РЕАЛИЗАЦИЯ СТИЛЕВОГО ПОДХОДА ПРИ ОБОБЩАЮЩЕМ ПОВТОРЕНИИ МАТЕМАТИКИ
статья по алгебре (11 класс) на тему

Сильченко Наталья Анатольевна

 Рассмотрен  вариант организации деятельности учащихся при обобщающем повторении обобщённого  метода интервалов  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon silchenko_sumy_noyabr_2009.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н. А. Сильченко

ассистент (аспирант)

Брянский государственный университет

имени И. Г. Петровского

г. Брянск

РЕАЛИЗАЦИЯ СТИЛЕВОГО ПОДХОДА ПРИ ОБОБЩАЮЩЕМ

ПОВТОРЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Задачей обучения математике на современном этапе развития образования является не просто усвоение математического материала (предметных знаний и умений), но и раскрытие потенциала личности с учетом её уникальности. Одно из приоритетных мест при этом отводится интеллектуальному воспитанию учащихся.

«Интеллектуальное воспитание – это такая форма организации образовательного процесса, которая позволяет создать условия для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ученика на основе обогащения его умственного опыта» [1, С. 67].

Таким образом, решение задач интеллектуального воспитания неразрывно связано с обогащением умственного опыта каждого учащегося, с формированием его персонального познавательного стиля. При этом задача учителя – проектировать учебный процесс таким образом, чтобы и учитывать, и развивать механизмы стилевого поведения.

 Рассмотрим вариант организации деятельности учащихся при обобщающем повторении математических методов и раскроем реализацию стилевого подхода. В обобщающем повторении методов можно выделить три этапа.

Целью первого этапа является актуализация и обобщение знаний учащихся о признаках распознавания метода и его этапах. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, которые связаны с их различиями в степени конкретности-абстрактности работы с материалом, предлагается, осуществляя решение конкретного задания, обобщить и сформулировать этапы выполнения такого класса заданий, а также выделить особенности реализации каждого этапа для рассматриваемого примера. Например, учащимся предлагается задание с таким условием: По тексту задачи составьте математическую модель; для составленной модели определите метод решения; выделите признаки распознавания метода и его этапы; выделите особенности этапов, которые учитываются для данного случая составленной модели. Задача. Найдите все значения х, для которых точки графика функции  лежат выше соответствующих  точек графика функции  [3, С.61].

Целью второго этапа является обобщение возможных ситуаций и проблем, с которыми можно встретиться при выполнении заданий по применению метода. Этап выстроен так, что предложенное учащимся на первом этапе задание, обогащается возможными ситуациями реализации рассматриваемого метода. Эти ситуации соответствуют тем трудностям, которые могут возникнуть при выполнении каждого из этапов метода. Учащимся предлагаются задания с таким условием: Определите, какие изменения в решении  произойдут, если

Так, представленное задание обогащается следующими ситуациями: знак неравенства “>” заменяется на “”; в левую часть неравенства добавляется множитель ; добавляется множитель (х – 1) и знак неравенства “>” заменяется на “”; добавляется множитель .

В ходе выполнения такого рода заданий реализуются различные стили решения проблем: от алгоритмического при анализе выполнимости каждого этапа до смыслопорождающего, когда преобразуется уровень понимания решения, способствующий определению изменений без подробного решения задания. Кроме того, при выполнении заданий осуществляется перевод информации, закодированной в символьной форме в визуальную, а затем в словесно-речевую.

Рассмотренный на втором этапе прием работы, при котором одно задание обогащается новыми ситуациями, и для каждой из них выясняется, какие изменения в выполнении того или иного этапа решения происходят, позволяет организовать обобщающее повторение в условиях ограничения во времени, в разнородном классе, с сохранением объема материала. При этом учитываются индивидуальные интеллектуальные склонности учащихся (способы кодирования, переработки информации, решения проблем) и обогащается их интеллектуальный опыт.

Целями третьего этапа организации деятельности учащихся при обобщающем повторении методов являются, во-первых, углубление приобретенных ранее знаний (изучение других методов, способов), во-вторых, обогащение опыта учащихся по анализу, запоминанию и применению справочного материала. Учащимся предлагается выполнить задание с таким условием: Изучите предложенный справочный материал и составьте вопросы, на которые в нем есть ответы; ответьте на них. Желательно составлять такие вопросы, которые могут помочь запомнить справочный материал. Для анализа выполнения задания предлагается список вопросов, посредством которых представленный в абстрактно-символьной стиле материал переводится в словесно-речевой и предметно-практический стили.

Например, в справочном материале представлен следующий фрагмент:

Неравенство первого вида

 

1. Каковы признаки данного вида неравенств?

2. Какое условие должно выполняться, чтобы можно было заменить данное неравенство равносильным?

3. В каких случаях левая часть исходного неравенства заменена произведением?

4. Если левая часть неравенства заменяется произведением, то как конструируется первый множитель? Второй?

5. Какова правая часть полученного неравенства?

6. Что происходит со знаком неравенства при замене данного неравенства ему равносильным?

Проведенное исследование показывает, что средства стилевого подхода повышают эффективность организации деятельности учащихся при обобщающем повторении математики.

Литература:

1. Э. Гельфман, М. Холодная  Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся – СПб.: Питер, 2006.

2. Проблемы применения обобщенного метода интервалов для решения неравенств (по материалам ЕГЭ) //Подготовка учащихся к ЕГЭ-201- по математике: математические затруднения учащихся и методические пути их преодоления: Пособие для учителей математики учреждений среднего и профессионального образования Брянской области /Под ред. И.Е.Маловой. – Выпуск 1. – Брянск: РИО БГУ, 2009. – 103 с.

3. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – 2-ое изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

Аннотация.

Н. А. Сильченко Реализация стилевого подхода при обобщающем повторении математики

 Раскрываются  средства стилевого подхода, повышающие эффективность организации деятельности учащихся при обобщающем повторении математики.

N.A. Silchenko The realization of stylistic approach in the general revision of mathematics

There are revealed the means of stylistic approach, which high ten the efficiency of the organization of students’ activity in the general revision of mathematics.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Об одном варианте реализации деятельностного подхода в обучении математике».

Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании В последние годы в связи с рефор...

КУРС «КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ» - ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

На современном этапе развития общества необходим человек отличающийся мобильностью, способный к творческому овладению знаний, умеющий применять эти знания в нестандартных ситуациях. Все эти каче...

Методика реализации акмеологического подхода на уроках математики в 5 классе

В настоящее время стране нужны творческие личности. Поэтому воспитание и обучение должны быть направлены на стимулирование процессов творческого саморазвития. Все это подтверждает актуальность моего ...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ статья на конференцию

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Математика позволяет обеспечить формирование как...

Реализация компетентностного подхода в обучении математики в профессиональной школе

Реализация компетентностного подхода в обучении математики в профессиональной школе...

Реализация компетентностного подхода в обучениир математики через инновационные технологии

Применение инновационных технологии в процессе обучения математки....