Презентации уроков "Числовые последовательности", "Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии", "Сравнение целых чисел"
презентация к уроку по алгебре (9 класс) по теме
Презентации разработаны к уроку алгебры в 9 классе по теме "Числовые последовательности", "Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии", "Сравнение целых чисел" - в 6 классе (УМК под ред. Дорофеева Г.В.). Презентации используется при изучении нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislovye_posledovatelnosti.zip | 485.9 КБ |
9_klass.zip | 172.18 КБ |
sravnenie_celyh_chisel.zip | 1.44 МБ |
Подписи к слайдам:
(
a
n
)
1, 3, 5, 7, 9, 11,…
-
последовательность нечетных чисел (
возрастающая)
(
a
n
) -
5, -10, -15, -20, -25, …
- последовательность отрицательных чисел, кратных 5 (
убывающая)
Конечные последовательности:
(
a
n
)
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
-
последовательность однозначных натуральных чисел.
(
a
n
)
10,20,30,40,50,60,70,80,90
– последовательность двузначных чисел, кратных 10.
17.03.2013 14:59
Примеры
последовательностей
Табличный способ
a
n
a
1
a
2
a
3
a
4
a
5
a
6
a
7
a
8
a
9
a
10
(a
n
)
4
8
12
16
20
24
28
32
36
40
17.03.2013 14:59
Числа Фибоначчи
х
1
=х
2
=1; х
n+2
=x
n+1
+x
n
;
n=1
; 2; 3; …
Последовательность чисел Фибоначчи задается так:
Вычислим несколько
её первых членов:
1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21;
34;55; 89; 144;
233; 377; …
Треугольник Паскаля
Бесконечная числовая таблица треугольной формы,
где по боковым сторонам стоят 1,
а каждое из остальных чисел равно сумме двух чисел, стоящих над ним слева и справа.
1
1 1
1 2 1
1 3 3 1
1 4 6 4 1
1 5 10 10 5 1
Продолжи строчку!
1 6 15 20 15 6 1
Карточка № 1.
Дана последовательность
(
a
n
),
которая задается формулой
a
n
=1/
n
.
А) Найдите первые шесть членов этой последовательности и отметьте их на координатной прямой:
0 1
х
a
1
=____ ;
a
2
=____;
a
3
=____;
a
4
=____;
a
5
=____;
a
6
=____.
Б) Заполните пропуски в предложениях:
1)
a
50
=____; 2)
a
__ = 0,05; 3)
a
10
–
a
100
=_________________;
4) Наибольшим из всех членов последовательности (а
n
) является:
a
__=_____;
5) Наименьший член последовательности
______________________________________
;
6*)При бесконечном увеличении
n
, члены последовательности стремятся к
___;
7*) Для любого натурального
n
выполняется условие
_____≤
a
n
≤_____
.
Приложение 2
Урок по алгебре
в 9 классе
Числовые последовательности
Числовая последовательность задана формулой. Заполните таблицу.
7
9
11
13
15
17
19
21
?
?
?
?
?
?
?
?
Обозначение
Обозначают члены последовательности
:
a
1
;
a
2
;
a
3
;
a
4
; … ;
a
n
; …
Читают:
(« а первое», «а второе», … , «а
n
-
ое
», … )
Последовательность
a
1
;
a
2
;
a
3
;
a
4
; … ;
a
n
;
…
обычно обозначают
(
a
n
)
17.03.2013 14:59
Рекуррентный способ задания последовательности
Название способа произошло от слова «
recurro
»
-
возвращаться
.
Рекуррентной называется формула, выражающая любой член последовательности, начиная с некоторого через предыдущие
.
Например:
а
1
=4,
a
n
+1
=
a
n
+1
a
2
= a
1
+1
=
4
+
1=5,
a
3
= a
2
+1
=
5
+
1=6,…
17.03.2013 14:59
Историческая справка
Между числами Фибоначчи и треугольником Паскаля существует интересная связь. Подсчитав для каждой восходящей диагонали треугольника Паскаля сумму всех стоящих на этой диагонали чисел, получим:
для 1 диагонали – 1; для 2 диагонали – 1;
для 3 диагонали – 1+1=2; для 4 диагонали – 1+2=3;
для 5 диагонали – 1+3+1=5; для 6 диагонали – 1+4+3=8;
для 7 диагонали – 1+5+6+1=13 ….
