разработки уроков по математике 6 класс
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Разработки уроков с презентациями к ним по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
УМНОЖЕНИЕ (3 ч)
Урок 118. Умножение
Цели: ввести правила умножения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками; развивать правильную математическую речь; формирование внутренних процессов интеллектуального, личностного, эмоционального развития.
Ход урока.
- Организационный момент
«Математика — это больше, чем наука, это язык» (Н. Бор).
— В течение урока подумайте над этими словами.
II. Анализ контрольной работы
— Какое задание вам было трудно выполнить?
Где было допущено больше всего ошибок?
(Учащиеся анализируют ошибки и фиксируют затруднения.) Повторить алгоритм понятий, способов действий, в которых допущена ошибка.
С помощью модели координатной прямой закрепить алгоритмы решением примеров.
III. Устный счет
1. Решите уравнения: 1)у: 13 = 5; 2) у-13=5; 3)у+13 = 5;
4) у*13=5; 5)y-13=-5; 6)y+13=- 5;
2. №1136 стр. 194
3. № 1137 стр. 194.
4. Из трех одинаковых по виду колец одно несколько легче других. Как найти его одним взвешиванием на чашечных весах?
5. Книга в переплете стоит 64 руб. Сколько стоит переплет книги, если известно, что сама книга дороже ее переплета на 60 руб.? (2 руб.)
IV. Индивидуальная работа
.
1 карточка
1. Решить уравнения: а) 5,27 - х = 8,43; б) у + 3 = -2.
2. Найти расстояние между точками А (—3,5) и В (6,1).
3. Напиши все целые т, что 23 < | m | < 26.
2 карточка
1. Решить уравнения: а) 7,23 + х = 5,48; б) У - 2=- 6.
2. Найти расстояние между точками А (—7,5) и В (2,3).
3. Напиши все целые т, что 15 < | m | < 19.
Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы узнаем, какие правила применяются при умножении положительных и отрицательных чисел.
. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
— Где вы в жизни встречаетесь с отрицательными и положительными числами?
— Каким числом выражается увеличение величины, а каким — уменьшение? {Увеличение любой величины можно выразить положительным числом, а уменьшение — отрицательным.)
2. Работа с учебником.
— Самостоятельно разберите задачи 1 и 2 в учебнике на стр. 190.
— Сформулируйте правило умножения чисел с разными знаками.
При умножении чисел с разными знаками:
1) перемножить модули этих чисел;
2) перед полученным числом поставить знак минус
.
— Найдите значения выражений:
-0,5 • 7 = -3,5; 0,5 * (-7) = -3,5; 0,5 • 7 = 3,5.
— Сравните эти произведения с произведением 0,5 • 7 = 3,5.
— Какой вывод можно сделать? {При изменении знака любого множителя знак произведения меняется, а его модуль останется тем же.)
-0,5 • (-7) = 3,5.
— В данном произведении знаки меняются у обоих множителей, следовательно, и произведение дважды меняет знак. В результате знак произведения не меняется. Какой вывод можно сделать? {Произведение отрицательных чисел есть число положительное.)
— Сформулируйте правило умножения отрицательных дробей. Сравните свое правило с правилом в учебнике на стр. 191.
При умножении двух отрицательных чисел:
1) перемножить модули этих чисел;
2) перед полученным числом поставить знак плюс.
— При умножении отрицательных чисел принято первый множитель писать без скобок, так как (—1,5) • 3 = - (1,5 • 3) = 4,5.
— Найдите значения выражений:
-1,5 • (-3) = | -1,5 | • | -3 | = 1,5 • 3 = 4,5.
Можно писать короче:
-1,5 • (-3) = 1,5 • 3 = 4,5; -2,3 • (-2) = 4,6; -0,3 • (-7) = 2,1.
— Правила умножения можно истолковать и таким образом:
«Друг моего друга - мой друг»: + • + = +.
