Открытый урок "Решение неравенств с одной переменной"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме

Цепенкова Ирина Павловна

Даный урок проводится в 11 классе по программе базового уровня. Цель урока: обобщить знания по теме «Решение неравенств с одной переменной». Рассматриваются неравенства разного вида. Повторяются способы решения неравенств. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

«Решение неравенств с одной переменной»

Класс: 11б

Дата проведения: 18 марта 2015 года

Уровень:

Цель урока: обобщить знания по теме «Решение неравенств с одной переменной».

Задачи урока:

обучающие:

  • обобщить и систематизировать знания, полученные  при изучении темы «Решение неравенств с одной переменной»;
  • рассмотреть решение неравенств с одной переменной различного вида;
  • рассмотреть общие способы решения неравенств с одной переменной (метод последовательных упрощений, метод интервалов, метод замены переменной, функционально-графический метод);
  • закрепить умение применять основные теоремы равносильности при решении неравенств с одной переменной;
  • способствовать расширению знаний по изучаемой теме;

развивающие: 

  • развитие логического мышления, памяти, умения рассуждать, искать рациональный способ решения поставленной задачи;
  • формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать изучаемые факты;
  • развитие у учащихся самостоятельности в мышлении и учебной деятельности;
  • развитие математической речи;

воспитывающие:

  • воспитание самоконтроля, ответственности, настойчивости в достижении поставленных целей;
  • повышать уровень учебной мотивации с использованием компьютерных технологий;
  • воспитание коллективизма, взаимопомощи и ответственности за общую работу;
  • воспитание аккуратности при выполнении практических заданий;
  • воспитывать внимательность, активность, уверенность в себе.

Тип урока: урок повторения и обобщения

Оборудование: две ученических доски, интерактивная доска, проектор, компьютер.

Программное обеспечение: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, 1С Математический конструктор 4.0, презентация к уроку.

Учебник: Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / [А. Г. Мордкович и др.] ; под ред. А. Г. Мордковича. – 4-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2013.

План урока:

1) организационный момент

2) повторение теоретических сведений по изучаемой теме

3) проверка домашнего задания, работа по карточкам

4) применение теоретических знаний на практике (решение задач устно и письменно по изучаемой теме)

5) самостоятельная работа

6) рефлексия

7) подведение итогов урока

8) запись домашнего задания

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя, название темы, целей урока, запись в тетрадях числа и темы урока (слайд 1)

Ребята, на доске отображено множество различных неравенств. Какие неравенства вы видите? (Тригонометрические, иррациональные, степенные, линейные, квадратные, логарифмические, показательные, дробно-рациональные.)

Что общего у этих неравенств? (Все неравенства содержат одну переменную.)

Начиная с восьмого класса вы изучаете решение таких неравенств. Сегодня на уроке мы поговорим о равносильности неравенств, применении теорем равносильности при их решении, а также вспомним основные методы решения неравенств с одной переменной. К концу урока пусть каждый из вас ответит на вопрос: «Насколько хорошо я владею тем или иным методом решения неравенств с одной переменной?»

Запишите в тетради число и тему урока «Решение неравенств с одной переменной».

  1. Повторение теоретических сведений по изучаемой теме.

Учитель выдаёт карточки с индивидуальными заданиями разного уровня сложности.

Решите неравенство    (1 уровень)

Решите неравенство (2 уровень)

№ 57.16а (домашнее задание)

№ 57.24а (домашнее задание)

Ответьте на вопрос: «Что называют решением неравенства?» (Решением неравенства        f(x) > g(x) называют всякое значение переменной х, которое обращает неравенство в верное числовое неравенство.) Рассмотрите пример. Назовите другие частные решения данного неравенства и числа, не являющиеся решением. Найдите общее решение данного неравенства. Что является общим решением неравенства с одной переменной? (слайд 2)

Используется инструмент «шторка».

Следующий вопрос: «Какие неравенства называются равносильными?»   (Неравенства     f(x) > g(x) и p(x) > h(x) равносильны, если их решения совпадают.) Равносильны ли неравенства: x2 ≥ 0  и  |x| ≥ 0;   < 0   и   ?   (Все неравенства решение которых множество действительных чисел – равносильны. Все неравенства решение которых пустое множество – равносильны.) (слайд 3) Используется инструмент «шторка».