Мы получили не что иное, как числа Фибоначчи. Оказывается, что всегда сумма чисел n-ой диагонали есть n-ое число Фибоначчи.
b
1
b
2
b
3
b
4
b
9
b
10
b
n-1
b
n
b
n+1
Карточка № 2
Последовательность задана формулой
b
n
=
n
2
+1
. Заполните таблицу:
Приложение
3
Тема урока:
Числовы
е последовательности
МКОУ
Мокровская
ООШ
Учитель математики: Матвеева Наталья Михайловна
Гусь-Хрустальный район
Владимирская область
Историческая справка
Блез Паскаль (1623 – 1662 )
один из самых знаменитых людей в истории человечества. Треугольник Паскаля – это бесконечная числовая таблица треугольной формы, в которой на вершине и по боковым сторонам стоят единицы, каждое из остальных чисел равно сумме двух чисел, стоящих над ним слева и справа в предшествующей строке:
1
1 1
1 2 1
1 3 3 1
1 4 6 4 1
1 5 10 10 5 1
Последовательности
Задания для устного счета
Упражнение 12
9 класс
Понятие последовательности
Выпишем в порядке возрастания положительные четные числа.
Первое число
-
2
Второе число
-
4
Третье число
-
6
Четвертое число
-
8
и т.д.
Получим ряд чисел:
2
;
4
;
6
;
8
;
…
;
2*
n;…
он образует последовательность
.
Числа, образующие последовательность, называются первым, вторым,
…, n
-м членом последовательности:
17.03.2013 14:59
Задание последовательности формулой
1)
a
n
= 3*n +2
,
a
5
= 3*5+2
17
a
10
= ?
32
a
100
= ?
302
2)
a
n
= 3+n
,
a
5
= ?
8
a
10
= ?
13
a
100
= ?
103
3)
a
n
= n
2
+1
,
a
5
= ?
26
a
10
= ?
101
a
100
= ?
10001
4)
a
n
= 2
n-1
,
a
5
= ?
16
a
7
= ?
64
a
10
= ?
512
17.03.2013 14:59
Замечание
Числовые последовательности
являются частным случаем
функций с натуральным
аргументом.
Самостоятельная работа 4.1
Числовая последовательность.
Вариант 1
А1. Рассматривается последовательность натуральных чисел, делящихся на 3: 3, 6, 9, ... .
а) Выпишите первые 5 членов этой последовательности.
б) Запишите шестой член последовательности.
в) Определите, содержится ли в этой последовательности числа 19 и 27.
Самостоятельная работа 4.1
Числовая последовательность.
Вариант 2
А1. Последовательность
(
х
n
)
задана формулой
n
-го члена
х
n
=
n
2
-5
n
а) Выпишите первые 5 членов этой последовательности.
б) Запишите седьмой член последовательности.
в) Определите, содержится ли в этой последовательности число -4.
Приложение
2
Дни
недели
Названия
месяцев
Классы
в школе
Номер
счёта
в банке
Дома
на улице
Последовательности
составляют
такие элементы природы,
которые можно пронумеровать
Последовательности заданы формулами:
a
n
=(-1)
n
n
2
a
n
=n
4
a
n
=n+4
a
n
=-n-
2
a
n
=2
n
-5
a
n
=3
n
-1
2. Укажите, какими числами являются члены этих последовательностей
Положительные и
Положительные
Отрицательные отрицательные
Выполните следующие задания:
Впишите пропущенные члены последовательности:
1; ___; 81; ___; 625; …
5; ___; ___; ___; 9; …
___; ___; 3; 11; ___;
-1; 4; ___; ___; -25; …
___; -4 ; ___; ___; -7; …
2; 8; ___; ___; ___; …
16 256
6 7 8
-3 -1 27
-9 16
-3 -5 -6
26 80 242
ПРОВЕРЬ
СЕБЯ
Числовая последовательность задана рекуррентной формулой.