«Враг моего врага — мой друг»: — • — = +.
«Друг моего врага — мой враг»: + • — = +.
«Враг моего друга — мой враг»: — • + = — .
VII. Закрепление изученного материала
1. № 1118 стр. 191 (на доске и в тетрадях).
2. № 1119 стр. 191 (устно).»
.
- Физкультминутка
IX. Работа над задачей
№ 1141 (а) стр. 194 (на обратной стороне доски и в тетрадях, самопроверка).
— Прочитайте задачу.
Решите самостоятельно алгебраическим способом.
Решение:
1) Пусть х (м) — высота ели, 1,5х (м) — высота сосны.
Так как сосна выше ели на 1,2 м, то
1,5х-х= 1,2;
0,5х = 1,2;
х= 12: 5;
х = 2,4 2,4 (м) — высота ели.
2) 2,4 + 1,2 = 3,6 (м) — высота сосны. {Ответ: ель 2,4 м, сосна 3,6 м.)
X. Повторение изученного материала
Блиц-опрос!
— Сумма двух отрицательных чисел есть число...
— Сумма двух противоположных чисел равна... (, нулю).
— При сложении двух чисел с разными знаками знак суммы совпадает со знаком того слагаемого, модуль которого... {больше).
— Чтобы из одного числа вычесть другое число, нужно... (к уменьшаемому прибавить) число, противоположное вычитаемому.
— Чтобы найти расстояние между двумя точками на координатной прямой, надо найти модуль... {разности) координат соответствующих точек.
- Самостоятельная работа
Вариант I
Выполните умножение: 10 • (—3,9); (—100) • 7,4; —65 • (—10); 2 • 2,4;
2 • (-2,9); (-5) • 1,2; -1,5 • (-3); -4 • 1,6
. Вариант II
Выполните умножение: 10 ■ (—6,3); (—10) • 3,1; -25 ■ (-100); 4 • 1,4;
2 • (-3,2); (-5) • 1,8; -1,7 • (-3); -6 • 1,2.
XII. Подведение итогов урока
— Сформулируйте правило умножения двух чисел с разными знаками.
— Как перемножаются два отрицательных числа?
Домашнее задание
1143 (а-г), 1144 (а, б), 1145 (а, г), 1146 стр. 195.
Урок 119. Умножение
Цели: отрабатывать умение умножать отрицательные числа и числа с разными знаками; формировать навык сравнения положительных и огрицательных чисел; ввести свойство единицы и нуля при умножении положительных и отрицательных чисел; развивать интеллектуальные способности учащихся, формировать качества мышления, характерные для математической деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Решите уравнения: а) — х + 7 = —10; б) -х + 10 = —3;
в) х + 2 = -10.
2. Найдите значение выражения: -7 + 9; -7 + (-9); -7 - 9;
7 - 9; 7 + (-9); - (-7) - (-9);
- (-7) - 9; - (-7) + 9; - (-7) + (-9).
3. На одной чаше весов лежит кирпич, а на другой — половина такого же кирпича и гиря в 1 кг. Весы в равновесии. Чему равна масса кирпича? (2 кг.)
4. Скорость течения реки 2 км в час. На сколько больше будет скорость движения катера по течению реки, чем против течения, при постоянной собственной скорости катера? (На 4 км.)
III. Индивидуальная работа
/ карточка
1. Вычислить: а) -3,4 + 7,2; б) -2,6 - 3,7; в) -8,6 + 5,7;
г) 3,8-7,6
2. Найти значение выражения: (5,7 — 7,1) — (- 3- )- 2,1.
2 карточка-
1. Вычислить: а) -6,8 + 9,3; б) -5,7 - 8,2; в) -14,9 + 9,3;
г) 4,7 - 8,3;
2. Найти значение выражения: (6,6 - 9,5) – (-2.- )+2,3.
-
IV. Сообщение темы урока
— Сегодня мы продолжим находить значения выражений, содержащих положительные и отрицательные числа.
V. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
— Вспомните свойство единицы и нуля для умножения натуральных чисел. Запишите в буквенном виде.
а-1 = 1а = а; а-0 = 0а = 0.
2. Работа над новой темой, а) № 1125 стр. 192 (на доске и в тетрадях).
.
Вывод: при умножении на единицу получается само число, при умножении на —1 - число, противоположное числу, на которое умножаем, минус единицу.
б) Найдите значение произведения: 0 • (-3,9) = 0; 0 • 7,4 = 0; -65 • 0 = 0;
