«Проектная деятельность в разновозрастных группах»
статья по алгебре (6 класс) на тему

Мишина Оксана Викторовна

Занимаясь с учениками 5-6 классов проектной деятельностью, мы убедились, что ребята с большим увлечением и интересом разрабатывают оригинальные проекты на актуальные темы, но им не хватает научности и знаний в информационных технологиях.

Проблема

заключается в необходимости выявления педагогических условий и механизмов  формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников 5-6 классов в обучении математике.

 

Задача.

Организовать процесс учебной проектной деятельности школьников 5-6-ых классов под руководством тьюторов.

 

Цель работы разработать методику организации проектной деятельности школьников 5-6-ых классах под руководством тьюторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_raznovozrastnyh_gruppah.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная  научно-практическая конференция «Крупицы опыта»

Название работы:

«Проектная деятельность в разновозрастных группах»

 

Автор работы:

Мишина Оксана Викторовна, учитель математики

         первой категории, МБУ школы №1

Тольятти

2015

Актуальность работы. 

Занимаясь с учениками 5-6 классов проектной деятельностью, мы убедились, что ребята с большим увлечением и интересом разрабатывают оригинальные проекты на актуальные темы, но им не хватает научности и знаний в информационных технологиях.

Проблема 

заключается в необходимости выявления педагогических условий и механизмов  формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников 5-6 классов в обучении математике.

Задача.

Организовать процесс учебной проектной деятельности школьников 5-6-ых классов под руководством тьюторов.

Цель работы разработать методику организации проектной деятельности школьников 5-6-ых классах под руководством тьюторов.

Методы работы

- анализ педагогической и методической литературы;

- теоретических методов для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки.

На протяжении всей истории развития педагогики как науки идёт поиск способов повышения качества образования в школе. На данном витке эволюции вперёд выходят информационные технологии. Всё в большей степени увеличивается объём информации, в которой наши ученики должны правильно ориентироваться  и которую должны уметь использовать в образовательных целях. И теперь основная задача педагога это не столько дать знания, сколько правильно сориентировать ученика в поиске этих знаний.

Саморазвитие, самореализация, самосовершенствование, самообразование звучит красиво. Но добиться этого не просто. Инструментом в достижении вышеуказанных «само» для нашей школы стал метод проектов. А точнее работа в проектах разновозрастных групп.

Занимаясь с учениками 5-6 классов проектной деятельностью, мы убедились, что ребята с большим увлечением и интересом разрабатывают оригинальные проекты на актуальные темы, но им не хватает научности. Решая эту проблему, мы пришли к работе с разновозрастными группами. Для учеников 5-6 классов  очень важно, чтобы их работа осуществлялась обязательно в сотрудничестве со старшими наставниками, и не появлялось ощущение барахтанья в одиночестве в тёмном пруду неизвестности! Роль наставника в проектной образовательной технологии – организационная: ученики старших классов  выступают в роли тьютора ( Тьютор - это консультант-наставник). Тьюторы так же осуществляют техническую поддержку, ведь для учащихся 5-6 классов создание презентации самостоятельно практически невозможно.

 Тьютор - не тот, кто передает знание, пусть даже добытое в результате самообразования, а тот, кто передает опыт учения. Вот и получается, что быть тьютором в рамках какого-либо школьного проекта  можно только в том случае, если вы сами продолжаете находиться в позиции изучающего. Нам очень близка позиция тьютора: я люблю и умею учиться.

  Учитель  предоставляет полную самостоятельность ученикам в выполнении работ, оставляя за собой только возможность  контроля и методического сопровождения. Суть тьюторской  работы  заключается в организации работы на материале реальной жизни, расширении его собственных возможностей, подключении субъективного отношения к построению собственного продвижения к успеху.

Разберёмся с ролью каждого в этом процессе. Группа формируется из 4-5 человек. Трое учащиеся 5-6 классов, и 1-2 старшеклассника выбранных на роль тьютеров.

Основными функциями учащихся младших классов в группе считаем:

1.Сбор информации по выбранной теме в справочной литературе и интернете;

2.Проведение опросов;

3. Проведение опыта в поставленных условиях.

Основными функциями тьютора в разновозрастной группе считаем:

1.Осуществление целеполагания;

2. Вовлечение их в деятельность;

3.Управление деятельностью младших учащихся;

4.Коррекцию деятельности младших учащихся;

5.Контроль за выполнением поставленных заданий;

Тьюторское сопровождение позволяет учитывать интересы каждого из учеников группы, помогает осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы, что ведет к изменению позиции каждого в процессе познания.

