Этапы урока, время | Действия учителя | Действия обучающихся, форма работы (Ф,И, П, Г) | Доска и оборудование | Формируемые УУД |
Организационный (1 минута) | Приветствует учеников, обращает внимание на готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
| Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать |
Актуализация знаний (5-6 минут) | Обращает внимание учеников на числа и буквы, записанные на доске: 1272-Л; 122-Ч 35-И; 2367-Е. 23175-О 2010-С; 2442-М; Ученикам предлагается выполнить задание. Записать буквы в тетрадь соответствующие данным числам: - Трехзначное число, которое делиться на 2;
- Двузначное число, которое делится на 5;
- Число, которое делится на 10;
- Число, которое делится на 4;
- Число, которое делится на 25.
Предлагается посмотреть результаты в парах, а затем сверить с записью на обратной стороне доски. (ЧИСЛО) |
Ученики записывают буквы в тетрадь. (И)
Показывают полученное слово соседу по парте и сверяют свои результаты. Сверяют результаты с записью на доске. (П) (ЧИСЛО) | Доска или проектор | Познавательные: - готовность обрабатывать информацию. Регулятивные: -способность организовать свою деятельность Личностные: -готовность осваивать новые виды деятельности. Коммуникативные: - взаимодействие с другими участниками учебного процесса
|
Создание проблемной ситуации (3-5 минут) | Просит учеников ответить на вопросы:
- Какие из чисел записанных на доске, вы не использовали при выполнении нашего задания?
- Почему мы их не использовали?
- Как называют правила, которые мы использовали?
- Могут ли эти числа делиться на 3 и 9?
- Попробуйте применить известные приемы для изученных признаков делимости для деления этих чисел на 3 или на 9 | Отвечают на заданные вопросы, дополняя друг друга или исправляя ошибки в ответах. (Ф) - Числа: 2367 и 2442.
- – Число 2367 не делится на 2, т.к. последняя цифра в числе нечетная;
- Не делится на 5. т.к. последняя цифра не 5 и не 0. - Не делиться на 10, т.к последняя цифра не 0; - Не делится на 4, т.к последние две цифры в числе не делятся на 4; - Не делится на 25. т.к две последние цифры не делятся на 25.
- Число 2442 делится на 2, т.к. последняя цифра в числе четная, но оно четырехзначное; - Не делится на 5. т.к. последняя цифра не 5 и не 0. - Не делиться на 10, т.к последняя цифра не 0; - Не делится на 4, т.к последние две цифры в числе не делятся на 4; - Не делится на 25. т.к две последние цифры не делятся на 25.
- - Признаки делимости;
4. – Могут делиться на 3. - Могут делиться на 9. - Могут делиться и на 3 и на 9; - Не могут делиться на 3; - Не могут делиться на 9. Пробуют. Смотрят на последние цифры в числе. Делают вывод, что данные приемы не работают. | Доска или проектор | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные: - постановка проблемы;
Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
|
Формулирование проблемы (1-2 минуты) | - Какой у вас возникает вопрос?
- Что нам сегодня предстоит выяснить?
- Какая тема урока?
Просит сверить тему, сформулированную в ходе диалога с записью темы в учебнике. | Формулируют учебную проблему в разных вариантах - Можно ли узнать делиться число на 3 или на 9, не используя деление.
- Существуют ли признаки делимости на 3 и 9.
Признаки делимости на 3 и 9.
Открывают учебник и сверяют тему. (И, Ф) |
| Регулятивные: - самостоятельно ставят новые учебные задачи; - планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления |
Открытие нового знания 8 -10 минут | Просит детей обратиться к материалам учебника и выполнить задание № 850 по вариантам.
Из чисел 125, 159, 297, 264, 171, 122, 462, 184 выписать отдельно: 1 вариант. Числа, которые делятся на 3 и которые на 3 не делятся. Найдите сумму цифр каждого числа.
2 вариант. Числа, которые делятся на 9 и которые на 9 не делятся. Найдите сумму цифр каждого числа. - Обменяйтесь тетрадями и проверьте полученные результаты результатами, показанными на слайде. - Какую закономерность вы увидели?
- Какое предположение можно сделать?
Учитель просит доказать предположение, выполнив здание № 851. Не выполняя вычислений, а используя только знакомые признаки делимости суммы и произведения, докажите, что число 738 делиться на 9. В случае затруднений прочитайте подсказку в учебнике.