0 • 7,4 = 0.
Вывод: свойство нуля действительно и для положительных, и для отрицательных чисел.
в) Найдите значение выражения:
— Что интересного заметили? (Эти произведения можно найти удобным способом.)
—- Что применили при решении? (Сочетательное свойство умножения.)
-2 ■ (-3) • 2 • (-5); 25 • (-23) • 4 - (-2);
(-20) • (-1) • (-4) ■ (-25) • (-5) • (-3); (-125)-(-8)- (-2)-(-5).
— Зависит ли знак произведения от количества отрицательных чисел? Сделайте вывод.
Вывод: при умножении четного количества отрицательных чисел получается положительное число, если отрицательных чисел нечетное количество, то произведение будет отрицательным числом.
VI. Закрепление изученного материала
1. № 1124 стр. 192 (на доске и в тетрадях).
— Нужно ли выполнять умножение? (Нет.) Обоснуйте свой ответ.
f
2. № 1122 стр. 192 (устно).
— Сформулируйте правила умножения чисел с одинаковыми и разными знаками.
(Ответы: 0; -42; 42; -126; -210; 1260.)
3. № 1120 стр. 191 (на доске и в тетрадях).
— Как найти расстояние, зная скорость и время?
— Запишите формулу. Что означает —30 км? (Это значит, что турист двигался в отрицательном направлении от точки 0.)
— Объясните значение каждой переменной. Ответ обоснуйте.
VII. Физкультминутка
VIII. Работа над задачей * I
№ 1141 (б) стр. 194 (на обратной стороне доски и в тетрадях, взаимопроверка).
— Прочитайте задачу. Решите самостоятельно алгебраическим способом.
Решение:
1) Пусть х (м) - высота ели, 1,6 х (м) — высота сосны.
Так как сосна выше ели на 1,2 м, то
1,6х - х = 1,2;
0,6х = 1,2;
х = 12 : 6;
х = 2
2 (м) — высота ели.
2) 2 + 1,2 = 3,2 (м) — высота сосны. (Ответ: ель 2 м, сосна 3,2 м.)
X. Подведение итогов урока
— Я не понимаю русского языка. Попробуйте мимикой, жестами объяснить мне, как умножаются положительные и отрицательные числа.
Домашнее задание
№ 1143 (д-з), 1144 (в, г), 1145 (б, д), 1147 стр. 195.20 (км);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков: по математике в 5 классе,по алгебре в 9 классе, по алгебре и началам анализа в 11 классе
Мною предложены технологические карты уроков: в 5 классе по теме "Уравнение", в 9 классе по теме "Квадратный трехчлен", в 11 классе по теме "Три правила нахождения первообразных". Очень прошу коллег д...

Методическая разработка урока по математике в 5 классе " УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ "
Урок-путешествие. Первый урок математики в 5 классе позволяет повторить знания, полученные в начальной школе,с использованием игровых технологий....
Методическая разработка урока по математике в 5 классе. Тема: Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей (урок - праздник)
Урок может быть использован для закрепления действий сложения, вычитания и умножения десятичных дробей в 5 классе. Урок желательно проводить накануне праздника 8 Марта. Урок представлен в игровой форм...

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»
Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...

Разработка урока по математике 5 класс Урок путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями".
Цели урока. Ход урока....

Методическая разработка урока по математике для 5 класса. Тема урока "Понятие дроби"
Тип урока: изучение нового материала.Форма проведения урока: использование интерактивного оборудованияЦель: формирование понятий: «обыкновенная дробь», «числитель», «знам...

Методическая разработка урока по математике в 1 классе «Весёлая математика».
Предмет «Математика» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умени...