Получить неравенство равносильное данному помогают теоремы равносильности. Повторим их и используем в решении неравенств устно. (слайд 5-10)

Используется инструмент «шторка».

Нам известны и ранее неоднократно при решении неравенств применялись четыре метода. Назовите их. (Метод последовательных упрощений, метод интервалов, метод замены переменной, функционально-графический метод.)

На экране вы видите четыре неравенства. Соотнесите каждое неравенство с соответствующем методом решения. (слайд 11)

 

  1. Проверка домашнего задания. Учащиеся поясняют свое решение.

№ 57.16а (домашняя работа)

Решаем показательное неравенство методом замены переменной.

,

Пусть . Решаем методом интервалов.

t≥3,  

Ответ: [1; )

№ 57.24а (домашняя работа)

Решаем неравенство графическим методом.

Построим график логарифмической функции y=. Построим график линейной функции  y=6-x. Наблюдая за поведением графиков, выясняем, что решением неравенства является промежуток (0; 4).

Ответ: (0; 4).

4) Применение теоретических знаний на практике.

К доске вызываются три ученика. Двое работают самостоятельно. Решают № 57.12б и неравенство

Один ученик работает вместе с классом (№ 57.10а). Затем у доски выполняется № 57.30б и слушается ответ первых двух учащихся.

№ 57.12б

Решаем показательное неравенство.

Решаем тригонометрическое неравенство.

Ответ:

На доске слева ученик работает самостоятельно пока все учащиеся решают № 57.10а и № 57.30б. По окончании их работы учащийся комментирует своё решение и полученный ответ. Учащиеся в классе слушают ответ ученика.

Решите неравенство

Решаем иррациональное неравенство методом замены переменной.

x0.

Пусть

Ответ: (16; 256)

Учащиеся в классе слушают ответ ученика.

№ 57.10а

Решаем логарифмическое неравенство применяя теоремы равносильности.

Учащийся решает неравенство, комментирует решение и прописывает на каждом шаге используемые теоремы равносильности. Учащиеся в классе записывают решение в тетради.

№ 57.30б

Решаем иррациональное неравенство методом интервалов.

x=5,             x+10, x≥-1, теорема 1

x=-1,                  

Ответ: (-1;5)

Учащийся решает неравенство, комментирует решение и прописывает на каждом шаге используемые теоремы равносильности или метод решения. Учащиеся в классе записывают решение в тетради.

Решите неравенство (карточка)

1 уровень. Учитель проверяет работу ученика.

x(3,4; )

Ответ: (3,4; )

Решите неравенство (карточка)

2 уровень. Учитель проверяет работу ученика.

Ответ: [-2; 1]

Ответ:

х=1,5             х(0;1)(1;)

х=1

Ответ: х(1; 1,5)(2; )

№ 57.23б Выполнение данного номера предусмотрено на дополнительной доске.

Решаем неравенство графическим методом.

Построим график показательной функции y=. Построим график функции  y=. Наблюдая за поведением графиков, выясняем, что решением неравенства является промежуток [0; ).

Ответ: [0; ).

Решение неравенства выполняется с помощью программы Математический конструктор.

5) Самостоятельная работа по вариантам

Проверка самостоятельной работы.

Учащиеся проверяют ответы и оценивают свою работу. Правильно выполнено два задания – оценка «3», три задания – оценка «4», четыре задания – оценка «5».

6) Рефлексия. По итогам самостоятельной работы и всего урока учащиеся отвечают на вопрос, прозвучавший в начале урока: «Насколько хорошо я владею тем или иным методом решения неравенств с одной переменной?»

На обратной стороне листочка с самостоятельной работой содержится текст:

Ответьте на вопросы и заполните таблицу.

Я умею решать неравенства с одной переменной на …  (от 0 до 5) баллов следующими методами:

метод

балл

Применение теорем равносильности

Метод интервалов

Метод замены переменной

Функционально-графический способ

Мне нужно потренироваться в решении неравенств методом…

Данный текст высвечивается на интерактивной доске.  Учащиеся отвечают на вопрос.

7) Итоги урока.

