урок математики в 5 классе " Сравнение дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Тимошенкова Ольга Михайловна

Материал содержит Конспект урока, технологическую карту и презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3)Конспект сценария урока

  • Тема: Сравнение дробей

 Цель: познакомить учащихся с правилом сравнения дробей с одинаковым знаменателем и одинаковым числителем, научить учащихся применять данные  правила при выполнении практических заданий, развивать умение работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, умения моделировать реальные ситуации на языке  математики,  интерпретировать полученный результат;

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 

 формирование целостного мировоззрения,   осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,  ценности  здорового и безопасного образа жизни.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение.

  • Оборудование урока:  компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочие тетради, планшеты для устного счета, конверт с заданием, карточки для рефлексии.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

 Здравствуйте, ребята! Проверьте  свою готовность к уроку. На парте учебник, тетрадь, дневник, чертежные инструменты, планшет для обратной связи,  2 конверта с заданиями.

 

− Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на предыдущих уроках?

(Мы узнали, что такое доли и обыкновенные дроби, как записать и как прочитать дробь, как изобразить дробь на координатном луче.)

− Сегодня вы продолжите знакомство с обыкновенными дробями, а значит, будете открывать новые знания. Как вы будете это делать?

(Мы выясним, что мы не знаем и сами откроем новые знания.)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

− Но для того, чтобы работа была успешной,  начнем урок с   повторения и  устного счета. Минутка тишины. Ответ показываем на планшетах.

− Расположи ответы примеров в порядке убывания, поставь в соответствие букву. На планшете напишите получившееся слово.

15·3

16·4

50·7

216:2

150:30

315:3

170: 17

306:9

1500:25

е

в

с

р

е

а

и

н

н

45

64

350

108

5

105

10

34

60

− Какое слово вы получили? (Сравнение.)

− Какими знаниями вы воспользовались, чтобы выполнить задание? (Устными способами умножения и деления натуральных чисел, правилом сравнения натуральных чисел.)

− Вы умеете сравнивать натуральные числа? (Да, умеем.)

− Тогда сравнению, каких чисел будет посвящен урок? (Сравнению дробей.)

Запишем в тетрадях число, классная работа и тема урока.

− Что надо повторить, если вы так определили тему урока?

(Что такое дроби, что показывает числитель дроби, знаменатель дроби.)

 Математический диктант. (1 ученик на обратной доске)

1) Запишите дробь:   одна  шестнадцатая

2) Запишите дробь, у которой числитель 7, а знаменатель 9

3) Запишите дробь, у которой знаменатель 8, а числитель 1.

4) Какую из дробей называют половиной?

5) Запишите дробь, у которой числитель 3, а знаменатель в 3раза больше

6) Запишите дробь, у которой числитель 4, а знаменатель на 5 больше.

  , ,,,,,

Придумайте, пожалуйста, вопросы или задания к этим дробям.

Учащиеся придумывают свои вопросы и задания с данными дробям, например:

1.Как называются записанные числа? 

2. Назовите числители дробей, знаменатели дробей.

3. Что показывает числитель дроби, знаменатель дроби?

 (Далее следуют ответы учащихся  на поставленные вопросы, т.е. идёт повторение изученного ранее материала).

− На какие группы можно разбить все дроби?

 (Дроби, у которых одинаковые числители, дроби, у которых одинаковые знаменатели.)

На доске:  , ,                             ,,

 

 − Назовите знаменатели дробей первой группы.  ( 8,2,16)

− Что показывает знаменатель дроби?

(Знаменатель показывает, на сколько равных долей разделено целое.)

− Назовите числители дробей второй группы. ( 7,3,4)

− Что показывает числитель дроби?

(Числитель показывает, сколько равных долей целого взято.)

Ребята, могли бы вы назвать из записанных дробей самую маленькую, самую большую, расставить дроби в порядке убывания? Сомневаетесь?

 3. Выявление причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить?

(Надо  определить для каждой группы дробей, в какой последовательности они стоят.)

- Почему возникли затруднения?

(Не знаем способа сравнения дробей.)

 Значит, вам не всё ещё известно о дробях. В средние века учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. У немцев до сих пор существует поговорка «Попасть в дроби». Эта поговорка равнозначная русской  «попасть в переплет».   Это говорит о трудном, а то и безвыходном положении. Так вот  ребята, чтобы мы с вами не попали «в дроби» мы  должны хорошо научиться сравнивать дроби. И научимся мы это делать  сегодня только используя правило, а на следующем уроке рассмотрим еще один способ сравнения дробей.

