Программа воспитательной деятельности «Обретение надежды» для разновозрастной группы по типу семьи (срок реализации 4 года)
рабочая программа на тему
До сих пор в России нет разработанных программ воспитания детей-сирот на государственном уровне. А традиционная система изжила себя, она не может осуществлять социальную адаптацию, подготовку к жизни в изменяющихся условиях. А ведь семья для ребенка – это коллектив, где происходит его развитие и закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о социальной роли отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступающих в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены, поэтому у них неверный образ той или иной роли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_programme.doc | 37.5 КБ |
programma_1-y_god_obucheniya.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КГОБУ «камчатская школа-интернат для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Программа воспитательной деятельности
«Обретение надежды»
для разновозрастной группы по типу семьи
(срок реализации 4 года)
Воспитатели:
Сагайдакова Надежда Ивановна
Колесникова Оксана Николаевна
г. Елизово
Камчатский край
Пояснительная записка
Нестабильное социально-экономическое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неблагоприятные условия в семьях, отказ от детей, разводы, нищета порождают огромное количество детей, не нужных своим родителям. Растут бродяжничество, преступность.
Для детей, нуждающихся в помощи государства, открываются новые учреждения различных видов: сиротские дома, детские общины, дома-профилактории, создаются патронажные семьи.
До сих пор в России нет разработанных программ воспитания детей-сирот на государственном уровне. А традиционная система изжила себя, она не может осуществлять социальную адаптацию, подготовку к жизни в изменяющихся условиях. А ведь семья для ребенка – это коллектив, где происходит его развитие и закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о социальной роли отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступающих в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены, поэтому у них неверный образ той или иной роли.
Исходя из вышесказанного, изучив соответствующую литературу, опыт семейного воспитания Н.Ф.Плясова и Г.И.Плясовой Каменского детского дома №1 Алтайского края, проанализировав содержание образовательно-воспитательной работы с детьми в других детских домах, оценивая свою работу и результат (а именно выпускников, принявших активное участие в воспитании своих младших братьев и сестер, и сумевших благополучно создать семьи, используя теоретические знания и практические навыки и умения, получившие за годы воспитания), путем размышлений, проб и ошибок, учитывая возрастные, индивидуальные, психологические, социальные особенности и прошлый отрицательный опыт детей, была разработана программа «Обретение надежды», которая решает сложные вопросы семейного воспитания детей-сирот в условиях школы-интерната группы, созданной по семейному типу. И выстраивается на основе проблем и потребностей развития личности воспитанников с учетом их значимости.
может быть пару предложений, что несколько лет работаете по данной проблеме, что только семейная группа решает такие вопросы, чуть показать контингент и по умственному развитию, коммуникативке, адаптированности и по уровню здоровья т.д.
Цель программы:
- воспитать детей, способных в будущем самостоятельно создать полноценную семью; научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Через все виды деятельности подготовить их к самостоятельной жизни и труду.
Основные задачи:
- сформировать представление о семье, ее функциях, нравственных основах и значение в жизни каждого человека;
- дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства;
- воспитать у детей положительное отношение к школе;
- расширить знания детей о видах труда и привить положительное отношение к делам;
- познакомить с бюджетом семьи и различными потребностями человека в социуме.
Программа «Обретение надежды» имеет 4 блока:
1) «Семья – ячейка общества»
2) «Семья и умственное развитие ребенка»
3) Трудовая атмосфера семьи.
4) Семейная экономика.
Программа циклична, повторяется каждые 4 года и рассчитана на разновозрастную группу детей. Сроки определяются учебным годом. За время пребывания в детском доме дети усваивают ее содержание дважды. Дошкольники и младшие школьники в доступном варианте, старшие школьники – в более глубоком, обширном. Работа ведется дифференцированно, с каждым годом знания расширяются, закрепляются и совершенствуются.
