Интегрированный урок информатики и алгебры "Нахождение n-ого члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии по формулам в среде программирования QBASIC"
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) по теме
- по алгебре: повторение формул n-го члена арифметической прогрессии, суммы n первых членов арифметической прогрессии;
- по информатике: закрепление навыков программирования в среде языка QBasic;
- общеучебные: повышение уровня учебной мотивации с использованием компьютерных технологий, развитие логического и алгоритмического мышления, памяти, умения внимательно и правильно выполнять инструкцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок | 237 КБ |
Презентация к уроку | 673.5 КБ |
Лист самоконтроля | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Парканская ООШ№2 им. Д.И.Мищенко»
Интегрированный урок
информатики и алгебры
Нахождение n-ого члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии по формулам в среде программирования QBASIC.
Подготовила учитель
математики и информатики
I категории
в рамках недели
педагогического мастерства по теме:
«Активные формы обучения и воспитания:
традиции и инновации»
Балан В.М.
Декабрь 2015
Цели урока:
- по алгебре: повторение формул n-го члена арифметической прогрессии, суммы n первых членов арифметической прогрессии;
- по информатике: закрепление навыков программирования в среде языка QBasic;
- общеучебные: повышение уровня учебной мотивации с использованием компьютерных технологий, развитие логического и алгоритмического мышления, памяти, умения внимательно и правильно выполнять инструкцию.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, интегрированный, обобщающий.
Оборудование: компьютеры, раздаточный материал (инструкционная карта к интегрированному уроку), карточки для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
«Человек в XXI веке, который не будет уметь пользоваться ЭВМ,
будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать»
Академик В. М. Глушков
I. Постановка задачи
(На экране демонстрируется слайд 1).
К уроку подготовлена презентация. Карточки «Смайлики», Карточки «Вычислительный эксперимент», программа QBasic.
Учитель: - Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы попробуем объединить знания, полученные на уроках алгебры и информатики и привлечь компьютер к решению математических задач. У каждого из вас на столе лежат карточки с разными выражениями лиц. Определите фигуру, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию на начало урока и поставьте около этой фигуры цифру 1. В конце урока вы сделаете то же самое. Это поможет мне определить ваше отношение к такой форме проведения урока.
Сегодня ребята, мы не просто находимся в кабинете информатика, мы с вами находимся в лаборатории по созданию программ в среде программирования QBasic.
И к нам в лабораторию поступил заказ написать программу нахождения n-ого члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии по соответствующим формулам, но прежде чем приступать к практической части выполнения заказа, необходимо вспомнить и осуществить все этапы решения задачи на компьютере.
II. Формирование умений, навыков.
Учитель: На уроках алгебры мы находим n-ый член и сумму n первых членов арифметической прогрессии по формулам, и это занимает много времени для вычислений.
Еще Готфрид Лейбниц в XVII в. заметил «Недостойно одаренному человеку тратить, подобно рабу, часы на вычисления, которые, безусловно, можно было бы доверить любому лицу, если при этом применить машину». Видя, как много вычислений приходится делать его другу астроному Христиану Гюйгенсу, Лейбниц решил изобрести механическое устройство, способное механически выполнять все четыре действия арифметики для расчетов, создание которого он закончил в 1694 г.
Обсудим проблему, а можно ли использовать компьютер для быстрого решения упражнений по данной теме и как это сделать? (Ученики высказывают свои варианты: с помощью калькулятора, в электронных таблицах или для вычисления удобнее составить программу).
Итак, наша задача сводится к следующему: по известным данным вычислить n-ый член или сумму n первых членов арифметической прогрессии по соответствующим формулам. Мы уже с вами знакомы с языками программирования и можем составить программу для решения поставленной задачи.
Запишите тему урока «Нахождение n-ого члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии по формулам в среде программирования QBASIC».
II. Актуализация знаний учащихся
Фронтальный опрос
а) по информатике
1) Что такое алгоритм?
2) Перечислите основные способы записи алгоритма
- словесно-пошаговый
- блок-схема
- язык программирования
3) Какие основные алгоритмические структуры мы знаем?
- линейная
- разветвляющаяся
- циклическая
4) Перечислите этапы решения задач с помощью компьютера?
1. Четко сформулировать задачу
2. Построить формализованную модель
2.1. В чем суть этапа составления математической модели?
Составить математическую модель - это значит перевести данную задачу на математический язык (определить, что считать исходными данными, а что результатами, а так же написать математические соотношения, связывающие исходные данные с результатами).
