Использование групповой и дифференцированной работы с учащимися в процессе обобщения темы "Урок Решение геометрических задач координатным методом"
учебно-методический материал по геометрии (9 класс) на тему

Трушкова Юлия Васильевна

Урок с различными работами (тестами, мат диктантами, самостоятельными рабтами) различного уровня. Прилагается план урока и технологическая карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план урока142 КБ
Microsoft Office document icon технологическая карта187 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА   УРОКА:

Решение задач при обобщении темы «Метод координат» при подготовке к контрольной работе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Повторение и закрепление основных формул и понятий по теме «Метод координат».
  2. Развитие логического мышления и вычислительных навыков.
  3. Развитие навыков коллективной работы.
  4. Воспитание взаимного уважения и умения отстаивать собственное мнение.
  5. Создание на уроке комфортной атмосферы и ситуации успеха.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ.

Учитывая различный уровень способностей и подготовленности учащихся, на уроке проводится дифференцированная работа в группах по 2 - 3 человека, содержащая два уровня сложности (А и В).

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Разминка.
  3. Решение задач.
  4. Итоги урока.
  5. Домашнее задание.

КОНСПЕКТ   УРОКА.

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Проверяется задача к уроку: М – точка пересечения медиан треугольника АВС, где , , . Найдите координаты вершины С и составьте уравнение прямой АС.

Ответ: С(2; 1),  - уравнение прямой АС.

II. РАЗМИНКА.

А) Группам слабых учеников предлагается записать основные формулы по изучаемой теме и применить их к решению некоторых практических заданий:

1) .

  1. Запишите  формулу для вычисления длины отрезка АВ.  
  2. Запишите     формулу для нахождения координат вектора .
  3.  - середина отрезка АВ.  Запишите  формулу   для   вычисления   координат  точки К.

  Ответьте на вопрос б), если .

2) а) - координаты центра окружности с радиусом R. Напишите уравнение окружности.

    б) Составьте уравнение окружности, если  – её центр, R = 3.

3) а) Напишите уравнение прямой.

    б) Лежит ли точка  на прямой, заданной уравнением ?

4) а) , - некоторое число. Напишите формулы для нахождения координат векторов ,   , .

    б) Ответьте на вопросы пункта а), если .

В) Остальные ученики индивидуально отвечают на вопросы математического диктанта, который составлен в 6 вариантах. Варианты №5 и № 6 содержат задачи немного труднее, чем остальные варианты.

Математический диктант.

ВАРИАНТ № 1.

1) А(-8; 7), В(-5; 11). Найдите длину отрезка

    АВ.

2) С(5; -7), К(-9; -3), М – середина отрезка

    СК. Найдите координаты точки М.

3) Р(1; 0), Т(-2; 5). Найдите координаты

    вектора .

4) О(-4; 5) – центр окружности с радиусом

   . Составьте уравнение окружности.

   Лежит ли точка А(-3; 2) на окружности?

5) Перпендикулярны  ли  прямые

    3х – 5у + 4 = 0 и 5х + 3у – 7 = 0?

ВАРИАНТ № 2.

1) С(-1; 22), Е(4; 10). Найдите длину отрезка

    СЕ.

2) К(8: - 11), М(-14; - 1), А – середина отрезка

    КМ. Найдите координаты точки А.

3) А(-2; 6), В(4; 7). Найдите координаты

    вектора .

4) О(2; 3) – центр окружности с радиусом

    . Составьте уравнение окружности.

    Лежит ли точка Р(3; -1) на окружности?

5) Параллельны  ли  прямые

    - 4х + 8у – 1 = 0 и х – 2у +3 = 0?

ВАРИАНТ № 3.

1) М(1; -9), К(-5; -1). Найдите длину отрезка

    МК.

2) А(-3; 8), В(-11; -4), Н – середина отрезка

    АВ. Найдите координаты точки Н.

3) С(2; -1), Е(-1; -5). Найдите координаты

    вектора .

4) О(3; -5) – центр окружности с радиусом

    . Составьте уравнение окружности.

    Лежит ли точка А(1; -1) на окружности?

5) Пересекаются  ли  прямые

    2х – 3у + 4 = 0 и  - 2х - 3у – 4 = 0?

ВАРИАНТ № 4.

1) Р(-5; - 20), М(3; -5). Найдите длину отрезка

    РМ.

2) Е(-10; -7), Р(4; -1), С – середина отрезка

    РЕ. Найдите координаты точки С.

3) А(4; -2), В(3; -5). Найдите координаты

    вектора .