В программе отражены все принципы комплексного подхода к воспитанию личности (физическое, нравственное, эстетическое, экологическое и т.д.), но все они проходят только через семейное воспитание. Также осуществляется превентивная деятельность по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения, коррекционная работа с детьми.
Основными критериями эффективности программы «Обретение надежды» являются:
- уровень школьной адаптации (отношение к школе, готовность к урокам, успеваемость);
- уровень теоретических знаний у детей о семье;
- уровень сформированности практических навыков (ведение домашнего хозяйства, самообслуживание, санитарная гигиена, культурные, трудовые навыки);
- уровень социальной адаптации (коммуникативные навыки, дополнительное образование, умение, реально оценивать действительность, готовность к созданию своей семьи, выпускники);
- конкретные показатели: ЗОЖ, уровень здоровья детей, навыки безопасного поведения, снижение количества детей, допускающих отклонения в нравственном поведении.
Предварительный просмотр:
Первый год обучения
Задачи | Содержание работы | Участие совета семьи в основных видах деятельности группы |
Расширять знания, формировать у детей представление о семье, ее функциях и значении в жизни человека. Формирование семейных отношений в группе Дать детям понятие об игре, ее роли в установлении добрых, близких взаимоотно- шений в семье. Пополнить знания детей новыми играми. Расширять кругозор с использованием интеллектуальных и дидактических игр.
| Сентябрь – октябрь Тема: «Личность. Общество. Семья» а) «Семейное счастье» б) «Мать и отец – главные воспитатели» в) «Семейные праздники и традиции» Итоговое мероприятие: Устный журнал: «Общение с родными» Ноябрь – декабрь Тема: «Роль семьи в умственном развитии личности» а) Повседневная жизнь и кругозор детей. б) Дидактические и интеллекту- альные игры в семейном вос- питании. в) Использование интересов для формирования их познаватель- ной активности. Итоговое: «Ток-шоу» | |
Задачи | Содержание работы | Участие семьи в основных видах деятельности группы |
Воспитание трудолюбия, прилежания. Обучение детей раз- личным видам бытового труда, развивать устойчивую ориентацию на трудовой образ жизни. Воспитывать бережливых и рачительных хозяев. Расширить представление об изделиях из отслуживших вещей с их применением и на-значением | Январь – февраль Тема: «Труд – основа челове- ческой жизни» а) «Домашний труд, распределе- ние обязанностей в семье» б) «Трудолюбие – важнейшее качество семьянина» в) «Формирование житейских умений и навыков в воспита- нии. Итоговое занятие: Ярмарка Март – апрель Тема: «Вещи и их место в се- мейных отношениях» а) «Вещи и их место в семейных отношениях» б) «Школьная и домашняя одежда» в) «Вторая жизнь вещей. Береж- ливость и аккуратность» Итоговое занятие: Рисованный фильм |
Второй год обучения
Задачи | Содержание | Участие Совета семьи в основных видах дея- тельности группы |
Формировать нравственное отношение к семье, дому, Родине малой и большой. Формировать положительное отношение к школе. Повышать мотивацию обучения, учитывая особенности каждого ребенка по умственному воспитанию.