Заполните таблицу.
1
3
7
15
31
63
127
255
?
?
?
?
?
?
?
Задание последовательности описанием
Пример:
Составить последовательность, в которой на
четных местах 0, на нечетных местах – 1.
Получим последовательность:
(
a
n
) 1; 0; 1; 0; 1; 0; …
17.03.2013 14:59
1
1
1
1
2
1
1
3
3
1
1
4
6
4
1
1
5
10
10
5
1
Связь между числами Фибоначчи
и треугольником Паскаля
Между числами Фибоначчи
и треугольником Паскаля существует связь. Подсчитаем для каждой восходящей диагонали треугольника Паскаля сумму всех стоящих на этой диагонали чисел, получим:
Для 1 диагонали –
1
;
Для 2 диагонали –
1
;
Для 3 диагонали – 1+1=
2
;
Для 4 диагонали – 1+2=
3
;
Для 5 диагонали – 1+3+1=
5
;
Для 6 диагонали – 1+4+3=
8
...
В результате мы получаем числа Фибоначчи:
1; 1; 2; 3; 5; 8; …
Всегда сумма чисел
n
-ой диагонали есть
n
-ое число Фибоначчи.
Цели урока:
Образовательные:
ввести понятие числовой
последовательности;рассмотреть
способы её задания и свойства
Развивающие:
развить умение проводить сравнение, анализ, обобщение, развивать математическую речь
Воспитательные:
формирование умения работать в группах, формировать навыки самоконтроля
Способы задания последовательностей
1. Описанием
2. Формулой общего члена
3. Рекуррентный
4.Таблицей
17.03.2013 14:59
Найдите закономерности
и покажите их с помощью стрелки:
1; 4; 7; 10; 13; …
В порядке возрастания
положительные нечетные
числа
10; 19; 37; 73; 145; …
В порядке убывания
правильные дроби
с числителем, равным 1
6; 8; 16; 18; 36; …
В порядке возрастания
положительные числа,
кратные 5
½; 1/3; ¼; 1/5; 1/6;
Увеличение
на 3
Чередовать увеличение
на 2 и увеличение в 2 раза
1; 3; 5; 7; 9; …
5; 10; 15; 20; 25; …
Увеличение в 2 раза
и уменьшение на 1
П
Р
О
В
Е
Р
Ь
С
Е
Б
Я
Числовая последовательность задана формулой. Заполните таблицу.
0
2
6
12
20
30
42
56
?
?
?
?
?
?
?
?
Ответы
Подписи к слайдам:
Задачи из папируса Ахмеса или Райнда
Если камушки (или другие предметы) разложить рядами в форме треугольника так, что в первом ряду положить 1 камень, во втором – 2 и т.д., то их количество называли «треугольным числом». Таким образом, треугольные числа образуют такую последовательность: 1, 2, 3, 4, …, а сумма этих камушков образует треугольное число.
Треугольное число - это и есть сумма
n
-первых членов арифметической
прогрессии.
1 + 2 + 3 + …+100 = ???
+
Арифметическая
прогрессия
Каждый член последовательности начиная со второго есть среднее арифметическое между предыдущим и последующим членами прогрессии
Характеристическое свойство
х
1
,
х
2
,
4,
х
4
,14
, …
найти:
х
4
Х4=9
Тип урока:
урок изучения нового материала
Цель урока:
формирование знаний о нахождении суммы
n
- первых членов арифметической прогрессии.
Древний Египет, страна великих достижений человеческой мысли, великих астрономов и математиков.
Самый большой, сохранившийся до наших дней, древнеегипетский математический текст – это папирус писца
XVIII
–
XVII
веков до нашей эры Ахмеса. Он имеет размер 5,25 м на 33 см, содержит 84 задачи.
