Методика реализации акмеологического подхода на уроках математики в 5 классе
статья по психологии (5 класс) на тему

Журавлева Наталья Владимировна

В настоящее время стране нужны творческие личности. Поэтому воспитание и обучение должны быть направлены на стимулирование процессов творческого саморазвития. Все это подтверждает актуальность моего  исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_1.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме самообразования ««Методика реализации акмеологического подхода на уроках математики в 5 классе»

1 слайд-2 слайд

В настоящее время стране нужны творческие личности. Поэтому воспитание и обучение должны быть направлены на стимулирование процессов творческого саморазвития. Все это подтверждает актуальность моего  исследования. Моя тема называется «Методика реализации акмеологического подхода на уроках математики в 5 классе»

3 слайд 

Гипотеза исследования. Учет личностно-психологических и условных  типологических особенностей  школьников (условие реализации акмеологического подхода) в значительной мере повышает качество обучения школьников и стимулирует  процесс их развития.

Цель моего исследования заключается  в разработке методики реализации акмеологического подхода на уроках математики в 5 классе, при изучении различных тем. Исходя из этой цели, выделяются  задачи работы:

  1. Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы в современной психолого-педагогической и методологической литературы.
  2. Осуществить условную типологию школьников как основу акмеологического подхода.
  3. Разработать методические способы  реализации акмеологического подхода на уроках математики в 5 классе.

4 слайд

 В процессе выполнения исследовательской работы я использую следующие    методы:

 - теоретический анализ психолого-педагогической и методической    литературы;

-наблюдение;

-анкетирование;

-тестирование;

-беседы с педагогами и учащимися;

-изучение передового педагогического опыта;

-анализ продуктов деятельности учащихся.  

        5 слайд

Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развития.

          Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости, или как её  ещё называет, акме, - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженник в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель, оно вместе с тем никогда не является статичным образованием и наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. И моя цель выявить таких одаренных детей, которые в последствии могут реализовать себя в какой-нибудь деятельности.

6 слайд 

Выделяют  три категории обучающихся:

  1. малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений, даже при больших затратах учебного времени;
  2. талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, эти дети могут учиться в высоком темпе;
  3. обычные учащиеся, составляющие большинство (около 30%), их способности к усвоению знаний и умений определяются его темпу учения. И конечно  во всех классах они присутствуют.

7 слайд 

Проблема дифференцированного подхода решается и у нас, и за рубежом. Существуют школы, где учащиеся, обладающие неодинаковыми учебными способностями и интересами, посещают разные классы: одни классы предназначены для более заинтересованных, способных и прилежных, которых часто называют одаренными, другие – для учащихся со средними учебными способностями (их большинство), есть классы коррекционные (для учащихся с учебными затруднениями и задержками в развитии).

Однако практика дифференцированного обучения наказывает, что жесткая дифференциация учащихся на способных, средних и слабых с последующими длительным пребывание в разных по содержанию и методам обучения классам имеет не только плюсы, но и существенные педагогические минусы.

        Выделяют два типа дифференциации – внешнюю и внутреннюю.

8 слайд 

Внешняя дифференциация – это разделение учащихся на стабильно работающие группы (классы), в которых цели, содержание образования, формы и методы обучения систематически отбираются и реализуются с учетом доминирующего типологического признака учащихся (интересов, творческих способностей, обученности и т.д.), пример внешней дифференциации – разделение учащихся по уровню обучаемости (сильные, средние, слабые

9 слайд 

Внутренняя дифференциация учитывает типологические особенности учащихся. Внутренняя дифференциация учащихся разделяет их на группы внутри стабильно работающего класса чаще всего временно, в зависимости от целей обучения и результатов учебной деятельности.

В моем в 5 классе также я применяю внутреннюю дифференциацию. Класс условно делится на 3 группы: сильные, слабые, средние. Для них постоянно готовятся задания с различным уровнем сложности.