4) О(-1; 3) – центр окружности с радиусом

   . Составьте уравнение окружности.

    Лежит ли точка N(-6; 8) на окружности?

5) Совпадают  ли  прямые

    2х – 3у - 1 = 0 и - 4х + 6у + 2 = 0?

ВАРИАНТ № 5.

1) А(-2; 3), В(2; -5). Найдите длину отрезка

    АВ.

2) М(4; -3), А(-1; 7), А – середина отрезка

    МК. Найдите координаты точки К.

3)  . Лежат ли точки А, В,

     С на одной прямой?

4) О(-4; 1) – центр окружности с радиусом

    . Составьте уравнение    окружности.

5) Определите взаимное расположение  

    прямых 2х – 7у + 3 = 0 и 7х + 2у – 1 = 0.

   

ВАРИАНТ № 6.

1) Р(2; -3), К(-1; 6). Найдите длину отрезка

    РК.

2) А(6; -5), М(4; -7), М – середина отрезка

    АВ. Найдите координаты точки В.

3)  . Лежат ли точки А,

     В и С на одной прямой?

4) О(6; -2) – центр окружности с радиусом

    . Составьте уравнение    окружности.

5) Определите взаимное расположение  

    прямых 2х – 7у + 3 = 0 и 7х + 2у – 1 = 0.

III. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

    При решении задач группа А контролируется учителем на местах, группы, выполняющие вариант В, после совместного обсуждения плана решения каждой задачи демонстрируют и комментируют решение на доске.

А)  Группы по 2 – 3 ученика работают с тестом, в котором закодировано имя французского математика: ДЕКАРТ.

Тест.

1) С(2; 3), D(4; 5). Найдите длину отрезка CD.

    М)   ;           Ч)   2;           Д)   ;           П)   4.

2) А(-3; -5), В(1; -7), М – середина отрезка АВ. Найдите координаты точки М.

    Е)   (-1; -6);           Ф)   (-4; -3);           Б)   (-2; 1);           У)   (2; -1).

3) Окружность задана уравнением  

    Какие из точек N(-1: 0), L(0; -1), S(-1; 1), К(1; 0), принадлежат этой окружности?

4) . Найдите координаты вектора .

    В) ;           Ц)   ;           Ш)   ;           А)   .

5) Составьте уравнение прямой, проходящей через точки А(-1; 1) и В(1; -3).

    И) ;        Ж)   ;       Р)   ;       З)   .

6) Составьте уравнение окружности с центром в точке (-2; 3) и радиусом .

    Г)   ;        Т)   ;

    Х)   ;       Я)   .

В) Остальные ученики в группах решают блок задач.

Треугольник АВС ограничен прямыми, заданными уравнениями  , .

  1. Определите координаты вершин треугольника.
  2. Окружность с центром в точке К и радиусом r вписана в треугольник АВС. Составьте уравнение этой окружности.
  3. Окружность с центром в точке М описана около треугольника АВС. Составьте уравнение этой окружности.
  4. Составьте уравнение прямой КМ.
  5. Параллельны ли прямые КВ и МР, если Р(1; 4)?
  6. Составьте уравнение прямой, параллельной оси ОУ и проходящей через точку М.
  7. При каких значениях параметра m прямая у = 2m будет касательной к окружности К(r)?

IV. ИТОГИ УРОКА.

Обсуждаются успехи и недостатки в работе учеников, даются рекомендации по устранению недостатков.  Выставляются оценки.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Домашнее задание дифференцированное. Каждый ученик сам определяет, какой уровень сложности ему выбрать.

Домашнее задание группы А задается по учебнику.

Домашнее задание группы В.

АВСD – квадрат. А(0; 0), В(0; 4), D(4; 0).

  1. Найдите координаты вершины С.
  2. Окружность с центром в точке К вписана в квадрат. Составьте уравнение этой окружности.
  3. Окружность с центром в точке А проходит через точку пересечения диагоналей квадрата. Составьте уравнение этой окружности.
  4. Составьте уравнение прямой СР, если Р(1; -5). Лежит ли точка (-7; -28) на прямой СР?
  5. Составьте уравнение прямой, проходящей через точку Р параллельно оси ОХ.
  6. Определите взаимное расположение прямых СР и m, где  - уравнение прямой m.

Домашнее задание группы С.

