения

1- выполнять свои обязанности в команде;

2- брать на себя ответственность за принятие общего решения

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно -  мотивационный этап

- вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

 - организовать  самостоятель-ное  формулирование вопросов и постановку цели

Фронтальная

 Ученики рассажены по группам. Группы формируются учителем по дифференцированному принципу с учётом уровня развития навыков решения текстовых задач различных типов.  В каждой группе назначен консультант.

У: Добрый день! Наверняка вы

являетесь пользователями соцсети. Лучшее развлечение в соцсетях - размещение фото. Сегодня я хочу представить вам одну фотографию

- Знаете ли вы эту девочку?

- Ее еще называют «русская ракета» Эта маленькая девчонка мечтала о фигурном катании с раннего детства.

 - О чем мечтаете вы?

- Какая  мечта объединяет нас всех сейчас? Успешная сдача экзамена!

- Как вы считаете, что необходимо, чтобы мечта сбылась?

- Для этого  нужно прилагать усилия, трудиться.

Известный математик Д. Пойа сказал: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,  а если хотите научиться решать задачи — решайте их». 

 Приветствуют учителя.

Делятся мнениями на поставленный вопрос.

Целеполагание.

 - обеспечить

мотивацию учения

детьми, принятие

ими целей урока

фронтальная

У: Как вы думаете,  чем мы будем  заниматься на уроке?

У:  Сегодня на уроке я предлагаю вам почувствовать себя  членом олимпийской сборной, как  и ваша ровесница Юлия Липницкая. Чтобы добыть для своей команды золотые медали, вам придется  потрудиться.

Формулируют цель урока.

Работа с информацией.

-  развивать умение работать с разными источниками информации

фронтальная,

индивидуальная, групповая

У: У вас на столах находится раздаточный материал с изображением олимпийских колец.

- Что символизируют кольца на флаге олимпиады? Для поиска информации вы можете использовать интернет.

На столах у детей раздаточный материал с изображением олимпийских колец.

В соответствии с  представленным учащимися материалом( приложение1)  учитель расставляет на столах эмблемы команд. 

C:\Users\Женя\Downloads\2.jpg

У:  Ваша команда сборная по  конькобежному спорту.

C:\Users\Женя\Downloads\4.jpg- Ваша команда занимается прыжками - фристайлом

C:\Users\Женя\Downloads\7.jpg-Вы команда по керлингу.

C:\Users\Женя\Downloads\6.jpg Ваша команда – лыжников.

C:\Users\Женя\Downloads\5.jpg- Ваша команда – сборная по  биатлону.

1.Учащиеся находят в интернете нужную информацию.

  Самостоятельно планируют  и выполняют учебный поиск;

2. Представляют найденный материал. Ясно, логично и точно излагают  свою точку зрения, используя языковые средства

Переход к этапу решения задач

- организовать работу в группах

У: Но так как у нас урок математики, то и состязания будут математические.

  Вам, как и спортсменам, важно уметь контролировать время. Ведь  на выполнение экзаменационной работы также отводится определенное время, и нужно успеть правильно решить задания и записать ответы в бланк.

  В каждой команде назначен тьютор, но сегодня назовем его тренером. В конце соревнований он должен будет отчитаться о проделанной работе.

 И если вся наша сборная посчитает работу команды выполненной успешно, то тренер может прикрепить кольцо своей команды на флаг. В конце урока мы посмотрим, удалось ли нам выступить также достойно, как нашей олимпийской сборной .

- У вас на столах есть задания – различные текстовые задачи. Прочитайте задачи и определите, к какому типу они относятся? На это у вас 2 мин.( приложение 2)

1.Читают задачи, обсуждают  и сообщают результат.

Анализ текста задач и формулирование вывода о принадлежности задач к определенному типу.

 Практическая работа по группам.

- обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Индивидуальная, групповая

У: Вы определили типы задач и можете приступить к решению. Но для начала вспомните, какие  теоретические знания вы должны применить для успешного решения задач. Если вы затрудняетесь, то на столах  лежат памятки( приложение 3), которые вам помогут. Вы  также можете обратиться за помощью к тренеру.

