Методика реализации акмеологического подхода на уроках математики в 5 классе
статья по психологии (5 класс) на тему
В настоящее время стране нужны творческие личности. Поэтому воспитание и обучение должны быть направлены на стимулирование процессов творческого саморазвития. Все это подтверждает актуальность моего исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_1.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме самообразования ««Методика реализации акмеологического подхода на уроках математики в 5 классе»
1 слайд-2 слайд
В настоящее время стране нужны творческие личности. Поэтому воспитание и обучение должны быть направлены на стимулирование процессов творческого саморазвития. Все это подтверждает актуальность моего исследования. Моя тема называется «Методика реализации акмеологического подхода на уроках математики в 5 классе»
3 слайд
Гипотеза исследования. Учет личностно-психологических и условных типологических особенностей школьников (условие реализации акмеологического подхода) в значительной мере повышает качество обучения школьников и стимулирует процесс их развития.
Цель моего исследования заключается в разработке методики реализации акмеологического подхода на уроках математики в 5 классе, при изучении различных тем. Исходя из этой цели, выделяются задачи работы:
- Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы в современной психолого-педагогической и методологической литературы.
- Осуществить условную типологию школьников как основу акмеологического подхода.
- Разработать методические способы реализации акмеологического подхода на уроках математики в 5 классе.
4 слайд
В процессе выполнения исследовательской работы я использую следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
-наблюдение;
-анкетирование;
-тестирование;
-беседы с педагогами и учащимися;
-изучение передового педагогического опыта;
-анализ продуктов деятельности учащихся.
5 слайд
Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развития.
Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости, или как её ещё называет, акме, - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженник в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель, оно вместе с тем никогда не является статичным образованием и наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. И моя цель выявить таких одаренных детей, которые в последствии могут реализовать себя в какой-нибудь деятельности.
6 слайд
Выделяют три категории обучающихся:
- малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений, даже при больших затратах учебного времени;
- талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, эти дети могут учиться в высоком темпе;
- обычные учащиеся, составляющие большинство (около 30%), их способности к усвоению знаний и умений определяются его темпу учения. И конечно во всех классах они присутствуют.
7 слайд
Проблема дифференцированного подхода решается и у нас, и за рубежом. Существуют школы, где учащиеся, обладающие неодинаковыми учебными способностями и интересами, посещают разные классы: одни классы предназначены для более заинтересованных, способных и прилежных, которых часто называют одаренными, другие – для учащихся со средними учебными способностями (их большинство), есть классы коррекционные (для учащихся с учебными затруднениями и задержками в развитии).
Однако практика дифференцированного обучения наказывает, что жесткая дифференциация учащихся на способных, средних и слабых с последующими длительным пребывание в разных по содержанию и методам обучения классам имеет не только плюсы, но и существенные педагогические минусы.
Выделяют два типа дифференциации – внешнюю и внутреннюю.
8 слайд
Внешняя дифференциация – это разделение учащихся на стабильно работающие группы (классы), в которых цели, содержание образования, формы и методы обучения систематически отбираются и реализуются с учетом доминирующего типологического признака учащихся (интересов, творческих способностей, обученности и т.д.), пример внешней дифференциации – разделение учащихся по уровню обучаемости (сильные, средние, слабые
9 слайд
Внутренняя дифференциация учитывает типологические особенности учащихся. Внутренняя дифференциация учащихся разделяет их на группы внутри стабильно работающего класса чаще всего временно, в зависимости от целей обучения и результатов учебной деятельности.
В моем в 5 классе также я применяю внутреннюю дифференциацию. Класс условно делится на 3 группы: сильные, слабые, средние. Для них постоянно готовятся задания с различным уровнем сложности.
10слайд
И если мы посмотрим на таблицу, то увидим, что до и после изучения темы были установлены показатели, которые указывают преобладание тех или иных условий у учащихся, представленным следующим образом
Показатели (условия) | До | После | ||||
Группы | Группы | |||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Умение устанавливать межпредметные связи | + | + | - | + | + | + |
Умение делать выводы | + | - | - | + | + | + |
Умение логически излагать | + | - | - | + | + | - |
Умение осуществлять анализ | + | - | - | + | + | - |
Умение осуществлять синтез | + | - | - | + | + | - |
Умение довести до конца | + | + | - | + | + | + |
Умение преодолеть трудности | + | - | - | + | + | - |
Умение работать с допсправочниками | - | - | - | + | + | - |
Умение работать с книгой, учебником | + | + | - | + | + | + |
11 слайд
Также представлена столбчатая диаграмма учащихся до и после эксперимента. Но нужно заметить, что из одной группы ученики могут перейти в другую, и наоборот, конечно, зависимости от тем.
12 слайд
Акмеологический подход согласуется с концепцией личностно-ориентированного развития, поэтому современный учитель должен владеть методикой изучения личности школьника с тем, чтобы не только выявлять и учитывать индивидуальные особенности, общие и специальные задатки, но и создавать условия для совершенствования положительных особенностей, нейтрализации отрицательных для превращения задатков в способности. В современной науке есть понятие "латентные жертвы социализации", т.е. люди, не подозревающие об имеющихся у них задатках. Современные исследования психологов показывают, что большое количество людей принадлежит этой категории. Исправить это положение и удовлетворить запросы современного общества в специалистах экстра класса можно только в том случае, если будет правильно организовано воспитание молодого поколения. Решить эту задачу во многом может акмеология, ориентирующая человека на максимальные использования своих задатков. И моя задача выявить у детей те или иные способности, задатки, которые в последствии им помогут стать знаменитыми людьми: писателями, художниками. Самый простой пример: я предлагаю детям сочинить сказку, например про натуральные числа. Одни к этому творческому заданию подходят как кратко излагающие материал, используя математические символы, другие- более подробно излагают материал, описывая детально и литературным языком, третьи - каким- то другими логическим путем, четвертые – стихотворной форме. И сразу видно, к чему ребенок больше расположен и впоследствии помогать ему реализоваться в этой области.
Поэтому большая роль в этом принадлежит школе. Педагогически грамотный педагог может не только объективно оценить реальные возможности учебных способностей школьника, но и стимулировать процесс его творческого саморазвития.
13 слайд
Анализ современной психолого-педагогической и методической литературы по теории акмеологического подхода и проведенная мною опытно-экспериментальная работа позволяют выделить следующие условия успешной его реализации:
- изучение, выявление и учет личностно-психологических особенностей школьников;
- выявление и учет условных типологических особенностей обучаемых;
- разработка системы индивидуально-дифференцированных заданий;
- разработка показателей успешного выполнения этих заданий.
14 слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ статья на конференцию
Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Математика позволяет обеспечить формирование как...
Реализация деятельностного подхода на уроках математики в 5,6 классах средствами УМК "Сферы"
статья...
Реализация дифференцированного подхода на уроках математики в условиях личностно ориентированного обучения.
Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, иногда с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учит...
Технология и реализация деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний.
самообразование по теме: "Технология и реализация деятельностного подхода на уроках математики"...
Самостоятельная работа учащихся при реализации деятельностного подхода на уроках математики
Чтобы выполнять важную задачу в образовании, приучить учащихся мыслить самостоятельно, привить им твердую привычку, надеяться в разрешении возникающих затруднений на собственные силы и разум, а также ...
Презентация "Самостоятельная работа учащихся при реализации деятельностногоподхода на уроках математики"
В современной школе для непрерывного обучения и самообразования особо важное значение имеют развитие самостоятельности и творческой активности учащихся и воспитание навыков самообучения по математике....
Реализация компетентностного подхода на уроках математики
Главной целью образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс о...