Решение иррациональных уравнений
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему
В статье приведены методы решений различных видов иррациональных уравнений. Данный материал будет полезен при подготовке к ЕГЭ, а также подготовке к урокам и дополнительным занятиям по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
irratsionalnye_uravneniya.doc | 415 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение иррациональных уравнений
Иррациональным уравнением называют уравнение, в котором неизвестная величина содержится под знаком радикала. Как правило, решение иррациональных уравнений связано с возведением в степень обеих его частей. При этом если обе части уравнения возвести в нечетную степень, то получим уравнение, равносильное данному. Если же обе части возвести в четную степень, то в общем случае получим уравнение, являющееся следствием исходного.
Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными.
В процессе решения заданное уравнение заменяют более простым, при этом используют следующие правила преобразований уравнения в равносильное ему:
а) перенос слагаемого из одной части уравнения в другую с противоположным знаком;
б) обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же, отличное от 0 число;
в) уравнение можно заменить равносильной системой или решить f(x)=0, а затем отбросить те корни, которые обращают в 0 знаменатель.
1. Простейшие иррациональные уравнения
Правила равносильного перехода для простейших иррациональных уравнений:
а) если a>0, то f(x)=a2 (здесь проверять область допустимых значений f(x) не надо, так как f(x)=a2 - проверяется автоматически).
б) если xǾ.
в) если квадратный корень равен нулю, то и подкоренное выражение равно нулю:
f(x)=0.
Уравнения вида при n=2m решаются по аналогичным правилам.
г) если n=2m+1, то f(x)=an.
Пример 1.
Решить уравнение: .
Решение:
Отметим, что равносильные переходы предпочтительнее, так как если при решении получаем иррациональные корни, то проверка может занять больше времени, чем было потрачено на собственно решение уравнения.
Так как 2>0, то возведение в квадрат приведет к равносильному уравнению:
x2 – 5 = 4 x2=9
Ответ: -3; 3.
Пример 2.
Решить уравнение: .
Решение:
xǾ, не имеет решения, так как по определению арифметического квадратного корня: - это неотрицательное число, квадрат которого равен a, a-2<0.
Ответ: решений нет
Пример 3.
Решить уравнение: x+8= (-5)3 x+8= -125 x= -133.
Ответ: -133.
Пусть в результате преобразований уравнения f1(x)=g1(x) (1) получено уравнение f2(x)=g2(x) (2).
Если каждый корень уравнения (1) является корнем уравнения (2), то уравнение (2) называют следствием уравнения (1): (1) (2).
Корни уравнения (2), которые не удовлетворяют уравнению (1) называются посторонними и не считаются решениями уравнения.
К появлению посторонних корней могут привести (не обязательно всегда приводят) следующие преобразования:
-возведение в квадрат (или четную степень) обеих частей уравнения;
-умножение обеих частей уравнения на алгебраическое выражение, содержащее переменную.
Чтобы выяснить, имеются ли среди корней уравнения-следствия посторонние корни, необходимо проверить каждый из найденных корней подстановкой его в исходное уравнение. Но (как уже было сказано ранее) иногда проверка занимает больше времени, чем само решение уравнения. Поэтому можно поступить следующим образом: на каждом этапе решения уравнения определить промежутки, в которых могут находиться корни уравнения. Все корни, не принадлежащие этим промежуткам, являются посторонними и должны быть отброшены.
При изучении этой темы следует обратить особое внимание на использование ОДЗ (области допустимых значений) уравнения, ОДЗ уравнения определяется как общая часть областей определения функций f(x) и g(x). Однако, основываясь на определении, часто при решении уравнений допускаются неправильные рассуждения. Пусть найдена ОДЗ уравнения f(x)=g(x). Затем преобразуют его к уравнению f1(x)=g1(x) и находят корни последнего. После этого проверяют, какие из них принадлежат ОДЗ исходного уравнения, и все принадлежащие ОДЗ корни считают решениями первоначального уравнения. Самый простой пример показывает ошибочность данного рассуждения:
ОДЗ уравнения есть промежуток . Оба числа , полученные при решении уравнения возведенного в квадрат, принадлежат ОДЗ, но –4 не является корнем первоначального уравнения. Причина в этом случае ясна: x- корень уравнения только при , поскольку левая часть при любом x , удовлетворяющем этому условию неотрицательна. Поэтому мы не рекомендуем уделять большое внимание исследованию ОДЗ уравнений. Главное – это выработать четкие представления у учащихся о том, какое уравнение получено после преобразования: равносильное или следствие.
