Рабочая программа факультатива "Уравнения, неравенства и их системы" 10 класс.
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему

Соколова Ирина Дмитриевна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_po_matematike_10_klass.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор: _________________ (Борисова Л. И.)

«______» _____________________ 201___ г.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

имени Героя Советского Союза Будника Г. Д.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По факультативному курсу

«Уравнения, неравенства и их системы»

для 10 класса

Учитель математики Соколова И. Д.

г. Лобня 2015 г.


 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.

Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи данного курса. Обязательны такие задания и на вступительных экзаменах в вузы. Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры. В настоящее время практика вступительных экзаменов оторвалась от школы. Нам известно насколько велики «ножницы» между требованиями школьной программы и требованиями, которые предъявляют к своему поступающему ВУЗ, особенно ВУЗ высокого уровня.

Факультативный курс «Уравнения, неравенства и их системы» поможет подготовиться учащимся к поступлению в высшее учебное заведение, так как основной целью этого курса является знакомство учащихся с общими методами и приемами решения уравнений, неравенств и их систем.

 Задачами данного элективного курса являются:

- повышение уровня математического и логического мышления учащихся;

- развитие навыков исследовательской деятельности,

- подготовка выпускника к сдаче конкурсного экзамена по математике.

Работа элективного курса строится на принципах: 

- научности;

- доступности;

- опережающей сложности;

- вариативности;

- самоконтроля.

 Программа данного  курса рассчитана на 70 часов и предназначена для учащихся 10 класса. Программа предусматривает чтение установочных лекций, проведение практических занятий, семинаров, практикумов. При изучении курса для обучающихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, творческого подхода, исследовательской деятельности.

 Цели курса

-Восполнить пробелы основного курса;

 -формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами для подготовки к экзамену в новой форме;

- формировать у учащегося интереса к предмету,

-развитие их математических способностей;

-развивать познавательную деятельность учащегося;

- усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений;

-овладеть исследовательской деятельностью.

Ожидаемые результаты:

В процессе обучения учащиеся приобретают умения разбираться в типах и методах решения задач, анализировать, исследовать, находить пути их решения, выработать практические навыки в решении уравнений и неравенств. По результатам теста, контрольных работ выставляется оценка «зачтено», «не зачтено».

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 1. Уравнения и их системы.( 22 ч)

 Теорема Безу. Уравнения высших степеней. Симметрические уравнения и их системы. Системы однородных уравнений и приводящиеся к ним. Системы уравнений с тремя неизвестными.

Базовые знания: знать теорему Безу, общий вид возвратных, симметрических уравнений, способы решения этих уравнений и их систем, способ решения систем однородных уравнений.

 2. Тригонометрические уравнения. (16 часов)

 Метод разложения на множители. Приведение уравнения к одной функции одинакового аргумента. Метод замены переменных. Отбор корней в тригонометрических уравнениях. Уравнения, содержащие знак корня и модуля. Уравнения и неравенства, содержащие обратные тригонометрические функции.

Базовые умения: знать формулы тригонометрии, формулы корней простейших тригонометрических уравнений, уметь решать тригонометрические неравенства.

 3.Неравенства. (14 часов)

 Метод интервалов для рациональных неравенств. Метод интервалов как следствие свойств непрерывности. Неравенства с модулем. Иррациональные неравенства.

Базовые умения: знать свойства числовых неравенств, решать квадратичные неравенства, решать системы неравенств. 

4. Задачи с параметрами. (14 часов)

 Аналитические приемы решения уравнений, неравенств и их систем. Графические приемы решения уравнений, неравенств и их систем. Количество решений уравнений, неравенств и их систем. Расположение корней квадратичной функции относительно заданной точки. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции. Решение уравнений и неравенств с параметром первого типа (“для каждого значения параметра найти все решения уравнения.”) Решение уравнений и неравенств второго типа (“найти все значения параметра при каждом из которых уравнение удовлетворяет заданным условиям”).

Базовые умения: уметь выполнять равносильные преобразования уравнений, неравенств и их систем, уметь накладывать ограничения на переменную, учитывая параметр.

 

Календарно-тематическое планирование

по  курсу

«Уравнения,  неравенства и их системы»

10 класс

1 час в неделю, всего 34 часа

№п/п

Содержание занятия

Количество часов

Форма контроля

АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И ИХ СИСТЕМЫ

22 часов

1.

Уравнение и его корни. Преобразования уравнений.

1

2.

Иррациональные уравнения.

3

3.

Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.

2

Самостоятельная работа

4.

Уравнения высших степеней.

2

5.

Возвратные и симметрические уравнения.

2

6.

Однородные уравнения.

2

Самостоятельная работа

7.

Основные понятия, относящиеся к системе уравнений.

1

8.

Методы решения систем ( замены переменной, подстановки)

3

Самостоятельная работа

9.

Симметрические системы.

2

10.

Метод приведения системы к совокупности более простых систем.

2

11.

Решение систем с однородными уравнениями.

2

Самостоятельная работа, домашняя контрольная работа

ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ.

16 часов

12

Метод разложения на множители.

2

13.

Приведение уравнения к одной функции одинакового аргумента.

2

14.

Способ замены переменной.

2

Самостоятельная работа

15.

Уравнения, решаемые с помощью оценки их правой и левой частей.

2

16

Уравнения, содержащие знак корня и модуля.

2

Самостоятельная работа

17-18

Примеры систем тригонометрических уравнений.

4

19

Уравнения и неравенства, содержащие обратные тригонометрические функции.

2

Домашняя контрольная работа

НЕРАВЕНСТВА.

14 часов

20.

Равносильные неравенства.

1

21.

Дробно-рациональные неравенства.

2

22-23.

Метод интервалов для рациональных неравенств

4

24.

Метод замены множителей.

2

25-26.

Иррациональные неравенства.

5

Зачетная работа

УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ПАРАМЕТРАМИ.

14 часов

27-28.

Исследование линейных уравнений и неравенств.

2

29.

Исследование системы линейных уравнений.

2

Самостоятельная работа

30.

Задачи на расположение корней.

2

31.

Задачи на установление числа корней уравнения, нахождения общего корня двух уравнений.

2

Самостоятельная работа

32.

Использование свойств функций

2

33.

Геометрические интерпретации.

2

Самостоятельная работа

34-35.

Уравнения и неравенства в тестах ЕГЭ.

2

Итоговый тест

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. «Учебное пособие для 10 класса средней школы», Москва, «Просвещение», 1991г.

2. Горнтейн П.И. Задачи с параметрами. Москва-Харьков, 2003г.

3. Чулков П. В. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

4. Бутузов В.Ф., Колягин Ю.М. Спецкурс по математике.10 класс. Москва, 2000г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей ____________________________

от «_____» ___________ 201___ г. № ____

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________ (Кобзарь Т. Г.)

«______» ________________ 201___ г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа курсов по выбору для 9 класса "Самый простой способ решения непростых неравенств"

                          Муниципальное бюджетное  образовательное  учреждениесредняя    общеобразовате...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа спецкурса по математике в 10 классе «Уравнения и неравенства с модулем» 2часа в неделю

Рабочая программа спецкурса по математике для 10 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования 2 часа в неделю...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...