Расширять теоретические знания и совершенствовать навыки детей в благоустройстве семьи и ведения домашнего хозяйства. Дать понятие об экономике семьи. Воспитывать интерес и желание заниматься домашней экономикой. Формировать разумные потребности. | Сентябрь – октябрь
Тема: «Семья и нравственность» а) Возрождение нравственно- этических норм и традиций семейного уклада б) Воспитание в детях ответ- ственного отношения к соз- данию в будущем своей семьи в) О любви к дому, Родине, при- роде. Итоговое мероприятие: Праздник Ноябрь – декабрь Тема: «Развитие позитивного отношения у воспитанников к собственному интеллекту» а) Школа – источник знаний б) Рациональные приемы и способы обучения. Проблема неуспеваемости. в) самообразование – залог успеха. Итоговое мероприятие: Срез по проверке учебных умений и навыков
Январь-февраль Тема: «Эстетика и самобытность дома» а) Влияние интерьера на психологическое состояние человека. б) Тайны кулинарного искусства в)Слагаемые комфорта, единство духовной атмосферы семьи ее материального окружения. Итоговое занятие: «Семейный огонек» Март – апрель Тема: « Значение домашней экономики в жизни семьи для ее благополучия» а) Хозяйство и бюджет семьи б) Потребности естественные и искусственные в) Доходы и расходы семьи. Дополнительные доходы. Итоговое занятие: Сказка- драматизация | Организация и посещение дополнительных занятий, факультативов по трудным предметам. |
Воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом. Расширять знания детей о влиянии окружающей природы на жизнь человека. Формировать эстетические начала взаимоотношений ребенка с природой. Участие семьи в охране природы. | Третий год обучения Сентябрь-октябрь Тема: « Здоровье, эмоции, красота» а) Семья и спорт. Организация активного отдыха семьи. б) проявление гигиенических навыков и привычек. Внешний вид и красота. в) Половое воспитание Итоговое занятие: Малая олимпиада
Ноябрь- декабрь Тема: «В гармонии с приро- дой и искусством» а) Мир природы и познавательной активности детей. б) Эстетическое восприятие природы в) Экологическое воспитание Итоговое занятие: КТД |
Формирование профессиональной ориентации и подготовка к самостоятельной жизни. Воспитание стремления состояться в профессии. Формирование волевых качеств личности, ответственности в выборе профессии. Продолжать углублять понятия и знания детей о домашней экономике, в рациональном ведении домашнего хозяйства. | Январь – февраль Тема: « Труд – основа человеческой жизни» а) Самообслуживание и общественно-полезный труд б) Правила культуры труда: физического и умственного в )Знакомство с миром профессий Итоговое занятие: Март-апрель Тема: «Рациональная организация семейной экономики» а) Экономическая азбука б) Семья и деньги. Деньги – мера труда. в) Рациональные способы ведения домашнего хозяйства. Итоговое занятие: Устный журнал | |
Познакомить через игру с социальными нормами и правилами культуры поведе-ния Пополнить знания детей новыми играми. Расширить и обогатить знания детей об окружающем через чтение художественной литературы и периодической печати. Привить любовь к чтению и через познавательную активность развивать культуру чтения. | Четвертый год Сентябрь-октябрь Тема: «Игра в семейном воспитании» а) Организация совместных игр старших и младших детей для формирования правильных взаимоотношений в семье. б) Вредные и полезные игры в) Игра – это учеба, игра – это труд, игра – развлечение, игра – познание. Итог: Интеллектуально-развлекательная игра Ноябрь - декабрь Тема: «Книга – спутник, советчик, друг!» а) Что такое книги. Работа с книгой. б) Книги – источники мудрости и нравственности. в) Типы и виды газет и журналов Итоговое занятие: Путешествие |
Совершенствовать все виды труда и трудовые навыки для самостоятельной жизни. Приобщить детей к хозяйственно-бытовой деятельности. Продолжать готовить детей к существующим социальным условиям. Формировать убеждение, что экономические интересы семьи и общества едины. Расширить опыт экономических знаний и умений. | Январь – февраль Тема: «Различные виды труда в семейном воспитании» а) Роль ручного труда в создании семейного уюта. б) Хозяйственно-бытовой труд и его место в воспитании детей в) Воспитание уважения к людям труда и бережного отношения к результатам труда. Итог: Вечер в семье. Март – апрель Тема: «Законы страны-экономики» а) Общие понятия и введение в экономику, как науку. б) Воспитание экономической самостоятельности и хозяйс- твенной предприимчивости. в) Занимательная экономика Итоговое занятие: Экономическая эстафета |
Методические рекомендации по планированию и проведению воспитательной работы с разновозрастной группой по типу семья
Распределение мероприятий на месяц (10 смен – один воспитатель)
Все формы и виды работы по выполнению задач, стоящих перед семьей, а также развлекательные мероприятия отражены в календарно-тематическом планировании.