- На практическую работу отводится 15 мин. В ходе работы вы должны будете заполнить протоколы, зафиксировать время выполнения  заданий и результаты работы.(Приложение 4)

Во время работы учитель контролирует работу групп, выступает в роли тьютора. По мере решения  каждой задачи  всеми членами группы, учитель проверяет правильный ответ и  заносит результаты в медальную таблицу. За каждую правильно решенную задачу команда получает медаль и поднимается в рейтинговой таблице.

1 Учащиеся решают  задачи самостоятельно в тетрадях.

2. Работают с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.

3. Развивают умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.

4. Проводят  дедуктивный анализ задач.

5.Составляют (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

6.Работают по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки самостоятельно

7. Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом.

  отстаивать свою точку зрения,

 -приводить аргументы,

подтверждая их фактами;

  уметь выдвинуть контраргументы;

  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты.

  уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

8. Заполняют протокол, в котором фиксируют начало  и конец  работы, длительность своих вычислений, уровень самостоятельности и количество допущенных ошибок (Приложение 4)

 2. Тренер контролирует правильность выполнения задач.  При необходимости помогает в решении  затруднений или рекомендует обратиться к справочному материалу, находящемуся на столах.

 

Рефлексивно-оценочный этап

- осмысление процесса и результата деятельности

индивидуальная, фронтальная

 У: Все испытания пройдены, и я предлагаю тренеру команды, победившей в медальном зачете, первым отчитаться о проделанной работе.

Слайд с выводами.

Выводы: (на слайде  предлагается шаблон протокола для оценки деятельности команды)

  1. Мы повторили  решение задач……………..типа.
  2. В ходе работы решили…..задач.
  3. Возникли затруднения………..
  4. Как справились с этими затруднениями?
  5. Все ли члены команды успешно справились с заданиями?
  6. Что способствовало этому:
  • Знания
  • Удача
  • Труд
  • Внимательность
  • Рациональное распределение времени

У: Мы начали наш урок со сбывшейся мечты Юлии Липницкой,  и я надеюсь, что  сегодня мы на одну ступеньку поднялись к нашей общей мечте -  хорошо сдать ГИА.

Тетради с решением задач и протоколы сдаются на проверку. Оценки за урок выставляются суммарным баллом за фронтальную работу на уроке и выполнение самостоятельной работы.

Учитель задает домашнее задание.

.

1.Самоанализ проделанной работы. Составление отчета о работе

2.Тренер зачитывает протокол.  

3. Делает выводы о работе всей группы.

4. Кольцо команды прикрепляет на флаг.

Дата:                                                                                                                                                Подпись учителя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Решение текстовых задач" ,7 кл.

Разработка урока по алгебре для 7 класса по теме " Решение текстовых задач" .В данной разработке урока рассматриваются разные способы решения текстовых задач. Разработка содержит также презентации к д...

Использование информационных технологий на уроках математики при решении текстовых задач.

В работе представлены методические рекомендации по применению информционных технологий при решении текстовых задач на уроках математики....

Урок – путешествие. Тема: «Решение текстовых задач»

Урок – путешествие по Санкт - Петербургу  по теме: «Решение текстовых задач» для учащихся 6 класса содержит презентацию и конспект урока....

Урок – путешествие. Тема: «Решение текстовых задач»

Урок – путешествие по Санкт - Петербургу  по теме: «Решение текстовых задач» для учащихся 6 класса содержит презентацию и конспект урока....

Урок- путешествие. Тема"Решение текстовых задач"

Урок в форме путешествия по Санкт - Петербургу. Ребята, решая текстовые задачи, знакомятся с достопримечательностью города....

конспект урока по теме: Решение текстовых задач на смеси и сплавы

Актуальность данной темы  в том, что успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ   является   важнейшей ступенью в жизни ученика. Рассматриваются  задачи на вычисление процентного сод...

конспект открытого урока по теме "Решение текстовых задач"

Решение задач на совместную работу в 9 классе для подготовки к сдаче огэ....