Историческая справка
Когда Карлу было 9 лет, учитель задал задачу всему классу найти сумму первых ста натуральных чисел, чтобы дети не мешали ему проверить письменные работы учеников другого класса. Через 1 минуту Карл произнес: «Я уже решил... – и сдал работу. К концу урока сумму вычислили и остальные.
I
вариант
II
вариант
Формула суммы
n-
первых членов арифметической прогрессии
Урок алгебры в 9 классе
МКОУ
Мокровская
ООШ
Учитель математики:
Матвеева Н.М.
Гусь-Хрустальный район
Владимирская область
I
вариант
Найти сумму всех последовательных натуральных чисел с
74
до
113
включительно
II
вариант
Найти сумму всех последовательных натуральных чисел с
40
до
130
включительно
Из истории Арифметической прогрессии
"Математика - царица всех наук, а арифметика - царица математики"
Карл Фридрих Гаусс
30 апреля 1777 г. - 23 февраля 1855 г.
« О, сколько нам открытий чудных...
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг»
А.С. Пушкин
Найти сумму первых
14
членов прогрессии
8
; 15; 22;…
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8
;...арифметическая прогрессия
1+ 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 =
55
1+ 2 + 3 + 4 + 5 =
15
-
сумма
n
первых членов арифметической прогрессии
Домашнее задание:
П.4.3
№ 615; № 617; № 621; № 622
Задачи урока:
образовательные:
познакомить учащихся с формулами нахождения суммы
n
- первых членов арифметической прогрессии, информировать обучающихся об истории возникновения и бывшего названия суммы
n
- первых членов арифметической прогрессии
развивающая:
развивать творческую и мыслительную деятельность обучающихся на уроке посредством вывода формул суммы
n
- первых членов арифметической прогрессии.
воспитательная:
способствовать формированию навыков коллективной работы в группах и самостоятельной работы при выводе формул.
Индийский астроном и математик
Ариабхата
(
V
в.)
применял формулы общего числа, суммы
n
членов арифметической прогрессии.
Правило для нахождения суммы членов произвольной арифметической прогрессии впервые встречается в сочинении итальянского математика
Леонардо Пизанского «Книга абака»
1202г.
сумма
n
первых членов арифметической прогрессии
1)
2)
Предварительный просмотр:
План
проведения открытого урока по теме
«Сравнение целых чисел»
математика 6 класс.
(Урок может быть проведён при изучении этой темы при использовании любого учебно-методического комплекта)
Планируемые результаты на уроке:
Личностные: ответственно относиться к учению, эмоционально воспринимать математические задачи и их решения;
Метапредметные: уметь действовать по алгоритму, видеть математическую задачу в окружающей жизни, строить логические рассуждения и делать выводы. Ученик научится представлять информацию в различных моделях, соотносить свои действия с полученным результатом.
Предметные: формирование навыка сравнения целых чисел с помощью их ряда,
Цели:
- обучающие: научить учащихся сравнивать целые числа с помощью натурального
ряда
- развивающие: развитие логического и математического мышления, четкости и аккуратности выполнения, внимательности, сообразительности,
- воспитательные: стимулировать учащихся к самооценке образовательной деятельности, вызывая чувство самопознания и самореализации, развитие интереса к предмету.