 4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Сформулируйте цель вашей деятельности на уроке.

(Узнать правило сравнения дробей.)

− Какие дроби входят в каждую группу?

 (В первую группу входят дроби с одинаковыми числителями, а во вторую с одинаковыми знаменателями.)

− По какому признаку будем сравнивать дроби?

 (По одинаковым числителям или одинаковым знаменателям.)

− Уточните цель вашей деятельности. (Открыть  правило сравнения дробей с одинаковыми числителями и правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.)

− Открывать знания вы будете в группах.  

− Первая группа будет работать с первой группой дробей, а вторая – со второй группой дробей.

 На парте  в первом конверте лежат круги, разбитые на несколько частей.

Сколько и какие круги  возьмет 1 группа?  Вторая группа?

(  3 - 16,8,2)  (  3  - 9 )

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

Работают самостоятельно. Озвучивают ход реализации проекта.

Вывод 1:

Из двух дробей с одинаковыми числителями та дробь больше (меньше), знаменатель, которой меньше (больше).

Вывод 2:

Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше (меньше), числитель, которой больше (меньше).

На доске   и в тетрадях составляем кластер сравнения дробей:

 

 .

        

 

Найдем эти правила в учебнике.

 6. Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи.

Работаем в парах.

Теперь мы сможем выполнить задание, которое было в начале урока?

 Расставить дроби в порядке убывания. Т.е начинаем с самого большого.

Сравнить дроби, проговаривая правило сравнения.

Сверить с образцом.

 Т.к   16<8<2                                7>4>3, то

 > >                             >>.

− У каких пар возникли затруднения?

− При сравнении, каких дробей?

− Какой шаг алгоритма нарушили?

− У каких пар не возникло затруднений?

Физкультминутка  «Раз — мы встали»
Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

− А теперь проверьте, как каждый из вас понял  правила сравнения дробей.

№946,    №947

После выполнения задания, учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки.

 8.Включение в систему знаний и повторение.

№ 945 устно.

9.Рефлексия деятельности на уроке.

-Ребята, мы ответили сегодня на все вопросы, которые задали себе в начале урока ?

 -Что узнали нового?   Над чем надо поработать дополнительно?

 «Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

 

10.Домашнее задание: п.24 прочитать, выучить правила, ответить на вопрос: Как можно сравнить дроби с помощью координатного луча ?

 №966,   РТ зад 2 стр. 80.    

                       

Вы отлично поработали! Всего доброго!



Предварительный просмотр:

п/п

Этап урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

в мин.

Формирование УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

 Мотивация к учебной деятельности

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие уч-ся; проверка готовности класса к уроку; организация внимания; объявляет группы на одном из этапов урока.

Включаются в деловой ритм урока. Отвечают на вопросы

2

Восприятие информации и,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Организация своей учебной деятельности  

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация учения

2.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий

Минутка тишины.

Математический диктант

Выполняют умножение и деление натуральных чисел.

Записывают в порядке убывания. Записывают дату в тетрадь, определяют тему урока.  Выполняют математический диктант.

7

Структурирование собственных знаний

Участие во взаимоконтроле, внесение корректив

Организация и планирование своей деятельности и деятельности сотрудничества с учителем и сверстником

Осознание ответственности за результаты своей деятельности и деятельности сверстника

3

Выявление причины затруднения.

Перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного.

 Учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

Информация из истории математики

1

Анализ, сопоставление, отбор информации, построение речевого высказывания

Выделение и осознание того, что уже пройдено и что предстоит. Постановка цели учебной задачи

Умение выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог по поводу формирования  темы, цели

Формирование интереса к изучению математики

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию.

Учитель оказывает необходимую помощь.

Определяют   цель урока.

2

Анализ, сопоставление, отбор информации, построение речевого высказывания

Выделение и осознание того, что уже пройдено и что предстоит. Постановка цели учебной задачи

Умение выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог по поводу формирования  темы, цели

Формирование интереса к изучению математики

5

Реализация проекта выхода из затруднения.

Переход к решению, разработка проекта, образование нового знания   в сознании учащихся

Организация и контроль за процессом решения задач

Решают задачи, делают выводы, составляют кластер.

