Элективные курсы: их место и роль в образовательной деятельности.
материал по алгебре на тему

Москаева Надежда Васильевна

Элективные курсы: их место и роль в образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективные курсы: их место и роль в образовательной деятельности

Прежде чем обсуждать содержательные, организационные и технологические проблемы, связанные с появлением в учебном плане школы элективных курсов, необходимо остановиться на некоторых основных положениях Концепции профильного обучения на уровне основной и средней школы.

Создавая проект учебного плана, каждый педагогический коллектив должен понимать, что реализуемая им образовательная программа призвана учитывать теперь не только интересы государства, но и вуза и самого старшеклассника.

       Было бы неверно утверждать, что содержание базовых и профильных предметов не имеет личностной составляющей и поэтому эти предметы не могут быть интересны ученику. Но возможности учета интересов и запросов ученика (семьи) к результатам образования, которые достигаются за счет изучения элективных курсов, несравненно выше, чем у других составляющих образовательной программы. Это надо учитывать и автору программы элективного курса, и учителю, которому предстоит по ней  работать.

Возможность выбора ставит ученика перед необходимостью принятия ответственного решения. Для того, чтобы выбрать нужную программу элективного курса, от чего-то следует отказаться, т. е. надо решить проблему.Право выбора заставляет определиться что именно, для чего, и с чьей помощью следует изучать. У классного руководителя, учителя-предметника, ученика, родителя, психолога появляется предмет переговоров, который касается содержания образования, и уже только из-за этого стоит вводить в учебный план школы курсы по выбору.

Но в рамках реализации концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования элективные курсы вводились не с этой целью. Кроме решения основной проблемы — обучения ученика делать ответственный выбор (а учиться выбирать, можно только выбирая на самом деле) — элективные курсы должны помочь в решении двух важнейших задач.

Первая из них создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него.

Бывает, что выбор вчерашним девятиклассником жизненного пути и связанный с этим выбор профиля учения, является не окончательным. Чаще всего в этом возрасте школьник точно знает то, что ему не нравится, чем он почти наверняка заниматься не будет. Ответить же на вопрос относительно того, чем, собственно, он хочет заниматься в жизни, он не может — он просто никогда не пробовал (не имел возможности) серьезно заняться гуманитарными науками или, например, лингвистикой. Ему кажется, что если он любит читать, то это означает, что карьера филолога ему подходит; если у него пятерка по математике, то надо поступать в технический вуз и т.д.  Одним словом, он не только не ответил, но даже не сформулировал для себя два ключевых вопроса, которые должны стоять перед ним в старшей школе: «Могу ли я?» и «Хочу ли?» заниматься тем или другим делом. Причем именно от сочетания утвердительных и отрицательных ответов на эти вопросы и зависит выбор жизненного пути. В лицее мы сталкивались с ситуациями, когда продвинутые старшеклассники, которые многое могут и  хорошо учатся, ничего не хотят, так и с обратными, и промежуточными вариантами. Учителю ясно, что любовь к чтению исторических романов никак не связана с успешностью в исторических науках, а интерес к пиротехническим эффектам — это еще не любовь к химии. На уроках же по общеобразовательным и профильным предметам учителя вынуждены доводить до сведения ученика «новый материал». Одним словом, в рамках урока познакомить подростка со спецификой деятельности исследователя или организатора производства, физика или историка, не представляется возможным. Этим местом могут и должны стать элективные курсы определенного вида.

Вторая задача — помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней.

Предположим, ученик утвердился во мнении, что он должен осваивать программу филологического класса. Но кем он будет — журналистом, литературным критиком или корректором, он пока не решил. Для подобного решения у него нет пока оснований, реального опыта для рефлексии. В решении этой проблемы также могут помочь элективные курсы, но несколько другие, чем те, о которых мы говорили выше.

Программы этих курсов должны иметь больше «свободы», учитель должен будет корректировать программу, реагируя на интерес группы учеников или каждого ученика в отдельности. Написал ученик удачное эссе, сочинил стихотворение, принес в класс модель вечного двигателя, и учитель обязан остановиться, выслушать, обсудить.

 Понятно, что такая «ситуативная» образовательная технология не слишком близка российскому учителю. Гораздо легче начинать урок, зная, чем его надо закончить. Но осваивать подобный способ работы надо, если мы хотим помочь старшекласснику не только получить аттестат, но и найти свое место в жизни.

        Мотивация к изучению того или иного предмета возникает у ученика через успех. Нравится обычно то, что получается. Но ведь успешны на уроке далеко не все. У части учеников вырабатывается привычка быть неуспешным, у кого-то возникает страх получить двойку, тройку. Элективные же курсы могут и должны стать тем местом, где ученик не боится получить плохую оценку, «не попасть в ответ». Он начинает свободно высказывать свои мысли, раскрепощается, приобретает опыт успешного ученичества. Повышается эффективность работы ученика на обязательных для изучения курсах.

Таким образом, элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:

  • обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;
  • служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, “Математическая статистика”, “Компьютерная графика”, “История искусств”);
  • обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов;
  • служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;
  • обеспечивают непрерывность профориентационной работы (“Познай себя»);
  • служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;
  • способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем (например, элективы “Психология.Загадки разума”, “Экология питания”, “Основы ораторского искусства”, “Психологические основы общения”);
  • способствуют приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (например, элективы “Делопроизводство”, “Основы бухгалтерского учета”, “Деловой английский язык ”).

Современному работодателю  требуется человек, способный совершать ответственный выбор. Для решения данной задачи ученик уже в школе должен иметь возможность выбирать и затем нести ответственность за принятые решения.

Школьник будет поставлен в ситуацию ответственного выбора только в том случае, если школа не “добавит” механически часы элективных курсов к профильным предметам или на изучение популярных сегодня предметов – иностранного языка и информатики. Можно просто добавить один час в неделю к информатике и ИКТ, а можно предложить ученикам информационно-технологического класса, изучающим информатику и ИКТ на профильном уровне, осуществить выбор между элективными курсами “Аппаратные средства информационных технологий. Обслуживание компьютера” и “Технология создания сайтов”. Причем — “или-или”. Надо выбрать, а, следовательно, от чего-то отказаться.

      Курсы по выбору должны отвечать следующим требованиям:

  • знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля и профессии (например: работа с текстами, анализ источников, проведение эксперимента),
  • включать материал, выходящий за рамки школьной программы (например, различного рода практикумы и т.д.).

В рамках элективных курсов большое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Это высшая форма дифференциации обучения, требующая специальной подготовки ученика и учителя. В данном случае учитель выступает как руководитель и консультант, а ученик (реже два или три ученика вместе) самостоятельно подготавливает и выполняет проект.

  Тематика проектов определяется личными предпочтениями ученика и учителя.

      Элективные курсы – сфера развития нового вариативного содержания школьного предметного образования. Это сравнительно новое явление в современной российской школе, поэтому в их использовании остается ряд нерешенных вопросов прикладного характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

программа элективного курса "Заповедные места России"

Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов (1 час в неделю), полностью разработан УМК для 8 класса, можно использовать полностью или использовать как дополнительны...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс

Рабочая  программа  по  элективному  курсу  «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся»  для  9    класса  составлена  н...

Место и роль физического воспитания в образовательном учреждении

Физическое воспитание в образовательных учреждениях решает две взаимосвязанные задачи: сохранение, укрепление здоровья обучающихся и формирование потребности в здоровом образе жизни и физическом совер...

эссе на тему "Место и роль курса ОРКСЭ в образовательной программе школы"

Место и роль курса ОРКСЭ в образовательной программе школы...