Сложность работы над проектами по математике с учащимися 5-6 классов состоит в том, что трудно подвести научность под детскую проектную деятельность. Работы этой возрастной группы больше носят реферативный характер. Поэтому на первый план выходит умение наставников замечать закономерности, выдвигать гипотезы и передавать эти умения младшим.

Основными функциями учителя являются:

1.Диагностику состояния процесса обучения учащихся;

2.Осуществление целеполагания;

3.Обеспечение мотивации у учащихся;

4.Управление деятельностью учащихся старшей  возрастной группы;

5.Коррекцию деятельности учащихся обеих возрастных групп;

6.Контроль за выполнением заданий;

7.Рефлексию деятельности учащихся обеих возрастных групп .

    В работе разновозрастных групп используем монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему. Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности и  надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

 Проекты в указанных группах  яркие, эмоциональные, интересные  для публики.

Данная работа стимулирует учащихся не только к более глубокому изучению предмета, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникативных технологий. Работы выполняются в режиме презентаций Power Point, также используются программы Word, Fotoshop.

Совместная работа в разновозрастных группах позволяет старшим учащимся применять уже изученный материал, таким образом, закрепляя его. А малыши получают возможность работать на опережение. Подобная передача знаний и опыта, из поколения в поколение, устоялась исторически и хорошо прижилась в образовании. При работе в разновозрастных группах совершенствуются навыки познавательной и коммуникативной деятельности. Развиваются умения планировать свои действия, координировать работу в группе, сотрудничать. Если говорить о воспитательном моменте, то в работе разновозрастных групп он очень важен: ребята учатся слушать друг друга, уступать, налаживать контакты.

В рамках недели математики учителями нашей школы был проведен конкурс проектов для учащихся 5-6 классов выполненных под руководством тьюторов. Он проходил в медиацентре, что позволило учащимся продемонстрировать своё умение работать с медиасредствами. Ребята представили множество работ, вот темы лучших из них:

История развития математики;

Математика в профессиях;

Математика в мире животных;

Системы счисления у народов мира;

Лабиринты;

День рождения десятичной дроби;

Геометрические формы в архитектуре и многие другие.

 Победители были награждены и работы отправлены на участие в научных конференциях.

Это были первые шаги пятиклассников в мир науки и творчества.

Вывод: мы считаем, что достаточно результативна проектная деятельность у учащихся 5-6 классов в том случае, когда старшеклассники выступают в роли тьюторов, помогая строить индивидуальную образовательную траекторию, действуя согласно основным функциям тьютора.

Литература

  1. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/ 
  2. Кудрявцев, А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы / А. Кудрявцев // Директор школы. – 2007. – № 1. – С. 14–20.
  3. Маркачев, А.Е. Применение метода проектов в школьной практике/ А.Е. Маркачев, Т.А. Боровских, Г.М. Чернобельская // Химия в школе. – 2007. – № 2. – С. 34–36
  4. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .

          5.       Кравченко Т.В. Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике. //Математика в школе - 2007 - №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие для разновозрастной группы дошкольников по изобразительной деятельности «К нам весна шагает»

Цели:1.Систематизировать знания детей о весне, её признаках, особенностях. 2. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования:  оттиском смятой бумагой, оттиском...

Организация проектной деятельности дошкольников в группе детского сада. Тема проекта "История школьных принадлежностей"

«Организация проектной деятельности дошкольников в группе детского сада»Автор проекта:   Кириченко Наталья ВикторовнаГБДОУ №7 Выборгского района Санкт-ПетербургаВозрастная группа:...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе для детей с нарушениями зрения с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок»

Целью занятия являлось закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков, автоматизация и дифференциация их  в стихотворной и связной речи;продолжение работы над звуковым анализом с...

Программа воспитательной деятельности «Обретение надежды» для разновозрастной группы по типу семьи (срок реализации 4 года)

До сих пор в России нет разработанных программ воспитания детей-сирот на государственном уровне. А традиционная система изжила себя, она не может осуществлять социальную адаптацию, подготовку  к ...

Применение проектной технологии в разновозрастных группах на занятиях внеурочной деятельности

Учебный  проект - интегративное средство развития, обучения и воспитания. На  всех ступенях обучения проект обладают мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий (личностных...

Проектная деятельность в старшей группе на тему «Животные средней полосы России»

Плотникова Инна Александровна — педагог дополнительного образования дошкольного отделения ГБОУ «Академическая гимназия №56»Кондратьева Елена Владимировна — воспи...