Если уравнение имеет вид f(x)*h(x)=g(x)*h(x), то деление обеих частей на h(x), (а это часто делают учащиеся) недопустимо, так как может привести к потери корней (h(x)=0, если они существуют).
2. Уравнения с одним радикалом вида
Здесь в правой части выражение g(x) может принимать как отрицательные, так и положительные значения. Возведение в квадрат является равносильным преобразованием, если g(x) . Если g(x)<0, то уравнение решений не имеет.
; (условие f(x) на область допустимых значений не включается в систему, оно проверяется автоматически, так как правая часть уравнения системы неотрицательна).
На что обратить внимание: часто учащиеся начинают решение с определения области допустимых значений и записывают: ОДЗ: - это неправильная формулировка условий.
Правильнее сформулировать условие лучшее следующим образом:
ОДЗ: f(x) , условие, возникающее при возведении в квадрат: g(x) .
Пример 4.
Решить уравнение: .
Решение:
x=3.
Ответ: 3
Пример 5.
Решить уравнения: .
Решение:
x=-2+,
Так как -2-<1.
Ответ: -2+
3. Уравнения с одним радикалом вида
Уравнение вида равносильно уравнению без радикала f(x)=g3(x).
f(x)=g3(x).
Пример 6.
Решить уравнение: .
Решение:
x+8= (2-x)3 x+8=8-12x+6x2-x3 x3-6x2+13x=0 x(x2-6x+13)=0 x=0, (x2-6x+13>0 для всех x, так как дискриминант <0).
4. Уравнение вида
Часто встречаются иррациональные уравнения вида (или приводятся к такому виду разложением на множители) . Это уравнение равносильно совокупности двух систем:
, или системе: .
Пример 7.
Решить уравнение:
Решение:
Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы из сомножителей равен нулю, а другие при этом имеют смысл.
Ответ:
Пример 8.
Решить уравнение:
Решение:
x=-2.
Ответ: -2
Пример 9.
Решить уравнение: .
Решение:
Можно найти ОДЗ, и отбросить корни, которые не удовлетворяют ОДЗ, а можно подставить корни в неравенство и отбросить посторонние, что займет меньше времени:
x=3: 9-15+5<0 – не подходит
x=4: 16-20+5=1>0 - подходит x=1;4.
x=1: 1-5+5=1>0 – подходит
Ответ: 1; 4
5. Методы замены переменных
Еще одним часто встречающимся методом преобразования уравнения является метод замены переменных. Для уравнений этот метод состоит в следующем: данное уравнение приводят к виду g(f(x))=0, где z=g(f(x)) – сложная функция, являющаяся композицией двух функций y=f(x) и z=g(y). Если y=y1; y=y2;…y=yn;
все корни уравнения g(x)=0,
f(x)=y1
f(x)=y2
то g(f(x))=0 …….
f(x)=yn
Пример 11.
Решить уравнение: .
Решение:
. Замена приводит
к уравнению y2-4y=0
.
Таким образом, данное в примере уравнение равносильно совокупности уравнений
Так как были использованы только равносильные переходы, отдельная проверка корней, а также нахождение ОДЗ не требуется.
Ответ:2;7;
Пример 12.
Решить уравнение: .
Решение:
, применяя замену , уравнение можно переписать в виде равносильной системы:
Обратная замена:
Ответ: -7;2
6. Линейные комбинации двух и более радикалов.
Если уравнение содержит два и более радикала, то необходимо придерживаться следующих правил:
- указать область допустимых значений уравнения
- распределить радикалы по обеим частям, чтобы обе части уравнения стали неотрицательными
- только после этого возводить в квадрат левую и правую части уравнения.
Пример 13.
Решить уравнение: .
Решение:
Здесь были использованы только равносильные переходы, поэтому проверка корней и нахождение непосредственно ОДЗ необязательно.
Ответ: 28
Пример 14.
Решить уравнение: .
Решение:
Еще одно правило равносильного перехода:
Вернемся к решению нашего уравнения с учетом рассмотренного перехода:
Ответ: 1,5
Пример 15.
Решить уравнение: .
Решение:
Проверим, удовлетворяют ли полученные решения условию . Подставляя их в неравенство, мы гораздо быстрее осуществим отбор, чем, решая это неравенство.
, следовательно, x=0 не удовлетворяет нашему условию.
, следовательно, x=2 удовлетворяет нашему условию.
, следовательно, x=-2 не удовлетворяет нашему условию.
Ответ: 2
Пример 16.
Решить уравнение: .
