Рабочая программа по ФГОС математика 5-6 класс
методическая разработка по алгебре (5, 6 класс) на тему
Рабочая программа по ФГОС математика 5-6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 64.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20 станицы Подгорной»
«Согласовано» Протокол заседания М\О №_____ от ________ | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ №20 станицы Подгорной _____________________ (Поротова Н.В.) № ________ от ___________ |
Рабочая программа
по математике
ФИО педагога – разработчика программы Попова Наталья Викторовна
2014-2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочие программы основного общего образования по Математике для 5-6 классов составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Сознательное овладение учащимися системой арифметических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса математики 5-6 классов обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Арифметика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике в 5-6 классах способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении арифметических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте арифметики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, арифметика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.
Изучение математики в 5-6 классах позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса арифметики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в арифметике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, арифметика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Срок освоения программы – 2 года (5-6 классы)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ
В курсе математики 5-6 классов можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно- методичес кую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия - «Множества» - служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая - «Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности - умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5-6 классах основной школы отводит 5 часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 170 уроков. Учебное время может быть увеличено до 6 часов в неделю за счёт вариативной части Базисного плана.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить не обходимые коррективы;
3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) формирования учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности);
8) первоначального представления об идеях и о методах
математики как об универсальном языке науки и техники;
9) развития способности видеть математическую задачу
в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в попятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии и предложенным алгоритмом;
14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умения пользоваться изученными математическими
формулами;
5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью пере
бора всех возможных вариантов; .
6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
АРИФМЕТИКА
Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Понятие о степени с натуральным показателем. Квадрат и куб числа. Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами. Делители и кратные. Наибольший общий делитель; наименьшее общее кратное. Свойства делимости. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.
Дроби. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Отношение. Пропорция; основное свойство пропорции. Проценты; нахождение процентов от величины и величины по её процентам; выражение отношения в процентах. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа. Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Изображение чисел точками координатной прямой; геометрическая интерпретация модуля числа. Множество целых чисел. Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий.
Измерения, приближения, оценки. Зависимости между величинами. Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Примеры зависимостей между величинами скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость и др. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам. Решение текстовых задач арифметическими способами.
ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ
Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Уравнение, корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по её координатам, определение координат точки на плоскости.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА. ВЕРОЯТНОСТЬ.
КОМБИНАТОРИКА. МНОЖЕСТВА
Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие о случайном опыте и событии. Достоверное и невозможное события. Сравнение шансов. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Множество, элемент множества. Пустое множество. Подмножество. Объединение и пересечение множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера - Венна.
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, правильный многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Равновеликие фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники, правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии.
Изображение симметричных фигур.
МАТЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.
История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ
Рациональные числа
Выпускник научится:
1) понимать особенности десятичной системы счисления;
2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
4) сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
5) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
6) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Выпускник получит возможность:
1) познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
2) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
3) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Выпускник научится:
1) использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
2) владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Выпускник получит возможность:
1) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
2) развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Измерения, приближения, оценки
Выпускник научится:
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Выпускник получит возможность:
1) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
2) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
3) строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
4) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
5) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
1) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
2) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
3) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование реализует один из возможных подходов к распределению изучаемого материала по учебно-методическим комплектам по математике, выпускаемым издательством «Просвещение», а также УМК Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова и др., не носит обязательного характера и не исключает возможностей иного распределения содержания.
В тематическом планировании разделы основного содержания по математике разбиты на темы в хронологии их изучения, по соответствующим учебникам.
Особенностью примерного тематического планирования является то, что в нём содержится описание возможных видов деятельности учащихся в процессе усвоения соответствующего содержания, направленных на достижение поставленных целей обучения. Это ориентирует учителя на усиление деятельностного подхода в обучении, на организацию разнообразной учебной деятельности, отвечающей современным психолого-педагогическим воззрениям, на использование современных технологий.
Тематическое планирование составлено из расчета часов, указанных в проекте Базисного учебного (образовательного) плана (БУП) образовательных учреждений общего образования (5 часов в неделю, 170 часов в год). При составлении рабочей программы образовательное учреждение может увеличить указанное в проекте БУП минимальное учебное время за счёт его вариативного компонента.
Дополнительные вопросы в тематическом планировании даны в квадратных скобках.
Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С.И. Шварцбурд «Математика, 5»
№ урока | Содержание материала, тема уроков | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
§ 1. Натуральные числа и шкалы - 15 ч | |||
1-3 | Обозначение натуральных чисел | 3 | Описывать свойства натурального ряда. Верно использовать в речи термины цифра, число, называть классы и разряды в записи натурального числа. Читать и записывать натуральные числа, определять многозначность числа, сравнивать и упорядочивать их, грамматически правильно читать встречающиеся математические выражения. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры: точку, отрезок, прямую, луч, дополнительные лучи, плоскость, многоугольник. Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать одни единицы измерения длины через другие. Пользоваться различными шкалами. Определять координату точки на луче и отмечать точку по её координате. Выражать одни единицы измерения массы через другие. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Записывать числа с помощью римских цифр. Исследовать простейшие числовые закономерности, про водить числовые эксперименты. |
4-6 | Отрезок. Длина отрезка. треугольник | 3 | |
7-8 | Плоскость. Прямая. Луч. | 2 | |
9-11 | Шкалы и координаты | 3 | |
12-14 | Меньше и больше | 3 | |
15 | Контрольная работа №1 | 1 | |
§2. Сложение и вычитание натуральных чисел - 21 ч | |||
16-20 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 5 | Выполнять сложение и вычитание натуральных чисел. Верно использовать в речи термины: сумма, слагаемое, разность, уменьшаемое, вычитаемое, числовое выражение, значение числового выражения, уравнение, корень уравнения, периметр многоугольника. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении и вычитании, использовать их для нахождения неизвестных компонентов действий с числовыми и буквенными выражениями. Формулировать переместительное и Сочетательное свойства сложения натуральных чисел, свойства нуля при сложении. Формулировать свойства вычитания натуральных чисел. Записывать свойства сложения и вычитания натуральных чисел с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения и использовать их для рационализации письменных и устных вычислений. Грамматически верно читать числовые и буквенные выражения, содержащие действия сложения и вычитания. Записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Вычислять периметры многоугольников. Составлять простейшие уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты. |
21-24 | Вычитание | 4 | |
25 | Контрольная работа №2 | 1 | |
26-28 | Числовые и буквенные выражения | 3 | |
29-31 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 3 | |
32-35 | Уравнение | 4 | |
36 | Контрольная работа №3 | 1 | |
§3. Умножение и деление натуральных чисел - 27 ч | |||
37-41 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 5 | Выполнять умножение и деление натуральных чисел, деление с остатком. Записывать свойства умножения и деления натуральных чисел с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые и буквенные выражения и использовать их для рационализации письменных и устных вычислений, для упрощения буквенных выражений. Грамматически верно читать числовые и буквенные выражения, содержащие действия умножения, деления и степени. Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие. уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты. |
42-48 | Деление | 7 | |
49-51 | Деление с остатком | 3 | |
52 | Контрольная работа №4 | 1 | |
53-57 | Упрощение выражений | 5 | |
58-60 | Порядок выполнения действий | 3 | |
61-62 | Степень числа. Квадрат и куб числа. | 2 | |
63 | Контрольная работа №5 | 1 | |
§4. Площади и объёмы - 12 ч | |||
64-65 | Формулы | 2 | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда. Приводить примеры аналогов куба, прямоугольного параллелепипеда в окружающем мире. Изображать прямоугольный параллелепипед от руки и с использованием чертёжных инструментов. Изображать его на клетчатой бумаге. Верно использовать в речи термины: формула, площадь, объём, равные фигуры, прямоугольный параллелепипед, куб, грани, ребра и вершины прямоугольного параллелепипеда. Моделировать несложные зависимости с помощью формул; выполнять вычисления по формулам. Грамматически верно читать используемые формулы. Вычислять площади квадратов, прямоугольников и треугольников (в простейших случаях), используя формулы площади квадрата и прямоугольника. Выражать одни единицы измерения площади через другие. Вычислять объёмы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объёма куба и прямоугольного параллелепипеда. Выражать одни единицы измерения объёма через другие. Моделировать изучаемые геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Вычислять факториалы. Использовать знания о зависимостях между величинами скорость, время, путь при решении текстовых задач. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. |
66-67 | Площадь. Формула площади прямоугольника | 2 | |
68-70 | Единицы измерения площадей | 3 | |
71 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | |
72-74 | Объёмы. Объёмы прямоугольного параллелепипеда. | 3 | |
75 | Контрольная работа №6 | 1 | |
§5. Обыкновенные дроби - 23 ч | |||
76-77 | Окружность и круг | 2 | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, имеющие форму окружности, круга. Приводить пример аналогов окружности, круга в окружающем мире. Изображать окружность с использованием циркуля, шаблона. Моделировать изучаемые геометрические объекты, используя бумагу, проволоку и др. Верно использовать в речи термины: окружность, круг, их радиус и диаметр, дуга окружности. Моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием доли, обыкновенной дроби. Верно использовать в речи термины: доля, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби, правильная и неправильная дроби, смешанное число. Грамматически верно читать записи дробей и выражений, содержащих обыкновенные дроби. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, преобразовывать неправильную дробь в смешанное число и смешанное число в неправильную дробь. Использовать свойство деления суммы на число для рационализации вычислений. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений |
78-81 | Доли. Обыкновенные дроби | 4 | |
82-84 | Сравнение дробей | 3 | |
85-86 | Правильные и неправильные дроби | 2 | |
87 | Контрольная работа №7 | 1 | |
88-90 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 3 | |
91-92 | Деление и дроби | 2 | |
93-94 | Смешанные числа | 2 | |
95-97 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 3 | |
98 | Контрольная работа №8 | 1 | |
§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей - 13 ч | |||
99-100 | Десятичная запись дробных чисел | 2 | Записывать и читать десятичные дроби. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных и десятичные в виде обыкновенных. Находить десятичные приближения обыкновенных дробей. Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби. Выполнять сложение, вычитание и округление десятичных дробей. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях. Верно использовать в речи термины: десятичная дробь, разряды десятичной дроби, разложение десятичной дроби по разрядам, приближённое значение числа с недостатком (с избытком), округление числа до заданного разряда. Грамматически верно читать записи выражений, содержащих десятичные дроби. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. |
101-103 | Сравнение десятичных дробей | 3 | |
104-108 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 5 | |
109-110 | Приближенные значения чисел. Округление чисел | 2 | |
111 | Контрольная работа №9 | 1 | |
§7. Умножение и деление десятичных дробей - 26 ч | |||
112-114 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 3 | Выполнять умножение и деление десятичных дробей. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных с помощью деления числителя обыкновенной дроби на её знаменатель. Использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях. Решать задачи на дроби (в том числе задачи из реальной практики), использовать понятия среднего арифметического, средней скорости и др. при решении задач. Приводить примеры конечных и бесконечных множеств. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Читать и записывать числа в двоичной системе счисления |
115-119 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 5 | |
120 | Контрольная работа №10 | 1 | |
121-125 | Умножение десятичных дробей | 5 | |
126-132 | Деление на десятичную дробь | 7 | |
133-136 | Среднее арифметическое | 4 | |
137 | Контрольная работа №11 | 1 | |
§8. Инструменты для вычислений и измерений - 17 ч | |||
138-139 | Микрокалькулятор | 2 | Объяснять, что такое процент. Представлять проценты в дробях и дроби в процентах. Осуществлять поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, интерпретировать их. Решать задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор). Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире разные виды углов. Приводить примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире. Изображать углы от руки и с использованием чертёжных инструментов. Изображать углы на клетчатой бумаге. Моделировать различные виды углов. Верно использовать в речи термины: угол, стороны угла, вершина угла, биссектриса угла; прямой угол, острый, тупой, развёрнутый углы; чертёжный треугольник, транспортир. Измерять с помощью инструментов и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным, сравнивать величины, находить наибольшие и наименьшие значения и др. Выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ. Приводить примеры несложных классификаций из различных областей жизни. |
140-144 | Проценты | 5 | |
145 | Контрольная работа №12 | 1 | |
146-148 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник | 3 | |
149-151 | Измерение углов. Транспортир | 3 | |
152-153 | Круговые диаграммы. | 2 | |
154 | Контрольная работа №13 | 1 | |
Повторение - 16 ч | |||
155-169 | Итоговое повторение курса математики 5 класса | 15 | |
170 | Контрольная работа №15 |
Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С.И. Шварцбурд «Математика, 6»