Тип урока: изучение нового материала
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная
Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, технология «сотрудничества»
Оборудование: рабочая тетрадь, линейка, карандаш, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданием, учебник «Математика 6 класс» под ред.Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина
СТРУКТУРА УРОКА
№ | Этап урока | Продолжительность | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемый образовательный результат |
1 | Организационный момент | 1 мин. | Приветствие | Приветствует учеников. | Создание благоприятного климата в классе, готовность класса к уроку. |
2 | Целеполагание | 1 мин. | Слушают учителя. | Сообщает цели урока. | Создание настроя на активную работу. |
3. | Актуализация знаний | 8мин | Повторяют материал об обратных, противоположны числах и координаты точек на прямой. | Дает устные задания и вопросы по пройденным темам. Актуализация ранее изученного с целью связи с новым | развитие наблюдательности, умений сравнивать, обобщать, классифицировать объекты по какому-либо признаку развитие речи. Подготовка к изучению новой темы. |
4. | Изложение нового материала | 9мин | Включаются в самостоятельную работу со слайдами, слушают объяснения и отвечают на вопросы и делают записи. | Выводит правило сравнения целых чисел | формирование умений сравнивать целые числа; развитие навыков работы с математическими символами. |
5. | Физкультминутка | 2 мин | Выполняют гимнастику для глаз. | Дает команды. | Снятие физического и эмоционального напряжения на уроке. |
6. | Закрепление нового материала | 16 мин | Решают задачи на нахождение верного и неверного неравенства, правильную запись неравенства, натурального ряда чисел | Оказывает помощь при самостоятельной работе | Формирование умений правильно читать, записывать, составлять неравенства. Совершенствование умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать других . |
7 | Подведение итогов урока | 2 мин. | Говорят, что узнали на уроке. | Помогает сформулировать выводы. Оценивает работу учащихся класса. | Умение обобщать. Постановка проблемного вопроса для закрепления пройденного материала. |
8 | Домашнее задание, рефлексия | 1 мин. | Слушают учителя, отмечают на карточке свое настроение во время урока | Дает домашнее задание, комментирует задания | Создать условия для успешного выполнения задания |
Ход урока:
- Организационный момент
- Приветствие
- Проверка наличия всех нужных инструментов и учебных пособий для урока
II. Объявление темы, цели и плана урока
После вводных слов учителя начинается работа по слайдам подготовленной для этого урока презентации.
(Слайд № 1,2)
Учащиеся записывают в тетрадях дату проведения урока, вид работы (классная работа), тему урока: («Сравнение целых чисел»).
III. Изложение нового материала
1. Актуализация знаний и умений
Устная работа:
1. Назовите числа, обратные данным (Слайд № 3)
- 2,3,21,1,
- 1/3,2/5,1/10,
- 8/3,4/9,0,
2. Назовите число, противоположное данному (Слайд № 4)
21,-16,-48,81,0,100,-25,445,
3. Найдите координаты точек (Слайд № 5)
4. Слово учителя:
-Вы часто слышали в прогнозах погоды и в повседневной жизни как сравнивают температуру воздуха, употребляя при этом слова «ниже» и «выше» (Слайд № 6)
-Вчера термометр на улице показывал 9 градусов, а сегодня он показывает 13 градусов. Повысилась или понизилась температура? Как написать неравенство? (Слайд № 7)
- ответы учащихся: Повысилась. 9<13 (Слайд № 8)
- Вчера термометр на улице показывал -3 градуса, а сегодня он показывает -7 градусов. Повысилась или понизилась температура? Как написать неравенство? (Слайд № 9)
- ответ учащихся: Понизилась. -7<-3 (Слайд № 10)
- Вчера термометр на улице показывал 0 градусов, а сегодня он показывает -5 градусов. Повысилась или понизилась температура? Как написать неравенство? (Слайд № 11)
- ответ учащихся: Понизилась. 0>-5, (Слайд 12)
-В таблице указаны данные метеобюро о дневной температуре воздуха в Краснодаре и Волгограде в первые пять дней марта. Сравните температуру в этих городах в каждый из дней.(Слайд № 13, 14)
Число марта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Краснодар | 3 | -1 | -2 | 1 | -1 |
Волгоград | -1 | -3 | 0 | -2 | -4 |
-
- ученики отвечают.
- Используя (Слайд № 15) учитель вводит правило сравнения целых чисел.
5. Разминка для глаз (Слайд № 16)
2. Закрепление нового материала
1. – Назовите координаты точек. Какая точка правее? Какая левее? (Слайд № 18)
2. Игра «Мое настроение»:
Условия игры: У доски ученик. С места поднимается ученик и говорит: - «У меня сегодня хорошее настроение на (...) баллов». Ученик у доски должен написать это числом. И так в порядке очереди, меняясь местами.
3. - Сравните числа (Слайд № 19)
- -2 и -6;
- 5 и -4;
- -1 и 3;
- 0 и 5;
- -7 и -8;
- -2 и 0.