3. Составить математическую модель
4. Составить алгоритм
5. Написать программу
6. Вычислительный эксперимент
5) Какую структуру имеет алгоритм нахождения n-ого члена или суммы n первых членов арифметической прогрессии по соответствующим формулам?(линейную)
6) Дать определение разветвляющего алгоритма.
7) Как выглядит блок – схема решения данной задачи.
8) Как выглядят знаки арифметических операций на языке Basic? («+» сложение, «–» вычитание, «*» умножение, «^» возведение в степень, «/» – деление)
б) по математике
Запишите формулу для нахождения n-го члена арифметической прогрессии и запишите ее в виде алгебраической формулы и в виде формулы для расчета в среде программирования QBasic an= a1 + d(n-1)= a1 + d*(n-1).
2) Запишите I формулу для нахождения суммы n первых членов арифметической прогрессии и запишите ее в виде алгебраической формулы и в виде формулы для расчета в среде программирования QBasic (С помощью гиперссылки на слайд 4 ученики проверяют свой ответ).
Sn = =(a1+an)*n/2
3) Напишите II формулу для нахождения суммы n первых членов геометрической прогрессии. (Гиперссылка на слайд 5)
Sn=
n =((2*a1+d*(n-1))/2)*n
III. Историческая справка: Стоянова Даша расскажет нам про историю создания языка QBasic.
IV. Решение математических задач:
Решаем вместе №345(б) (Записываем условие в тетрадях, обсуждаем алгоритм решения)
Составьте блок – схему и программу на языке программирования QBasic нахождения С5-го члена арифметической прогрессии, если С1=5,8, d=-1,5, используя все этапы решения задач с помощью компьютера.С21-? Ученик у доски.
Учитель: Вы решали такие задания, где мы находили n-ный член арифметической прогрессии по формуле. Какой алгоритм решения? Ну а теперь открываем программу QBasic и приступаем:
После ввода данных получаем результат: С21=-24,2
V. Физкультминутка.
Прежде чем перейти к закреплению полученных знаний, необходимо провести физкультминутку.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…Смотрит вправо.
А потом опять вперед. Тут немного отдохнет
Шея не напряжена и расслаблена…
А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно. Расслабление приятно!
Шея не напряжена и расслаблена!
А теперь посмотрим вниз. Мышцы шеи напряглись.
Возвращаемся обратно. Расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслаблена!
VI. Работа на компьютере
Учитель: Далее выполняем следующие задания, которые есть на листе самоконтроля.
5. Составьте блок – схему и программу на языке программирования QBasic нахождения С5-го члена арифметической прогрессии, если С1=20, d=3, используя все этапы решения задач с помощью компьютера.
6. Составьте блок – схему и программу на языке программирования QBasic нахождения суммы S60 шестидесяти первых членов арифметической прогрессии, если а1=3, а60=57, используя все этапы решения задач с помощью компьютера.
7. Составьте блок – схему и программу на языке программирования QBasic нахождения суммы S9 девяти первых членов арифметической прогрессии, если в1=6,4; d=0,8 используя все этапы решения задач с помощью компьютера.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Что нового для себя узнали на уроке? Что понравилось? Сдаём сои листы самооценки на проверку.
А сейчас определите фигуру, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию на конец урока и поставьте около этой фигуры цифру 2.
IX. Домашнее задание
Составьте блок – схему и программу на языке программирования QBasic для решения №346(а), №371(а), а на следующем уроке мы проверим их на компьютерах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Человек в XXI веке, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать» Академик В. М. Глушков
«Недостойно одаренному человеку, тратить подобно рабу, часы на вычисления, которые, безусловно, можно было бы доверить любому лицу, если при этом применить машину» Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий математик, физик, философ, юрист, языковед.
Вопросы для повторения по информатике 1) Что такое алгоритм? 2) Перечислите основные способы записи алгоритма 3) Какие основные алгоритмические структуры мы знаем?
Линейная структура программы- Программа имеет линейную структуру , если все операторы (команды) выполняются последовательно друг за другом.
Ветвления алгоритмах и программах Разветвляющий алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий. Во многих случаях требуется, чтобы при одних условиях выполнялась одна последовательность действий, а при других - другая.
Циклы в алгоритмах Циклический алгоритм - описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Перечень повторяющихся действий называют телом цикла . Например, на уроке физкультуры вы должны пробежать некоторое количество кругов вокруг стадиона.
Вопросы для повторения по информатике 4) Какую структуру имеет алгоритм нахождения n -ого члена или суммы n первых членов арифметической прогрессии по соответствующим формулам? 5) Перечислите этапы решения задач с помощью компьютера? 6) Как выглядят знаки арифметических операций на языке Basic?
