урок математики в 5 классе " Сравнение дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Материал содержит Конспект урока, технологическую карту и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sravnenie.docx | 48.04 КБ |
tehnologicheskaya_karta_sravnenie_drobey_p.docx | 20.49 КБ |
mbou_melehovskaya_osnovnaya_obshcheobrazovatelnaya_shkola_no2.pptx | 925.56 КБ |
Предварительный просмотр:
3)Конспект сценария урока
- Тема: Сравнение дробей
Цель: познакомить учащихся с правилом сравнения дробей с одинаковым знаменателем и одинаковым числителем, научить учащихся применять данные правила при выполнении практических заданий, развивать умение работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, умения моделировать реальные ситуации на языке математики, интерпретировать полученный результат;
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, ценности здорового и безопасного образа жизни.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.
- Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочие тетради, планшеты для устного счета, конверт с заданием, карточки для рефлексии.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. На парте учебник, тетрадь, дневник, чертежные инструменты, планшет для обратной связи, 2 конверта с заданиями.
− Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на предыдущих уроках?
(Мы узнали, что такое доли и обыкновенные дроби, как записать и как прочитать дробь, как изобразить дробь на координатном луче.)
− Сегодня вы продолжите знакомство с обыкновенными дробями, а значит, будете открывать новые знания. Как вы будете это делать?
(Мы выясним, что мы не знаем и сами откроем новые знания.)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
− Но для того, чтобы работа была успешной, начнем урок с повторения и устного счета. Минутка тишины. Ответ показываем на планшетах.
− Расположи ответы примеров в порядке убывания, поставь в соответствие букву. На планшете напишите получившееся слово.
15·3 | 16·4 | 50·7 | 216:2 | 150:30 | 315:3 | 170: 17 | 306:9 | 1500:25 |
е | в | с | р | е | а | и | н | н |
45 | 64 | 350 | 108 | 5 | 105 | 10 | 34 | 60 |
− Какое слово вы получили? (Сравнение.)
− Какими знаниями вы воспользовались, чтобы выполнить задание? (Устными способами умножения и деления натуральных чисел, правилом сравнения натуральных чисел.)
− Вы умеете сравнивать натуральные числа? (Да, умеем.)
− Тогда сравнению, каких чисел будет посвящен урок? (Сравнению дробей.)
Запишем в тетрадях число, классная работа и тема урока.
− Что надо повторить, если вы так определили тему урока?
(Что такое дроби, что показывает числитель дроби, знаменатель дроби.)
Математический диктант. (1 ученик на обратной доске)
1) Запишите дробь: одна шестнадцатая
2) Запишите дробь, у которой числитель 7, а знаменатель 9
3) Запишите дробь, у которой знаменатель 8, а числитель 1.
4) Какую из дробей называют половиной?
5) Запишите дробь, у которой числитель 3, а знаменатель в 3раза больше
6) Запишите дробь, у которой числитель 4, а знаменатель на 5 больше.
, ,,,,,
Придумайте, пожалуйста, вопросы или задания к этим дробям.
Учащиеся придумывают свои вопросы и задания с данными дробям, например:
1.Как называются записанные числа?
2. Назовите числители дробей, знаменатели дробей.
3. Что показывает числитель дроби, знаменатель дроби?
(Далее следуют ответы учащихся на поставленные вопросы, т.е. идёт повторение изученного ранее материала).
− На какие группы можно разбить все дроби?
(Дроби, у которых одинаковые числители, дроби, у которых одинаковые знаменатели.)
На доске: , , ,,
− Назовите знаменатели дробей первой группы. ( 8,2,16)
− Что показывает знаменатель дроби?
(Знаменатель показывает, на сколько равных долей разделено целое.)
− Назовите числители дробей второй группы. ( 7,3,4)
− Что показывает числитель дроби?
(Числитель показывает, сколько равных долей целого взято.)
Ребята, могли бы вы назвать из записанных дробей самую маленькую, самую большую, расставить дроби в порядке убывания? Сомневаетесь?
3. Выявление причины затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить?
(Надо определить для каждой группы дробей, в какой последовательности они стоят.)
- Почему возникли затруднения?
(Не знаем способа сравнения дробей.)