Первый год
Рассматриваемые темы | Формы и содержание работы с детьми |
а) «Семейное счастье» | Сентябрь- октябрь Беседы о семье, ее составе, о роли детей, о мотивах вступления в брак, о брачном возрасте, «любовь – как основная жизненная ценность», «Народное наследие», «Что дает человеку хорошая семейная жизнь» и т.д. Конкурс: «Какой я представляю себе семью?» Чтение и обсуждение художественных произведений, сказок, мифов и легенд народов мира о семье. Рассматривание картин, иллюстраций на тему «Семья»
|
1 б) «Мать и отец – главные воспитатели» в) «Семейные праздники и традиции» а) «Повседневная жизнь и расширение кругозора детей»
1 б) «Дидактические и интеллектуальные игры в семейном воспитании» в) «использование интересов для формирования познавательной активности детей». а) «Домашний труд, распределение обязанностей в семье» б) «Трудолюбие – важнейшее качество семьянина» в) «Формирование житейских умений и навыков у воспитанников» 1 а) «Мир вещей» б) «Школьная и домашняя одежда»
в) «Вторая жизнь вещей. Бережливость и аккуратность. | 2 Беседы: «О роли отца и матери в семье» Вечер: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать». Сочинение: «Каким бы я хотел видеть отца» Девичник: «О девичьей чести». Рассматривание и обсуждение различных жизненных ситуаций, проблем (как поступить?) Чтение художественной литературы о значении отца и матери в жизни детей, семьи. Рассказ воспитателя с использованием картин, иллюстраций на тему: «Мадонны в мировом искусств Мальчишник: «Разве тот мужчина».
Беседы о традициях и праздниках в семье, «Что такое русский фольклор?» Практическое занятие: « День рождения в семье» Развлечение: «Русские посиделки» Походы на природу (любимые места)
Ноябрь - декабрь Беседы, эвристические беседы на познавательные темы, например: «Очевидное – невероятное», «Эти знакомые незнакомцы», «На пути к тайнам природы», «Тайны морских глубин». Рассказы воспитателя на разные темы, например: о путешественни- ках-исследователях, о Великой Отечественной войне, о жизни других народов, о растениях и животных, о Родине, об Армии, о родном городе, его промышленности, о явлениях общественной жизни. Рассматривание картин (понимать смысл изображенного, выяснять причинно-следственные связи и т.д.) из цикла «Русские художники» или картин, изображающих быт и жизнь народа (как современную, так и в прошлом).
2 Семейное чтение и обсуждение познавательной художественной литературы( например: С. Маршак «Как печатали вашу книгу», чтение книги «Сто тысяч «почему», обзор научно-популярных книг и журналов) Показ видеофильмов на темы, расширяющие кругозор детей. Беседа: «Зачем люди играют?» Чтение художественной литературы об использовании различных игр в семейном воспитании, например отрывки из повести «Детство» А.Н. Толстого. Практическое занятие: а) игры по примеру телевизионных: «Умники и умницы», «Колесо истории», «Своя игра», «Что, где, когда?»; б)изготовление атрибутов к дидактическим играм и игра в них; в) разгадывание ребусов, головоломок, шарад; г) игры-путешествия. Использование ТРИЗа в умственном развитии детей. Беседы на темы: «Наше увлечение», «Влияние увлечений на выбор профессии», «Чем занять свободное время», «Увлечение и познавание окружающего», «Что значит интересно?» Изготовление альбомов, папок на выбранные темы: «Удивительное рядом», «В мире интересного», «Почемучка» и др. Практическое занятие: «Как правильно написать письмо, поздравительную открытку» КВН – по теме, интересующей детей (с предварительной подготовкой) Выставка работ детей (их увлечения).