  1. При каких значениях k прямая, заданная уравнением , удалена от начала координат на расстояние, равное 3?
  2. Дан прямоугольный треугольник АВС с прямым углом С и катетами а и b. Найдите множество точек М, для которых выполняется равенство 2МА2 + 2МВ2 = 5АВ2. Постройте линию, заданную множеством точек М.
  3. В ромбе МТНК точка А принадлежит диагонали ТК, ТА:АК = 2:1. Точка Е делит отрезок НК пополам. Используя метод координат, докажите, что точка А принадлежит отрезку МЕ и делит его в отношении 1:2.


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОМЕТРИИ в 9 классе

Учитель ГБОУ СОШ № 303 Фрунзенского района СПб Трушкова  Ю.В.

Тема урока

Решение задач при обобщении темы «Метод координат» при подготовке к контрольной работе.

Предмет

геометрия

Класс

9

Тип урока

Урок Повторения и закрепления основных формул и понятий

Цели урока

для учителя

для учеников

метапредметные результаты

  • создать условия для повторение и закрепление основных формул и понятий по теме «Метод координат».
  • Развитие логического мышления и вычислительных навыков создать условия для;
  • создать условия для формирования умения работать в группах.

  • знать формулы для нахождения середины отрезка, координат вектора, длины отрезка, уравнения окружности;
  • уметь применять формулы для решения задач

  •  умение самостоятельно ставить и формулировать для себя цели познавательной деятельности,
  • развивать мотивы и интересы учебной  деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки,
  •  умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • умение формулировать, аргументировать и    отстаивать своё мнение.

Технологии обучения или элементы технологий

 Технология индивидуально-бригадного и бригадно-индивидуального обучения, элементы технологий проблемного изложения и деятельностного метода обучения.

Форма работы на уроке

Частично-поисковая, в парах, фронтальная

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

.Раздаточный материал (карточки), Л. С. Атнасян и др. «Геометрия 7-9», Б.Г. Зив «Задчи к урокам геметрии 7-11 классы»

Организационная структура урока

Этапы урока

Время

Деятельность

Приемы, методы, формы работы, технологии

Прогнозируемые результаты

учителя

учеников

Предметные

УУД

I.Организационный момент.

1

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Собирает тетради для проверки домашней работы.

Осмысленно включаются в работу

Фронтальная.

.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные:  

умение выделять нравственный аспект поведения

II. Проверка домашнего задания

5

Организует учащихся  для проверки домашней работы.

Создает эмоциональный настрой урока.

 Проверяется задача к уроку: М – точка пересечения медиан треугольника АВС, где , , . Найдите координаты вершины С и составьте уравнение прямой АС.

Ответ: С(2; 1),  - уравнение прямой АС

Фронтальная.

- Знать формулу нахождения токи пересечения медиан в треугольнике

- Уметь применять метод нахождения уравнения прямой по заданным точкам.

-

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усвоенного материала.

III. Разминка.

16

Организует работу с целью обсуждения возникшей проблемы и путей её решения.

Организует работу на исследование полученного решения задачи, обсуждение результатов Организует группы со слабыми учащимися. Разадает им материал на карточках1 практических заданий. Остальные ученикам раздает карточки2 математического диктанта, который составлен в 6 вариантах. Варианты №5 и № 6 содержат задачи немного труднее, чем остальные варианты

1)Анализируют проблемную ситуацию. Разрабатывают возможные направления решения задачи, отбирают известные факты, позволяющие решить задачу.

2)Обсуждают полученные направления решения задачи,

Фронтальная.

Обсуждение, анализ.

Диалог.

Дифференцированная работа. Групповая работа. Технология индивидуально-бригадого обучения.

.

Знать  формулу для вычисления длины отрезка

Знать   формулу для нахождения координат вектора

Знать Формулу для вычисления середины отрезка

Знать уравнение окружности и прямой.

Уметь применять различные действия над векторами. (сложение, вычитание, умножение на число)

. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

IV. Закрепление изученного материала. Решение задач.

18

1) Организует работу с целью  обсуждения возникшей проблемы и путей её решения.

При решении задач группа А контролируется учителем на местах, группы, выполняющие вариант В, после совместного обсуждения плана решения каждой задачи демонстрируют и комментируют решение на доске.

ГруппаА. Группы по 2 – 3 ученика работают с тестом, в котором закодировано имя французского математика: ДЕКАРТ.

Карточки3. Тест.

ГруппаВ решают карточки4 блок задач.

Учащиеся работают с заданием  в тетради и у доски. Осуществляют самопроверку.

1)Анализируют проблемную ситуацию. Разрабатывают возможные направления решения задачи, отбирают известные факты, позволяющие решить задачу.

2)Обсуждают полученные направления решения задачи.

Фронтальная.

Анализ.

Обсуждение.