№ урока | Содержание учебного материала | Пункты | Количество часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
§1. ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ (20 уроков) | |||
1 | Делители и кратные | 1 | 3 ч |
2 | Признаки делимости на 10, на 5, на 2. | 2 | 3 ч |
3 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 3 | 2 ч |
4 | Простые и составные числа. | 4 | 2 ч |
5 | Разложение на простые множители | 5 | 2 ч |
6 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. | 6 | 3 ч |
7 | Наименьшее общее кратное | 7 | 4 ч |
8 | Контрольная работа №1 по теме: «Делимость чисел» | 1 ч | |
итого | 20 ч | ||
§2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ (23 урока) | |||
9 | Основное свойство дроби | 8 | 2 ч |
10 | Сокращение дробей | 9 | 3 ч |
11 | Приведение дробей к общему знаменателю | 10 | 3 ч |
12 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 11 | 6 ч |
13 | Контрольная работа №2 по теме: «Сокращение, сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» | 1 ч | |
14 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 12 | 6 ч |
15 | Контрольная работа №3 по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 ч | |
16 | Зачет №1 по теме: « Делимость чисел. Сложение и вычитание обыкновенных дробей» | 1 ч | |
итого | 23 ч | ||
§3. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ (31 урок) | |||
15 | Умножение дробей | 13 | 4 ч |
16 | Нахождение дроби от числа | 14 | 4 ч |
17 | Применение распределительного свойства умножения | 15 | 5 ч |
18 | Контрольная работа №4 по теме: «Умножение дробей. Распределительное свойство умножения» | 1 ч | |
19 | Взаимно обратные числа | 16 | 2 ч |
20 | Деление | 17 | 5 ч |
21 | Контрольная работа №5 по теме: «Деление дробей» | 1 ч | |
22 | Нахождение числа по его дроби | 18 | 5 ч |
23 | Дробные выражения | 19 | 3 ч |
24 | Контрольная работа №6 по теме: «Дробные выражения» | 1 ч | |
итого | 31 ч | ||
§4. ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ (20 уроков) | |||
25 | Отношения | 20 | 3 ч |
26 | Пропорции | 21 | 5 ч |
27 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 22 | 3 ч |
28 | Контрольная работа №7 по теме: «Отношения и пропорции» | 1 ч | |
29 | Масштаб | 23 | 2 ч |
29 | Длина окружности и площадь круга. | 24 | 2 ч |
30 | Шар | 25 | 2 ч |
31 | Контрольная работа №8 по теме: «Длина окружности и площадь круга. Шар» | 1 ч | |
32 | Зачет №2 по теме: « Умножение и деление обыкновенных дробей. Пропорции» | 1 ч | |
итого | 20 ч | ||
§5. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА (14 уроков) | |||
33 | Координаты на прямой | 26 | 3 ч |
34 | Противоположные числа | 27 | 3 ч |
35 | Модуль числа | 28 | 2 ч |
36 | Сравнение чисел | 29 | 3 ч |
37 | Изменение величин | 30 | 2 ч |
38 | Контрольная работа №9 по теме: «Рациональные числа. Модуль и сравнение чисел» | 1 ч | |
итого | 14 ч | ||
§6. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (11 УРОКОВ) | |||
39 | Сложение чисел с помощью координатной прямой | 31 | 2 ч |
40 | Сложение отрицательных чисел | 32 | 2 ч |
41 | Сложение чисел с разными знаками | 33 | 3 ч |
42 | Вычитание | 34 | 3 ч |
43 | Контрольная работа №10 по теме: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» | 1 ч | |
итого | 11ч | ||
§7. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (13уроков) | |||
44 | Умножение | 35 | 3 ч |
45 | Деление | 36 | 3 ч |
46 | Рациональные числа | 37 | 2 ч |
47 | Свойства действий с рациональными числами | 38 | 3 ч |
48 | Контрольная работа №11 по теме: «Умножение и деление рациональных чисел» | 1 ч | |
49 | Зачет №3 по теме: « Действия с рациональными числами» | 1ч | |
итого | 13 ч | ||
§8. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ (14 уроков) | |||
50 | Раскрытие скобок | 39 | 2 ч |
51 | Коэффициент | 40 | 2 ч |
52 | Подобные слагаемые | 41 | 3 ч |
53 | Контрольная работа №12по теме: «Коэффициент. Подобные слагаемые» | 1 ч | |
54 | Решение уравнений | 42 | 5 ч |
55 | Контрольная работа №13 по теме: «Решение уравнений с рациональными числами» | 1 ч | |
итого | 14 ч | ||
§9 КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ (14 уроков) | |||
56 | Перпендикулярные прямые | 43 | 2 ч |
57 | Параллельные прямые | 44 | 2 ч |
58 | Координатная плоскость | 45 | 3 ч |
59 | Столбчатые диаграммы | 46 | 2 ч |
60 | Графики | 47 | 3 ч |
61 | Контрольная работа №14 по теме: «Виды прямых. Координатная плоскость» | 1 ч | |
62 | Зачет №4 по теме: « Решение уравнений. Координатная плоскость» | 1 ч | |
итого | 14 ч | ||
63 | Итоговое повторение курса 5-6 классов | 8 ч | |
64 | Контрольная работа №15 по теме: «Итоговая работа за курс6 класса» | 1 ч | |
65 | Зачет №5 по теме: «Итоговый по теории» | 1 ч |
Итого: Контрольных работ за курс математики 6 класса - 15
Зачетов - 5
Всего уроков – 170 часов
УРОВНИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ И КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Уровни | Оценка | Теория | Практика |
1 Узнавание Алгоритмическая деятельность с подсказкой |