Значит, вам не всё ещё известно о дробях. В средние века учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. У немцев до сих пор существует поговорка «Попасть в дроби». Эта поговорка равнозначная русской «попасть в переплет». Это говорит о трудном, а то и безвыходном положении. Так вот ребята, чтобы мы с вами не попали «в дроби» мы должны хорошо научиться сравнивать дроби. И научимся мы это делать сегодня только используя правило, а на следующем уроке рассмотрим еще один способ сравнения дробей.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Сформулируйте цель вашей деятельности на уроке.
(Узнать правило сравнения дробей.)
− Какие дроби входят в каждую группу?
(В первую группу входят дроби с одинаковыми числителями, а во вторую с одинаковыми знаменателями.)
− По какому признаку будем сравнивать дроби?
(По одинаковым числителям или одинаковым знаменателям.)
− Уточните цель вашей деятельности. (Открыть правило сравнения дробей с одинаковыми числителями и правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.)
− Открывать знания вы будете в группах.
− Первая группа будет работать с первой группой дробей, а вторая – со второй группой дробей.
На парте в первом конверте лежат круги, разбитые на несколько частей.
Сколько и какие круги возьмет 1 группа? Вторая группа?
( 3 - 16,8,2) ( 3 - 9 )
5. Реализация проекта выхода из затруднения.
Работают самостоятельно. Озвучивают ход реализации проекта.
Вывод 1:
Из двух дробей с одинаковыми числителями та дробь больше (меньше), знаменатель, которой меньше (больше).
Вывод 2:
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше (меньше), числитель, которой больше (меньше).
На доске и в тетрадях составляем кластер сравнения дробей:
.
Найдем эти правила в учебнике.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работаем в парах.
Теперь мы сможем выполнить задание, которое было в начале урока?
Расставить дроби в порядке убывания. Т.е начинаем с самого большого.
Сравнить дроби, проговаривая правило сравнения.
Сверить с образцом.
Т.к 16<8<2 7>4>3, то
> > >>.
− У каких пар возникли затруднения?
− При сравнении, каких дробей?
− Какой шаг алгоритма нарушили?
− У каких пар не возникло затруднений?
Физкультминутка «Раз — мы встали»
Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− А теперь проверьте, как каждый из вас понял правила сравнения дробей.
№946, №947
После выполнения задания, учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки.
8.Включение в систему знаний и повторение.
№ 945 устно.
9.Рефлексия деятельности на уроке.
-Ребята, мы ответили сегодня на все вопросы, которые задали себе в начале урока ?
-Что узнали нового? Над чем надо поработать дополнительно?
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
10.Домашнее задание: п.24 прочитать, выучить правила, ответить на вопрос: Как можно сравнить дроби с помощью координатного луча ?
№966, РТ зад 2 стр. 80.
Вы отлично поработали! Всего доброго!
Предварительный просмотр:
№ п/п | Этап урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время в мин. | Формирование УУД | |||||||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||||||||||||||
1 | Мотивация к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие уч-ся; проверка готовности класса к уроку; организация внимания; объявляет группы на одном из этапов урока. | Включаются в деловой ритм урока. Отвечают на вопросы | 2 | Восприятие информации и, осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Организация своей учебной деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Мотивация учения | ||||||||
2. | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий | Минутка тишины. Математический диктант | Выполняют умножение и деление натуральных чисел. Записывают в порядке убывания. Записывают дату в тетрадь, определяют тему урока. Выполняют математический диктант. | 7 | Структурирование собственных знаний | Участие во взаимоконтроле, внесение корректив | Организация и планирование своей деятельности и деятельности сотрудничества с учителем и сверстником | Осознание ответственности за результаты своей деятельности и деятельности сверстника | ||||||||
3 | Выявление причины затруднения. | Перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. | Учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д. Информация из истории математики | 1 | Анализ, сопоставление, отбор информации, построение речевого высказывания | Выделение и осознание того, что уже пройдено и что предстоит. Постановка цели учебной задачи | Умение выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог по поводу формирования темы, цели | Формирование интереса к изучению математики | |||||||||
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. | Учитель оказывает необходимую помощь. | Определяют цель урока. | 2 | Анализ, сопоставление, отбор информации, построение речевого высказывания | Выделение и осознание того, что уже пройдено и что предстоит. Постановка цели учебной задачи | Умение выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог по поводу формирования темы, цели | Формирование интереса к изучению математики | ||||||||
