Рабочая программа по математике 6 класс
рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему

Хожулина Елена Валентиновна

Данная рабочая программа разработана для вечерней школы, для учебника по редакцией Н.Виленкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_6_klass.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

171502 Тверская область, г.Кимры, Южная площадь, дом 5

тел. (48236) 3-19-82; факс 3-19-82;E-mail: kimrbc@mail.ru

ОКПО 50374929 ОГРН 1026901661643ИНН/КПП 6910008884|6910001001

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол № 1  от 31.08.2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор «МОУ ВСОШ»

_________________ Е.В.Хожулина

              (подпись)

Приказ № 96/1 от 31.08.2015 г.

Рабочая программа

Хожулиной Елены Валентиновны

учителя математики,

высшей квалификационной категории,

по учебному курсу «Математика»

6 класс (базовый уровень)

( заочная форма обучения)

 

г.Кимры.

2015 год


Пояснительная записка

Статус документа

        Рабочая программа   по математике для учащихся 6 класса (заочная форма)  разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основана на авторской программе линии Н.Я.Виленкина и реализуется на основе следующих документов:

  •  Программы для общеобразовательных школ по математике 5-11 классы.
  • Стандарта основного общего образования по математике.

Значение математики в школьном образовании.

Изучение математике на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средств моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общественной культуры.

В ходе изучения математики в 6 классе обучающиеся приобретают опыт:

 - работы с математическими моделями, приёмами их построения и исследования

 - решения разнообразных задач из различных разделов курса

 - проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования

 - поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников.  

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

   Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования в 6 классе  отводится 5 часов в неделю, в год 170 часа.

В вечерней общеобразовательной школе

6 класс – 1 час (36 ч в год), поэтому темы изучаются обзорно, а большая часть материала отводится на самостоятельное изучение.

Особенности данной программы

Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся у них  слабые знания или значительный перерыв в обучении. Так как обучающие школы в значительном большинстве мало подготовлены к систематическому изучению математических дисциплин и у многих из них имеются большие пробелы в знаниях, полученных ранее, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим программа по математике составлена так, чтобы дать возможность компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний. Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях.

Отличительные особенности  данной рабочей программы по сравнению с примерной:

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное изучение

Глава 1. Обыкновенные дроби.

Делимость чисел.

16

2

14

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

25

4

21

Умножение и деление обыкновенных дробей.

33

4

29

Отношения и пропорции.

17

3

14

Глава 2. Рациональные числа.

Положительные и отрицательные числа.

13

3

10

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

12

4

8

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

9

4

5

Решение уравнений.

18

6

12

Координаты на плоскости.

11

3

8

Повторение

16

3

13

170

36

134

     

п\п

Содержание образования

Обязательные результаты обучения

1

Делимость чисел

Знать и понимать:  Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2,3,5,10. Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.

Уметь: Находить делители и кратные числа. Находить наибольший общий делитель двух или трех чисел.

Находить наименьшее общее кратное двух или трех чисел. Раскладывать число на простые множители

2

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Знать и понимать: Обыкновенные дроби. Сократимая дробь. Несократимая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Уметь: Сокращать дроби. Приводить дроби к общему знаменателю. Складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями. Сравнивать дроби, упорядочивать наборы дробей.          

3

Умножение и деление обыкновенных дробей

Знать и понимать:  Умножение дробей.  Нахождение части числа.  Распределительное свойство умножения. Взаимно обратные числа. Нахождение числа по его части.

Уметь: Умножать обыкновенные дроби, находить часть числа. Находить число обратное данному. Выполнять деление обыкновенных дробей. Находить число по его дроби. Находить значения дробных выражений

4

Отношения и пропорции

 Знать и понимать: Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции. Пропорциональные и обратно пропорциональные величины. Формула длины окружности. Формула площади круга. Масштаб. Шар.

Уметь:  Составлять и решать пропорции. Решать задачи с помощью пропорций на прямую и обратную пропорциональные зависимости.  Решать задачи по формулам. Решать задачи с использованием масштаба.

5

Положительные и отрицательные числа

Знать и понимать: Противоположные числа. Координаты на прямой. Модуль числа.

Уметь: Находить для числа противоположное ему число. Находить модуль числа. Сравнивать рациональные числа.

6

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

Знать и понимать:  Правило сложения отрицательных чисел. Правило сложения двух чисел с разными знаками. Вычитание рациональных чисел Сложение чисел с помощью координатной прямой.

Уметь: Складывать числа с помощью координатной плоскости. Складывать и вычитать рациональные числа.

7

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

Знать и понимать:  Понятие рациональных чисел.

Уметь: Выполнять умножение и деление рациональных чисел. Применять свойства действий с рациональными числами для преобразования выражений.

8

Решение уравнений

Знать и понимать:

Подобные слагаемые. Коэффициент выражения. Правила раскрытия скобок.

Уметь: Раскрывать скобки. Приводить подобные слагаемые. Применять свойства уравнения для нахождения его решения.

9

Координаты на плоскости

Знать и понимать:

Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Координаты точки.

Столбчатая диаграмма. График зависимости.

Уметь: Изображать координатную плоскость. Строить точку по заданным координатам. Находить координаты изображенной в координатной плоскости точки. Строить столбчатые диаграммы.

10

Повторение

В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений, будет обращаться внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

-        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

-        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

-        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

-        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

-        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

-        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Домашнее задание

дата

1. Делимость чисел – 2 ч.

1.

Делители и кратные. Признаки делимости на 10, на 5, на 2.

Признаки делимости на 9 и на 3. Простые и составные числа.

Разложение на простые множители.

1

§§ 1-4(учить), № 6, 7, 34, 58

4.09.

  2.

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.

Наименьшее общее кратное.