- Проверка (Слайд № 20)
Ответ:
- -2>-6
- 5>-4
- -1<3
- 0<5
- -7>-8
- -2<0
4. - Задача (Слайд № 21)
Петя Ленивцев невнимательно слушал объяснения учителя, поэтому при сравнении целых чисел сделал несколько ошибок. Проверьте неравенства, составленные Петей, и, если нужно, исправьте ошибки:
5 < 8;
-3 > 2;
-7 < 10;
0> -4;
4< -8;
-12 > -2.
- Проверка (Слайд № 22)
Ответ:
5 < 8; верно
-3 > 2; неверно -3<2
-7 < 10; верно
0> -4; верно
4< -8; неверно 4>-8
-12 > -2, верно
5. - Задача : Вместо * поставьте такое число, чтобы неравенство было верным:
3 < * < 8;
0 < * < 2;
-5 < * < 0;
-3 < * < 3;
-10 < * < -7;
-100 < * < -93. (Слайд № 23)
6. Запишите число в виде неравенства (1 ученик у доски)
-35 – отрицательное число;
183 – положительное число;
-662 – отрицательное число;
1814 – положительное число;
0 – не положительное и не отрицательное число.(Слайд № 24)
7. Проверка.Ответ:
-35< 0
183 >0
-662< 0
1814> 0
0=0 (Слайд № 25)
8. Задание:
х и у – положительные числа,
а m и n – отрицательные числа, сравните:
- 0 и х;
- m и 0;
- -y и 0;
- 0 и –n;
- x и n;
- m и y;
- -x и y;
- m и x. (Слайд № 26) (1 ученик у доски)
Проверка.Ответ:
0 < х;
m < 0;
-y < 0;
0 < –n;
x > n;
m < y;
-x < y;
m < x. (Слайд № 27)
9. Задание:
Какие цифры можно написать вместо * , чтобы получилось верное неравенство:
- - 274 > -27*
- -1895 < -189*
- -4*6> -416
- -*38> -338
- -12*7< 1287
- -4*15> -4315 (Слайд № 28) (самостоятельно на карточках)
10. Задание:
Целые числа записаны в порядке возрастания или убывания, но при этом допущено несколько ошибок. Исправьте ошибки:
- -27; -14; -38; -5; 7; 10; -1; 21;
- 5; -3; -17; -24; -20; -41; -35;
-41; -46; -32; -18; -11; -20; 7; 9. (Слайд №29) (1 ученик у доски)
IV. Рефлексия.
- Подведение итогов урока.
1.Как расположены в ряду целых чисел относительно нуля положительные и отрицательные числа?
2.Можно ли найти самое большое натуральное число? Самое маленькое натуральное число?
3.Можно ли найти самое большое целое отрицательное число? Самое большое положительное число?
- Задание на дом
- Рефлексия: отметьте свое настроение во время урока, выбрав фигуру, соответствующую своему настроению
Учащимся предлагается для выполнения домашнего задания
- П.8.2
- № 726, 728, 730
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии ( урок алгебры в 9 классе))
Этапы урока:Актуализация знаний.Мотивация и сообщение темы урока.Применение знаний в стандартной ситуации.Коррекция.Применение знаний в нестандартной ситуации.Подведение итогов урока. Задание на...
Урок по алгебре 9 класс «Формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии"
Урок изучения нового материала по алгебре 9 класс " Формулы n первых членов арифметической прогресси" ...
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии Урок алгебры в 9 классе.
Разработка урока по математике...
Урок по теме "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии"
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с различными последовательностями и способами их задания. Среди всего разнообразия мы особо выделили одну, называемую «Арифметической прогрессией». Вспомни...
Конспект урока и презентация на тему: «Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии» 9 класс
Конспект урока и презентация на тему: «Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии» 9 класс...
«Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии»
Дана разработка урока «Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии», 9 класс по алгебре, по учебнику Теляковский....
Урок алгебры в 9 классе «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»
Урок алгебры в 9 классе «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»...