Январь -февраль Беседы на темы: «Труд – основа семейного счастья», «Трудолюбие – важное качество семьянина», какое отношение к семье имеет пословица: «И швец, и жнец, и в дуду дудец»? Рассказ об истории развития домашнего труда. Анкета: «Чем бы я хотел заняться в своей семье?» Чтение художественной литературы: отрывки из произведений Л.Воронковой «Девочка из города», «Большая стирка» Оформление альбомов: «Домашний труд», «Маленькие хитрости» и т.д. Практические занятия: «Уход за комнатными цветами, клеткой для попугая, черепахой. Совместный труд по созданию уюта в семье». Беседы: «Человек славен трудом», «За что награждают людей», «Моральное удовлетворение _ награда за домашний труд» Решение различных ситуаций, проблемных предложений. Чтение художественной литературы (отрывки из книг Л, Воронковой «Девочка из города», А. Гайдара «Тимур и его команда», рассказ В, Пермяка «Пичугин мост») Практические занятия: «Изготовление эмблем и табличек за лучшее санитарное состояние помещений семьи»,изготовление кукольной одежды, других игровых принадлежностей для дошкольной группы. Беседы о профессиях и специальностях. Оформление альбома с описанием распространенных профессий. Игры, направленные на углубленное ознакомление с профессией («Мы строители», «Больница» и т.д. для малышей) Вечер-конкурс: «Дело мастера боится» (Навыки ведения домашнего хозяйства). Чтение художественных произведений про людей разных профессий. Конкурс: «Юный умелец – мастер золотые руки» Экскурсия на предприятия, ПУ, училища с целью ознакомления с разными специальностями. 2 Март - апрель Беседы на темы: «ПО одежке встречают, по ней и провожают», «Вещи и их место в отношениях людей» и т.д. Размышления на тему: «Какое значение имеют вещи в вашей жизни» Сочинение:»Что бы я сделал, чтобы приобрести понравившуюся мне вещь?» Экскурсия в музей (из истории одежды) Рассказ «Цель одежды – укрыть тело от холода,ветра или украсить себя?», «Культура одежды» Беседы:«Быть как все – хорошо или плохо?» ( что такое «красиво и достойно и уродливо и неприлично» в одежде?». «Мода рождается на улице, а умирает дома». Чтение художественной литературы на тему: «Мода и время». Просмотр видеофильмов, слайдов, картин, журналов на тему: «Мода современная и прошлая» Карнавал : переодевание – перевоплощение. Практическое занятие: «Как одеваться дома?» (с демонстрацией домашней одежды).
Беседа: «По одежке протягивай ножки», «Самое уникальное – это изделие рукодельное», «Хранение и уход за вещами». Практическое занятие: «Что можно сделать из отслуживших вещей?» Чтение художественной литературы Выставка изделий из старых вещей.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса истории для 6 класса основное общее образование, 2 ступень срок реализации программы: 2011-2012 учебного года
Рабочая программа по истории для 6 класса...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.
Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года....
Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №3 «Добрячки» « Я+ МЫ= ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
Паспорт программыНаименование программы « Я+ МЫ= ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»Основаниядля разработки программыКонвенция о правах ребёнкаЗакон РФ об образованииЗакон РФ об основных гарантиях прав ре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Фольклорный ансамбль «ЛОЖКАРИ» Возраст детей 8 – 10 лет Срок реализации 3 года
Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах...
Отчет воспитательной работы по программе «Обретение надежды» в разновозрастной группе по типу семьи в условиях детского дома за 2017-2018 учебный год
Деятельность воспитательной работы нашей группы направлена на решение важной социально-значимой задачи – подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и труду в обществеВ этом учебном году ра...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по учебному предмету «Занимательный английский язык» 6 класс Срок реализации 2022-2023 учебный год.
Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 6 класса «Занимательный английский язык» составлена на основе:1. Федерального закона «Об о...