5 | Реализация проекта выхода из затруднения. | Переход к решению, разработка проекта, образование нового знания в сознании учащихся | Организация и контроль за процессом решения задач | Решают задачи, делают выводы, составляют кластер. | 8 | Анализ, сопоставление, отбор информации, построение речевого высказывания | Регулирование своей деятельности | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Смыслообразование. | ||||||||
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Организует самостоятельную работу в парах | Проверяют ответы и оценивают свою работу | 3 | Выбор наиболее эффективных способов решения задачи | Прогнозирование Контроль | Планирование учебного сотрудничества с одноклассником | Адекватное понимание причины успеха или неуспеха своей учебной деятельности | ||||||||
| Физкультминутка | Смена деятельности | Организует физкультминутку и смену деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку | Учащиеся сменили вид деятельности, готовы продолжить работу | 1 | ||||||||||||
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин | Устанавливает правильность и осознанность изученной темы. Организует самостоятельную работу с самопроверкой. Оказывает индивидуальную помощь обучающимся при выполнении заданий. Обращает внимание на осанку. | Работают самостоятельно, сопоставляют работы с эталоном для самопроверки. | 9 | Анализируя и сравнивая приводимые примеры ищет нужную информацию для подведения под новое понятие. | Планирует, контролирует и корректирует свою деятельность. | Умение слушать, вступать в диалог с учителем. | Осознание ответственности за результаты своей деятельности | ||||||||
8. | Включение в систему знаний и повторение.
| Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Устанавливает правильность и осознанность изученной темы. Предлагает устно решить задачу | Отвечают на вопросы. | 3 | Умение строить высказывания, формулировать ответы на вопросы | Осуществление самоконтроля, участие во взаимоконтроле, внесение корректив | Умение выражать свои мысли | Смыслообразование. | ||||||||
9 | Рефлексия деятельности на уроке | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Дает оценку работы учащихся на уроке. Инициирует рефлексию детей, характеризующую их работу на уроке по трем направлениям. | Подчеркивают фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. | 2 | Общеучебный комплекс компетенций | Осознают качество и уровень усвоения. | Умение выражать свои мысли | Смыслообразование. | ||||||||
10 | Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения задании | Задает задание на дом. Обеспечивает понимание цели, содержания и способа выполнения домашнего задания. | Учащиеся записывают в дневники задание. | 2 | ||||||||||||
Технологическая карта урока « Сравнение дробей»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сравнение дробей 5 класс
Расположи ответы примеров в порядке убывания, поставь в соответствие букву. На планшете напишите получившееся слово. 15 · 3 16 · 4 50 · 7 216 : 2 150 : 30 315 : 3 170 : 17 306 : 9 1500 : 25 е в с р е а и н н
45 64 350 108 5 105 10 34 60 е в с р е а и н н
СРАВНЕНИЕ ДРОБЕЙ
Вывод 1: Из двух дробей с одинаковыми числителями та дробь больше (меньше), знаменатель, которой меньше (больше).
Вывод 2: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше (меньше), числитель, которой больше (меньше).
Сверим с образцом
№ 946
№947
№945
Рефлексия
Домашнее задание п.24 прочитать, выучить правила, ответить на вопрос: Как можно сравнить дроби с помощью координатного луча? №966, РТ зад 2, стр. 80.
Молодцы! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по математике 5 класс "Сравнение дробей".
Данный урок приурочен к 70-ти летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады....
Урок математики 5 класс "Сравнение дробей" с элементами ФГОСа
В данном материале помещена разработка урока и к ней презентация...
Урок математики 5 класс Сравнение дробей
Сравнение дробей 5 класс...
Урок математики по теме «Сравнение дробей с разными знаменателями» (5 класс)
Урок математики по теме «Сравнение дробей с разными знаменателями» (5 класс) по УМК Никольский С.М. "Математика, 5 класс"...
Методическая разработка урока математики по теме: "Сравнение дробей с разными знаменателями", 6 класс
Предствлены материалы к уроку математики 6 класса по теме "Сравнение дробей с разными знаменателями": технологическая карта, презентация, лист самооценки и карточка....
Методическая разработка урока математики по теме: "Сравнение дробей с разными знаменателями", 6 класс
Презентация урока...
Методическая разработка урока математики по теме: "Сравнение дробей с разными знаменателями", 6 класс
Лист самооценки ученика...