1

§§ 5-7(учить), № 134(а),170, 190, 193

11.09.

2.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями –4 ч.

3.

Основное свойство дроби.

Сокращение дробей.

Приведение дробей к общему знаменателю.

1

§§ 8-10,№ 227,257,228(а,в,з)

18.09.

4.

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

1

§11, №347, 355(а,в)

25.09.

5.

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

§ 12(учить правила), № 400, 408

02.10.

6.

Контрольная работа № 1.

1

повт. правила. № 412(а,в)

09.10.

 3. Умножение и деление обыкновенных  дробей – 4 ч

7.

Умножение дробей

Нахождение дроби от числа

1

§§13-14(учить правила), № 457,507

16.10.

8.

Применение распределительного свойства умножения

Взаимно обратные числа

1

§§ 15-16, №552,575

23.10.

9.

Деление

Нахождение числа по его дроби

Дробные выражения

1

§§17-19(разобрать примеры), № 617,675(а),700(а,з)

30.10.

10.

Контрольная работа № 2.

1

№ 700(е,ж)

06.11.

 4. Отношения и пропорции – 3 ч.

11.

12.

13.

Отношения

Пропорции

Прямая и обратная пропорциональная зависимость

Масштаб

1

§§20-23(учить правила),№743(б),761827

13.11.

Длина окружности и площадь круга

Шар

1

§§24-25(формулы), №852,872

20.11.

Решение задач

1

№874(а),857(а,г)

27.11.

 5. Положительные и отрицательные числа – 3 ч.

14.

Координаты на прямой

Противоположные числа

1

§§26-27, № 903,904,927,933(а)

04.12.

15.

Модуль числа

Сравнение чисел

Изменение величин

1

§§28-30(учить),№ 951,979(а,в,г),1003(а)

11.12.

16.

Контрольная работа  № 3.

1

№ 1001,995

18.12

6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел – 4 ч.

17.

Сложение чисел с помощью координатной прямой

Сложение отрицательных чисел

1

§§ 31-31, №1023,1040(1,3 столбик)

25.12

18.

Сложение чисел с разными знаками

1

§33(разобрать примеры), №1065,1067

19

Вычитание

1

§34, №1098(1ст),1097

 20

Решение примеров

1

№1096,1100

 7.  Умножение и деление положительных и отрицательных чисел – 4 ч.

21

Умножение

1

§35(учить правила), №1127,1129(а,в)

22

Деление

1

§36(учить правила), №1156,1159

23

Рациональные числа

Свойства действий с рациональными числа

1

§§37-38, №1182,1212

24

Контрольная работа  № 4.

1

№1210(б,г,д),1214

 8. Решение уравнений –  6 ч

25

Раскрытие скобок

1

§39(разобрать примеры, учить правила),№1240,1239(а,в)

26

Коэффициент

Подобные слагаемые

1

§§40-41(учить правила),№1259,1288

27

28

29

Решение уравнений

3

§42,(определения),№1325(1ст)

№1326(1ст),1329

повт. правила, № 1326(2ст),1327

30

Контрольная работа  № 5.

1

№ 1330,1325(2ст)

 9. Координаты на плоскости – 3 ч

31

Перпендикулярные прямые

Параллельные прямые

1

§§43-44(учить правила), №1349,1368

32

Координатная плоскость

Столбчатые диаграммы

Графики

1

§§45-47, № 1401,1421,1450

33

Контрольная работа  № 6.

1

№1451,1452(а)

10.Повторение- 3ч.

34

Действия с дробями

1

№1456,1462

35

Действия с рациональными числами

1

№1472,1468

36

Итоговый тест

1

                     

         ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ    ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате изучения математики обучающийся 6 класса должен

знать

- как используются математические формулы, уравнения

- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа

- основное свойство пропорции

- простейшие преобразования выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых)

- определения перпендикулярных и параллельных прямых

Уметь

- выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями с разными знаменателями

- записывать проценты в виде дроби и дробь в виде процентов

- выполнять арифметические действия с положительными и отрицательными числами

- применять основное свойство пропорции при решении задач

- решать простейшие линейные уравнения и задачи с помощью линейных уравнений

- изображать перпендикулярные и параллельные прямые

- строить координатные оси, находить координаты точки на плоскости

Система контроля.

При изучении курса проводится 2 вида контроля:

текущий – контроль в процессе изучения темы;

формы: устный опрос, тестирование, самостоятельные работы, контрольные работы

итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела;

формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование, практические работы.

Формы занятий:

  1. групповая  консультация
  2. индивидуальная консультация
  3. зачет.

Типы индивидуальных консультаций

  1. Выявление и ликвидация пробелов в знаниях обучающихся
  2. Подготовка к изучению нового материала
  3. Решение задач практического содержания
  4. Подготовка к контрольной работе

Формы и методы проведения зачета:

  1. Устно-индивидуальный опрос по карточкам-заданиям
  2. Тест
  3. Групповое собеседование
  4. Письменный зачет
  5. Устно-письменный зачет
  6. Письменные ответы на вопросы

Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы.

Уровень обучения – базовый.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

обучающихся по математике.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  •  логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Перечень учебно-методической литературы.

  1. Дидактический материал по математике для 6 класса.

Авторы: В.С. Чесноков, К.И. Нешков. -  М.: « Просвещение» 1995 год.

  1. Дидактический материал по математике для 6 класса

Авторы: М.Р. Леонтьева, К.С. Муравин. – М.: «Просвещение» 1985 год.

  1. Журнал « Математика в школе» за 2008 – 2012 гг.
  2. Математика  - учебник для 6 класса

Авторы: Н.Я. Виленкин,  В.И. Жохов и др. – М.: « Мнемозина» 2001год

  1. История математики в основной школе.

Автор: Г.И. Глейзер.1982 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...