Урок алгебры в 10 классе на тему:"Отбор корней тригонометрических уравнений"
план-конспект занятия по алгебре (10 класс) на тему
Расматривается три спопосба отбора корней тригонометрических уравнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по алгебре и началам анализа в 10а классе 7. 11.11
( фрагменты поурочного плана )
Тема: « Тригонометрические уравнения с условием ( отбор корней )»
Цели: Первый уровень – сегодня. Ключевое слово ПОНЯТЬ.
Понять все три способа отбора корней простейших тригонометрических
уравнений (т. у. )
Второй уровень – на следующей паре. Ключевое слово НАУЧИТЬСЯ.
Научиться проводить отбор корней простейших т. У.
Третий уровень – в конце изучения тригонометрии. Научиться проводить отбор корней
любого т.у.
Ход урока.
- Работа с одаренными учащимися. На боковой доске решают примеры из задачника победители школьной олимпиады Москвин Илья и Левчук Сергей № 22.16 (а), № 22.27(в) и №22.16(б), № 22.27(г) соответственно.
- Устный счет. Заполнить таблицу. Найти корни уравнений
, которые принадлежат отрезкам ( удовлетворяют условию ). Можно использовать числовую окружность.
а | - | - | ||
Х принадлежит |
|
Первый вывод: отбор корней провели с помощью числовой окружности.
- Решаем в тетрадях №30 ( а,в)
Работа с учебником. Первая часть стр. 187 пример №11. Комментарий учителя.
Второй вывод: отбор корней провели методом перебора значений параметра п.
Рассмотрели примеры, где задания по отбору корней даны в явном виде. Часто пор отбор корней в заданиях вообще ничего не говорится, но в ходе решения он присутствует. Последние три года на ЕГЭ в задании С1 приводятся примеры по отбору корней.
- ( 2
- 1 )(
+ 1 ) =0 Решить уравнение. Найдите ОДЗ этого уравнения. -
≥ 0. Получили уравнение с условием.
= 0. Решить уравнение. Найдите ОДЗ этого уравнения.
Получили уравнение с условием.
Мы рассмотрели два способа отбора корней есть и другие способы отбора.
- Работа с учебником. Первая часть стр. 196 Х =
+
п Читаем далее. « Осталось из найденной серии решений выбрать те корни уравнения, которые принадлежат интервалу
. Решаем двойное неравенство относительно п. Найденные значения п подставляем в формулу корней уравнения. Этот третий способ отбора корней назовем отбор методом двойного неравенства.
- Решим пример, аналогичный тем, которые решали Илья и Сергей. № 27(б)
. Найти Х, принадлежащий
Первый способ. Отбор корней проведем с помощью числовой окружности. На числовой окружности отложатся точки, соответствующие числам 3Х, а по условию надо найти Х. Обозначим границы 3Х. Таковыми являются . Корни уравнения симметричны относительно начала координат, поэтому достаточно найти положительные корни и в ответ добавить им противоположные. На промежутке от 0 до 2п корнями являются числа:
и
. На промежутке от 2п до 3п корнем будет число
. Далее получаем: 3Х1 =
, Х1 =
, 3Х2 =
, Х2 =
3 =
п, Х3 =
. Ответ: ±
;
; ±
п.
Второй способ. Отбор корней проведем с помощью двойного неравенства. Одной из серий решения неравенства является выражение Х = +
п. Необходимо решить двойное неравенство – п ≤
+
п ≤ п, -
≤ п ≤
, п – целые числа. П = -1, 0, 1. При п = -1 Х =
-
= -
; при п = 0 Х =
; при п = 1 Х =
+
п. Учитывая, что корни симметричны относительно начала координат получаем тот же ответ.
Третий вывод: отбор корней провели методом решения двойного неравенства.
- На уроке рассмотрели более двадцати примеров на отбор корней, охватив все три способа. В первой части учебника рассмотрено таких примеров всего три, причем отсутствует наиболее распространенный способ отбор корней с помощью числовой окружности. Предлагаю в оглавлении ваших рабочих тетрадей внести данную тему.
- Оборудование: демонстрационный плакат числовой окружности с осями тангенса и котангенса и со всеми числами с шагом
. Самодельные числовые окружности и обе части учебника у каждого ученика.
Учитель В.П.Коневцев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по теме "Отбор корней при решении тригонометрических уравнений"
Геометрический метод отбора корней при решении тригонометрических уравнений....

открытый урок в 10 классе по теме :"Методы решения тригонометрических уравнений"
Урок повторения,обобщения, систематизации и углубления знаний в 10 классе по теме :"Методы решения тригонометрических уравнений" с применением ИКТ....
Урок в 10 классе по теме: «Решение простейших тригонометрических уравнений»
Урок в 10 классе по теме: «Решение простейших тригонометрических уравнений» ...

Урок алгебры в 10 классе по теме Выбор корней тригонометрических уравнений
Конспект урока алгебры в 10 классе по теме "Выбор корней тригонометрических уравнений"...
Урок в 8 классе по теме "Формула корней квадратного уравнения"
Урок "Формула корней квадратного уравнения разработан полностью в соответствии со структурой урока по ФГОС....

Методическая разработка. Технологическая карта урока по теме: " Отбор корней тригонометрического уравнения на промежутке". 10 класс.
Технологическая карта урока позволяет увидеть целостную картину современного урока. Урок носит проблемный и развивающий характер, способствующий формированию личностных и предметных компетенций....