Вопросы для повторения по математике Запишите формулу для нахождения n -го члена арифметической прогрессии и запишите её в виде алгебраической формулы и в виде формулы в среде программирования QBasic . Запишите I формулу для нахождения суммы n первых членов арифетической прогрессии и запишите ее в виде алгебраической формулы и в среде программирования QBasic . Напишите II формулу для нахождения суммы n первых членов арифметической прогрессии .
Формула для нахождения n -го члена арифметической прогрессии = a 1 + d *( n -1). a n = a 1 + d ( n -1)
Формула для нахождения суммы n первых членов арифметической прогрессии =( a 1 + a n ) * n /2 =((2*a 1 +d*(n-1))/2)*n
Знаки арифметических операций на языке Basic «+» сложение, «–» вычитание, «*» умножение, «^» возведение в степень, «/» – деление
Решите упражнение Составьте блок – схему и программу на языке программирования Qbasic нахождения: 1) С 5 -го члена арифметической прогрессии, если С 1 =20, d=3; 2) Суммы S 60 шестидесяти первых членов арифметической прогрессии, если а 1 =3, а 60 =57; 3) Суммы S 9 девяти первых членов арифметической прогрессии, если в 1 =6,4; d=0,8 используя все этапы решения задач с помощью компьютера.
Физкультминутка
РЕФЛЕКСИЯ А сейчас выразите свои эмоции от урока – определите фигуру, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию на конец урока и поставьте около этой фигуры цифру 2!!!
Кому было на уроке комфортно. А кто чувствовал себя так? Кто уйдет с урока недовольный ?
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Лист самоконтроля ___________________________________________________
1. Как выглядят знаки арифметических операций на языке Basic? сложение - __,
вычитание - __, умножение - __, возведение в степень - __, деление - __ .
2. Запишите формулу для нахождения n-го члена арифметической прогрессии и запишите ее в виде алгебраической формулы и в виде формулы для расчета в среде программирования QBasic__________________________________________________________________________
3. Запишите I формулу для нахождения суммы n первых членов арифметической прогрессии и запишите ее в виде алгебраической формулы и в виде формулы для расчета в среде программирования QBasic
________________________________________________________________________________
4. Запишите II формулу для нахождения суммы n первых членов арифметической прогрессии и запишите ее в виде алгебраической формулы и в виде формулы для расчета в среде программирования QBasic
__________________________________________________________________________________
5. Составьте блок – схему и программу на языке программирования QBasic нахождения С5-го члена арифметической прогрессии, если С1=20, d=3, используя все этапы решения задач с помощью компьютера.
6. Составьте блок – схему и программу на языке программирования QBasic нахождения суммы S60 шестидесяти первых членов арифметической прогрессии, если а1=3, а60=57, используя все этапы решения задач с помощью компьютера.
7. Составьте блок – схему и программу на языке программирования QBasic нахождения суммы S9 девяти первых членов арифметической прогрессии, если в1=6,4; d=0,8 используя все этапы решения задач с помощью компьютера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии ( урок алгебры в 9 классе))
Этапы урока:Актуализация знаний.Мотивация и сообщение темы урока.Применение знаний в стандартной ситуации.Коррекция.Применение знаний в нестандартной ситуации.Подведение итогов урока. Задание на...
Урок по алгебре 9 класс «Формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии"
Урок изучения нового материала по алгебре 9 класс " Формулы n первых членов арифметической прогресси" ...
Презентации уроков "Числовые последовательности", "Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии", "Сравнение целых чисел"
Презентации разработаны к уроку алгебры в 9 классе по теме "Числовые последовательности", "Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии", "Сравнение целых чисел" - в 6 классе (УМК под...
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии Урок алгебры в 9 классе.
Разработка урока по математике...
Конспект открытого урока по алгебре в 9 классе по теме: "Сумма n первых членов арифметической прогрессии" с подготовкой к ОГЭ в рамках проверки отделом образования района
Конспект открытого урока по алгебре в 9 классе по теме: "Сумма n первых членов арифметической прогрессии" с подготовкой к ОГЭ в рамках проверки отделом образования района...
Конспект урока по теме: "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии"
Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Арифметическая прогрессия». Подготовка к ГИА по математике.Задачи урока: Обучающий аспект: обобщить и систематизи...
Конспект интегрированного урока информатики и русского языка "Применение текстового редактора при изучении второстепенных членов предложения" в 8 классе.
Цели урока по русскому языку: закрепить признаки второстепенных членов предложения, отработать навык синтаксического разбора предложения, способствовать развитию творческих способностей учащихся, разв...