Сегодня на уроке мы решали неравенства с одной переменной. С неравенствами каких видов мы работали? (показательными, тригонометрическими, логарифмическими, рациональными, иррациональными, степенными). Какие методы применяли при их решении? (графический, метод интервалов, метод замены переменной, а также применяли теоремы равносильности). С какими трудностями вы столкнулись при решении неравенств с одной переменной? Какие моменты в решении неравенств вам давались успешнее всего? Обсуждение трудностей и успехов.

Потренироваться в решении неравенств различного вида можно обратившись к следующему материалу: (слайд 16)

 

8) Записывается домашнее задание: № 56.6б, 57.20б, 57.11б, 57.29б.



Подписи к слайдам:

Теорема
3
a
f
(x)
> a
g(x)



f(x) > g(x)
, если
a > 1
a
f
(x)
> a
g(x)



f(x) < g(x)
, если
0 < a < 1
___________________________________________________
4
х

˂
64
8
x
> -1
0,2
x
>
 
x < 3
Нет решения
x <
9
x
любое число
Методы решения неравенств:
I -
метод последовательных упрощений
(
применение теорем равносильности);
II -
метод интервалов;
III -
метод замены переменной;
IV -
функционально-графический метод.
2x - 6 > 12x + 7

2
 
 
 
СПАСИБО!
Решением неравенства

f(x)

>

g(x)
называют всякое значение переменной х,
которое обращает неравенство
в верное числовое неравенство.
3х – 12
> 0
x = 10 –
частное решение
т. к. 3*10 – 12=18, 18
> 0
х
= 0 –
не является решением,
т
. к. 3*0-12=-12, -12
<0
x

> 4 –
общее решение неравенства
Множество всех частных решений
неравенства называют
общим решением
Теорема 2
f(x) > g(x)





(f(x))
2n+1
> (g(x))
2n+1
_____________________________________________________________________________
< 2
 
(-
; 4)
Теорема 1
f(x) > g(x)



f(x)
-
g(x) > 0
Теорема 2
f(x) > g(x)



(f(x))
2n+1
> (g(x))
2n+1
Теорема
4
f(x) > g(x)


f(x)h(x) > g(x)h(x), h(x)>0
при
x
D
(y)
f(x) > g(x)


f(x)h(x) < g(x)h(x), h(x)<0
при
x
D
(y)
Теорема
5
Если
f(x)

0
и
g(x)

0
при
x
D
(y)
,

то
f(x) > g(x)



(f(x))
2n
> (g(x))
2n
Теорема
3
a
f
(x)
> a
g(x)



f(x) > g(x)
, если
a > 1
a
f
(x)
> a
g(x)



f(x) < g(x)
, если
0 Теорема 6
Если
f(x) > 0
и
g(x) > 0
при
x
D
(y)
,

то
Log
a
f
(x) >
Log
a
g
(x)



f(x) > g(x)
при
a>1
Log
a
f
(x) >
Log
a
g
(x)


f(x) < g(x)
при 0
< a < 1
https://drive.google.com/file/d/0B_7FG63HN2wIeVYzR0R3MzJzYnM/view?usp=sharing

Неравенства. Метод интервалов
https://drive.google.com/file/d/0B_7FG63HN2wIaHhvSXBhc0Q1WnM/view?usp=sharing

Показательные неравенства
https://drive.google.com/file/d/0B_7FG63HN2wIZ1BMU3RKQjJoVG8/view?usp=sharing

Логарифмические неравенства
https://drive.google.com/file/d/0B_7FG63HN2wIWHJfOVcyX2NHM2s/view?usp=sharing

Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства

https://
docs.google.com/document/d/1Cmqkt7uXBzL7gP8B6uc_UrIsEY7nfPl69f8bzw_bVyg/edit?usp=sharing

полезные ссылки
Решение неравенств с одной переменной
 
2x - 6 > 12x + 7
 
x
2
- 2


-
2
 
(x-2)
3
+ 5 > 0
 
-1 < 0
 

2
 
метод
балл
Применение теорем равносильности
 
Метод интервалов
 
Метод замены переменной
 
Функционально-графический способ
 
Ответьте на вопросы и заполните таблицу.
Я умею решать неравенства с одной переменной на

