«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» 5 класс.
презентация к уроку по алгебре (5 класс) по теме
Технологическая карта урока.5 класс к учебнику " Математика: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2014."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 388 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя | Аксенова Надежда Васильевна |
Предмет | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип урока | Урок «открытия новых знаний» |
Тема урока | «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» |
Цель урока | Содержательная: создание условий для формирования правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, обеспечение понимания учащимися правила с помощью практических заданий. Деятельностная: выполнение системы упражнений, которые позволят учащимся самостоятельно сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, формировать навыки по выполнению сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, а также умения решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: - информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую) - учебно-познавательную (умение осуществлять мыслительные операции: синтез, обобщение, классификация, систематизация) - коммуникативную (умение осуществлять взаимодействие с окружающими и владеть разными социальными ролями) |
Задачи урока | образовательные: актуализировать знания об обыкновенных дробях; ввести и сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. развивающие: создать условия для развития внимания, инициативы, воображения; вести работу по развитию математической речи, логического мышления; формировать умение анализировать, находить ошибки, делать выводы. воспитательные: содействовать формированию взаимоуважения, умения отстаивать своё мнение, интереса к урокам математики. |
Планируемые результаты | предметные – моделируют ситуации, требующие введения правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; личностные – проявляют устойчивый и широкий интерес к новой теме и к изучению предмета; метапредметные регулятивные – обнаруживают проблему « недостатка» знаний для выполнения действия сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями познавательные - учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач; коммуникативные – умеют слушать других, учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. |
Формы организации образовательного пространства на уроке | Фронтальная беседа с учащимися; работа с учебником; самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. |
Риски | Тема урока не заинтересует учащихся. Могут возникнуть трудности при проверке работы товарища; не получится планируемая дискуссия при обсуждении ошибок самостоятельной работы. |
Средства обучения | 1. Учебник: Математика: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2014. 2. Технологическая карта урока. 3. Компьютер и мультимедийный проектор. Презентация по теме урока. |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Микроцель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1.Организационный момент | Создание положительного эмоционального настроя в классе. | Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Включение учащихся в деловой ритм урока. |
2.Проверка домашнего задания. | Актуализация опорных знаний и способов действий. Проверка усвоение учащимися предыдущей темы. | Координирует деятельность учащихся. | Взаимопроверка д/з в парах по ключам, лежащим на каждой парте. | познавательные: уметь анализировать объекты в ходе проверки домашнего задания личностные: самоопределение (умение выделять нравственный аспект поведения), смыслообразование (учебная мотивация) |
3. Устная работа (этап мотивации) | Заинтересовать учащихся. Развивать внимание, проверить усвоение учащимися предыдущей темы Подвести к формулированию темы урока и цели. | Ребята, мы продолжаем работать с обыкновенными дробями и предлагаю вам проверить свои знания по темам прошлых уроков при выполнении устных упражнений: Слайд 4 презентации
Слайд 5 презентации
Сравните (учебник стр.188 № 1):
Слайд 6 презентации Расположите дроби в порядке возрастания:
Слайд 7 презентации Предложен ряд чисел: ,,,2, , 5, , 7, , , . Разбейте числа на группы по определенным признакам. Вспомните, какие простейшие операции мы умеем выполнять над натуральными числами. (учебник стр.188 № 4,№ 5): 4)Из суммы чисел 19 и 23 вычесть 34. 5). К сумме чисел 18 и 16 прибавьте их разность. После проведения проверки результатов: «А если у нас будут две обыкновенные дроби можно ли с ними выполнить те же самые арифметические действия? Ведь у нас не всегда в жизни бывают только натуральные числа. Как же быть с дробями?» Учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, поставить цель урока: Слайд 8 презентации Запись на доске и тетрадях: число и тему урока «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями». | 1.Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы: - дают ответы на поставленные вопросы; - читают и определяют название дробей; - сравнивают дроби; - располагают числа в порядке возрастания (осуществляют сравнение дробей) - разбивают числа на группы: правильные и неправильные дроби, натуральные числа; - выделяют группу натуральных чисел; - называют операции сложение и вычитание; взаимодействуют с учителем во время устного счета, контролируют правильность ответов. 2. Постановка проблемы: выдвигают предположение о теме урока. Формулируют тему урока, цель урока. | познавательные: — развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы; — развитие умения применять полученные знания при решении примеров; коммуникативные : — формирование умения работать в коллективе: умение слушать и слышать, — отстаивать своё мнение; — признавать свои ошибки; регулятивные: — учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике; — учить самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания. личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