Дифференцированная работа. Групповая работа. Технология индивидуально-бригадого обучения

.

-Знание формул и умение применять для решения различных зазадач.

.

Познавательные: Анализ объектов. Структурирование знаний.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные:

формирование готовности к самообразованию.

IX. Рефлексия деятельности (итог урока).

5

1)Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности.

2)Даёт комментарии к домашнему заданию.

1) Фиксируют новое содержание, изученное на уроке.

2)Анализируют деятельность по достижению цели

Домашнее задание дифференцированное. Каждый ученик сам определяет, какой уровень сложности ему выбрать.

Домашнее задание группы А задается по учебнику.

Домашнее задание группы В.

Карточка5 Домашнее задание.

Фронтальная

-

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения материала.

Личностные:  анализируются причины успеха (неуспеха) учебной деятельности.


Дополнительные материалы.

КАРТОЧКА1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

Задание1

.

  1. Запишите  формулу для вычисления длины отрезка АВ.  
  2. Запишите     формулу для нахождения координат вектора .
  3.  - середина отрезка АВ.  Запишите  формулу   для   вычисления   координат  точки К.

  Ответьте на вопрос б), если .

Задание2

а) - координаты центра окружности с радиусом R. Напишите уравнение окружности.

    б) Составьте уравнение окружности, если  – её центр, R = 3.

Задание3

а) Напишите уравнение прямой.

б) Лежит ли точка  на прямой, заданной уравнением ?

Задание4

а) , - некоторое число. Напишите формулы для нахождения координат векторов ,   , .

б) Ответьте на вопросы пункта а), если .

КАРТОЧКА2. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

ВАРИАНТ № 1.

1) А(-8; 7), В(-5; 11). Найдите длину отрезка

    АВ.

2) С(5; -7), К(-9; -3), М – середина отрезка

    СК. Найдите координаты точки М.

3) Р(1; 0), Т(-2; 5). Найдите координаты

    вектора .

4) О(-4; 5) – центр окружности с радиусом

   . Составьте уравнение окружности.

   Лежит ли точка А(-3; 2) на окружности?

5) Перпендикулярны  ли  прямые

    3х – 5у + 4 = 0 и 5х + 3у – 7 = 0?

ВАРИАНТ № 2.

1) С(-1; 22), Е(4; 10). Найдите длину отрезка

    СЕ.

2) К(8: - 11), М(-14; - 1), А – середина отрезка

    КМ. Найдите координаты точки А.

3) А(-2; 6), В(4; 7). Найдите координаты

    вектора .

4) О(2; 3) – центр окружности с радиусом

    . Составьте уравнение окружности.

    Лежит ли точка Р(3; -1) на окружности?

5) Параллельны  ли  прямые

    - 4х + 8у – 1 = 0 и х – 2у +3 = 0?

ВАРИАНТ № 3.

1) М(1; -9), К(-5; -1). Найдите длину отрезка

    МК.

2) А(-3; 8), В(-11; -4), Н – середина отрезка

    АВ. Найдите координаты точки Н.

3) С(2; -1), Е(-1; -5). Найдите координаты

    вектора .

4) О(3; -5) – центр окружности с радиусом

    . Составьте уравнение окружности.

    Лежит ли точка А(1; -1) на окружности?

5) Пересекаются  ли  прямые

    2х – 3у + 4 = 0 и  - 2х - 3у – 4 = 0?

ВАРИАНТ № 4.

1) Р(-5; - 20), М(3; -5). Найдите длину отрезка

    РМ.

2) Е(-10; -7), Р(4; -1), С – середина отрезка

    РЕ. Найдите координаты точки С.

3) А(4; -2), В(3; -5). Найдите координаты

    вектора .

4) О(-1; 3) – центр окружности с радиусом

   . Составьте уравнение окружности.

    Лежит ли точка N(-6; 8) на окружности?

5) Совпадают  ли  прямые

    2х – 3у - 1 = 0 и - 4х + 6у + 2 = 0?

ВАРИАНТ № 5.

1) А(-2; 3), В(2; -5). Найдите длину отрезка

    АВ.

2) М(4; -3), А(-1; 7), А – середина отрезка

    МК. Найдите координаты точки К.

3)  . Лежат ли точки А, В,

     С на одной прямой?

4) О(-4; 1) – центр окружности с радиусом

    . Составьте уравнение    окружности.

5) Определите взаимное расположение  

    прямых 2х – 7у + 3 = 0 и 7х + 2у – 1 = 0.

   

ВАРИАНТ № 6.

1) Р(2; -3), К(-1; 6). Найдите длину отрезка

    РК.