Решение:
Заметим, что x=4/15 принадлежит ОДЗ уравнения, но не удовлетворяет условию , возникшему при втором возведении в квадрат. Таким образом, делая равносильные переходы на каждом этапе решения уравнения, мы внимательно отслеживаем промежутки, в которых должны находиться корни уравнения. Корни, которые не попадают в указанные промежутки, мы отбрасываем, как посторонние.
Ответ: 1
- Метод сведения иррационального уравнения с помощью замены к системе рациональных уравнений.
Пример 17.
Решить уравнение: .
Решение:
Пусть
Тогда .
Наше исходное уравнение примет вид:
Решим второе уравнение системы:
Итак, имеем: .
Ответ: 3
- Метод мажорант и экстремальных оценок.
Пример 18.
Решить уравнение: .
Решение:
Заметим, что
Аналогично, . Следовательно, левая часть уравнения .
Рассмотрим правую часть уравнения: .
Таким образом, равенство двух частей возможно тогда и только тогда, когда они одновременно равны 2, т.е.
.
Ответ: 0
- Умножение на сопряженное выражение.
Умножением на сопряженное выражение часто пользуются, чтобы избавиться от иррациональности в знаменателе. Для решения иррациональных уравнений также можно использовать умножение на сопряженное выражение, но обязательно нужно помнить о том, что мы получаем уравнение-следствие, поэтому необходима проверка корней.
Пример 19.
Решить уравнение: .
Решение:
Помножим исходное уравнение на сопряженное выражение
Проверка:
.
x=9 .
.
Проверка показала, что все решения являются корнями исходного уравнения.
Ответ: 6; 7,5; 9
- Метод решения уравнений путем нахождения и исследования ОДЗ.
Следует объяснить учащимся, что если уравнение кажется на первый взгляд достаточно сложным, то следует начать его решения с нахождения ОДЗ.
Пример 20.
Решить уравнение: .
Решение:
ОДЗ:
Область допустимых значений состоит из единственного значения. Проверим, является ли это значение корнем уравнения.
. Следовательно, x=1 корень нашего уравнения.
Ответ: 1
- Метод решения уравнений путем выделения полных квадратов под знаком радикала.
Пример 21.
Решить уравнение: .
Решение:
Заметим, что подкоренные выражения представляют собой полные квадраты. Действительно:
Напомним, что , пользуясь этим равенством, получим:
. Пусть . Тогда уравнение примет вид:
Вернемся к замене:
Ответ:
- Метод решения уравнений путем нетривиальной замены.
Пример 22.
Решить уравнение: .
Решение:
Будем преобразовывать уравнение, выделяя полные квадраты:
Введем новую переменную , тогда уравнение будет выглядеть следующим образом:
Найдем ОДЗ данного уравнения: .
Заметим, что область значений cosa на сщвпадает с областью значений нашей переменной t. Воспользуемся этим и введем замену . Тогда уравнение примет вид:
Воспользуемся известными тригонометрическими соотношениями:
Заметим, что при и , тогда уравнение принимает следующий вид:
Выберем те значения , которые удовлетворяют условию :
целых нет.
Таким образом, удовлетворяет условиям .
Обратная замена: .
Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневое обобщающее повторение по теме "Решение иррациональных уравнений".
Урок обобщающего повторения....
Урок алгебры в 10 классе по теме "Решение иррациональных уравнений"
Урок алгебры в 10 классе по теме: "Решение иррациональных уравнений". Тип урока: разноуровневое обобщающее повторение....
Решение Иррациональных уравнений.
В презентации даны способы решения иррациональных уравнений....
Конспект урока "Решение иррациональных уравнений методом замены переменных"
Представлен конспект урока по теме: «Решение иррациональных уравнений методом замены переменных». Основная цель данного урока познакомить учащихся с решением иррациональных уравнений...
Учебно-методическое пособие "Решение уравнений". Часть 1: Решение иррациональных уравнений.
Электронное учебно-методическое пособие для уроков повторения в 11 классе по теме "Решение уравнений"....
Урок- семинар. «Решение иррациональных уравнений и систем» (традиционные, нетрадиционные и оригинальные способы их решения)
Урок комплексного применения знаний и способов действий учащихся (2 урока) Цель занятия: Организация деятельности учащихся по углубленному самостоятельному переносу их знаний и способов действий в и...
N30 Решение рациональных уравнений. Решение иррациональных уравнений. за 22.05.20 для группы МЖКХ2
Задание:1. Законспектировать краткий справочный материал.2. Оформить решение типовых задач.3. Решить: "Рациональные уравнения" N2,N4, N6...