Декартова система координат на плоскости
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
план - конспект урока для 6 класса (уч. Никольский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.ppt | 58.5 КБ |
prilozhenie_2.ppt | 381 КБ |
Приложение - презентации к конспекту "Декартова система координат на плоскости" | 953 КБ |
dekartova_sistema_koordinat_na_ploskoti.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Полярная система координат
Найдите координаты точек
1 – вариант. Проверьте свои работы
2 - вариант
Сравните координаты, и объясните изменения.
Какая координата точек меняется при движении бегуна?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат .
Рене Декарт (1596-1650) французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости , поэтому ее часто называют декартовой системой координат.
«Геометрия» Декарта вышла в свет в 1637 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система географических координат широта – параллели, долгота -меридианы
Те, кто в детстве играл в морской бой, помнят , что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой 1 2 3 4 А Б В Г аналогично в шахматах
С помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«ЛИИТ №36»
Декартова система координат на плоскости
( Математика, 6 класс)
Автор: Шапеева Анфиса Васильевна,
учитель математики МАОУ «ЛИИТ № 36»
г. Набережные Челны
План – конспект урока
Класс: 6
Название курса: математика
Название темы: Декартова система координат на плоскости
Автор: Шапеева Анфиса Васильевна
Роль и место темы в курсе: данной теме в курсе математики для 6 класса предшествуют тема:
Координатная ось.
За изучаемой на данном уроке темой «Декартова система координат на плоскости» следуют тема:
Столбчатые диаграммы и графики.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цели:
- создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации; развитию аргументированной математической речи;
- создать условия для формирования умений и навыков строить точки на координатной плоскости, строить фигуры и записывать координаты точек, отмеченных на координатной плоскости; закрепить навыки в построении точки по её координатам и чтении координат отмеченной точки; осуществлять несложное теоретическое обобщение на основе исходных данных
- создать условия для формирования рефлексивной, технологической, информационной и коммуникативной компетентностей; четко и аккуратно выполнять геометрические построения;
- создать условия, способствующие формированию внимательности, ответственности, условия для воспитания коммуникативной культуры, умений выслушивать и уважать мнение других; анализировать и обобщать свой ответ, ответ товарища;
- воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
- знать порядок записи координат точек плоскости и их названий.
- уметь находить значения координаты точки в прямоугольной системе координат,
- отмечать точку по заданным координатам.
- связать абстрактные математические понятия с фрагментами реальной жизни, используя элементы истории математики.
Урок проводится в кабинете, где имеется интерактивная доска, компьютер с установленной программой «Живая математика» и мультимедейный проектор. Урок делится 45 мин.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предполагаемые результаты | ||
1. Организационный этап Задача: подготовка учащихся к работе на уроке Приветствие учащихся; проверка их готовности Сообщение целей и задач урока: учащиеся должны показать, как они применяют знания и умения, полученные при изучении пройденных тем Перед вами стоит задача – показать, что вы знаете о декартовой системе координат и умеете применять ваши знания: | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | |||
2. Этап проверки выполнения домашнего задания. Задачи: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Проверить степень овладения основными понятиями о декартовой системе координат на плоскости, необходимыми для успешного решения задач. | Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов | |||
Проверка домашнего задания: А) Практическая часть Все ли справились с домашним заданием? Какие трудности возникли? Посмотрите на доску и проверьте, такая ли фигура у вас получилась № 1050 (ЖМ слайд №1) Внимательно сравнивайте свои работы, если у вас такой рисунок получился, то на оценочном листе за домашнюю практическую работу поставьте себе оценку. Б) Проверка теоретической части. - Расскажите друг другу, основные правила и понятия по данной теме (3 мин) | Ученики сверяют домашнее задание с предложенным рисунком Работа в парах | . Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний Умение строить точки в системе координат Повторение теоретического материала | ||
3 этап. Обобщение и систематизация знаний. Задачи: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме ( исторический материал и применение в практике). Способствовать развитию умения анализировать и сравнивать предложенные и свои решения/ Совершенствовать знания, умения и навыки использования теоретического материала для решения задач и доказательств | Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению межпредметных связей | |||
Фронтальная работа Работа с интерактивной доской Дополнительные вопросы к учащимся:
Внимательно смотрите, на точку Е (ЖМ слайд №2) и на координаты этой точки (анимация точки Е): Какая координата изменилась? Где лежат точки, если они имеют одинаковые ординаты? Как вы думаете, где лежат точки, если они имеют одинаковые ординаты? Давайте посмотрим. ( Анимация точки Д) Внимательно посмотрите, как меняется координаты точки С в зависимости от ее место расположения ( Анимация точки Д) .