4.Работа по новой теме : а)этап построения проекта выхода из затруднения; б) этап первичного закрепления; в) этап самостоятельной работы. | Сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, показать на примерах, как выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сформировать умение складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем. Выявление первичного осмысления изучаемого материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение усвоения алгоритма выполнения заданий по теме. | Дробные числа, как и натуральные числа, можно складывать и вычитать. Проблемная ситуация. Вы все знаете Тома Сойера, главного героя произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера»,— веселого и сообразительного мальчишку, которому неведома скука, потому что ему ничего не стоит тут же придумать какую-нибудь шалость или увлекательное занятие, чтобы скоротать свободное время. Слайд 10 презентации Тому Сойеру необходимо покрасить забор из 9 досок. Он покрасил 2 доски забора, а после «уступил» это занятие другим мальчикам, которые покрасили 5 досок забора. Какую часть забора они покрасили вместе? Оказалось, что покрасили забора. Тогда можно сделать вывод, что + = = Продолжается исследование материала. Слайд 11 презентации Какую часть забора осталось покрасить? - = = Учитель организует работу по составлению алгоритма сложения и вычитания обыкновенных дробей. Слайд 12 презентации Слайд 13 презентации Слайд 14 презентации Слайд 15 презентации Учитель организует работу по отработке навыков сложения и вычитания обыкновенных дробей. (№ 743, № 745, № 747)
Слайд 16 презентации Предлагает решить текстовую задачу практической направленности с зарисовкой. Для закрепления изученного на уроке материала предлагает выполнить обучающую самостоятельную работу (индивидуальную) с последующей самопроверкой (взаимопроверкой). Слайд 17 презентации Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний учащихся: -Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? - Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? | Проговаривают свои предположения. Выслушивают варианты одноклассников, делают выводы. Записывают решения в тетради. Формулируют правило, работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой. Записывают правило сложения и вычитания обыкновенных дробей в буквенном виде в тетрадь, приводят примеры. + = - = Отрабатывают умение применять правило сложения и вычитания обыкновенных дробей при решении задач. Решают текстовую задачу с опорой на применение жизненного опыта: анализируют условие задачи, объясняют ход решения, работают с зарисовкой и сопоставляют полученный результат с реальной жизнью. Выполняют самостоятельную работу, сравнивают решение с эталоном, осуществляют взаимопроверку (самооценку), согласно критериям. Выставляют оценку, объясняют и обсуждают объективность выставленной оценки Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги своей работы на уроке. | познавательные: - уметь анализировать объект с целью нахождения способа решения задачи; - уметь использовать графическую информацию (чертежи), формулы, строить логическую цепочку рассуждений - воспринимать текст учебника с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос. регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; коммуникативные: учить точно и грамотно выражать свои мысли. личностные: самоопределение (умение выделять нравственный аспект поведения), смыслообразование (учебная мотивация) познавательные: в ходе выполнения упражнений отрабатывать умение выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; развивать умение применять математические знания к реальным жизненным ситуациям; регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий; коммуникативные: уметь аргументировать свое мнение; уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме управлять своим поведением (контроль, коррекция, оценка своего действия). |
5. Домашнее задание. | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Объясняет домашнее задание. (№ 744, № 746,№ 774). Задание творческого характера по желанию – составить задачу на изученные сегодня правила и решить ее. Слайд 18 презентации | Записывают домашнее задание в дневник. | регулятивные: планировать решения учебной задачи личностные: проводить самооценку, формировать мотивацию к изучению и закреплению нового. |
6. Рефлексия. | Дать количественную оценку работы учащихся | Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы: Какую цель ставили? Удалось ли ее достичь? Какими способами? Понравился ли урок? Что вызвало затруднения? (Слайд 9) Слайд 19 презентации Благодарит за урок. Слайд 20 презентации | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют, что при проверке знаний они проявили самостоятельность, честность, требовательность. Во время урока им потребовалась внимательность, собранность, проявление смекалки. | личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Тема урока:
Цели урока: Содержательная: создание условий для формирования правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Деятельностная : выполнение системы упражнений, которые позволят учащимся самостоятельно сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, формировать навыки по выполнению сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, а также умения решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: - информационную; - учебно-познавательную; - коммуникативную.
