Эффективные методы устных вычислений корней квадратных уравнений
план-конспект занятия по алгебре (8 класс) по теме
Рассмотрены устные методы вычисления корней квадратных уравнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivny_e_metody_ustnyh_vychisleniy_korney_kvadratnyh_uravneniy.docx | 93.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные способы устных вычислений корней квадратных уравнений.
В старших классах появляется необходимость быстрого определения корней при решении систем уравнений и неравенств второй степени, задач на составление дробно- рационального уравнения, задач с параметрами.
Так как теорема Виета имеет ограниченную область применения (только для приведённых квадратных уравнений), то появляется необходимость отыскать более удобные устные способы решения.
Используем для этого теорему о корне многочлена (алгебра многочленов) и теорему Виета для квадратных уравнений
Частные случаи.
Рассмотрим уравнение общего вида: ax2 + bx + c = 0.
Для устного определения корней используем две вспомогательные теоремы.
Теорема 1:
Если в квадратном уравнении сумма коэффициентов a + b + c = 0, то x1=1, x2 =.
Доказательство:
- В алгебре многочленов число x0 является корнем многочлена М(х), если М(х0)=0.
- Проверим, является ли х1=1 корнем многочлена М(х)=ax2+bx+c:
a*12 + b*1 + c = a + b + c = 0 (по условию теоремы) => х1=1 – корень уравнения.
- По теореме Виета для КВУР общего вида:
х1*х2 = ;
так как х1=1, то
1* х2 = => х2 = => x1 = 1 и x2 = - корни уравнения.
Теорема доказана.
Теорема 2:
Если в квадратном уравнении сумма коэффициентов a – b + c = 0, то х1= - 1; х2 =.
Доказательство:
- В алгебре многочленов число x0 является корнем многочлена М(х), если М(х0)=0.
- Проверим, является ли х1= - 1 корнем многочлена М(х)=ax2+bx+c:
a*(-1)2+b*(-1)+c = a – b + c = 0 (по условию теоремы) => х1= -1 – корень уравнения.
- По теореме Виета для уравнения общего вида:
х1*х2 = ;
так как х1= -1, то
(-1)* х2==> х2==> x1= -1 и x2 = - корни уравнения
Теорема доказана.
Примеры:
- 1х2 + 4х - 5 = 0
1+4+(-5)=0 => Теорема 1
х1=1; х2= = - 5
Ответ: -5; 1.
- 5х2 + 12х + 7 = 0
5 - 12+7=0 => Теорема 2
х1= -1 ; х2 = = - 1,4
Ответ: х1= -1; х2= - 1,4.
- 3х2 - 5х + 2 = 0
3+(-5)+2=0 => Теорема 1
х1=1; х2=
Ответ: х1=1; х2=.
- 8х2 + 13х + 5 = 0
8 - 13+5=0 => Теорема 2
х1= -1; х2 =
Ответ: -1;
Рассмотрим применение этих теорем на примере решения системы неравенств:
3х2 + х – 2 ≤ 0; (1)
х2 + 4х – 12 ≤ 0. (2)
- 3х2 + х - 2 ≤ 0 (решение между корнями)
Корни соответствующего уравнения : 3х2 + х – 2 = 0; 3-1-2=0 => по Т.2: х1= -1;
х2=
Решение неравенства (1): - 1 ≤ х ≤ .
- х2 + 4х – 12 ≤ 0 (решение между корнями)
Корни соответствующего квадратного уравнения
х2+4х-12=0; вычисляем по теореме Виета: х1 = - 6; х2 = 2.
Решение неравенства(2): - 6 ≤ х ≤ 2.
(3) Решение системы неравенств:
-1 ≤х ≤ ;
- 6 ≤ х ≤ 2.
Ответ: х.
Примечание: нахождение корней квадратного уравнения осуществляется устно.
«Переброска»
В случае качественного владения Теоремами 1, 2 и теоремой Виета можно предложить сильным учащимся использование метода «переброски».
Возьмем квадратное уравнение общего вида: ах2 + bx + c =0, (1)
По теореме Виета корни уравнения (1) х1 и х2 удовлетворяют условиям:
х1 + х2 = ,
х1* х2 =.
Выполним «переброску» старшего коэффициента к свободному члену и рассмотрим вспомогательное уравнение:
х2 + bx + a • c=0, (2)
По теореме Виета для (2) уравнения его корни х1’ и x2’ таковы, что
х1’+ x2’= - b,
х1’• x2’ = a c;
Если в качестве корней уравнения (1) взять числа х1 = и х2 = , то проверим для них формулы Виета:
х1 + х2 = +==,
х1 • х2=•== = .
Значит, числа вида и являются корнями уравнения (1).
Алгоритм:
- Записать уравнение:
2х2 - 7х + 6=0
- «Перебрасываем» старший коэффициент к свободному члену:
х2 - 7х + 6 •2 = 0,
х2- 7х + 12 = 0.
- Найдем корни полученного вспомогательного уравнения по теореме Виета или с помощью частных случаев и разделим на число, которое «перебрасывали» (старший коэффициент). Это и будут корни данного уравнения:
х1==2;
х2== 1,5.
- Записать ответ.
Ответ: 1,5; 2.
Примеры:
- 2х2+13х-7=0
х2+13х – 14 = 0 ( теорема 1)
х1== 0,5
х2== - 7
Ответ: - 7; 0,5
- 2х2+5х-18=0
х2 + 5х – 36 = 0 ( по теореме Виета)
х1==-4,5
х2==2
Ответ: - 4,5; 2.
- 4х2-27х-7=0
х2- 27х – 28 = 0 (теорема 2)
х1== - 0,25
х2 ==7
Ответ: - 0,25; 7.
- 3х2-17х-6=0
х2-17х-18=0 (теорема 2)
х1=
х2==6
Ответ: ; 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формула корней квадратного уравнения
Урок по алгебре...
формулы корней квадратного уравнения.
план -конспект...
формулы корней квадратного уравнения.
план -конспект...
формулы корней квадратного уравнения.
план -конспект...
конспект урока по теме "Формулы корней квадратных уравнений"
Урок закрепления с применением информационных технологий и системно деятельностного подхода....
Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "
Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией, представленной в формализованном и формальном виде, не восп...
Галимова Р.А. План-конспект урока по математике в 10 классе "Решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и вычисление корней тригонометрического уравнения"
Конспект урока на закрепление умения решать тригонометрические уравнения, рассмотрение случая алгебраического отбора корней при помощи двойного неравенства для целочисленного параметра....