(с помощью точки С проверяются ответы учащихся) Из данных рисунков найдите те, которые не являются прямоугольной системой координат, и объясните, почему? (слайд №3) Кроме прямоугольной системы координат, существует еще и полярная система координат, где абсциссой является радиус окружности, и ординатой угол между положительным направлением ос абсцисс и прямой соединяющей начало координат с точкой (ЖМ слайд №4) (с помощью анимации показывает, как меняются координаты точек Е и F) Как давно системы координат вошли жизнь человека? (Ученическая презентация)Андрей.ppt Более чем за 100 лет до н. э греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами. Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. Но эти понятия впервые были систематизированы в 17 веке Рене Декартом. Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат. В своем труде «Геометрия» он описал это так: «Вообразим город (план города), спланированный на американский манер, в котором проспекты идут на юг и на север, а улицы на восток и запад. Если выбрать некоторый проспект и некоторую улицу в качестве начальных, а их пересечение в качестве начала отсчета, от которого последовательно отсчитываются номера проспектов и улиц. Эти номера дают адрес, по которому представляем соответствующее место » Общаясь, друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего? -Какие координаты могут оставить люди друг другу? Системы координат окружают нас повсюду (с 1 по 5 слайды) чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место; система географических координат (широта - параллели и долгота - меридианы); те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой: с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов; применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы; при астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре. | Ученики, используя интерактивную доску, рассказывают, что знает о декартовой системе координат на плоскости, как строить точки с заданными координатами, а остальные слушают, анализируют и задают вопросы на прямой, параллельной оси Ох Предлагают свои варианты Сообщение ученика с помощью слайдов Чтобы человека было легко найти Предлагают свои варианты ответов Слайды на презентации смотрят слайды | Умение отвечать на поставленный вопрос знание теоретического материала и уметь объяснять всем. Умение формулировать и задавать вопросы товарищам по изученному материалу; анализировать, слушать, комментировать, оценивать ответы своих товарищей; Знание знаков координат в четвертях Знание знаков координат в четвертях Умение анализировать предложенную ситуацию и доказать Знакомство с историческим материалом Знать, где практической жизни применяются координаты | ||
Цель: Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Проверить уровень сформированности конкретных умений, как в знакомой ситуации, так и в новой, которая не рассматривалась ранее. Способствовать развитию умения самостоятельно выполнять упражнения; Отработка навыков построения на координатной плоскости. Способствовать формированию умений: осуществлять самоконтроль осмысливать учебный материал развивать быстроту и точность выполнения заданий | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации; Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения | |||
Задание по вариантам | ||||
Организация самостоятельности работы учащихся Мы с вами повторили правила. Сейчас проверим, как вы умеете строить точки по координатам и определять координаты точек. Открываем тетради. Пишем число. Самостоятельная работа, вариант. Внимательно посмотрите на задания, все ли вам понятно? 1 Вариант 1 задание. Найдите координаты точек Задание 2 По точкам постройте фигуру 1) (- 9; 5), (- 7; 5), (- 6; 6), (- 5; 6), (- 4; 7), (- 4; 6), (- 1; 3), (8; 3), (10; 1), (10; - 4), 2) Глаз: (- 6; 5) 2 Вариант 1 задание. Найдите координаты точек Задание 2 (- 7; 1), (- 5; 1), (- 4; 2), (-1; 0), (- 1; 3), ( 1; 1), ( 5; 2), (6; 1), (5; 0), (4; 0,5), Усы (5; 4), ( 6; 3), (6; 1), (7; 3), (6; 4), Ноги 1) (- 6; - 1), (- 7; -3), (- 8; - 3), 2) (- 1; - 1), ( 0; - 3), (- 1; -4) 3) ( 3; 0), ( 3; -3), ( 2; - 4), 4) ( 5; - 1), (- 5; -3), ( 6; - 4), ( 7; - 4) Глаз: (5; 1) Первое задание: взаимопроверка (ЖМ слайд №5) 2 задание Самопроверка (ЖМ слайд №6, 7) Предполагается выполнить самопроверку, т.е. сверять ответы с предложенными ответами Что мы можем делать с этой саранчой Гомотетия 1:2 Перенос на 5 единиц по оси Оу (ЖМ слайд №8) давайте, определим координаты точки, после гомотетии? После переноса? (ЖМ слайд №8) (ЖМ слайд №9) Бегун. Что должен делать бегун? Анимация точек (меняя скорости, сначала без оставления следа, а потом с оставлением следа) Такие рисунки с помощью анимации вы можете сделать сами. | Самостоятельно выполняют работу Ученики меняются тетрадями и выполняют взаимопроверку Ученики выполняют самопроверку Координаты точки уменьшились в два раза саранча сдвинулась на 1 ед. вправо и на 5 единиц - вверх Первая координата увеличилась на 1, а вторая - на 5 Сравнивают координаты точек и делают выводы Ординаты точек остались без изменения, а абсциссы изменились | . Уметь быстро находить координаты точек
Умение читать и записывать координаты точек Умение быстро строить точки в системе координат Умение делать взаимопроверку и самопроверку Умение сравнивать и анализировать новую предложенную ситуацию и делать выводы | ||
5. Подведение итогов урока. Задачи: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Самоанализ деятельности на уроке Уточняют, выясняют непонятные моменты, консультируются с учителем | Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации реальных результатах. | |||
6. Информация о домашнем задании Задачи: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Выполнить № 1052, 1051 Творческое задание: Построить интересную фигуру и написать ее координаты | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Декартова система координат"
Презентация для урока геометрии....
Презентация "Декартова система координат"
Презентация к уроку математики в 6 классе на тему "Декартова система координат"...
6 класс. Тест 46. "Координатная ось", тест 47. "Декартова система координат на плоскости".
6 класс. Тест 46. "Координатная ось", тест 47. "Декартова система координат на плоскости". Тематические тесты П.В. Чулкова к учебнику С.М. Никольского...
Декартова система координат
Презентация по геометрии " декартова система координат" выполнена для уроков стереометрии в 11 классе...
Презентация по теме: "Декартова система координат на плоскости"
Для урока математики в 6 классе (по учебнику Никольского)...
Презентация тема: "Декартовая система координат на плоскости" математика 6 класс
Урок математика 6 класс подготовлен для работы с интерактивной доской....
Практическая работа "Декартова система координат в пространстве"
Практическая работа "Декартова система координат в пространстве"...