Прочитайте дроби. Назовите правильные дроби. Какие дроби называют правильными ? Назовите неправильные дроби. Какие дроби называют неправильными ? Работаем устно!
Работаем устно! Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями ? Как сравнить дроби с одинаковыми числителями ? Какая дробь больше: правильная или неправильная ? Сравните: = > > > > >
Расположите дроби в порядке возрастания: Работаем устно!
Работаем устно! Предложен ряд чисел: Разбейте числа на группы по определенным признакам - правильные дроби - неправильные дроби - натуральные числа
«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Тема урока:
1. Сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. 2. Научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Цели урока:
Тому Сойеру необходимо покрасить забор из 9 досок. Он покрасил 2 доски забора, а после «уступил» это занятие другим мальчикам, которые покрасили 5 досок забора. Какую часть забора они покрасили вместе ?
Какую часть забора осталось покрасить ?
При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же. С помощью букв правило сложения можно записать так:
При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же. С помощью букв правило вычитания можно записать так:
1 6 2 6 1 6 3 6 2 6 2 6 3 6 2 6 3 6 1 + 2 6 Проследите, в какой последовательности производятся записи при сложении дробей с одинаковыми знаменателями: 4 6 1 + 3 6 4 6 2 + 2 6 5 6 3 + 2 6 Запишите решение самостоятельно, а затем проверьте себя:
№ 743 № 745 № 747 Работа в классе:
Какова масса салата? Задача.
1 10 12 4 12 1) 2) 3) 4) 5) I вариант II вариант 3) 4) 5) 22 43 15 43 14 15 2 15 19 35 14 35 = 6 12 = 23 25 = 7 43 = 10 13 = = 12 15 = 30 47 = 5 35 = 14 17 = 1) 2) 11 25 12 25 8 13 2 13 8 9 5 9 6 9 7 8 5 8 6 8 1 8 17 6 17 28 47 2 47
Домашнее задание: №744 №746 №748. По желанию: составить задачу на изученные сегодня правила и решить ее. § 27, правила
- На уроке я узнал… - Мне было легко… - Я пока затрудняюсь… Итог урока
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 классов
Цели урока:обучающие:закрепить знания и умения учащихся применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении примеров, уравнений и задач;воспитывающие:форм...
Учебный проект по теме "Обыкновенные дроби (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)"
Реализация учебного проекта "Обыкновенные дроби" способствует повышению интереса учащихся к математике и расширению их знаний об истории возникновения дробей. Большое внимание уделяется работе учащихс...
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями 5 класс
Разработка урока по теме : " Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями "...
Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 7 класс
Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....
Конспект открытого урока в 5 классе по теме: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Урок обобщения и систематизации с дидактической игрой "Путешествие в страну Дроби"...
урок-игра "Дроби.Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями."
конспект урока в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика 5"...
Математика. 5 класс. Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". Выражения дробей. Презентация. К учебнику Н. Виленкина.
Презентация для интерактивной доски для 5 класса на тему Сложения и Вычитания дробей. Сделано с помощью программы OpenOffice....