Галимова Р.А. План-конспект урока по математике в 10 классе "Решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и вычисление корней тригонометрического уравнения"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Конспект урока на закрепление умения решать тригонометрические уравнения, рассмотрение случая алгебраического отбора корней при помощи двойного неравенства для целочисленного параметра.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Лениногорска»
МО «ЛМР» Республики Татарстан
Решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и вычисление корней тригонометрического уравнения
План-конспект урока
по математике в 10 классе.
Учитель: Галимова Регина Алексеевна
Лениногорск, март 2014
Тип занятия: урок-практикум
Цели:
- Закрепление умения решать тригонометрические уравнения.
- Рассмотрение случая алгебраического отбора корней при помощи двойного неравенства для целочисленного параметра.
- Развитие и совершенствование знаний, умений и навыков при выполнении различных заданий на отбор корней.
- Развитие логического мышления учащихся.
- Формирование навыка самостоятельного выполнения заданий, умения работать с учебным материалом, контролировать свою деятельность, адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Конспект занятия
Перед началом занятия один из учащихся записывает на доске решение задания №4 из домашней работы и закрывает его «крыльями» доски.
- Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к занятию.
- Устная работа.
Проводится математический диктант.
- Вычислите значения выражений и запишите ответы в тетрадь:
Sin , Cos , tg5700, Cos (- 4800), Sin. Ответы: -0,5;- ; ; -0,5;
- Решите устно уравнения и запишите ответы в тетрадь:
2 sin x = 1; cos3x = ; tg x = - 1 ; sin x- 1=0.
Ответы:; ; ;
- Запишите в тетрадях числа под диктовку и пронумеруйте их в порядке возрастания: ()
По окончании математического диктанта проводится проверка в виде фронтального опроса с последующей самооценкой.
- Проверка домашнего задания (проверка проводится в виде обсуждения, акцент делается на задании №4):
Определите количество корней уравнения , принадлежащих промежутку .
Учащиеся указывают на то, что задан слишком большой промежуток, что сами корни для ответа не нужны,… Учитель подводит учащихся к выводу, что не во всех случаях удобен способ перебора значений целочисленного параметра при отборе корней.
- Постановка цели урока, разбор материала занятия:
Устно повторить с учащимися метод перебора значений целочисленного параметра при отборе корней (его положительные и отрицательные стороны). Среди отрицательных сторон учащиеся могут указывать на неудобство перебора в случае
- большого промежутка,
- обратных тригонометрических функций от нетабличных значений
Сделать вывод: необходим метод отбора корней тригонометрических уравнений,
- позволяющий ускорить этот процесс,
- сделать его проще в случае сложных вычислений
- способный избавить от лишней работы по вычислению самих корней в случае необходимости определения только их количества.
Затем предложить метод данного урока. На примере уравнения из домашнего задания разобрать алгоритм работы данного метода (учитель решает уравнение на доске).
- Практическая часть занятия
Двое учеников выполняют задания 1-2 на доске, остальным учащимся предлагается самостоятельно выполнить данные задания с последующей проверкой.
Задание 1.
а) Решить уравнение 6sin2x+2sin22x=5
б) Указать корни, принадлежащие отрезку.
Решение. а) Приведем уравнение 6sin2x+2sin22x=5 к квадратному уравнению относительно cos2x.
б) Применим способ отбора в промежуток при помощи двойного неравенства
Так как k принимает только целые значения, то возможно лишь k=2,k=3.
При k=2 получим, при k=3 получим.
Ответ:
Задание 2.
а) Решить уравнение cos4x-cos2x=0
б) Указать корни, принадлежащие отрезку
Решение.а) Решим уравнение
Серия входит в серию, поэтому ответ можно записать одной формулой
б) Применим способ отбора в промежуток при помощи двойного неравенства
Так как k принимает только целые значения, то возможно лишь k=2, k=3, k=4, k=5, k=6
При k=2 получим , при k=3 получим x =, при k=4 получим , при x=5 получим , при k=6 получим
Ответ: а) б)
Практическая работа.
Следующиезадания (3-4) разбираются вместе с учителем: устно определить особенности данных уравнений, найти область определения функции (при необходимости), наметить алгоритм решения уравнения и отбора корней. После этого учащимся предлагается выполнить задания самостоятельно.
Задание 3
Решить уравнение
Решение.Данное уравнение равносильно системе:
Решим уравнение данной системы
Первое уравнение полученной системы не имеет корней. Второе уравнение имеет корни
Решив неравенство получаем
Среди решений уравнения отбираем те корни, которые принадлежат интервалу (0; 12):
Первая серия:
Т.к. , то Следовательно, интервалу (0; 12) принадлежит только корень
Вторая серия:
Т.к. , то Следовательно, интервалу (0; 12) принадлежат корни
Ответ:
Задание 4
а) Решите уравнение
.
б) Найдите корни уравнения, принадлежащие интервалу
Решение.
а) Решим уравнение. Приведем его к виду
.
Полученное уравнение равносильно системе уравнений
Первое уравнение этой системы имеет корни
Второе уравнение имеет корни
Итак, корни уравнения
б) Так как корни должны принадлежать интервалу то:
- для первой серии
Учитывая, что , получаем Тогда
- для второй серии
Оценив и и учитывая, что, имеем Тогда корни
По окончании практической работы через проектор на экран выводится решение для проверки. Учащиеся проверяют работы друг друга в парах и помогают напарнику исправить ошибки. Учитель выборочно проверяет работы учащихся.
- Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Итак, сегодня мы рассмотрели способ отбора корней в тригонометрических уравнениях с помощью неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра.
- Далее учащиеся коротко дают характеристику данному методу.
- Учитель комментирует результаты работы учащихся.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание (задания демонстрируются через проектор на экран).
- Записать задания в тетрадях и выполнить их.
1) Решить уравнение и указать корни, принадлежащие отрезку.
2) Решить уравнение и указать корни, принадлежащие интервалу.
4) Решите уравнение и найдите корни, принадлежащие отрезку .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ. С1: Отбор корней тригонометрических уравнений.
Актуальна проблема отбора корней тригонометрических уравнений в старших классах. Представлены способы отбора, объединение корней, материала для промежуточного контроля знаний....
ПРОВЕРКА КОРНЕЙ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКОГО УРАВНЕНИЯ
Данная тема актуальна при сдаче ЕГЭ....
План-конспект урока "Отбор корней тригонометрического уравнения"
Для использования в 10-11 классах на уроках и при подготовке к ЕГЭ. Урок формирует два приемами отбора корней при решении тригонометрических уравнений: перебор по параметру и с помощь...
План-конспект интегрированного урокапо физической культуре с ИКТ.
Урок по волейболу с использованием знаний по физике с ИКТ. ...
Урок алгебры в 10 классе на тему:"Отбор корней тригонометрических уравнений"
Расматривается три спопосба отбора корней тригонометрических уравнений...
Эффективные методы устных вычислений корней квадратных уравнений
Рассмотрены устные методы вычисления корней квадратных уравнений...
Урок алгебры в 10 классе по теме Выбор корней тригонометрических уравнений
Конспект урока алгебры в 10 классе по теме "Выбор корней тригонометрических уравнений"...