8

Анализ, сопоставление, отбор информации, построение речевого высказывания

Регулирование своей деятельности

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Смыслообразование.

6.

Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи.

 

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Организует самостоятельную работу в парах  

Проверяют ответы и оценивают свою работу

3

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи

Прогнозирование

Контроль

Планирование учебного сотрудничества с одноклассником

Адекватное понимание причины успеха или неуспеха своей учебной деятельности

 

Физкультминутка

Смена деятельности

Организует физкультминутку и смену деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку

Учащиеся сменили вид деятельности, готовы продолжить работу

1

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин

Устанавливает правильность и осознанность изученной темы.

Организует самостоятельную   работу  с  самопроверкой.  

Оказывает индивидуальную  помощь   обучающимся при выполнении  заданий.

Обращает внимание на осанку.

Работают  самостоятельно, сопоставляют работы с эталоном для самопроверки.

9

Анализируя и сравнивая приводимые примеры ищет нужную информацию для подведения под новое понятие.

 Планирует, контролирует и корректирует свою деятельность.

Умение слушать, вступать в диалог с   учителем.

Осознание ответственности за результаты своей деятельности  

8.

Включение в систему знаний и повторение.

 

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Устанавливает правильность и осознанность изученной темы.

Предлагает  устно решить задачу

Отвечают на вопросы.

3

Умение строить высказывания, формулировать ответы на вопросы

Осуществление самоконтроля, участие во взаимоконтроле, внесение корректив

 Умение выражать свои мысли

Смыслообразование.  

9

 Рефлексия деятельности на уроке 

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

  Дает оценку работы учащихся на уроке.

 Инициирует рефлексию детей, характеризующую их  работу   на уроке по трем направлениям.   

Подчеркивают   фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. 

2

Общеучебный комплекс компетенций

Осознают качество и уровень усвоения.

 Умение выражать свои мысли

Смыслообразование.  

10

Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения задании

  Задает задание на дом.

Обеспечивает понимание цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

Учащиеся записывают в дневники задание.

2

Технологическая карта урока « Сравнение дробей»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Мелеховская основная общеобразовательная школа № 2 им. Симонова С.Г.» Учитель 1 квалификационной категории Тимошенкова Ольга Михайловна

Слайд 2

Сравнение дробей 5 класс

Слайд 3

Расположи ответы примеров в порядке убывания, поставь в соответствие букву. На планшете напишите получившееся слово. 15 · 3 16 · 4 50 · 7 216 : 2 150 : 30 315 : 3 170 : 17 306 : 9 1500 : 25 е в с р е а и н н

Слайд 4

45 64 350 108 5 105 10 34 60 е в с р е а и н н

Слайд 5

СРАВНЕНИЕ ДРОБЕЙ

Слайд 6

Вывод 1: Из двух дробей с одинаковыми числителями та дробь больше (меньше), знаменатель, которой меньше (больше).

Слайд 7

Вывод 2: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше (меньше), числитель, которой больше (меньше).

Слайд 8

Сверим с образцом

Слайд 9

№ 946

Слайд 10

№947

Слайд 11

№945

Слайд 12

Рефлексия

Слайд 13

Домашнее задание п.24 прочитать, выучить правила, ответить на вопрос: Как можно сравнить дроби с помощью координатного луча? №966, РТ зад 2, стр. 80.

Слайд 14

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями"

Цель: научить сравнивать дроби с разными знаменателями при решении экологических задач, показать необходимость предотвращения загрязнения окружающей среды пластиковыми бутылками....

Интегрированный урок по математике 5 класс "Сравнение дробей".

Данный урок приурочен к  70-ти летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады....

Конспект и презентация урока математики "Образование и сравнение дробей"

Конспект открытого урока математики, проведенного в 6 классе ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы № 8 VIII вида г. Ейскана тему «Образование и сравнение дробей »Учитель : Ванюкова Ксения Владимиро...

Урок математики 5 класс "Сравнение дробей" с элементами ФГОСа

В данном материале помещена разработка урока и к ней презентация...

Урок в 6 классе. "Сравнение дробей"

Сравнение рациональных дробей, творческая деятельность при решении заданий на решение уравнений и неравенств содержащих модуль....

Технологическая карта фрагмента урока в 5 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями"

Технологическая карта фрагмента урока в 5 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями" по учебнику Е.А.Бунимовича...