«3» | Распознавать объект, находить нужную формулу, признак, свойство и т.д. | Уметь выполнять задания по образцу, на непосредственное применение формул, правил, инструкций и т.д. |
2 Воспроизведение Алгоритмическая деятельность без подсказки |
«4» | Знать формулировки всех понятий, их свойства, признаки, формулы. Уметь воспроизвести доказательства, выводы, устанавливать взаимосвязь, выбирать нужное для выполнения данного задания | Уметь работать с учебной и справочной литературой, выполнять задания, требующие несложных преобразований с применением изучаемого материала |
3 Понимание Деятельность при отсутствии явно выраженного алгоритма |
«5» | Делать логические заключения, составлять алгоритм, модель несложных ситуаций | Уметь применять полученные знания в различных ситуациях. Выполнять задания комбинированного характера, содержащих несколько понятий. |
4 Овладение умственной самостоятельностью Творческая исследовательская деятельность |
«5» | В совершенстве знать изученный материал, свободно ориентироваться в нем. Иметь знания из дополнительных источников. Владеть операциями логического мышления. Составлять модель любой ситуации. | Уметь применять знания в любой нестандартной ситуации. Самостоятельно выполнять творческие исследовательские задания. Выполнять функции консультанта. |
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
Оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов, ошибок;
- в решении нет математических ошибок ( возможна одна неточность, описка ).
Оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;
- допущена одна ошибка, или есть два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах, графиках и т.д.
Оценка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, рисунках, чертежах, графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Нормативные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Примерные программы основного общего образования. Математика. (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2010.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова. - М.: Просвещение, 2010.
УМК: Учебник: Н. Я Виленкина и др. «Математика 5», «Математика 6»
1. Математика: 5 кл. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. и. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2012.
2. Чесноков А. С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. С. Чесноков, К. И. Нешков. - М., 2011.
3. Жохов В. И. Математика: контрольные работы: 5 кл. /В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. - М.: Мнемозина, 2012.
4. Жохов В. И. Математические диктанты: 5 кл. /В. И. Жохов. - М.: Мнемозина, 2012.
5. Жохов В. И. Математический тренажёр: 5 кл. /В. И. Жохов. - М.: Мнемозина, 2012.
6. Учебное интерактивное пособие к учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда «Математика. 5 класс». - М.: Мнемозина, 2011.
7. Жохов В. И. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 кл. / В. и. Жохов. - М.: Мне
мозина, 2012. .
8. Жохов В. И. Преподавание математики в 5-6 классах: методическое пособие для учителя / В. и. Жохов. - М., 2012.
9. Математика: 6 кл. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2005.
10. Чесноков А. С. Дидактические материалы по математике ДЛЯ 6 класса / А. С. Чесноков, К. И. Нешков. - М., 2012.
11. Жохов В. И. Математика. Контрольные работы: 6 кл. /В.И. Жохов, Л. Б. Крайнева. - М.: Мнемозина, 2012.
12. Жохов В. И. Математические диктанты: 6 кл. /В.И. Жохов. - М.: Мнемозина, 2012.
13. Жохов В. И. Математический тренажёр: 6 кл. /В.И.. Жохов. - М.: Мнемозина, 2012.
14. Учебное интерактивное пособие к учебнику Н. Я. Виленкина, В. и. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда «Математика. 6 класс». - М.: Мнемозина, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ФГОС.Математика.5 класс.
Общая характеристика рабочей программы по математике для 5 класса. Рабочая программа по математике 5 класса «Математика» содержит перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в 5 классе....
Рабочая программа по ФГОС.Математика.5 класс.
Общая характеристика рабочей программы по математике для 5 класса. Рабочая программа по математике 5 класса «Математика» содержит перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в 5 классе....
Рабочая программа по ФГОС математика 5-6 класс
Рабочая программа по ФГОС математика 5-6 класс...
Рабочая программа учебного предмета "Математика" в 5 классе соответствующая ФГОС ООО
Рабочая программа учебного предмета "Математика" в 5 классе соответствующая ФГОС ООО,2015 г....
Рабочая программа учебного предмета «математика» 5-6 классы (в соответствии с ФГОС ОО) к УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования; авторской программы, разработанной А.Г. Мерзляком, В.Б. Полонским, М.С. Якиром на основе единой концепции преподав...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для 2 класса (ФГОС)
Для реализации данного планирования был выбран учебник Т.В. Алышева «Математика» для 2 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразоват...
Рабочая программа по предмету "Математика" 5-6 классы ФГОС
Рабочая программа по предмету "Математика" 5-6 классы ФГОС...