2) А(6; -5), М(4; -7), М – середина отрезка

    АВ. Найдите координаты точки В.

3)  . Лежат ли точки А,

     В и С на одной прямой?

4) О(6; -2) – центр окружности с радиусом

    . Составьте уравнение    окружности.

5) Определите взаимное расположение  

    прямых 2х – 7у + 3 = 0 и 7х + 2у – 1 = 0.

КАРТОЧКА3. ТЕСТ.

Буква1

С(2; 3), D(4; 5). Найдите длину отрезка CD.

    М)   ;           Ч)   2;           Д)   ;           П)   4

Буква2

А(-3; -5), В(1; -7), М – середина отрезка АВ. Найдите координаты точки М.

    Е)   (-1; -6);           Ф)   (-4; -3);           Б)   (-2; 1);           У)   (2; -1).

Буква3

Окружность задана уравнением  

    Какие из точек N(-1: 0), L(0; -1), S(-1; 1), К(1; 0), принадлежат этой окружности?

Буква4

. Найдите координаты вектора .

    В) ;           Ц)   ;           Ш)   ;           А)   .

Буква5

) Составьте уравнение прямой, проходящей через точки А(-1; 1) и В(1; -3).

    И) ;        Ж)   ;       Р)   ;       З)   .

Буква6

Составьте уравнение окружности с центром в точке (-2; 3) и радиусом .

    Г)   ;        Т)   ;

    Х)   ;       Я)   .

КАРТОЧКА4. БЛОК ЗАДАЧ.

Решите задачи.

Треугольник АВС ограничен прямыми, заданными уравнениями  , .

  1. Определите координаты вершин треугольника.
  2. Окружность с центром в точке К и радиусом r вписана в треугольник АВС. Составьте уравнение этой окружности.
  3. Окружность с центром в точке М описана около треугольника АВС. Составьте уравнение этой окружности.
  4. Составьте уравнение прямой КМ.
  5. Параллельны ли прямые КВ и МР, если Р(1; 4)?
  6. Составьте уравнение прямой, параллельной оси ОУ и проходящей через точку М.
  7. При каких значениях параметра m прямая у = 2m будет касательной к окружности К(r)?

 

КАРТОЧКА5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Домашнее зазадние

АВСD – квадрат. А(0; 0), В(0; 4), D(4; 0).

  1. Найдите координаты вершины С.
  2. Окружность с центром в точке К вписана в квадрат. Составьте уравнение этой окружности.
  3. Окружность с центром в точке А проходит через точку пересечения диагоналей квадрата. Составьте уравнение этой окружности.
  4. Составьте уравнение прямой СР, если Р(1; -5). Лежит ли точка (-7; -28) на прямой СР?
  5. Составьте уравнение прямой, проходящей через точку Р параллельно оси ОХ.
  6. Определите взаимное расположение прямых СР и m, где  - уравнение прямой m.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных методов при решении геометрических задач на нахождение углов и расстояний между плоскостями и прямыми в пространстве.

Приведу необходимые теоретические знания, позволяющие успешно решать геометрические задачи группы С(С2) ЕГЭ – 2011, 2012гг. Теоретические положения упорядочены и акцентированы именно на решение ...

Координатные методы решения геометрических задач

Данная работа представляет собой набор задач и необходимый для их решения теоретический материал. Работе с координатными и векторными методами решения задач в курсе общеобразовательной школы зачастую ...

Решение стереометрических задач координатным методом

"Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, -это быть точным, второе - быть ясным и, насколько можно, простым." Я полностью согласна со словами известного мыслителя Л.Карно. Метод коорди...

Программа групповых занятий по математике для учащихся 9 класса "Практикум по решению математических задач. Подготовка ГИА."

Курс ИГЗ  «Подготовка к ГИА по математике» направлен на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а та...

Использование мотивирующих способов организации подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике при решении геометрических задач.

Полезный материал для учителей, осуществляющих подготовку детей к ГИА, а также для учащихся 9 - 11 классов. Какие "хитрости"  можно использовать при решении геометрических задач. В мате...

Решение стереометрических задач координатным методом

Зная как найти расстояние от точки до плоскости можно решать задачи на нахождение расстояния между прямой и параллельной ей плоскостью или между параллельными плоскостями. Так как расстояние между пря...

Рабочая программа элективного курса "Координатно-векторный метод решения геометрических задач"

Программа элективного курса  "Координатно-векторный метод решения геометрических задач" рассчитана на 34 часа и ориентирована на учащихся 11 класса, интересующихся точными науками и пре...