(от 0 до 5) баллов
следующими методами:
Мне нужно потренироваться в решении неравенств методом

Теорема 1
f(x) > g(x)



f(x)
-
g(x) > 0
_____________________________________________________
2x - 6 > 12x + 5
x
2
- 7


-
7
x
2
+ 20
<
20
(-
;
-1,1)
Нет решения
х любое число
Теорема 6
Если
f(x) > 0
и
g(x) > 0


при
x
D
(y)
,

то
Log
a
f
(x) >
Log
a
g
(x)


f(x) > g(x)
при
a>1
Log
a
f
(x) >
Log
a
g
(x)


f(x) < g(x)
при 0
<
1
___________________________________________________
 
(2; +
)
(0; 1)
(0; 5)
[
0,01;
+)
Определение:

если решение неравенства
f(x)

>

g(x)
содержится в решении неравенства
p(x)

<

h(x)
,
то неравенство
p(x)

<

h(x)
называют
следствием

неравенства
f(x)

>

g(x)
x
2

– 9
>
0

следстви
е


>
6

x
2

– 9
>
0




>
6
x

<
-3, х
>

3 x

>

3
Определите неравенство-следствие:
3x – 12 > 0 x
2
– 16 > 0

Самостоятельная

работа
Вариант 1
х
(-; -0,8
]
x
x(0; 1]  [2; +)
x(64; +)
 
Вариант
2
х

[-5; +

)
x
x(-2; 0)  (4; +)
x(1024; 4
10
)
 
Теорема
5
Если
f(x)

0
и
g(x)

0
при
x
D
(y)
,

то
f(x) > g(x)




(f(x))
2n
> (g(x))
2n
____________________________________________________
 
[1; +
)
Нет решения
[
-
7; 29)
Определение:
неравенства
f(x) > g(x)
и
p(x) > h(x)
равносильны
,
если их решения совпадают.

– 6 > 0
и
5

- 6
> 1
x
> 3 x > 3

– 6 > 0


5

- 6
> 1
Равносильны ли неравенства?
x
2



0 и
|x| ≥ 0
< 0
и

 
Теорема
4
f(x) > g(x)


f(x)h(x) > g(x)h(x), h(x) > 0
при
x
D
(y)
f(x) > g(x)


f(x)h(x) < g(x)h(x), h(x) < 0
при
x
D
(y)
___________________________________________________________
(x - 12) < 0
 
(-7; +
)
(-;
1)
(12;
+
)
+
8
˂ 0
 
Решите неравенство:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по Математики "Решение Неравенств с одной переменной"

Данный урок сопровождается с презентаций.  Презентация к уроку . Ссылка.Урок "Решение неравенст с одной переменной " Ссылка....

Контрольно-обобщающий урок «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной"

    Контрольно-обобщающий урок  «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной". Цель урока: обобщение, систематизация и проверка знаний, умений и навыков в...

Открытый урок по теме "Линейные неравенства с одной переменной"

Планирование урока  осуществлялось на основе календарно-тематического планирования для 6 класса. Тема урока: «Повторение. Линейные неравенства с одной переменной и их системы». Цель урока: закреп...

Открытый урок "Решение линейных и квадратных неравенств с одной переменной» (9 класс)

Цели урока.Образовательные:Повторить  понятие неравенства первой и  второй степени с одной переменной, дать определение.Повторить  алгоритмы решения неравенств на основе свойств линейно...

открытый урок по алгебре 8 класс на тему "Решение систем неравенств с одной переменной"

открытый урок по алгебре 8 класс на тему "Решение систем неравенств с одной переменной" Урок полностью соответствует ФГОС+ презентация  к уроку....

Открытый урок по теме Решение неравенств, систем неравенств с одной переменной

Данный урок  посвящен теме неравенств на закрепление пройденного материала.Класс: 9Цели урока: повторить алгоритмы решения линейных, квадратных, рациональных   неравенств;повторить алго...

Конспект открытого урока алгебры 8 класс Решение неравенств с одной переменной

Конспект открытого урока алгебры Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»Дата: 11.02.2022Предмет: алгебраТема урока: Решение неравенств с одной переменной.Класс: 8Учитель: Трофимова Н.А..Т...