Чем отличается новый способ действия от уже изученных? | Выполняют задание № 850 по учебнику. (И)
Делятся:
| Не делятся: | 1 вариант | 159 (15); 297 (18); 264 (12); 462 (12); 171 (9). | 125 (8); 122 (5); 184 (13). | 2 вариант | 297 (18); 171 (9) | 159 (15); 125 (8); 184 (13); 264 (12); 122 (5); 462 (12) |
Отвечают: 1 вариант - В первом столбце сумму цифр данных чисел можно разделить на 3. - Некоторые значения сумм можно разделить на 9. - Во втором столбце суммы цифр чисел не делятся на 3 и 9.
2 вариант - В первом столбце сумму цифр данных чисел можно разделить на 9. - Во втором столбце суммы цифр чисел не делятся на 9. - Некоторые значения сумм из второго столбца можно разделить на 3.
- Существуют признаки делимости на 3 и на 9.
Выполняют задание: 738=7 · 100 + 3 · 10 + 8 = = 7 · (99 +1) + 3 · (9 + 1) + 8 = = 7 · 99 + 7 + 3 · 9 + 3 + 8 = = 7 · 99 + 3 · 9 + (7 +3 +8) = = 7 · 99 + 3· 9 + 18. Объясняют и делают выводы.
Самостоятельно формулируют новые признаки делимости.
| Учебник, проектор | Предметные: - знакомятся с признаками делимости на 3 и на 9
Регулятивные: - выполнение поставленной задачи
Познавательные: - извлекают необходимую информацию; структурируют информации в виде записи выводов и определений. Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные: - умение работать в парах
|
Формулирование нового знания (2-3 минуты) | Просит детей самостоятельно прочитать формулировку учебника и сравнить с полученной, самостоятельно. - Воспроизведите признаки делимости на 3 и 9 в парах по вариантам. | Самостоятельно читают учебник, сверяют формулировки с формулировкой учебника. Воспроизводят признаки, проверяя друг друга с текстом учебника. | Учебник | Регулятивные, познавательные |
Первичное применение нового знания (4-5 минут) | - Предлагаю вам поработать в группах (класс делиться на 4 группы) Ученикам предлагаются карточки с обыкновенными дробями. На обратной стороне карточек части изображений.
Первая и третья группы должны выбрать дроби, у которых числитель и знаменатель делятся на 3. Расположить полученные числа в порядке возрастания числителей дробей. Вторая и четвертая группы выбирают дроби, у которых числитель и знаменатель делятся на 9. Расположить числа в порядке убывания знаменателей.
- А теперь переверните карточки и посмотрите на экран. Если у вас получилась одно из изображений, которые есть на экране, то задание выполнено верно.
| Ученики распределяются на группы. (Г)
Каждая группа выполняет задание.
Ученики переворачивают карточки и сверяют свои результаты с экраном. | Карточки | Познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные |
Самостоятельная работа (6-8 минут) | Предлагает ученикам самостоятельно выполнить задания из учебника 1 вариант. № 861 (а,б) . Сократите дробь на 3 или на 9 . № 865 (а). Укажите трехзначное число, первая цифра которого 2, и оно делится на 9 и на 5, но не делится на 2.
2 вариант. № 861 (д,е) Сократите дробь на 3 или на 9 № 865 (б). Укажите трехзначное число, первая цифра которого 6, и оно делится на 2 на 5 и на 9.
- Проверьте полученные результаты у своего соседа по парте.
|
Выполняют задания и делают взаимопроверку в парах, сверяя с ответами на экране. Выставляют отметки с предложенными критериями. Ответы: 1 вариант № 861
№ 865 225.
2 вариант № 861
№ 865 630. (И, П) | Учебник, проектор | Предметные регулятивные, личностные, коммуникативные |
Итог урока, рефлексия (2-3 минуты) | - Сформулируйте еще раз цель нашего урока. - Достигли мы цели? Поднимите руки, кто считает, что он достиг поставленной цели. - Что нового узнали на уроке?
- Скажите можно ли всех учеников нашей гимназии разделить на 9 равных групп (по количеству человек), если в школе 783 обучающихся и почему? | Формулируют цель урока и отвечают каждый для себя, достиг он или не достиг цели.
- Числа, в которых сумма цифр делится на 3, то эти числа делятся на 3. - Числа в которых сумма цифр делится на 9, то эти числа делятся на 9. - Признаки делимости.
- Можно разделить на 9 равных групп, т.к. сумма цифр числа 783, будет равна 18, а 18 делится на 9. (Ф) |
| Познавательные |
Домашнее задание 1-2 минуты
| Дает задания для обязательного выполнения № 862 (а-в), № 866. Задание по желанию. Придумать два примера на умножение или деление, в которых все числа и их результаты делятся на 3 или на 9. | Определяют для себя инвариантную и вариативную часть задания (И) | Доска или проектор | Регулятивные, личностные. |