10слайд 

И если мы посмотрим на таблицу, то увидим,  что до и после изучения темы были установлены показатели, которые указывают преобладание тех или иных условий у учащихся, представленным следующим образом

Показатели

(условия)

До

После

Группы

Группы

1

2

3

1

2

3

Умение устанавливать межпредметные связи

+

+

-

+

+

+

Умение делать выводы

+

-

-

+

+

+

Умение логически излагать

+

-

-

+

+

-

Умение осуществлять анализ

+

-

-

+

+

-

Умение осуществлять синтез

+

-

-

+

+

-

Умение довести до конца

+

+

-

+

+

+

Умение преодолеть трудности

+

-

-

+

+

-

Умение работать с допсправочниками

-

-

-

+

+

-

Умение работать с книгой, учебником

+

+

-

+

+

+

11 слайд

Также представлена столбчатая диаграмма учащихся до и после эксперимента. Но нужно заметить, что из одной группы ученики могут перейти в другую, и наоборот, конечно,  зависимости от тем.

12 слайд

Акмеологический подход согласуется с концепцией личностно-ориентированного развития, поэтому современный учитель должен владеть методикой изучения личности школьника с тем, чтобы не только выявлять и учитывать индивидуальные особенности, общие и специальные задатки, но и создавать условия для совершенствования положительных особенностей, нейтрализации отрицательных для превращения задатков в способности. В современной науке есть понятие "латентные жертвы социализации", т.е. люди, не подозревающие об имеющихся у них задатках. Современные исследования психологов показывают, что большое количество людей принадлежит этой категории. Исправить это положение и удовлетворить запросы современного общества в специалистах экстра класса можно только в том случае, если будет правильно организовано воспитание молодого поколения. Решить эту задачу во многом может акмеология, ориентирующая человека на максимальные использования своих задатков. И моя задача выявить у детей те или иные способности, задатки, которые в последствии им помогут стать знаменитыми людьми: писателями, художниками. Самый простой пример: я предлагаю детям сочинить сказку, например про натуральные числа. Одни к этому творческому заданию подходят как кратко  излагающие материал, используя математические символы, другие- более подробно излагают материал, описывая детально и литературным языком, третьи -  каким- то другими логическим путем, четвертые – стихотворной форме. И сразу видно, к чему ребенок больше расположен и впоследствии помогать ему реализоваться в этой области.

Поэтому большая роль в этом принадлежит школе. Педагогически грамотный педагог может не только объективно оценить реальные возможности учебных способностей школьника, но и стимулировать процесс его творческого саморазвития.

13 слайд 

Анализ современной психолого-педагогической и методической литературы по теории акмеологического подхода и проведенная мною опытно-экспериментальная работа позволяют выделить следующие условия успешной его реализации:

  1. изучение, выявление и учет личностно-психологических особенностей школьников;
  2. выявление и учет условных типологических особенностей обучаемых;
  3. разработка системы индивидуально-дифференцированных  заданий;
  4. разработка показателей успешного выполнения этих заданий.

14 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ статья на конференцию

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Математика позволяет обеспечить формирование как...

Реализация дифференцированного подхода на уроках математики в условиях личностно ориентированного обучения.

Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, иногда с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учит...

Технология и реализация деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний.

самообразование по теме: "Технология и реализация деятельностного подхода на уроках математики"...

Самостоятельная работа учащихся при реализации деятельностного подхода на уроках математики

Чтобы выполнять важную задачу в образовании, приучить учащихся мыслить самостоятельно, привить им твердую привычку, надеяться в разрешении возникающих затруднений на собственные силы и разум, а также ...

Презентация "Самостоятельная работа учащихся при реализации деятельностного подхода на уроках математики"

В современной школе для непрерывного обучения и самообразования особо важное значение имеют развитие самостоятельности и творческой активности учащихся и воспитание навыков самообучения по математике....

Реализация компетентностного подхода на уроках математики

Главной целью образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные  виды   деятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс о...